Рузская развитие общения ребенка со взрослыми

Рузская развитие общения ребенка со взрослыми thumbnail

В дошкольном возрасте в становлении мотивов общения наблюдаются три периода: сначала ведущее место занимают деловые мотивы общения, затем познавательные и, наконец, как у младенцев, личностные. Указанная закономерность ярко выступала в исследовании А. Г. Рузской (Развитие общения., 1974).

Желая изучить мотивы деятельности дошкольников, она использовала в своей модификации методику, описанную У. Бижу и Д. Баером (1966). Она приглашала ребенка поиграть «в телевизор» и приводила его в изолированное помещение, где на столике стояла ширма с раздвигающимися занавесками. После этого ребенку последовательно предлагали следующие варианты:

1) в одиночестве поглядеть на заводную игрушку, появляющуюся из-за занавески;

2) увидеть взрослого, который молча улыбался и, протянув руку из-за занавески, гладил ребенка;

3) поиграть вместе со взрослым в игрушку, например в машину, которую взрослый выкатывал из-за экрана, а потом ловил обратно из рук ребенка;

4) послушать сказку, которую появляющийся из-за занавесок взрослый рассказывал ребенку;

5) побеседовать со взрослым на одну из предложенных тем, касающихся самого ребенка и его жизни.

Нажатием на кнопку ребенок мог сам раздвинуть занавес, который оставался открытым всего 30 сек. Если ребенку нравилось предложенное взаимодействие, он мог продлить его, нажав на кнопку, когда занавес начинал закрываться. О том, насколько привлекательны для ребенка разные варианты взаимодействия, экспериментатор мог судить по количеству нажатий на кнопку. Опыт проводился в ином виде: на панели перед ребенком находились пять кнопок, и он мог самостоятельно включать наиболее интересную для него программу, нажав на соответствующую ей кнопку. Результаты опытов А. Г. Рузской представлены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Выбор детьми 2-7 лет интересного для них варианта взаимодействия со взрослым, количество детей, %

Она делает следующие выводы: «Младшие дети (2-3 года) чаще всего поддерживали игровое взаимодействие со взрослым. Из этого факта можно заключить, что основным мотивом для их общения со взрослым являются игрушки и действия с ними, а также сам этот человек, но только в качестве старшего партнера ребенка по игре.

Детей 3-4 лет. привлекали новые впечатления.

В 4-5 лет дошкольники выразили свое предпочтение к… ситуации, где взрослый рассказывал им сказку. Очевидно, сведения, сообщаемые взрослым, и он сам как рассказчик служили мотивом поведения детей при выборе ими ситуации.

В 5-6 и в 6-7 лет отмечалось преобладание познавательных и личностных мотивов, удовлетворяемых детьми при общении со взрослыми» (А. Г. Рузская // Развитие общения…, 1974. С. 201-202).

Выводы А. Г. Рузской получили подтверждение в исследованиях Х. Т. Бедельбаевой (1978а, б), З. М. Богуславской (Развитие общения…, 1974), E. О. Смирновой (Общение и его влияние…, 1974, 1975, 1977) и в других работах, проведенных с использованием иных методик, близких к естественному эксперименту. По мере взросления дошкольники переходят от практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству более умственного – «теоретического» – толка и, наконец, к контактам углубленного нравственно-личностного плана. Параллельно происходит смена ведущих мотивов общения – деловые уступают место познавательным, а те – снова личностным.

Познавательные мотивы заставляют детей задавать взрослым десятки вопросов на самые разнообразные темы – от причин поломки игрушек до тайн мироздания. Маленькие «почемучки» сначала почти не слушают ответы взрослых – им важно высказать свое недоумение, они не замечают противоречий в словах взрослого (З. М. Богуславская // Развитие общения…, 1974). Но постепенно стремление спрашивать сменяется стремлением узнавать, и тут дети могут вступать со взрослыми в спор, многократно переспрашивать их, проверяя уверенность и надежность сообщаемых ими знаний (Е. О. Смирнова, 1980).

Исследование мотивов общения детей со взрослыми приводит к следующим выводам.

Мотивом общения является партнер в тех своих качествах, ради которых ребенок инициативно обращается к нему или поддерживает предпринятую взрослым коммуникативную деятельность. Поэтому мотив общения совпадет с его объектом.

