Руссо о развитии ребенка
Суть и принципы концепции
В 1762 году знаменитый французский философ-просветитель опубликовал свой трактат, ставший причиной огромной популярности автора. Роман «Эмиль, или О воспитании» рассказывает о приверженности психолога естественному взрослению детей без насильственного навязывания им нравственных принципов.
Каждый ребенок, согласно теории Руссо, должен пережить детство так, как ему предназначено самой природой. В процессе воспитания нужно соблюдать природные особенности малышей, заложенные в них с самого рождения, а также возрастные критерии. Таким образом, основой концепции является взросление посредством развития и осознания собственные внутренних способностей, систем и органов чувств.
В своем педагогическом трактате Жан Жак Руссо попытался кратко описать и сформулировать основные источники воспитания. Таковыми он считал:
- природу (через развитие человеческих ресурсов, данных природой);
- людей (приучение к обществу, перенимание чужого опыта, умение анализировать последствия поступков самостоятельно и применять собственные способности);
- вещи (формирование индивидуальной модели поведения в зависимости от того, с чем и при каких обстоятельствах человек сталкивается в жизни).
Автор склонялся к убеждениям, что для правильного и полноценного воспитания личности необходимо согласованное сочетание всех трех факторов. Наряду с принципами естественного развития, Руссо выдвинул предположение о предоставлении полной свободы. Он считал это основным правом, которое принадлежит человеку независимо от возраста, называл зубрежку, строгую дисциплину, физические наказания абсолютно недопустимыми. Философ настаивал на том, что личность каждого ребенка нужно уважать, внимательно относиться к его интересам, предпочтениям, особенностям характера.
В теории естественного воспитания Руссо полностью отсутствует принуждение. Вместо этого он требует от родителей, дошкольных и школьных педагогов особых навыков: ненавязчиво управлять интересами и поведением детей таким образом, чтобы они самостоятельно приходили к правильному решению и достигали поставленных целей. Абсолютно все пространство, окружающее развивающуюся личность малыша, должно давать ему определенные подсказки.
Основную идею концепции Руссо можно описать выражением: «Хорошо все то, что выходит из рук Творца, однако все искажается руками человека».
Возрастная классификация
Основоположник концепции свободного воспитания Руссо считал самым важным следование природе ребенка. Кроме того, используемые методы воздействия в педагогике выбираются в зависимости от возрастных критериев.
В своих работах и рефератах автор выделял 4 этапа в жизни юных воспитанников:
- от рождения до 2 лет: период, когда в центр внимания ставится физическое развитие (не стоит туго пеленать новорожденных и сковывать их движения, недопустимо оберегать от холодов и сквозняков, лучше приучить к закаливанию);
- с 2 до 12 лет: время, когда дети еще плохо рассуждают самостоятельно, испытывают сложности с логическим мышлением, однако уже умеют самостоятельно передвигаться в пространстве (это важный момент для укрепления здоровья, малышам нужно разнообразить их занятия, давать считать, сравнивать, взвешивать при возникновении такого желания);
- от 12 до 15 лет: стадия интенсивного умственного развития, удовлетворение интеллектуальных запросов, дети уже умеют выделять самое интересное для себя из общего объема полученной информации, осваивают трудовое воспитание, однако недостаточно хорошо понимают нравственные ценности (наиболее качественное образование подросток получает в тех сферах, которые ему интересны – географии, астрономии или других);
- от 15 до 18: время страстей и противоречий (наиболее важно в этом периоде нравственное воспитание, задача родителей вырастить человека, а не просто представителя рода).
На первом этапе задача родителей заключается в том, чтобы максимально удовлетворить естественные потребности грудничка. Жан Жак Руссо называет ошибочным поведение родителей, которые боятся оставлять малыша в темноте или в одиночестве даже на короткое время, опасаются давать ему незнакомые предметы, а также приучают к кормлению и сну по строгому расписанию. Он категорически против ограничений и режима, форсирования событий, стимулирования развития речи.
Также, по мнению автора, не стоит полностью подчиняться требованиям ребенка, потакая всем его желаниям, чтобы не вырастить из него эгоиста и тирана. Запрещать совершать дурные поступки совершенно нецелесообразно, лучше научиться этому препятствовать.
Последний этап автор называет формированием свободной личности. Важнейшими задачами он считает воспитание добрых суждений, положительных чувств и воли.
Методы наказания
Будучи ярым противником всякого принуждения, Руссо считал, что дети – это совершенное творение природы, его нельзя переделывать и искажать, а нужно только направлять в правильное русло. Он стремился максимально глубоко познать человеческую сущность и специфику развития личности. Свободу, по его мнению, можно ограничивать только вещами. Отсюда вытекает предложенный Ж. Ж. Руссо метод наказаний, который он сам назвал естественными последствиями.
Ругать и ограничивать малышей за проступки недопустимо. Подрастающая личность должна самостоятельно осознавать негативные последствия содеянного. Например, если ребенок сломал стул, он может почувствовать, как неудобно без него обходиться. При разбитом окне виновный некоторое время пребывает в некомфортной для него холодной комнате. А при поломке любимой игрушки автор не рекомендует сразу бежать и покупать новую. Отсутствие привычной вещи заставит задуматься о необходимости бережно относиться к ценным вещам.
