С какого возраста и как начинать с ребенком раннее развитие

С какого возраста и как начинать с ребенком раннее развитие thumbnail

С какого возраста надо начинать заниматься с ребенком? Где именно – дома, в детском саду или в ближайшем центре развития? Эти вопросы задают себе все мамы, заботящиеся о своих чадах.

О развитии ребенка впервые задумываются еще до его рождения. Мужчина и женщина осознают себя в роли родителей и определяют, что же будет значить для них появление ребенка, какое будущее они ему желают: хотят ли вырастить великого ученого, спортсмена или музыканта. Вот ребенок появился на свет, а мама с папой не знают, с чего начать, как же заниматься с этим маленьких человечком. На деле же все просто – развитие малыша начинается с общения с ним. Наверное, вы не раз наблюдали за картиной: катится коляска, в ней лежит неподвижный сверток, а мама увлеченно рассказывает ему обо всем вокруг: о небе, о птичках, о солнышке, о погоде … Так инстинктивно еще неопытная мама начинает заниматься со своим ребенком. Ведь описать каждый предмет, помочь восприятию мира – это и есть первые шаги в развитии личности. Не важно, о чем говорить, – главное, чтобы звучал ласковый, самый любимый для него голос мамы. Постоянное общение с ребенком поможет ему вовремя произнести первые слова, построить первую фразу, да и просто познать окружающий мир.

Дети от рождения и до 2,5 лет – наблюдатели. Они аккумулируют в себе опыт окружающих, чтобы потом применить его самому. Поэтому малышам с самого раннего возраста нужно «участвовать» в маминых делах – смотреть, как она моет посуду, видеть, как она готовит и убирает. Тогда в какой-то момент он захочет «быть как мама», захочет научиться все делать сам. Мамы, которые не позволяют своим чадам помогать «по хозяйству», сдерживают их развитие. Тем более что кухня – прекрасная школа для знакомства с окружающим миром. Различные крупы, мука, вода – все это источник новых тактильных ощущений, ведь на рассыпанной муке можно рисовать, гречку можно перебирать, а пшено – зачерпнуть рукой и смотреть, как оно сыпется между пальцев. Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики ребенка, а моторика, как известно, напрямую связана с речью и интеллектом.

Важнейшая часть развития ребенка – купание в ванночке, игры с водой. Малышу нужно давать побултыхаться вволю, поиграть с яркими игрушками. Пусть он ощутит разницу между водой и воздухом, почувствует, как вода течет, выталкивает его на поверхность. Сидя в ванной, попереливать воду из стаканчика в стаканчик, поиграть с брызгалкой, посмотреть, как плывет кораблик – это первые физические опыты вашего ребенка.

Малыш скоро должен пойти, и его сажают в ходунки. Считается, что ребенку так проще исследовать мир. Но ему хочется подойти к маме, а мама, увы, недосягаема: ходунки мешают приблизиться к ней. Хочется проползти самому все комнаты – тоже не получается. Помните: длительное пребывание ребенка в ходунках тормозит его физиологическое развитие.

Вот ребенок подрастает и начинает ходить. Важно во время прогулки заглядывать на детскую площадку. И хотя ребенок еще мал для того, чтобы самому участвовать в играх, он уже осознает себя таким же, как дети постарше, внимательно наблюдает за их игрой и скоро будет готов присоединиться к ним. Именно с детской площадки начинается формирование «социального интеллекта» ребенка – способности правильно понимать поведение людей, прогнозировать последствия своих и чужих поступков.

В разгаре лето – время игр с песком. В песочнице у ребенка появляются первые друзья. Песок – отличный материал для развития пространственного мышления. Как из кучи песка получается куличик, объемные фигуры – много нового увидит и узнает малыш в песочнице.

Мама или педагог?

До двух-трех лет с малышом можно успешно заниматься дома. У любого действия ребенка есть мотивация – мама рядом, она помогает, хвалит. После трех лет у ребенка формируется собственное «я», теперь его поступкам необходима дополнительная, внешняя, мотивация. Например, если вам нужно, чтобы ребенок научился завязывать шнурки, не пожалейте времени перед походом в зоопарк – пусть он это сделает сам, иначе поход не состоится. Эту особенность развития ребенка (внешнюю мотивацию) необходимо учитывать и при выборе игр – например, шнуровкой ребенок будет заниматься только вместе с вами и не даст вам помыть полы. Поэтому, затевая ту или иную игру, «вписывайте» нее в график домашних дел.