В мотивах общения опредмечиваются потребности ребенка, заставляющие его искать помощь взрослого, при этом потребность в новых впечатлениях порождает познавательные мотивы общения, потребность в активном функционировании – деловые мотивы общения, а потребность в признании и поддержке – личностные мотивы общения.

В каждом периоде детства один из мотивов общения выдвигается на передний план и занимает ведущее положение. Так, в первые полгода жизни в общении детей ведущим является личностный мотив, в раннем возрасте таковым становится деловой, в первой половине дошкольного детства – познавательный, а во второй его половине – снова личностный мотив.

Смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка и положения общения в системе общей жизнедеятельности детей.

Все группы мотивов общения интенсивно развиваются и изменяются на протяжении первых лет жизни. Так, личностное общение позволяет младенцу чутко воспринимать доброжелательное внимание взрослого, не замечать других его качеств. Личностные же мотивы старших дошкольников обеспечивают им достаточно разностороннее, глубокое и богатое знание о существенных свойствах окружающих взрослых.

Средства общения

Основные разновидности средств общения. Поскольку общение ребенка с окружающими людьми есть деятельность, оно протекает в форме действий, составляющих единицу этого процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой направлено, и задачей, которую решает. Оно служит смысловой составной деятельности общения, но само по себе представляет зачастую довольно сложное образование, в состав которого входят в том или ином сочетании несколько более мелких единиц, названных нами средствами общения. По терминологии А. Н. Леонтьева (1972), средства общения равнозначны операциям. Они представляют собой нити живой ткани деятельности общения.

Итак, под средствами общения мы понимаем те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком.

В психологии и смежных науках существует большая литература, посвященная описанию, классификации и анализу операций, называемых нами средствами общения (М. Argyl, A. Kendon, 1967; A. Mehrabian, 1969, 1971; А. А. Леонтьев, 1973 и др.). Подход к общению как к деятельности и изучение генезиса общения выдвигают требования особого характера к решению вопроса и открывают новые стороны в средствах общения. Значение изучения средств общения в рамках развиваемой нами концепции мы видим в том, что, составляя самый внешний, поверхностный слой среди феноменов коммуникативной деятельности, они ближе всего к наблюдателю, прямо и непосредственно открываются его глазам. Поэтому психолог-экспериментатор в ходе опыта регистрирует в протоколе именно разнообразные средства общения. Под нашим руководством были разработаны детальные шкалы операций, применяемых детьми для целей общения с окружающими людьми. Среди них можно выделить 3 основные категории средств общения:

1) экспрессивно-мимические средства общения, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации;

2) предметно-действенные средства общения: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой категории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта со взрослым или, наоборот, стремление прижаться к нему, быть взятым на руки;

Читайте также:  Средства развития речи детей ребенок и речевая среда

Источник

А. Г. Рузская, кандидат психологических наук

ЧАСТЬ I

Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками

Проблемы онтогенеза общения[1]

Введение

Эта книга об общении. Мы расскажем в ней о том, как ребенок, появившись на свет, вступает в свои первые контакты с окружающими людьми, как все более усложняются и углубляются его связи с ними, как преобразуется общение ребенка со взрослыми и сверстниками в первые 7 лет жизни. Наша книга также и о самопознании. Мы постараемся описать, что знает о себе маленький ребенок, как он представляет себе различные свои способности и вытекающие из них возможности.

Общение и самопознание – это две большие проблемы, которые уже давно волнуют умы человечества. В последние десятилетия интерес к ним во всем мире еще более обострился. И тому множество причин. В наши дни развитие средств связи и передвижения сблизило разные уголки планеты, сделало ее «маленькой», как сказал Юрий Гагарин, первым взглянувший на Землю из космоса. Но вот парадокс: стремительный и все убыстряющийся темп жизни одновременно вносит между людьми и отчуждение. Отдаляются друг от друга те, кто живет совсем рядом: в одном доме, а часто даже в одной квартире. Разрушение старого, патриархального быта приводит к тому, что мы редко видимся с соседями, мало встречаемся с друзьями, теряем близость со своими родными. Люди ощущают, как в их жизнь вторгается одиночество, и мучительно страдают от него. Не это ли переживание заставило воскликнуть Антуана де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения!»? В условиях, когда на смену прежним привычным формам существования с их неторопливостью, постоянством связей и приверженностью традициям приходят новые формы бытия, характеризующиеся динамизмом и высоким ритмом, люди настойчиво стремятся понять, что же это такое – общение, как его сберечь и взрастить на благо человечества?

