С чего начать развитие речи ребенка

С чего начать развитие речи ребенка thumbnail

Развиваем речь ребенка. С чего начать?

Как известно все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей:  матери, отца, бабушек, дедушек, старших сестер и братьев.

Распространено неправильное мнение о том, что ребенок сам постепенно овладеет правильным произношением, без специального воздействия и помощи взрослых.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Окружающие ребенка люди должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слоги и окончания слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха малыша многие слова долетают искаженно («не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).

Особенно четко нужно произносить незнакомые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи, на примере которой формируется их собственная.

  1. Развитие мелкой моторики.

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его руки! Очень полезно рисовать пальчиками краской ( ребенок опускает в краску руку или пальчик и рисует на большом листе бумаги), а также мять и разрывать на кусочки пластилин ( под присмотром взрослого). Предложите ребенку игры с пуговицами. Детям нравится перекладывать их, распределять по величине, цвету, раскладывать в коробочки. Очень полезны пальчиковые игры-потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Самый известный вариант такой игры-«Сорока-ворона». Освоение ножниц-тоже полезная нагрузка для пальчиков. Можно предложить ребенку разрезать бумагу-это делать проще, а ткань, нитки сложнее.  

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Чтобы ребенок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять своими органами речи (нижняя челюсть, мягкое небо, губы, щеки и язык). Поэтому начиная с двухлетнего возраста полезно проводить артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. Гимнастикой лучше заниматься 3 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут перед зеркалом и проводить ее в виде сказки.

Птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок – «птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

Лягушка. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Хоботок. Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть вперед губы «трубочкой». Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя шуба не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Вкусное варенье. Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

Часики. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного угла рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки копытцами. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь,а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Барабан. Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произнести звук «д-д-д». Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы ( ручка должна быть не толстой и прямой, как линеечка).

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное- правильно.

  1. Выработка правильного дыхания

Обратите внимание, как ваш ребенок дышит при речи? Понаблюдайте за малышом: нет ли быстрых коротких вздохов посередине фразы или слова, не прерывают ли речь частые вздохи, не слишком ли частое у него дыхание.

Дыхание влияет на звукопроизношение и качество голоса.

Придерживайтесь следующих рекомендаций:

-следите за правильным вдохом-через нос;

-плечи нельзя поднимать;

-выдох должен быть длительным, плавным;

-cледите, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками) ;

-каждое упражнение повторяйте не более 2-3 раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).

На качелях. Ребенок лежит на спине на ровной твердой поверхности без подголовника, рот закрыт, вдох носом. При вдохе игрушка поднимается, при выдохе-опускается.

Шарики. Сделать вдох через нос и надуть щеки воздухом, а затем сдуть. Надуть одну щеку – сдуть, затем другую щеку – надуть и сдуть, надувать попеременно 4-5 раз.

Ветряная мельница. Для  этой игры необходима мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти.

Фокус. На нос положить ватный шарик. Широкий язык положить на верхнюю губу и подуть. Фокус заключается в том, что шарик должен лететь вертикально вверх.

 Футбол. На столе в импровизированные ворота задувать шарик для настольного тенниса. Нужно как можно больше забить голов.

Листопад. Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья, это явление называется листопадом. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.

Бабочка. Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Затем взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, чтобы она « полетела». Ребенок делает длительный плавный выдох.

Мыльные пузыри. Веселое и очень полезное занятие – выдувание мыльных пузырей.

Надуем игрушку. Детям предлагается надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки.

Дыхательные упражнения помогают вырабатывать диафрагмальное дыхание, а также способствуют достижению плавного длительного выдоха и быстрому освоению труднопроизносимых звуков.

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник

Речь ребенка активно развивается в возрасте от двух до пяти лет. Однако важно понимать, что основы речевого развития закладываются намного раньше, практически с первого крика младенца. О том, что происходит с малышом на каждой ступени его взросления и что могут делать родители, чтобы развивать речь (даже не отвлекаясь от повседневных занятий), рассказывает член Ассоциации родителей и детей с дислексией логопед Екатерина Савина.

Возраст: от 0 до 3 месяцев

С рождения и до трехмесячного возраста крик — единственный способ общения малыша с внешним миром. Это способ сообщить «мне страшно, холодно, больно», «я боюсь», «я рассердился», пожаловаться, позвать на помощь.

Главной помощью для малыша здесь будет сосредоточенность мамы на собственных ощущениях. Вы можете точно услышать, как сейчас кричит ваш ребенок? Что он пытается вам сообщить интонациями своего крика? Если вы сумеете распознавать эмоции ребенка, вам будет намного проще принимать решение сейчас и налаживать взаимоотношения в будущем. Мама учится слушать и слышать ребенка, и позже за его криком, в том числе в истерике, сможет распознать знакомые нотки и решить проблему.