В этом возрасте занятия с мамой не всегда продуктивны. Мама уже не является беспрекословным авторитетом для ребенка, начинающего проявлять самостоятельность, не каждый раз она может настоять на выполнении каких-либо правил. Кроме того, к занятиям с ребенком нужно готовиться, а маме трудно выкроить на это время. Поэтому для 3-летнего ребенка стоит поискать хорошего педагога. Чтобы получилось дешевле, можно договориться с друзьями из песочницы, если дети близки по темпераменту и развитию, сформировать группу из 2-3 человек и заниматься вместе.

В возрасте 3-4 лет ребенка нужно активно вводить в социум. Это хорошее время, чтобы пойти в детский сад. Ведь именно общаясь с себе подобными, маленький человек сталкивается с первыми конфликтами и учится их решать. Внутри коллектива ребенок усваивает такие понятия, как плохо-хорошо, можно-нельзя. И чем ближе к школе, тем социальный интеллект ребенка должен становиться выше – так он может проще вступить в школьную жизнь. Поэтому в 5-6 лет ребенку просто необходимо учиться работать в группе под руководством педагога.

Читайте также:  Когнитивное развитие ребенка в период раннего возраста

Источник

Когда уже пора?

На самом деле понятие «раннее развитие» очень условное. Ребенок развивается с самых первых дней жизни, причем за первый год он осваивает столько, сколько ни за один другой период времени — учится смотреть, слышать, произносит первое слово, начинает ползать, садится, встает на ножки и идет. Представляете, какая колоссальная работа и всего за какие-то 12 месяцев? По сути дела, самый главный способ развить малыша — это просто помочь ему проделать эту работу. Разговаривать с ним, петь песенки и читать стишки, улыбаться в ответ на его улыбки, показывать все, что может быть ему интересно, в общем, делать его жизнь полноценной даже в тот период, когда он не может еще осмыслить происходящего. Занятия могут подстраиваться по ритм жизни ребенка — ничего страшного от этого не случится, ведь родители интуитивно чувствуют, что нужно их малышу в тот или иной период времени. Но все-таки большинство мам и пап предпочитают придерживаться какой-либо развивающей методики. Во-первых, это проще, т.к. вам не нужно будет ломать голову над тем, чтобы придумать очередную «развивалку», а во-вторых, практика показывает, что современные методики развития дают отличный результат.

Выбираем методику

Научно доказано, что в первые годы жизни количество нейронных связей в мозге ребенка в два раза превышает количество связей у взрослого человека. Если в первые три года эти связи не задействуются, то они просто исчезают. Поэтому основа любой развивающей методики — активизация мозговой деятельности ребенка. Но тем не менее, у каждого метода развития есть свои нюансы. О них и поговорим.

Методика Монтессори

Главный принцип: «Помогите ребенку сделать это самостоятельно!»
С какого возраста применяют: с 8 месяцев при участии мамы и педагога, с 3 лет с педагогом и самостоятельно.

В чем суть? Дети учатся и познают мир в удобном им темпе и в индивидуальном порядке при помощи специальных материалов, разработанных автором методики. Единых программ нет, главное, чтобы ребенок гармонично развивался и ему было интересно двигаться вперед.

Метод Глена Домана

Главный принцип: интеллект определяет бытие
С какого возраста применяют: с 3 месяцев
В чем суть: все подчинено интеллектуальному развитию ребенка — от работы со специальными карточками до особых комплексов физических упражнений. Чем раньше ребенок начнет тренировать память и внимательность, тем легче ему будет учиться в будущем и тем больше он сможет освоить.

Методика профессора Лазарева

Главный принцип: ни дня без сюрприза
С какого возраста применяют: с рождения
В чем суть: современный метод, разработанный профессором Михаилом Лазаревым — доктором медицинских наук и музыкантом. Лазарев доказал, что если правильно сочетать обучение и музыку, то ребенок будет гораздо быстрее осваивать любую информацию.  Для того чтобы занятия по методике Лазарева нравились не только мамам и папам, но и малышам, была разработана серия специальных развивающих наборов Bimbasket.