В ряду разнообразных научных дисциплин, способных помочь решению проблемы общения, первостепенное место отводится психологии. Именно психолог по самой сути своей профессии призван разобраться в духовной жизни человека, выяснить самые сокровенные его нужды и потребности. Примерно 30-35 лет назад почти одновременно в разных концах мира развернулись исследования, направленные на углубленное изучение психологии общения людей. С самого начала особое место среди них заняли работы, посвященные изучению детского общения, прежде всего общения маленького ребенка со взрослыми, которые за ним ухаживают. Значительно более простое, чем у взрослых людей, общение малышей сулило быстрый успех в его истолковании. Большую роль в этом сыграли нужды практики. Вовлечение женщин в крупное производство настоятельно требовало развертывания общественного воспитания детей. Возникла острая практическая необходимость определить, как строить контакты с ними в условиях, отличных от сложившихся веками семейных отношений. Таким образом, общество требовало от психологов разработки вопросов генезиса общения – определения того, как оно первоначально возникает и затем развивается.

Одним из первых начал разработку проблем генезиса общения известный английский психолог Дж. Боулби (J. Bowlby, 1952a, b). Сразу же после войны вышли его труды, привлекшие пристальное внимание общественности. Этот ученый, как и близкие к нему по своим творческим позициям Рене Спитц (R. Spitz, 1945, 1946а, b) во Франции, Анна Фрейд (А. Freud, 1946, 1951) в Австрии, и некоторые другие европейские психологи драматическим образом подчеркивали первостепенное значение отношений с матерью для правильного психического развития маленького ребенка. Недостаток общения с нею, писали они, ставит под угрозу жизнь ребенка, препятствует его физическому и психическому развитию. Дефицит общения в раннем возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности.

Немного позднее интерес к исследованию генезиса общения проявили ученые США. В рамках теории «социального научения» они провели в 50-е гг. множество работ, направленных на анализ контактов ребенка со взрослыми и с другими детьми на разных этапах детства. Общение ребенка с матерью и со сверстниками получило в их трудах истолкование как разновидность явлений, подчиняющихся закону «стимул – реакция».

В начале 60-х гг. широкое исследование генезиса общения развернулось в СССР. Советские психологи основывались на прочных традициях изучения взаимодействия детей с окружающими взрослыми, созданных в послереволюционные годы выдающимися русскими педиатрами, физиологами и педагогами раннего детства. Среди них прежде всего необходимо упомянуть видного ученого и организатора общественного воспитания детей раннего возраста Н. М. Щелованова и его коллег и учеников: Н. М. Аксарину (Воспитание детей…, 1955), М. Ю. Кистяковскую (1970), Р. В. Тонкову-Ямпольскую (Социальная адаптация…, 1980). Созданная Н. М. Щеловановым школа изучения нормальной физиологии раннего детства существует до сих пор и постоянно расширяет свою работу. Но в дополнение к ней по инициативе ведущего в СССР специалиста по детской психологии А. В. Запорожца было предпринято уже собственно психологическое изучение генезиса общения у детей первых 7 лет жизни. В этой работе принял участие коллектив лаборатории психического развития и воспитания детей дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Около 20 лет лаборатория занята экспериментальным исследованием общения со взрослыми и сверстниками у детей первых 7 лет жизни. Предлагаемая вниманию читателей книга содержит принадлежащие автору теоретические обобщения результатов 20-летней работы. Вместе с тем в книге излагаются конкретные исследования, выполненные под нашим руководством; без их вклада разработка генезиса общения была бы невозможна.

Читайте также:  Центр развития ребенка академики

Значительное место в книге мы уделяем, среди прочих, также проблемам самопознания. Чем это вызвано? Почему вопросы общения рассматриваются в связи с проблемами самопознания? Самопознание – самостоятельная проблема, занимающая умы философов и ученых с давних времен. Люди всегда жадно стремились к тому, чтобы понять, что же они собою представляют – и каждый отдельный человек, и человечество в целом.

Потребность в самопознании не пустая прихоть: индивид не смог бы существовать без правильного представления о том, на что он способен. Видимо, поэтому данная потребность так прочна в каждом из нас и порождает неутолимый интерес к тому, чтобы понять и оценить себя.

Главный источник, из которого мы черпаем знания о себе, – опыт, рождающийся в активной деятельности, при этом коллективной. В ходе совместной с другими людьми практики человеку открываются наилучшие возможности для понимания своих способностей.