Возраст: от 1,5 до 3–4 месяцев

Малыш начинает гулить. Он готов делить с вами не только отрицательные, но и положительные эмоции. Гуление — способ эмоционального взаимодействия с взрослым. 

Самое лучшее, что вы можете сделать на этой стадии доречевого развития, — максимально расширить свой вокальный и мимический репертуар. Ребенок смотрит на ваше лицо и слышит ваш голос: все положительные эмоции стоит отыгрывать с полной отдачей, как будто за вами наблюдает огромный зрительный зал, а вовсе не один восхищенный взгляд.

Вряд ли стоит пытаться подменить живое родительское участие аудиокнигами, мультфильмами или телевизором. Да, малыш удержит внимание на яркой картинке или прислушается к звуку, но он не получит ответных эмоций. А именно в них кроется основа коммуникативного развития.

Возраст: 5–6 месяцев

В этом возрасте гуление сменяется лепетом. Малыш активно подражает взрослому, познает окружающий мир и начинает понимать уже не интонации и ситуацию, но и слова близких людей. Именно в это время важно сопровождать речью все, что происходит с вами и ребенком в течение дня. Чем больше малыш слышит (и обрабатывает!) речевых образцов, тем легче ему усваивать структуру родного языка. И здесь поистине неоценима помощь фольклора: вспомните, пожалуйста, все потешки, присказки, поговорки и сказки, которые слышали в детстве. Чем больше их будет в вашем обиходе, тем лучше. А если сопровождать речь движением и сериями движений (знаменитые «сорока-ворона» или «ладушки»), то вы значительно поможете активизации лепета малыша.

Не относитесь к лепету как к «ненастоящей» речи, «птичьему языку». Ребенок осваивает закономерности функционирования языка, ему важно попробовать свои силы. Если вы слышите «па-па-па-па-па», не воспринимайте это как «папа», не форсируйте события. Лучше присядьте, поймайте взгляд малыша и повторите за ним «па-па-па-па-па». А потом добавьте «та-та-та» или «пу-пу-пу».

Будьте одновременно отражением и катализатором. Повторите интонацию малыша и добавьте свою. Даже короткий диалог в процессе приема пищи или умывания будет очень полезным.

Возраст: 1,5–2 года

В возрасте от полутора до двух с половиной лет мы ждем появления у ребенка фразовой речи. Простая фраза «мама, ам», «дай пить», «хочу гулять» появляется на фоне достаточно хорошего понимания обращенной речи. И, как правило, это первый шаг к настоящему прорыву, тому самому, который мы называем бурным развитием речи. Практически каждый день у малыша появляются новые слова и фразы, новые идеи и мысли. Это очень непростой с точки зрения безопасности и родительского отдыха период. Но расслабляться нельзя: слишком много в дальнейшем развитии зависит от того, что происходит с ребенком в период от двух до пяти.

Для развития речи дома и на улице есть масса возможностей.

  • Звук

Прислушивайтесь ко всему, что вас окружает. Соревнуйтесь, кто услышит больше. Кто сможет определить направление звука. А его источник? Играйте вместе с ребенком: остановитесь, замрите на несколько секунд и «обратитесь в слух». Так малыш научится не только слышать, но и слушать.

  • Слово

Попробуйте придумать «игры со словами на каждый день». Например, семья собирается обедать. Обсудите меню. Вспомните, откуда взялся каждый продукт (растет, получаем от животных и т.д.), какие еще блюда из него можно приготовить, каков он на вкус и на ощупь.

Другой пример: что ты сейчас делаешь? Обычно ребенок отвечает: ничего (да и взрослый тоже). А ведь ничего не делая, мы сидим (стоим, лежим), дышим, смотрим, слушаем, двигаемся, принюхиваемся, поворачиваем голову, шевелим пальцами. Продолжайте список…

  • Фраза/предложение/рассказ

Говорите с ребенком. Прежде чем спросить, как прошел его день, расскажите, как прошел ваш. Что вы делали, с кем встречались, что заметили, что вас обрадовало, огорчило, насторожило. Что обязательно нужно сделать, чтобы завтрашний день удался. Показывая пример связного высказывания, вы даете план, образец, структуру, которую малышу легко принять, запомнить и использовать в своей практике.

В нашем мире все взаимосвязано. Важно понимать и помнить: то, что мы считаем важным в развитии ребенка, начинает формироваться намного раньше, чем мы успеваем об этом задуматься. Психологическая база речи развивается на первом году жизни, предпосылки к успешному обучению в школе — в младшем и среднем дошкольном возрасте, от трех до шести лет. Только стоит учесть, что раннее развитие — это не попытка опередить законы взросления, а создание необходимых условий для реализации детского потенциала.

Как вы развиваете речь ребенка?

Читайте также:

  • Не будь молчуном: 6 способов, как разговорить ребенка
  • Развитие речи у детей младшего возраста
  • Когда ребенок начинает говорить первые слова
Все фото: © Depositphotos

Источник