Развивающий набор Bimbasket – это коробка с симпатичными игрушками и обучающими материалами, а также специальными карточками, для того чтобы родители могли самостоятельно заниматься с малышом. Особое преимущество заключается в том, что все наборы составлены индивидуально, в зависимости от возраста ребенка. Любой родитель может заказать такой набор и развивать малыша самостоятельно, не тратя время и деньги на походы по центрам раннего развития. Продолжительность одного занятия – не более 30 минут в день, поэтому карапуз попросту не успеет заскучать или, тем более, устать. Когда один набор будет полностью освоен, можно заказать следующий.

Источник

С какого возраста и как начинать с ребенком раннее развитие

Действительно ли после трех уже поздно?

Что важно знать о развитии ребенка раннего возраста?

Какое развитие можно считать полезным, а какое лучше обходить стороной?

Говоря про раннее развитие, обычно имеют в виду возраст от нуля до трех лет.

С какого-то момента понятие «раннее развитие» стало чрезвычайно популярным в контексте необходимости организации каких-либо специальных занятий для ребёнка в этот период и их чрезвычайной значимости. 

Ранее развитие может быть разным, и оно, безусловно, есть, как этап и элемент развития каждого ребёнка.  В этой статье мы рассмотрим, какое ранее развитие можно считать адекватным, а какое скорее не имеет смысла или даже несет вред. 

Для начала давайте очень просто на пальцах обозначим основные особенности мозга ребёнка раннего возраста:

  • То, что большинство людей представляют при слове мозг – эти две половинки грецкого ореха – лишь самая молодая и высокоразвитая его часть – кора. Корковые отделы мозга развиваются в последнюю очередь (в онтогенезе) и появляются в своём развернутом виде лишь у высших млекопитающих. Это самые молодые исторически и самые «умные» отделы мозга. При этом под ними есть более древние и «простые» отделы, которые развиваются у ребёнка в первую очередь. 
  • Таким образом, мозг развивается снизу вверх и сзади кпереди. 
  • Мозг ребёнка имеет множество нейронных связей, гораздо большее, чем у взрослого.
  • Мозг ребёнка в первые три года жизни развивается так интенсивно, как не будет больше никогда в жизни. 
Читайте также:  Портрет ребенка с проблемами в развитии

Именно последние две особенности эксплуатируются пропагандой опережающего раннего развития, выступающей за то, что именно в этот момент ребёнка нужно интенсивно обучать; и если этого не сделать, то будет упущен невероятный потенциал и ребенок лишится преимущества в жизни. 

Чаще всего предлагается изучать с ребёнком языки, математические понятия, развивать логику, абстрактное мышление, осваивать энциклопедические знания. В целом, посыл такой: развить опережающие навыки, дать преимущество в развитии, выявить одаренность. В самом деле, даёт ли такое развитие преимущество? 

Вот, что говорят нам исследования (описанные К. Хирш-Пасек и Р. Михник Голингофф): из двух групп детей, одна из которых получала опыт раннего развития, а другая нет, первая не имела никаких преимуществ перед второй ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. При этом обнаруживаются некоторые негативные эффекты от интенсивного обучения и развития в раннем возрасте. 

Важно понимать, что не только мозг ребёнка развивается в определенной логической последовательности, но и мыслительные процессы. Для раннего возраста характерно наглядно-действенное мышление, для которого необходимо взаимодействие с объектами в реальной жизни и получение собственного наглядного и действенного опыта. Другими словами: ребенок может понять и осмыслить только то, с чем столкнулся и взаимодействовал лично: трогал, разглядывал, ломал, разбирал, бросал и тому подобное. Усвоить абстрактную информацию на понятийном уровне в этом возрасте он не может. 

Здесь можно вспомнить знаменитые исследования и открытия Ж. Пиаже, который так же говорил об определенной логике развития мыслительной деятельности и о качественном отличии последней у детей от таковой у взрослых.

Абстрактная информация в раннем возрасте может быть усвоена лишь на уровне памяти. Давайте вспомним про множественные нейронные связи у детей: их наличие естественно и объясняется тем, что мозг, находясь в состоянии развития и получения опыта, только формирует наиболее оптимальные нейронные связи, отсекая со временем те, которые не используются или оказываются менее эффективными. Это нормальный и естественный процесс, повышающий эффективность работы мозга. Излишняя эксплуатация тех или иных мыслительных процессов в раннем возрасте может привести к проблеме нейрологического «уплотнения», когда соревнование информации за синаптические связи в мозге приводит к раннему сокращению в размере и числе отделов мозга (в основном не специализированных), которые в будущем могут понадобиться для творческой работы подростка и взрослого.