Личные (по форме) и одновременно общественные (по существу) отношения с людьми, складывающиеся в ходе общения, становятся важнейшим инструментом самопознания. Другой человек словно зеркало, в которое мы глядимся, чтобы увидеть самих себя.

Общение и самопознание тесно связаны друг с другом. Общение – наилучший путь для того, чтобы познать себя. А правильное представление о себе, конечно, в свою очередь, влияет на общение, помогая его углублению и упрочнению. В деловых контактах и в дружеских связях одинаково важно отдавать себе отчет в своих действиях, строго судить себя и верно оценивать.

Вот почему в своей книге мы поведем речь об общении и о самопознании как о двух неразрывно связанных, обусловливающих друг друга проблемах. Мы рассмотрим их применительно к детям дошкольного возраста (от рождения до 7 лет). Первый год жизни – младенчество – еще очень мало изучен психологами, но факты, накопленные наукой в последние два десятилетия, позволяют предположить, что и в первые месяцы после рождения ребенок не «готовится стать человеком», а живет и активно действует, налаживает сложные отношения с окружающими людьми и предметной средой, в которой живет. Ранний возраст – второй и третий годы жизни – своеобразен тем, что дети овладевают культурно фиксированными способами употребления предметов и научаются говорить, что неизмеримо углубляет возможности их познания и взаимодействия с окружающими людьми. Собственно дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – важный этап в формировании человека. Ребенок уже относительно самостоятелен, он многое умеет делать и активно переходит от одного занятия к другому: рассматривает, рисует, строит, помогает старшим, играет с друзьями. Значит, у него много возможностей, чтобы проверить, насколько он ловок, смел, как он умеет ладить с товарищами, чтобы узнать себя по своим делам. Дошкольник, кроме того, тесно связан с окружающими людьми – взрослыми и ровесниками. Благодаря этому он располагает опытом общения, позволяющим ему сопоставить себя со сверстниками, услышать мнение о себе родных и посторонних людей и узнать себя по оценкам окружающих.

вернуться

1

Печатается по тексту книги: Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.

Источник

Детский сад № 2447

Консультация по теме:

«Развитие общения с взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте».

Подготовила: воспитатель Никитина О.А.

2012 г.

Взрослый должен определить чему, где и как научить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Поэтому благоприятной основой является эмоциональная атмосфера. И начинать воспитание надо не с сообщения знаний, а закладывая позитивную эмоциональную базу. Умение сочувствовать, сопереживать, радоваться, не завидовать, делать добро, прощать – закладывается основами в дошкольном детстве. Для этого развитие воли, эмоций, интеллекта нужно развивать в атмосфере оптимистического мироощущения и правильного воспитания. Жизнь детей должна быть наполнена оптимизмом, радостью и счастливыми минутами, поэтому так важно создать положительные и доброжелательные отношения между детьми и взрослыми. Ведь ребенок гораздо больше учится тому, что видит, слышит, чувствует, а не от получаемых наставлений.

В основном до 3 лет форма общения со взрослым – ситуативно-деловая.

В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Ребенка радует внимание взрослого, совместные игры и совместная деятельность. Форма общения ребенка со взрослыми носит ситуативный характер. Появляются не только биологические потребности, но и потребность в общении. Потребности ребенка удовлетворяет взрослый.

С 3-5 лет общение со взрослым складывается в внеситуативно-познавательной форме. Взрослый интересен ребенку, как источник новых знаний. Взрослый – это проводник ребенка, он показывает дорогу и направление. Постепенно общение малыша со взрослыми становятся более социальными, обретают новые формы отношения благодаря развитию речи. Значимой для детей дошкольного возраста является оценка взрослого. Глядя на родителей ребенок учится вести себя правильно. Ребенок как-бы проверяет правильность своего поведения и своих поступков. Он наблюдает, что вызвало положительную реакцию, а что отрицательную. Поэтому в дошкольном возрасте важный аспект в отношениях ребенок-взрослый – это уважение к авторитетам.

Читайте также:  Подробное развитие ребенка в утробе

С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него. В детском саду все не так, как дома: более строгий распорядок дня, незнакомые взрослые и дети, непривычные требования. Но главное – разлука с мамой. Все это может вызвать у малыша напряженность, неуверенность и даже тревожность. По разному ведут себя малыши, пока не привыкнут к детскому саду. Одни довольно быстро осваиваются в новой обстановке, другие испуганны и рассеяны, третьи открыто сопротивляются и агрессивны.