Трактовка методики наказаний Руссо предполагает также словесное воздействие. Но при этом детей нельзя ругать, кричать, угрожать, следует только объяснить, почему нельзя поступать подобным образом и к чему подобное поведение может привести.
Отдельным пунктом в теории философа отмечено воспитание женщин. Он назвал их хранительницами домашнего очага, утверждал, что у представительниц слабого пола не может быть собственного мнения и религии. Женщинам не стоит углубляться в науку и производство, экономику и управление. Их задача – не уметь общаться с окружающими, а только наблюдать, как это делают другие. Таким образом, педагогическая теория Руссо сводится к половым ограничениям:
- гражданские обязанности может выполнять только мужчина;
- девушкам отводится роль матери и жены.
Многие ученые считают суждения Ж. Ж. Руссо категоричными, соответствующими его мелкобуржуазной природе. Однако другие философы-просветители отмечали, что его работы занимали важное место не только в науке, но и в революционной идеологии.
Несмотря на явные противоречия и ошибки, педагогическая концепция Руссо сыграла прогрессивную роль в истории. Однако после завершения буржуазной революции взгляды известного философа воспринимались настороженно из-за требований воспитывать активных, свободных и вольно думающих людей.
Источник
Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении “Эмиль…”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.
Первый период -от рождения до 2 лет, до появления речи. В этот период преимущественное внимание Руссо считал необходимым уделять физическому воспитанию ребенка.
Второй период-от 2 до 12 лет-Руссо образно называет “сном разума”. Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, Руссо предлагал главным образом развивать его внешние чувства. Третий период-от 12 до 15 лет. В этом возрасте основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию.
Четвертый период-от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Руссо, “период бурь и страстей”. В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши.
Эта возрастная периодизация представляла собой шаг вперед по сравнению с периодизацией, установленной Коменским. Впервые Руссо пытался выявить внутренние закономерности развития ребенка, однако при этом он не занимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства. Субъективное выпячивание в качестве основной какой-либо одной особенности, присущей каждому возрасту, придавало надуманный, искусственный характер его периодизации.
Описанию естественного воспитания в каждый из указанных периодов посвящены особые части (книги) романа-трактата “Эмиль, или О воспитании”.
В первой книге “Эмиля… Руссо дал ряд конкретных указаний о воспитании в раннем детстве (до двух лет), касающихся в основном ухода за ребенком: его питания, гигиены, закаливания и т. д. Первые заботы о ребенке, считал он, должны принадлежать матери, которая, если это возможно, сама вскармливает его своим молоком. “Нет матери, нет и ребенка! – восклицал он. С первых дней жизни малыша она предоставляет ему свободу движений, не затягивая его туго свивальником; проявляет заботу о его закаливании. Руссо- противник изнежи-вания детей. “Приучайте,- писал он,- детей к испытаниям… Закаляйте их тела против непогоды, климатов, стихий, голода, жажды, усталости”.
Укрепляя тело ребенка, удовлетворяя его естественные потребности, не следует, однако, потворствовать его капризам, так как выполнение любых желаний ребенка может превратить его в тирана. Дети, по словам Руссо, “начинают с того, что заставляют себе помогать, и кончают, тем, что заставляют себе служить”.
С двух лет наступает новый период жизни ребенка, теперь уже главное внимание следует уделять развитию органов чувств. Как сторонник сенсуализма Руссо полагал, что сенсорное воспитание предшествует умственному. “Все, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств…- писал он.- Чтобы научиться мыслить, надо, следовательно, упражнять наши члены, наши чувства, наши органы, которые являются орудиями нашего ума”. Во второй книге “Эмиля… Руссо обстоятельно описал, как, по его мнению, следует упражнять отдельные органы чувств. Рекомендованные им разнообразные упражнения для развития осязания, зрения, слуха он предлагал проводить в естественной обстановке.
Поскольку, считал Руссо, разум ребенка в этом возрасте еще спит, то осуществлять обучение преждевременно и вредно. Он был против того, чтобы искусственно форсировать и развитие речи детей, так как это может привести к дурному произношению,. а также к непониманию ими того, о чем они говорят; между тем очень важно добиться, чтобы они говорили только о том, что действительно знают
Руссо искусственно разобщил развитие ощущений и мышления и высказал несоответствующее действительности предположение, что дети до 12 лет якобы неспособны к обобщениям и потому их учение следует отсрочить до 12-летнего возраста.
Он допускал, конечно, что ребенок может научиться читать и вне школы. Но тогда первой и единственной пока книгой должна быть “Робинзон Крузо Д. Дефо – книга, в наибольшей степени отвечающая педагогическим замыслам Руссо.
Руссо полагал, что до 12 лет недопустимо не только учить ребенка, но и давать ему нравственные наставления, так как у него еще нет соответствующего жизненного опыта. В этом возрасте, считал он, наиболее эффективным будет применение метода “естественных последствии”, при котором ребенок имеет возможность на собственном опыте испытать отрицательные последствия своих проступков. Например, если он сломает стул, не следует сразу заменять его новым: пусть он почувствует, как неудобно обходиться без стула; если он разобьет стекло в окне своей комнаты, не нужно торопиться вставлять его: пусть почувствует, как стало неуютно и холодно. “Лучше схватить, ему насморк, чем вырасти безумным”.