И если уж говорить о закреплении нейронных связей и сохранении их высокого количества в продуктивном ключе – это должно быть множество разнообразных связей, отвечающих за различные процессы, а не сконцентрированные на одном. При таком условии может говорить о развитии пластичности и функциональности мозга на дальнюю перспективу. Именно для такого разнообразия стоит использовать период раннего возраста. 

Таким образом, стремление к опережающему развитию через обучение в раннем возрасте не несёт пользы и не даёт ребёнку преимуществ в дальней перспективе. 

Здравый подход к раннему развитию, основанный на понимании логики развития мозга, способен принести больше пользы. Что он подразумевает?

  • В первую очередь – взаимодействие ребёнка с родителями, установление прочных отношений привязанности; любовь и принятие; тёплое заинтересованное общение, включённость в ребёнка со стороны родителей.
  • Двигательная активность: именно развитие физического потенциала (ловкости, согласованности движений, сложных координаций) и возможность беспрепятственного получения двигательного опыта способствуют в дальнейшем успеху в учебной сфере. Через разнообразие двигательного опыта у ребёнка происходит формирование сенсорной интеграции, умения организовать себя в пространстве, ориентироваться в нем и своём собственном теле. 
  • Участие в повседневной бытовой и социальной жизни: приготовление еды, помощь по дому, поход в магазин, в кафе, на прогулку и тому подобное.
  • Сенсорно богатая среда, которая так же будет отвечать потребности получения наглядного опыта. Сюда же можно включить развитие мелкой моторики. 
  • Наглядный опыт и богатство впечатлений: именно они стимулируют мозг к активной деятельности. Новизна заставляет мозг работать (при этом не стоит впадать в крайности и перегружать среду ребенка впечатлениями и стимулами: мозгу и нервной системе так же важен отдых и периоды спокойствия).
  • Благоприятная психологическая обстановка: разумные требования, реалистичные ожидания и воспитательная грамотность родителей. Здесь же справедливо говорить о том, что завышенные ожидания и необходимость осваивать то, что не соответствует возрастным возможностям ребёнка являются стрессовыми факторами, провоцирующими повышение тревожности, невротические и поведенческие расстройства.
  • Развитие эмоционального интеллекта.

Нет ничего плохого в том, что ребёнка в раннем возрасте знакомят с образами букв, цифр, книгами; предлагают сложить пирамидку или сортер. Важно помнить, что это именно и только контекст игры – не специально организованное учебное занятие. Основу развития в раннем возрасте будет составлять общение с родителями, внутри которого будет содержаться игра (а со временем постепенно выделяться из него) и лишь внутри игры маленькой точкой стоит обучение. Любой обучающий момент стоит прекратить по факту потери или отсутствия интереса к нему у ребёнка; малыш не может и не должен проявлять усидчивость и организованность камерного занятия в этом возрасте. И необходимости в каких-либо специально организованных обучающих и развивающих занятиях для здоровых нормотипичных детей раннего возраста нет.

В специальных занятиях нуждаются дети с различными особенностями развития. Здоровому ребёнку достаточно разнообразного жизненного опыта. 

Читайте также:  Лучшее для развития ребенка

Пожалуй, для родителей можно отметить следующие важные мысли: 

  • Опережающее развитие – это не есть хорошо; хорошо то, что в зоне ближайшего развития (зона ближайшего развития по Выготскому). 
  • Не нужно форсировать развитие ребёнка и заставлять его осваивать то, что не соответствует его возрасту.
  • Будучи результатом миллионов лет эволюции, мозг ожидает получения впечатлений от видения разных вещей, слушания речи и движения конечностей, так что он просто весело идёт своей дорогой, нормально развиваясь в процессе столкновения с этими переживаниями в окружающей среде.

