С какого возраста можно начинать развитие ребенка

С какого возраста можно начинать развитие ребенка thumbnail

Для каждого родителя их малыш уникальный и неповторимый. Заботливые мамы и папы готовы едва ли не с рождения учить ребенка читать, считать, различать цвета и формы. А некоторые даже включают композиции великих музыкантов, чтобы «формировать музыкальный вкус». Но идет ли это малышу на благо или, наоборот, может отбить тягу к знаниям, разбирались с экспертами.

С какого возраста можно начинать развитие ребенка

Когда начинаем?

«Как, ваш ребёнок ещё не ходит на “развивашки?”», – страшная фраза опытных мам для новобранцев в армии родителей. А вот специалисты считают, что каждому малышу – свое время, и торопить его не стоит.

С какого возраста можно начинать развитие ребенка– Заниматься «развивашками» можно с рождения, но дома. В год отдавать ребенка на занятия не стоит, – уверена музыкальный руководитель МБДОУ № 6 Елена Козлова.

Солидарна с мнением педагога и психолог детской областной клинической больницы имени Ю.Ф. Горячева Ирина Логинова:

– Лучше всего эмоционально-психологическое развитие малыша начинать еще внутриутробно. Будущая мама должна петь ему колыбельные песни, читать сказки. Хорошо, если мама в этот период учит иностранный язык, занимается своим собственным развитием. Это положительно отразится на развитии ребенка после рождения. После рождения нужно продолжать разговаривать с малышом, использовать потешки, песни, сказки. Не надо думать, что малыш ничего не понимает. Именно до года малыш впитывает в себя всю окружающую его информацию. До трехлетнего возраста малыш еще не может функционировать в обществе сверстников. Он больше всего нуждается в маме, поэтому в этот период мама, ориентируясь на особенности своего ребенка, сама подбирает для развития необходимые методики. А вот с трехлетнего возраста малыш стремится к общению со сверстниками. На помощь маме придут школы раннего развития, детские сады, индивидуально подобранные занятия.

С какого возраста можно начинать развитие ребенка

А дома не хуже!

На самом деле все дети с самого рождения только и делают, что развиваются. Знакомятся с окружающим миром, новыми ощущениями и эмоциями. Перед каждым малышом ежедневно открывается что-то новое. И далеко не всегда дети, которые с раннего возраста посещали образовательные центры, станут более развиты и усидчивее в школе.

С какого возраста можно начинать развитие ребенка– Ни один из моих мальчишек не посещал развивающие занятия в раннем возрасте. Во-первых, наш папа очень любит сам заниматься с детьми после работы. Буквы, чтение, счет, физические упражнения и зарядка – это по его части, дети с удовольствием занимаются вместе с ним, да и ему в радость. Во-вторых, мы как многодетная семья получали место в детском саду очень быстро, и уже примерно с двух лет наши мальчики его посещали, получая знания и там тоже, – поделилась опытом мама шестерых сыновей, обладательница главного приза акции «Роди патриота в День России» Вероника Потапова.

Не заставлять, а заниматься в удовольствие!

Именно под таким девизом растит свою младшую дочь Алису замгубернатора Ульяновской области Наталья Мартынова, которая открыла для нас свои секреты воспитания:

С какого возраста можно начинать развитие ребенка– На развивающие занятия в раннем возрасте мы Алиску не водили. Как только чуть подросла – отдали на танцы, очень она это дело любит. А потом подключили английский, ей понравилось, а я и не против. Ролики, лыжи и плавание сама люблю и дочь привлекаю, чтобы мы могли проводить время вместе, а не потому, что ращу чемпионку. Еще с рождения мы много читаем – первые книжки были прочитаны, пока Алисе не было и месяца.

Заполняем график по максимуму или выбираем что-то одно?

Несмотря на то, что профессионалы советуют не спешить бежать в развивающие центры, некоторые родители выбирают иной путь, и день их малышей в возрасте 3-5 лет расписан по часам. Танцы, гимнастика, бассейн, рисование, английский – все для широкого кругозора. В таком ритме и взрослому человеку жить непросто. Может, стоит сосредоточиться на чем-то одном? Но как понять, что именно ребенку по душе?

С какого возраста можно начинать развитие ребенка– Лучший способ узнать, на какие занятия записать ребёнка – поговорить с ним на эту тему и узнать, какие занятия ему нравятся и на какой кружок он хотел бы записаться.

Наблюдайте за ребёнком. Присмотритесь, какой талант у него есть. Одни дети отлично концентрируются на занятиях и быстро запоминают информацию, другие могут часами сидеть и рисовать, а кому-то требуется постоянное движение. Не ограничивайте ребёнка. Предлагайте ему разные занятия. Пусть он пробует и спорт, и игру на инструменте, и рисование, и театральное творчество. Сходите с ним на семейный мастер-класс или поинтересуйтесь, как прошло первое занятие по футболу. Так вы легко поймёте, увлечён ли ребёнок и стоит ли его записывать в кружок или секцию. На этапе поиска и определения интересов ребёнка нет ничего страшного в том, что он покинет кружок после двух занятий, – делится своим мнением воспитатель младшей группы МБДОУ № 6 Оксана Ефимова.

