С какой целью проводится оценка развития ребенка дошкольного возраста

Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (ФГОС ДО)

1) Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (ФГОС ДО)

2) Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (ФГОС ДО, раздел 4, п.4.2.) Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками дошкольной образовательной организации.

3) При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). (ФГОС ДО, раздел 3, п )

4) Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. (ФГОС ДО, раздел 3, п )

5) Дошкольный возраст это этап, когда ребенок развивается чрезвычайно стремительно. Увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования для каждого конкретного ребенка вот задачи педагогической диагностики. Таким образом, результаты педагогической диагностики должны использоваться для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития

6) Методы педагогической диагностики Наблюдение (основной) Педагогическая свободная беседа Анализ продуктов детской деятельности Проблемная ситуация Дидактическое задание (педагогический тест)

7) При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты ДОУ (педагоги-психологи, психологи) (ФГОС ДО, раздел 3, п ). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

8) Методы психологической диагностики:

Тест

Наблюдение

Диагностическая беседа

Опрос

 Анализ продуктов детской деятельности

Проективный метод

Эксперимент

9) Отличия педагогической диагностики от психодиагностики Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке (режимные моменты, прогулка, образовательная деятельность). Психологическая диагностика обычно проводится в кабинете психолога, в новой или не совсем привычной для ребенка обстановке. Регистрация результатов педагогической диагностики не является стандартной, педагог сам создает или выбирает удобную для использования в своей работе форму (дневниковые записи, карты развития и т.п.). Все данные и результаты психологической диагностики фиксируются в протоколах по определенной форме.

10) Отличия педагогической диагностики от психодиагностики Основную цель психологической диагностики можно сформулировать как отнесение развития ребенка к условно нормативному или отклоняющемуся и определение типа (варианта) его развития. Т.е. психологическая диагностика направлена на выявление проблем и их коррекцию. Педагогическая диагностика подходит к исследованию объекта не ради его изучения, а прежде всего ради его преобразования. Т.е. педагогическая диагностика направлена на развитие.

11) Отличия педагогической диагностики от психодиагностики Педагогическая диагностика развития ребенка складывается из множества частных оценок, она длительна по времени. Процедура психологической диагностики может носить однократный характер и ограничиваться несколькими часами. Цель психологической диагностики – количественный (баллы и уровни) и качественный анализ полученных данных. Цель педагогической диагностики исключительно качественный анализ, т.е. содержательная характеристика наблюдаемого явления.

12) Важно помнить, что целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития. В связи с этим возникают вопросы: – если диагностика становится необязательной, но оценить качество мы должны, как и с помощью чего это сделать? – как педагогу оценить уровень развития фантазии, любознательности, инициативности, как измерить характер взаимодействия со взрослыми и детьми, систему отношения к себе и окружающему миру?

13) Современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования, а также требования ФГОС ДО диктуют иной подход к системе оценки результатов освоения Программы. Педагог должен в первую очередь оценивать не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, направленной на создание условий для индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

14) Ребенок дошкольного возраста не всегда может сообщить информацию о себе, он не всегда готов к участию в сложных диагностических процедурах. Поэтому о нем и его возможностях лучше всего свидетельствуют: результаты его деятельности, особенности взаимодействия с окружающим миром, его поведение. Ребенок дошкольного возраста – во многом еще потенциален, то есть, скрыт в истинных своих возможностях и от себя, и от окружающих. Поэтому педагогическая диагностика носит прогностичный и вероятностный характер

15)  Как это сделать? По ФГОСТ ДО в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступают результаты социализации, личностные результаты развития ребёнка, а не результаты обучения. Таким образом, согласно Стандарту ДО, верным будет оценка вектора личностного развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться.

16) Частота проведения оценки индивидуального развития дошкольника определяется педагогом самостоятельно. Важно чтобы диагностика проводилась не для оценки самой по себе, а изучала динамику развития ребенка, выявляла эффективные способы и приемы, направленные на создание условий (см. ФГОС ДО, раздел 3, п ) для гармоничной социальной ситуации развития, соответствующей специфике дошкольного возраста и как следствие, для достижения детьми обозначенных в ФГОС ДО целевых ориентиров

17) Перенос акцента на социализацию меняет представление о результатах ДО. В первую очередь, социализация предполагает развитие в дошкольном возрасте мотивационно – ценностной сферы. У дошкольников это проявляется в любознательности, в стремлении познания и осознания мира, (часто в виде вопросов «когда?», «почему?», «где?», «зачем?» и т.п.), в потребности фантазирования и творчества (инициативность), которые воплощаются в игровой, изобразительной и других видах детской деятельности