Источник

На фото фрагмент занятия в центре раннего развития с моим сыночком 1,5 года

Для меня стал актуальным вопрос о раннем развитии моей дочки, которой сейчас всего 8 месяцев. Детский клуб рядом с моим домом открывает свои двери для занятий с детьми как раз с 8 месяцев. Я задумалась: а не рано ли? Зачем малышу туда вообще “ходить” в таком возрасте? Есть дети, которые еще не сидят в 8 месяцев и не ползают. Каким образом тогда будут проходить занятия?

Своего старшего сына я отдала в центр раннего развития в 1,5 года. Просто туда ранее и не пускали. И я не видела смысла водить его туда в год и раньше. Сама педагог и сама с ним занималась. А в центр мы пошли с целью подготовки к детскому саду и к обществу.

Это было несколько лет назад. Сейчас же детские центры снизили свою планку по возрасту. И я считаю, что это сделалось лишь в целях заработка. Сама работаю с детьми много лет и имею своих двоих, поэтому знаю, что чем младше малыш, тем сложнее с ним именно “заниматься”. И дело не в том, что дети в этом возрасте воспринимают только игрушки и игры, а дело в их неусидчивости, капризности, зависимости от мамы, незрелости организма в целом, режима дня, наконец.

В процессе подготовки к написанию этой статьи, я прошлась по ближайшим районам своего города, чтобы посмотреть на условия и программы всех детских клубов, центров, домов культуры, которые только там есть. Самый ранний возраст для занятий в одном из них мне встретился :

6 месяцев ????

Я спросила администратора: “А не рано ли?” Мне ответили: “Если ваш ребенок уже умеет сидеть, приходите”.

Посмотрела в интернете. Самый ранний возраст для занятий в одном из клубов моего города:

3 месяца ????

Вот скриншот:

Безусловно, заниматься с ребенком нужно с рождения. Не надо быть педагогом или психологом, чтобы это понимать. Но делать это вполне может сама мама. Потешки, пальчиковые игры, массажик, песенки. Если мама не может, то няня, бабушка. Неужели есть мамы, которые приносят своих лялек в три месяца в детский клуб?

Я не представляю развивалочки в центре и для моей 8-месячной дочки. У нее плавающий режим дня, а приходить нужно в определенное время. Что если в это время нам нужно кушать или спать? Что если дочка раскричится во время занятия, ей нужно будет поменять подгузник, она будет не в настроении воспринимать что-либо, сидеть по указке даже пару минут не станет, да и вообще не станет играть или делать что-то по принуждению, а деньги за клуб будут уплачены. Нет, это не для малышей до года. И это моё личное мнение.

Самый лучший возраст для посещения клуба – после одного года. Занятия должны нравятся ребенку и развивать его. Без этих двух составляющих времяпрепровождение в детском клубе теряет свою значимость.

Когда гуляла на детской площадке со своим годовалым сыном, часто слышала от мамочек вопрос: “А вы ходите на развивашки?” И встречала их непонимание, когда я отвечала, что не ходим. Не понимаю, почему и зачем из раннего развития сделали какой-то культ? И сейчас, несколько лет спустя, мамочки стараются как можно раньше отдать своего малыша в детский клуб, чтобы потом “покрасоваться” перед другими мамами. А ведь в раннем развитии есть и определенный вред для ребенка:

  • Нагрузка на центральную нервную систему ребенка
  • Раннее обучение чтению, счету, письму, знаниям из окружающего мира в ущерб раннему развитию детей. Многие путают раннее развитие и раннее обучение, и не развивают, а пичкают знаниями.
  • Отсутствие желания учиться, нет мотивации в школе. Дети “пресытились” знаниями еще в дошкольном возрасте и в школе им скучно.
  • Нет креативного и творческого мышления. Если с детьми и занимались рисованием и лепкой, то исключительно в ограниченное по часам время, часто не давая выразить себя,а только работа по определенному заданию.
  • Часто родители ставят превыше свои собственные интересы и стремления. Отдавая своего ребенка в центр раннего развития, они чувствуют себя счастливыми, полноценными родителями, выполняющими свой долг по воспитанию и развитию. Но нужно ли это самому ребенку? Именно ребенку, а не родителям.

Какой вывод я делаю для себя:

До 1,5 лет водить дочку в клуб не буду, позанимаюсь с ней сама.

Ставьте ????, подписывайтесь. Впереди еще много полезных статей о детях и статей из моей жизни.

Источник