С какого возраста отдать ребенка в школу раннего развития
На фото фрагмент занятия в центре раннего развития с моим сыночком 1,5 года
Для меня стал актуальным вопрос о раннем развитии моей дочки, которой сейчас всего 8 месяцев. Детский клуб рядом с моим домом открывает свои двери для занятий с детьми как раз с 8 месяцев. Я задумалась: а не рано ли? Зачем малышу туда вообще “ходить” в таком возрасте? Есть дети, которые еще не сидят в 8 месяцев и не ползают. Каким образом тогда будут проходить занятия?
Своего старшего сына я отдала в центр раннего развития в 1,5 года. Просто туда ранее и не пускали. И я не видела смысла водить его туда в год и раньше. Сама педагог и сама с ним занималась. А в центр мы пошли с целью подготовки к детскому саду и к обществу.
Это было несколько лет назад. Сейчас же детские центры снизили свою планку по возрасту. И я считаю, что это сделалось лишь в целях заработка. Сама работаю с детьми много лет и имею своих двоих, поэтому знаю, что чем младше малыш, тем сложнее с ним именно “заниматься”. И дело не в том, что дети в этом возрасте воспринимают только игрушки и игры, а дело в их неусидчивости, капризности, зависимости от мамы, незрелости организма в целом, режима дня, наконец.
В процессе подготовки к написанию этой статьи, я прошлась по ближайшим районам своего города, чтобы посмотреть на условия и программы всех детских клубов, центров, домов культуры, которые только там есть. Самый ранний возраст для занятий в одном из них мне встретился :
6 месяцев ????
Я спросила администратора: “А не рано ли?” Мне ответили: “Если ваш ребенок уже умеет сидеть, приходите”.
Посмотрела в интернете. Самый ранний возраст для занятий в одном из клубов моего города:
3 месяца ????
Вот скриншот:
Безусловно, заниматься с ребенком нужно с рождения. Не надо быть педагогом или психологом, чтобы это понимать. Но делать это вполне может сама мама. Потешки, пальчиковые игры, массажик, песенки. Если мама не может, то няня, бабушка. Неужели есть мамы, которые приносят своих лялек в три месяца в детский клуб?
Я не представляю развивалочки в центре и для моей 8-месячной дочки. У нее плавающий режим дня, а приходить нужно в определенное время. Что если в это время нам нужно кушать или спать? Что если дочка раскричится во время занятия, ей нужно будет поменять подгузник, она будет не в настроении воспринимать что-либо, сидеть по указке даже пару минут не станет, да и вообще не станет играть или делать что-то по принуждению, а деньги за клуб будут уплачены. Нет, это не для малышей до года. И это моё личное мнение.
Самый лучший возраст для посещения клуба – после одного года. Занятия должны нравятся ребенку и развивать его. Без этих двух составляющих времяпрепровождение в детском клубе теряет свою значимость.
Когда гуляла на детской площадке со своим годовалым сыном, часто слышала от мамочек вопрос: “А вы ходите на развивашки?” И встречала их непонимание, когда я отвечала, что не ходим. Не понимаю, почему и зачем из раннего развития сделали какой-то культ? И сейчас, несколько лет спустя, мамочки стараются как можно раньше отдать своего малыша в детский клуб, чтобы потом “покрасоваться” перед другими мамами. А ведь в раннем развитии есть и определенный вред для ребенка:
- Нагрузка на центральную нервную систему ребенка
- Раннее обучение чтению, счету, письму, знаниям из окружающего мира в ущерб раннему развитию детей. Многие путают раннее развитие и раннее обучение, и не развивают, а пичкают знаниями.
- Отсутствие желания учиться, нет мотивации в школе. Дети “пресытились” знаниями еще в дошкольном возрасте и в школе им скучно.
- Нет креативного и творческого мышления. Если с детьми и занимались рисованием и лепкой, то исключительно в ограниченное по часам время, часто не давая выразить себя,а только работа по определенному заданию.