18) Во вторых, социализация предполагает развитие у дошкольников потребности в мотивации достижений. У ребёнка в дошкольном возрасте присутствует гордость за свои достижения. По данным психолого-педагогических исследований, к младшему школьному возрасту потребность в мотивации достижения часто растворяется в поучениях взрослого, который старается оценить ребёнка с точки зрения «правильности – неправильности». Поэтому Стандарт ДО призывает поощрять инициативность и любознательность дошкольников – как средство формирования волевого целеполагания, чувства веры в себя и в свои возможности.

19) Ещё один важнейший момент, связанный с социализацией – это развитие у ребёнка способности сотрудничать. В свете идей ФГОС ДО освоение этих норм в дошкольном возрасте осуществляется не в процессе обучения, а в процессе реальной совместной деятельности, через разнообразные ее виды, где дети договариваются о сотрудничестве, сопереживают неудачам и радуются успехам сверстников, учитывают интересы и чувства других, разрешают конфликты, подчиняются принятым правилам и социальным нормам – тем самым осваивают систему базовых ценностей культуры и морально-этические нормы общества

20) Важным блоком социализации является блок формирования жизненных навыков. Жизненные навыки – это умение детей в новой нестандартной ситуации, не бояться, находить собственные решения, ориентируясь на тот социальный опыт, который получен в процессе воспитания в детском саду и семье.

21) Ключевой принцип Стандарта: поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности, как важного этапа в общем развитии человека. (ФГОС ДО, раздел 1, п.1.2) Таким образом, в свете идей ФГОС ДО, главное назначение и смысл педагогической диагностики: в переходе от диагностики отбора к диагностике развития; в поиске наиболее оптимального пути развития двуединого процесса: социализации ребенка и развития его индивидуальности

Источник

Лилия Куксова
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностикадостижений ребенка направлена на изучение:

• деятельностных умений ребенка

• интересов, предпочтений, склонностей ребенка

• личностных особенностей ребенка

• поведенческих проявлений ребенка

• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками

• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Принцип целостного изучения педагогическогопроцесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы

• не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;

• учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;

• обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);

• в безопасности для испытуемого применяемых методик;

• в доступности для педагога диагностических процедур и методов;

• во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Пятый этап –целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.

Источник

Галина Кочерыгина
Проведение оценки индивидуального развития воспитанников в МБДОУ в соответствии с ФГОС до

Тема моего доклада «Педагогический мониторинг в детском саду:

проводить нельзя запретить

Почему я не поставила знаки препинания?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет новые образовательные требования к дошкольному образованию. Если ранее, в период действия ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования эффективность реализации программы определялась по достижениям ребенка, то в настоящее время ФГОС формулирует принципиально иную позицию, которая отражена не только в содержании, но и в структуре данного документа.

ФГОС всех уровней образования имеют единую структуру и начинаются (после формулировки некоторых общих положений) с требований к результатам освоения программы, а требования к условиям ее реализации отнесены в конец документа. И только стандарт дошкольного образования имеет иную структуру. Здесь в конец документа отнесены требования к результатам, а требования к структуре программы и условиям ее реализации вынесены в начало. Такая последовательность не случайна. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» «Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся» ст. 64. Это же отражено в тексте Стандарта, где четко оговорено, что «требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (п. 4.1, которые «не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей» (п. 4.3)

Таким образом, требования Стандарта не предполагают никаких аттестаций воспитанников, Если целевые ориентиры не диагностируются,значит: диагностики в ДОУ больше нет? Ее нельзя проводить? Как нам самим понять успешно ли идет процесс развития детей?

Чтобы определиться с поставленным вопросом, я предлагаю поиграть в игру, мне нужно 4 человека, т. к. в нашем детском саду 4 возрастные группы, давайте проверим, что получится, если при переходе из группы в группу не проводить мониторинг

1. Игра «Рисунок на спине»

Участники становятся в цепочку, друг за другом. (Если людей много, то их стоит разбить на несколько групп и выстроить в цепочки) Каждому участнику выдается ручка (или другое пишущее средство) и листочек. Последнему в цепочке необходимо показать картинку. Он рисует эту картинку на спине у участника, который стоит впереди него. Последний пытается в это время понять что же было нарисовано у него на спине и нарисовать это же на спине у человека, стоящего впереди него. И так до конца цепочки. После окончания сверяются первый и последний рисунок.