Важной задачей воспитателя является преодоление негативных проявлений, которые портят жизнь ребенку и окружающим. К приему новых детей все усилия педагогов сосредоточенны главным образом на создании уютного интерьера и подборе достаточного количества привлекательных игрушек. С первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения малышей и их хорошего отношения друг к другу и к взрослому – это совместные игры. Они помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Воспитателю игры помогают завоевывать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Тот факт, что едва знакомый взрослый играет с ними на равных, часто им улыбается и смеется, ласково общается с ними – снимает напряжение, вселяет бодрость и успокаивает детей. Таким образом удовлетворяется потребность детей в общении со взрослым.

Игры помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Особенность всех игр – центром притяжения является взрослый. Воспитатель не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них образцом выполнения игровых действий и движений. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогатит малышей впечатлениями, но даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности ребенка. Игры строятся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии каждого ребенка. Игры делают ребенка открытым для общения. Удовольствие от движений возвращает ребенку жизнерадостность, и приводит в прекрасное расположение духа. Такая открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является его основой.

На каждом возрастном этапе взаимоотношение между детьми разное.

С 2-3 лет – форма общения со сверстниками эмоционально-практическая.

Психологический возраст ребенка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, но этапом психического развития. Педагогу важно знать и понимать, что умеют и любят делать его воспитанники независимо от их возраста и на этой основе вводить новые действия и новые задачи. Отсутствие у ребенка опыта игрового общения и совместной игры со сверстниками приводит к тому, что в другом ребенке он видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера.

С 3-4 лет – форма общения носит внеситуативно-личностный характер.

Собственная деятельность детей (со своей спецификой): игра, труд, обучение, рисование, музыка – это практика. В игре они как бы проигрывают то, что узнали о своем окружении. Они учатся говорить, действовать, подражая окружающим, выражают свои чувства и эмоции. В личностном общении дети начинают проигрывать роли взрослых. Детям нравятся игры основанные на последовательном сюжете, с движением и словами.

С 4-5 лет – форма общения ситуативно-деловая.

С 4 лет сверстник более привлекательный партнер по общению, происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Сильная эмоциональная насыщенность контактов, оценочное отношение к миру и самому себе способствует появлению нормы поведения: вежливости, культуры в разговоре, хорошим манерам.

В этом возрасте ведущей становится сюжетно-ролевая игра. Детям нравится играть всем вместе, а не в одиночку. Развитие речи дает детям много разговаривать друг с другом. Общение в ролевой игре развивается в двух направлениях:

– на уровне ролевых взаимоотношений в сюжете игры (мама-дочка, покупатель-продавец, шофер-пассажир и др.)

– на уровне реальных (распределение ролей, изменение голоса, интонации).

С 5 и далее – форма общения внеситуативно-деловая (но не у всех).

К 5 годам идет «интеллектуация чувств»: ребенок способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого. Возникают избирательные предпочтения с кем играть, разговаривать, дружить.

Задача педагога помогать детям в общении и для этого создавать социальные ситуации, чтобы дети постоянно практиковались (забота, помощь, этикетные и этические нормы).

Воспитывать гуманные чувства, которые проявляются в коллективных взаимоотношениях, чтобы ребенок не боялся ошибок, а мог преодолевать их.

Дети учатся дружить и помогать друг другу. Дети рассказывают друг другу о том, что видели, где были, что делали, делятся мнениями. Общение связной речью, то есть умение выразить свою мысль словами, расширяет активный словарь ребенка, а также формирует речевое мышление. Ребенку важно постоянно ощущать, что он на правильном пути, ему нужны мажорные нотки, есть потребность в признании и уважении сверстников.

Контакты со сверстниками влияют на положение ребенка в детском коллективе.

Это такие контакты как: спор, управление действиями партнера, совместная игра, контроль и оценка действий, навязывание собственной точки зрения, жалость, вранье, обида, защита, помощь и др. Одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Признание – повышает активность в общении со взрослыми и сверстниками. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему.

Нам взрослым нужно учить ребенка общаться с детьми и взрослыми. Личность рождает личность, поэтому взрослым нужно быть самим образцом ласки и приветливости и не требовать от ребенка того, чего сами не выполняете. Душевная щедрость, доброта, требовательность, эмоциональная отзывчивость + «главное оружие» – голос, его тембр, громкость, интонация, выразительность – вот ключевые человеческие и профессиональные педагогические качества.

Источник