- Часто родители ставят превыше свои собственные интересы и стремления. Отдавая своего ребенка в центр раннего развития, они чувствуют себя счастливыми, полноценными родителями, выполняющими свой долг по воспитанию и развитию. Но нужно ли это самому ребенку? Именно ребенку, а не родителям.
Какой вывод я делаю для себя:
До 1,5 лет водить дочку в клуб не буду, позанимаюсь с ней сама.
Ставьте ????, подписывайтесь. Впереди еще много полезных статей о детях и статей из моей жизни.
Источник
Если ваш малыш родился осенью или зимой, вы наверняка уже задумывались, в каком возрасте отдать его в школу — в 6 или почти в 8 лет. Когда и как понять, стоит ли торопиться, или, наоборот, лучше продлить беззаботную жизнь ребенка еще на год — расскажем в этом материале. А также узнаем, что по этому поводу думают эксперты.
Согласно букве закона
Закон трактует мучающий многих родителей вопрос однозначно — согласно ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» дети должны идти в школу не раньше 6,5 лет и не позже 8. Т. е. если к 1 сентября ребенку меньше шести с половиной лет, то, каким бы умным и развитым он ни был, со школой придется повременить. Если же возраст ребенка укладывается в допустимые законом рамки, то решение о начале учебы принимают сами родители.
«Школьная зрелость»
Чтобы не навредить ребенку, сделав неверный выбор, следует правильно оценить степень его «школьной зрелости», которая складывается из нескольких компонентов:
уровень подготовки — умеет ли малыш читать и писать, аккуратно ли раскрашивает и рисует, насколько развита мелкая моторика (лепка, обращение с ножницами, нанизывание бусин и пр.);
уровень подготовки — умеет ли малыш читать и писать, аккуратно ли раскрашивает и рисует, насколько развита мелкая моторика (лепка, обращение с ножницами, нанизывание бусин и пр.);
здоровье — не слишком ли часто ребенок болеет («часто» — это раз в полтора-два месяца), есть ли хронические болезни, в норме ли состояние «трех китов» организма будущего школьника — зрения, позвоночника и желудка, быстро ли устает, нуждается ли в дневном сне;
темперамент — непоседлив малыш или усидчив, способен ли сосредоточиться на одном занятии дольше 15 минут, проносится ли вихрем по детской площадке, расталкивая других детей, или предпочитает спокойно играть со сверстниками;
мотивация — хочет ли ребенок поскорее сесть за парту, охотно ли отзывается на предложение почитать или решить простой пример, расстраивается ли при мысли о расставании с детсадом.
Пол имеет значение
Как правило, девочки-шестилетки быстрее и успешнее адаптируются к школе, чем их ровесники-мальчишки. Кроме того, девочки быстрее развиваются, им становится неинтересно учиться в окружении «малышни», если в классе они самые старшие. Поэтому, если вернуться к «законному» диапазону возраста первоклассника — от 6,5 до 8 лет — то девочек рекомендуется отдавать в школу ближе к его нижней границе, а мальчиков — к верхней. Но, разумеется, все дети разные и решение в каждом случае принимается индивидуально.
Если все же сомневаетесь
Если определить готовность ребенка самостоятельно вы затрудняетесь, вам на помощь всегда придут:
Важно!
Если вы сами замечаете, что ребенок в целом развит, но не «дотягивает» до школы по отдельным параметрам, например, не может долго усидеть на одном месте, теряется в незнакомой обстановке, не может справиться с письмом, чтением или счетом, не стоит уповать, что «в школе со всем разберутся». Лучше не подвергать ребенка стрессу и подождать еще год.
Наталья Волошина
Комментарии специалистов
Ольга Веденеева, психолог
Каждый ребенок индивидуален, но, если обобщать, то лучше отдать ребенка в школу в 8 лет, чем в 6. Идеального возраста для поступления в целом нет, т.к. каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому и говорят про психологическую готовность к школе. Психологическая готовность школе складывается из двух аспектов. Во-первых, личностной готовности, т.е. ребенок должен хотеть ходить в школу, приобрести новый социальный статус. И, во-вторых, из интеллектуальной готовности. В 6 лет ведущей деятельностью пока еще остается игровая, а не учебная, поэтому познавательная мотивации пока еще неустойчива. В возрасте 6 лет преобладает непроизвольная память, концентрировать внимание ребенок может максимум 10-15 минут, поэтому возможны проблемы с заучиванием материала и усидчивостью. Кроме того, примерно до 7 лет ребенок воспринимает оценки как характеристику всей его личности, а не просто оценку за какое-то конкретное задание. Поэтому в 1 классе ставить оценки нельзя, но учителя не всегда следуют этому правилу.