Рассмотрим наш вопрос с опорой на основные положения ФГОС ДО:

Диагностику развития детей проводить не только можно, но и обязательно нужно. Задача своевременной и точной оценки развития детей для принятия оперативных мер по его оптимизации или коррекции, остается актуальной. Стандарт не отменяет возможности педагогического и психологического мониторинга,но выдвигает к нему четкие требования:

– согласно п. 3.2.3. Стандарта, при реализации образовательной программы ДО может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга)могут использоваться исключительно для решения задач:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития, испытывающие трудности в образовательном процессе или имеющие особые образовательные потребности;

– оптимизации работы с группой детей.

Дошкольный возраст – это этап, когда ребенок развивается чрезвычайно стремительно. Увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования для каждого конкретного ребенка – вот задачи педагогической диагностики.

Таким образом, результаты педагогической диагностики должны использоваться для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития

Методы педагогической диагностики

* Основополагающим методом педагогической диагностики является наблюдение.

* Важно осуществлять наблюдение не только в процессе организованной образовательной деятельности (НОД+режимные моменты, но и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни, самостоятельной (свободной) деятельности детей и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.

Одним из основных методов мониторинга является метод включенного наблюдения, когда воспитатель, включаясь в игры, совместные дела, беседы, оценивает динамику развития ребенка.

При необходимости педагог может применять и иные исследовательские методы, уместные для осуществления педагогической диагностики в дошкольном образовании (беседа, поручения, создание педагогических ситуаций и др.).

Педагогическая диагностика не должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима и переутомлению детей.

Также педагогическая диагностика не предполагает жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга, возрастным особенностям воспитанников, а также содержанию ФГОС ДО.

Наблюдение (основной)

Педагогическая свободная беседа

Анализ продуктов детской деятельности

Проблемная ситуация

Дидактическое задание (педагогический тест)

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты ДОУ (педагоги-психологи, психологи)

(ФГОС ДО, раздел 3, п. 3.2.3).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Отличия педагогической диагностики от психодиагностики

Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке (режимные моменты, прогулка, образовательная деятельность). Психологическая диагностика обычно проводится в кабинете психолога, в новой или не совсем привычной для ребенка обстановке.

Регистрация результатов педагогической диагностики не является стандартной, педагог сам создает или выбирает удобную для использования в своей работе форму (дневниковые записи, карты развития и т. п.). Все данные и результаты психологической диагностики фиксируются в протоколах по определенной форме.

Основную цель психологической диагностики можно сформулировать как отнесение развития ребенка к условно нормативному или отклоняющемуся и определение типа (варианта) его развития. Т. е. психологическая диагностика направлена на выявление проблем и их коррекцию.

Педагогическая диагностика подходит к исследованию объекта не ради его изучения, а прежде всего ради его преобразования. Т. е. педагогическая диагностика направлена на развитие.

Педагогическая диагностика развития ребенка складывается из множества частных оценок, она длительна по времени. Процедура психологической диагностики может носить однократный характер и ограничиваться несколькими часами.

Цель психологической диагностики -количественный (баллы и уровни) и качественный анализ полученных данных. Цель педагогической диагностики – исключительно качественный анализ, т. е. содержательная характеристика наблюдаемого явления.

Важно помнить, что целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития.

В связи с этим возникают вопросы:

-если диагностика становится необязательной, но оценить качество мы должны, как и с помощью чего это сделать?

-как педагогу оценить уровень развития фантазии, любознательности, инициативности, как измерить характер взаимодействия со взрослыми и детьми, систему отношения к себе и окружающему миру?

«Целевые ориентиры не подлежат «непосредственной оценке».

Это не означает, что диагностику мы не проводим. Мы просто не можем использовать числовые характеристики, в виде баллов, процентов или уровневых значений («высокий, средний, низкий» или «достаточный/недостаточный»).

Отсюда вытекает, что недопустимы и выводы такого типа, как «большинство детей имеют средний уровень развития по какому-либо направлению» или «данный критерий развития сформирован у ребенка на три балла».

Фиксацию показателей в диагностических таблицах рекомендуется выражать в словесной (опосредованной)форме: сформирован, не сформирован, находится в стадии формирования.

Мы констатируем факт, не придавая данному факту субъективную интерпретацию в плане достаточности или недостаточности.