С какого возраста можно начинать развитие ребенка

Кто виноват и что делать?

Моя знакомая отвела своего девятимесячного сына в один из ульяновских развивающих центров, но хватило их на неделю.

– Мой там по потолку ходит, а педагог не пытается его усадить, – жаловалась мама.

Такие ситуации – не редкость. Некоторые дети усидчивые и вдумчивые с рождения, а кто-то с моторчиком в известном месте, и усадить такого непоседу даже на пару минут невозможно. Так что делать в этом случае?

С какого возраста можно начинать развитие ребенка– Детский организм очень хрупок и раним. Малыш 2-3-х лет зачастую может “выдержать” занятие продолжительностью не более 10 минут. Затем наступает период утомления. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка заниматься тем, что не приносит ему радость. Такое занятие “через силу” не только не принесёт пользы и развитие для ребёнка, но и может стать причиной фобий. Занятие без удовольствия не приведёт к прогрессу. Также не стоит вести ребёнка на дополнительные занятия, если в данный момент малыш утомлен или, наоборот, чрезмерно возбужден, если накануне было повышение температуры или ребёнок плохо спал, – считает воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад № 242 «Садко» Елена Разинова.

Что ж, исходя из мнений наших экспертов, выходит, что развивающие занятия с детьми в специализированных центрах – это хорошо, но только в том случае, если так комфортно и малышу, и родителям. И только если пользоваться ими дозированно, без фанатизма. Не следует и торопить события сверх меры. Иногда лучшее, что вы можете сделать, чтобы раскрыть все таланты своего ребенка – просто не мешать ему, наблюдать за ним и помогать дома в обстановке любящей его семьи.

С какого возраста можно начинать развитие ребенка

Фото Павла Шалагина

Источник

Содержание

  1. Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
  2. Развитие ребенка: первый месяц жизни
  3. Развитие ребенка: второй месяц жизни
  4. Развитие ребенка: третий месяц жизни
  5. Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
  6. Развитие ребенка: пятый месяц жизни
  7. Развитие ребенка: шестой месяц жизни
  8. Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
  9. Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
  10. Развитие ребенка: девятый месяц жизни
  11. Развитие ребенка: десятый месяц жизни
  12. Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
  13. Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
  14. Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
  15. Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.

Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.

Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев

Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно – по месяцам.

Развитие ребенка: первый месяц жизни

В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.

Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.

К концу первого месяца жизни новорожденный:

  • Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
  • Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
  • Узнает голос и запах мамы.
  • Выражает эмоции плачем.

Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:

  1. Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
  2. Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
  3. Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
  4. Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
  5. Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.

Развитие ребенка: второй месяц жизни

На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.

  • Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
  • Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
  • Начинает активно гулить и агукать.
  • Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
  • Идет активное развитие органов зрения и слуха.
  • Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.

Развитие ребенка: третий месяц жизни

На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.

  • Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
  • Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
  • Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
  • Может узнавать окружающих и радуется им.
  • Громко смеется и подражает мимике взрослых.

Развитие ребенка: четвертый месяц жизни

К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.

  • К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
  • Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
  • Ребенок различает цвета и форму.
  • Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
  • Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
  • Отличается родителей от других людей.
  • Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
  • При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.

Развитие ребенка: пятый месяц жизни

На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.

  • Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
  • Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
  • Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
  • Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
  • У малыша начинают прорезываться первые зубки.
  • Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.

Развитие ребенка: шестой месяц жизни

На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.

  • Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
  • На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
  • Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
  • Покачиваясь, встает на четвереньки – это первые предпосылки к ползанию.
  • Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
  • Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
  • Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.

Развитие ребенка: седьмой месяц жизни

Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.

  • На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
  • Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
  • Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
  • Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
  • С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
  • При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
  • С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
  • Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».

Развитие ребенка: восьмой месяц жизни

На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.

  • За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
  • Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
  • По просьбе старших может что-то принести или показать.
  • Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
  • Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.

Развитие ребенка: девятый месяц жизни

На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.

  • На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
  • Пытается вскарабкаться на стул, диван.
  • Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
  • Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
  • Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
  • На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
  • Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
  • Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.

Развитие ребенка: десятый месяц жизни

На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.

  • Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
  • Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
  • Вставать и пытаться делать первые шаги.
  • Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
  • Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
  • Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.

Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни

К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.

  • К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
  • Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
  • Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
  • Пытается пить из кружки и есть с ложки.
  • По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
  • Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
  • Прощается, махая ручкой.

УРА! Ребенку 1 годик!

Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни

Приближаясь к двенадцати месяцам – своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.

  • За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
  • Самостоятельно встает и может чуть пройти.
  • Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
  • Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
  • Понимает предназначение некоторых предметов.
  • Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.

Какие отличия в развитии мальчиков и девочек

Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.

Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:

  • мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
  • говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
  • девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

Источник