Светлана Левченко, учитель начальных классов первой категории
В вопросе решения дилеммы «когда отдавать ребенка в школу» решающим фактором, все-таки, должен быть именно аспект психической и эмоциональной готовности. На мой взгляд, даже сформированности первоначальных предметных умений («счет в пределах 10» или «слоговое чтение») родители часто уделяют незаслуженно больше внимания. Помимо этого, в моей практике были случаи, когда родители ориентировались на совершенно посторонние вещи, например, на то, что именно у желаемого учителя в этом году набор, или на то, что все одногруппники с детского сада идут в один класс, и им непременно надо попасть к ним. Я считаю, родители в этом вопросе должны проявить особую чуткость и ответственность, ведь именно от первых лет в школе зависит познавательная активность ребенка, которая пройдет с ним через всю жизнь. Универсального совета тут не может быть. Если ребенок в 6 лет в должной степени осознает свою новую социальную роль «ученик», если он понимает, что такое школа, если у него сформирован интерес к процессу обучения — нет смысла тянуть еще год, жалея его детство. Потому что со временем интерес может угаснуть, еще один год с бабушкой или в садике затормозит его естественное развитие. Однако если время, казалось бы, подошло, но у малыша, пусть даже в 7 лет, нет эмоциональной готовности, он еще не перешел эту психологическую границу, то без работы со специалистами приводить такого ребенка в школу — это насилие над его личностью, которое впоследствии даст негативные плоды в старших классах. Не нужно рассчитывать на то, что за лето ребенок «подтянется», или, тем более, что он «втянется» в процессе. Такие дети, независимо от их возраста, тяжело адаптируются, плохо концентрируются, как следствие — у них формируется «ситуация неуспеха», снижается самооценка. Сейчас при детских садах есть кабинеты психолога и логопеда, в которых проводятся диагностики. Родители могут обратиться к ним или в многочисленные детские центры за консультацией, если сомневаются в том, что их ребенок готов к школе. Предметные знания можно будет подтянуть, если есть главное — психологическая и эмоциональная готовность. Именно этот фактор, а не возраст будущего ученика, должен оставаться главным.
Наталья Гриценко, врач-педиатр детской поликлиники «Клиники доктора Кравченко»
Существует понятие «школьная зрелость» — физиологическая и психологическая. И именно она, а не паспортный возраст ребенка должна определять готовность малыша к школьному обучению. Например, ребенок родившийся глубоко недоношенным, физиологически может быть не готов к школе. Но чаще оказывается так, что недозревает к школе только нервная система. Это так называемая минимальная мозговая дисфункция, когда неврологический диагноз у ребенка снят, но полностью функции зрелой нервной системы он выполнять еще не может. Это встречается у детей, перенесших в родах острую гипоксию мозга, родовые травмы, имеющих нарушения мозгового кровообращения на первом году жизни. Мозг такого ребенка будет быстрее утомляться во время урока, нуждаться в более длительном периоде отдыха, к 3-4 уроку способность концентрировать внимание будет резко падать. Есть дети психологически неготовые к школе. При этом ребенок может прекрасно читать и считать, но не понимать, что такое школьная дисциплина, не выполнять просьбы учителя, ходить по классу во время урока, носить в школу игрушки. Очень важно отправить в школу зрелого ребенка, как физиологически, так и психологически. Потому что при сниженной работоспособности мозга, малыш будет чувствовать себя менее успешным, он не будет соответствовать ожиданиям учителя, чаще будет слышать негативные оценки в свой адрес. Вследствие чего его школьная мотивация будет падать. То есть новоиспеченный школьник смирится с тем, что у него не получается хорошо учиться, соответствовать ожиданиям родителей и учителя, и он просто опустит руки, желание стараться, чтобы получать хорошие оценки пропадет. Очень важно получить перед школой серьезную консультацию невролога и детского психолога. И при необходимости дать ребенку возможность созреть для школы, чтобы в дальнейшем он мог чувствовать себя успешным!