Таким образом, абсолютно меняются способы фиксации показателей, а также подход к трактовке и анализу полученных результатов.

При проведениипедагогической диагностики необходимо соблюдать два основополагающих принципа:

• не присваивать критериям развития ребенка числовую характеристику;

• не сравнивать индивидуальные достижения воспитанников межу собой.

* Педагога должен интересовать только тот факт, что, конкретный ребенок обладает большинством навыков или имеет представления по определенному направлению развития или образовательной области, характерных для его возрастной группы.

* Если ребенок не обладает большинством сформированных критериев, то это может быть ввиду особенностей его развития.

Однако если значительная часть контингента воспитанников показывает такую картину индивидуального развития, то причиной могут быть уже неправильно подобранные методы взаимодействия с детьми, хаотичная организация образовательного процесса или недостаточный спектр необходимых условий.

Современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования,а также требования ФГОС ДО диктуют иной подход к системе оценки результатов освоения Программы.

Педагог должен в первую очередь оценивать не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, направленной на создание условий для

индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

Ребенок дошкольного возраста –не всегда может сообщить информацию о себе, он не всегда готов к участию в сложных диагностических процедурах.Поэтому о нем и его возможностях лучше всего свидетельствуют: результаты его деятельности, особенности взаимодействия с окружающим миром, его поведение.

Ребенок дошкольного возраста – во многом еще потенциален, то есть, скрыт в истинных своих возможностях и от себя, и от окружающих. Поэтому педагогическая диагностика носит прогностичный и вероятностный характер Как это сделать?

По ФГОСТ ДО в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступают результаты социализации, личностные результаты развития ребёнка, а не результаты обучения.

Таким образом, согласно Стандарту ДО, верным будет оценка вектора личностного развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться.

Частота проведения оценки индивидуального развития дошкольника определяется педагогом самостоятельно.

Важно чтобы диагностика проводилась не для оценки самой по себе, а изучала динамику развития ребенка, выявляла эффективные способы и приемы, направленные на создание условий (см. ФГОС ДО, раздел 3, п. 3.2.5.) для гармоничной социальной ситуации развития, соответствующей специфике дошкольного возраста и как следствие, для достижения детьми обозначенных в ФГОС ДО целевых ориентиров

Перенос акцента на социализацию меняет представление о результатах ДО.

В первую очередь, социализация предполагает развитие в дошкольном возрасте

мотивационно -ценностной сферы.

У дошкольников это проявляется в любознательности, в стремлении познания и осознания мира, (часто в виде вопросов «когда?», «почему?», «где?», «зачем?» и т. п., в потребности фантазирования и творчества (инициативность, которые воплощаются в игровой, изобразительной и других видах детской деятельности

Во вторых, социализация предполагает развитие у дошкольников потребности в мотивации достижений.

У ребёнка в дошкольном возрасте присутствует гордость за свои достижения.

По данным психолого-педагогических исследований, к младшему школьному возрасту потребность в мотивации достижения часто растворяется в поучениях взрослого, который старается оценить ребёнка с точки зрения «правильности – неправильности».

Поэтому Стандарт ДО призывает поощрять инициативность и любознательность дошкольников – как средство формирования волевого целеполагания, чувства веры в себя и в свои возможности.

Ещё один важнейший момент, связанный с социализацией – это развитие у ребёнка способности сотрудничать.

В свете идей ФГОС ДО освоение этих норм в дошкольном возрасте осуществляется не в процессе обучения, а в процессе реальной совместной деятельности, через разнообразные ее виды, где дети договариваются о сотрудничестве, сопереживают неудачам и радуются успехам сверстников, учитывают интересы и чувства других, разрешают конфликты, подчиняются принятым правилам и социальным нормам -тем самым осваивают систему базовых ценностей культуры и морально-этические нормы общества Важным блоком социализации является блок формирования жизненных навыков.

Жизненные навыки -это умение детей в новой нестандартной ситуации, не бояться, находить собственные решения, ориентируясь на тот социальный опыт, который получен в процессе воспитания в детском саду и семье.

Ключевой принцип Стандарта:

–поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности, как важного этапа в общем развитии человека.

(ФГОС ДО, раздел 1, п. 1.2)

Таким образом, в свете идей ФГОС ДО,главное назначение и смысл педагогической диагностики:

в переходе от диагностики отбора к диагностике развития;

в поиске наиболее оптимального пути развития двуединого процесса: социализации ребенка и развития его индивидуальности

Источник