Источник
Занятия в развивающем центре помогают ребенку психологически легче пройти первые этапы «отрыва» от мамы. Фото: детский центр «Аистенок».
С появлением ребенка жизнь в семье начинает идти по новому сценарию. Сначала интересы родителей крутятся вокруг пеленок, погремушек и первого прикорма, а когда малыш немного подрастает, у мам и пап возникает немало вопросов о том, как развивать своего сына или дочку.
Рекомендации в этом вопросе дает пермякам руководитель детского центра «Аистенок» Надежда Булатова. 28 лет назад она создала и все эти годы руководит детским центром «Аистенок», специалисты которого занимаются со своими маленькими воспитанниками по подтверждённым результатами методикам. За это время в «Аистенке» успешно выучились более 14 тысяч дошколят, несколько поколений детей.
Когда знакомить малыша с буквами? Нужно ли его водить в детский центр? Как его выбрать? Обо всем этом и не только, рассказала в интервью «Комсомольской правде» в Перми Надежда Владимировна.
В каком возрасте нужно начинать заниматься с малышом?
Если ребенка не водят в детский сад, то уже примерно с года важно социализировать его. Фото: детский центр «Аистенок».
– Если ребенка не водят в детский сад, то уже примерно с года важно социализировать его. В этом возрасте у каждого малыша появляется желание расширять семейное пространство. Эту тягу можно увидеть на детских площадках, где малыши знакомятся друг с другом и стремятся общаться.
А занятия в развивающем центре помогают ребенку психологически легче пройти первые этапы «отрыва» от мамы, чтобы ребенок постепенно привыкал заниматься без нее. К примеру, к нам, в Центр, родители приводят годовалого ребенка на 50-минутное занятие.
Дети играют, слушают музыку, учатся петь, танцуют, расширяют свою двигательную активность, учатся взаимодействию с другими детьми, учат стихи, потешки, получают первый опыт работы с клеем, кистями, красками, карандашами, играют в разные по сложности развивающие игры по определенным алгоритмам, развивая мелкую моторику рук и выучивая цвета, формы, и т.д.…
Еще один немаловажный факт: мамы сами учатся у педагогов тому, что можно делать с детьми дома. И тоже начинают заниматься со своими малышами. А значит, в результате таких занятий ребенок развивается, быстрее выйдет в речь, раньше начнет говорить и легче сможет потом оставаться на занятиях без мамы, социализируется. Этот «отрыв» важно сделать до школы.
Ну, а если у родителей есть амбиции, и они хотят, чтобы их ребенок учился не в обычной школе, а в гимназии или лицее, то без детского центра развития здесь точно не обойтись. Причем, начать заниматься нужно как можно раньше, как говорил Аристотель: «Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок».
Влияет ли ранее развитие на будущую жизнь ребенка?
Если родители хотят, чтобы их ребенок учился в гимназии или лицее, то без детского центра развития здесь точно не обойтись. Фото: детский центр «Аистенок».
– Многие наши выпускники совсем не посещали детские сады, но приходя к нам на занятия, они получили опыт взаимодействия с другими детьми, с разными учителями, научились «учиться», и получили все необходимые навыки для школы. Не скрою, родители приходят к нам с разными проблемами и запросами: у кого-то во время родов были проблемы, и у детей есть пугающие диагнозы в анамнезе, кто-то в отчаянии оттого, что его ребенку везде отказывают, потому что он гиперактивен и «не удобен», кто-то приводит чтобы нацелить своего сына или дочь на учебу в гимназии.
Конечно, каждый после наших занятий получил свои результаты, но для нас чудо и восхищение, что наши методики позволяют этим, абсолютно разным детям, успешно потом учиться в школе.
По каким критериям родителям стоит выбирать детский центр?
В центре обучают детей чтению за три месяца. Фото: детский центр «Аистенок».
– У нас в Перми детских центров более 500, не берусь ответить за любой развивающий центр, но не следует вести своего малыша заниматься в ближайших к дому центр развития, не получив рекомендаций об этом центре. Бегут ли туда дети с удовольствием? Нужно узнавать у родителей детишек, кто занимался в центре, а чему их ребенок научился? В чем развитие? Какие есть изменения в ребенке? Главный критерий качественной услуги – это результаты детей! Нужно узнавать, чему научится ребенок за 3 месяца? За 6 месяцев занятий? За 1 год?
И если результат четко обозначен во времени, то родители могут даже сэкономить, сберечь свое время и свои деньги. Им не нужно будет тратить время на вождение ребенка в центр, в котором никаких промежуточных результатов обучения не обозначено, и не нужно будет тратить средства на репетиторов в дальнейшем.
Вот, к примеру, мы обучаем детей чтению за три месяца. Занятия проходят три раза в неделю, ребенок погружается в материал, не успевает забывать и после каждого занятия родители видят результат. Конечно, родителям придется повозить его, и возможно, с другого конца города, но итог того будет стоить!
Если ребенок пойдет в школу, умея читать 90-100 слов, не будет ли ему там скучно?
Если ребенок умеет читать, он быстро готовит уроки, а значит, у него высвобождается время для чтения книг и других занятий, развивающих его. Фото: детский центр «Аистенок».
– Отвечу так: дворянские дети обучались всегда! И в 90-е годы, нашими первыми родителями были руководители ВУЗов, преподаватели, учителя, те, кто знают, что развитие и обучение ребенка начинается задолго до школы. Если ребенок к первому классу умеет читать, считать и писать, то его мозг включен в осмысление, анализ, синтез. У ребенка лучше развиты все психические процессы, логическое мышление, и речь, как результат мышления, ребенок в своем умственном развитии на ступень выше не умеющих читать сверстников. Такие дети становятся главным помощником учителя во всем. Они принимают участия в олимпиадах, активно проявляют себя в учебе.
Если ребенок умеет читать, он быстро готовит уроки, а значит, у него высвобождается время для чтения книг и других занятий, развивающих его: он учится в музыкальной школе, занимается теннисом или шахматами, спортом, танцами. А любой учитель, заметив думающего ребенка, не даст ему заскучать и обязательно будет давать ему дополнительные задания.
В каких условиях обычно проводятся занятия в развивающем центре? Сколько человек в группе? Сколько раз в неделю?
В центре проводятся занятия для гармоничного развития ребенка. Фото: детский центр «Аистенок».
– Занятия в нашем центре проходят три раза в неделю. Когда мы только начинали, родители нередко говорили: «Нам сложно возить ребенка так часто, можно мы будем заниматься два раза в неделю?». Сейчас мы проверили опытным путем, что если промежутки между занятиями делать большие, то малыш будет забывать материал и много времени на следующем занятии тратить на его воспоминание. Поэтому со своими дошколятами мы занимаемся с помощью методики погружения и многократного повторения. Ребенок, быстро припоминая, вспоминая материал прошлого занятия, выполняет схожие действия на следующем занятии, не забывает их и быстро учится читать и считать. Регулярность и систематичность обеспечивают результат.
Занятия проходят в группах по восемь человек, при таком количестве есть возможность командной, групповой и индивидуальной работы. Важно, что дети учатся даже не у педагога, а друг у друга.
Какие занятия проводятся в детском центре «Аистёнок»?
Музыкальные занятия (с года до трех лет)
Логика-буквы (с трех до семи лет)
Обучение чтению (с трех до семи лет)
Скорочтение, письмо и окружающий мир (с трех до семи лет)
Математика и логика (с трех до семи лет)
Подготовка к школе: скорочтение, письмо и окружающий мир
Подготовка к школе: математика и логика
Занятия для гармоничного развития ребенка:
Хореография (с двух до восьми лет)
Веселое творчество, ИЗО (с двух до семи лет)
Тхэквондо (с четырех лет)
Источник