Заслуга Руссо в том, что он отвергал скучное морализирование с детьми, а также широко применявшиеся в то время суровые методы воздействия на них. Однако рекомендуемый им как универсальный метод “естественных последствий не может заменить все разнообразные методы, прививающие ребенку умения и навыки обращения с вещами, общения с людьми.
В возрасте от 2 до 12 лет дети должны познакомиться на основе личного опыта с природными и некоторыми общественными явлениями, развивать свои внешние чувства, проявлять активность в процессе игр и физических упражнений, выполнять посильные сельскохозяйственные работы.
Третий возрастной период, от 12 до 15 лет, по мнению Руссо, лучшее время для обучения, так как у воспитанника появляется излишек сил, которые следует направить на приобретение ими знаний. Так как период этот очень короткий, то из многочисленных наук нужно выбрать те, которые ребенок сможет изучить с наибольшей для него пользой. Руссо полагал также, что подростку, которому еще мало знакома область человеческих отношений, недоступны гуманитарные науки, в частности история, и потому он предлагал изучать науки о природе: географию, астрономию, физику (природоведение).
В 12-15 лет подросток, наряду с обучением, должен получать и трудовое воспитание, начало которому было положено еще в предшествующий период. Демократ Руссо рассматривал труд как общественную обязанность каждого человека. По его словам, всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут.
Источник
Cегодня исполняется 305 лет со дня рождения Жан-Жака Руссо – одной из самых значительных фигур в истории педагогики. Рассказываем о том, какие именно педагогические принципы он отстаивал и почему.
Руссо жил в эпоху Просвещения (1712 – 1778) и был мастер на все руки: учился у нотариуса и гравёра, занимался ботаникой и музыковедением, писал оперы. Впрочем, по распространённому мнению, в этих областях он так и остался дилетантом.
Прославился Жан-Жак как философ (его идеи вдохновляли идеологов Великой французской революции), писатель (его «Новая Элоиза» была главным французским бестселлером XVIII века), а также как автор новаторской педагогической концепции, изложенной в первую очередь в произведении «Эмиль, или О воспитании».
Помочь ребёнку остаться собой: принципы педагогики Руссо
Впрочем, во многом концепция эта была следствием философских взглядов Руссо. В отличие, например, от другого большого мыслителя эпохи просвещения Томаса Гоббса, который считал естественным состоянием человека войну всех против всех, Руссо пытался доказать обратное.
Если кратко, то Руссо настаивал на том, что в своём естественном состоянии человек был существом свободным, добрым и равным всем, а в государстве же он оказался либо угнетённым бедняком, либо угнетающим богачом.
И пока большинство современников Руссо рассматривали воспитание детей как способ сделать из них нормальных граждан, в его глазах педагогика должна была помочь ребёнку взрастить в себе естественного и чувствительного человека, которого обычные воспитатели подавляют. Итак, как такой педагогический процесс реализовать?
Помочь ребёнку остаться собой: принципы педагогики Руссо
РЕБЁНОК – АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Одна из главных задач педагогики – сделать ребёнка самостоятельным. Если он будет заинтересован узнавать новое, если у него самого будет желание учиться, то и процесс обучения будет успешен.
Выводы о том, как устроен мир, ребёнок также должен делать из собственного опыта. Не хочет спать днём – пусть не спит, пусть сам выработает подходящий себе распорядок.
Поэтому и запирать его в классе совершенно не нужно. Чем больше ребёнок будет проводить времени на природе и самостоятельно узнавать мир – тем лучше.
«…пусть не приучают одну руку скорее протягивать или чаще пускать в дело, чем другую; пусть не приучают есть, спать, действовать в один и те же часы; пусть он не боится ни ночью, ни днем одиночества. Подготовляйте исподволь царство свободы и умение пользоваться своими силами, предоставляя его телу привычки естественные, давая ему возможность быть всегда господином самого себя и во всем поступать по своей воле, как только будет иметь ее».
Помочь ребёнку остаться собой: принципы педагогики Руссо
ВОСПИТАНИЕ – НЕ ДРЕССУРА
Ребёнок ни в коем случае не должен видеть в воспитателе угнетателя, строгого и сурового надсмотрщика, при котором нужно вести себя как подобает и не делать ничего лишнего.
У ребёнка должно сформироваться представление о том, что он – главный в отношениях с воспитателем. Пусть в действительности это не так, это не значит, что воспитатель должен заставлять ребёнка подчиняться.
Ребёнок и так слабее, не нужно ему об этом постоянно напоминать.
Воспитатель должен выстроить процесс обучения так, чтобы ребёнок желал делать то, что воспитатель от него и хочет получить. То есть незаметно для ребёнка возбуждать интерес к обучению, делать его интересным.
«Разве вы не властны производить на него какое вам угодно влияние? Разве его занятия, игры, удовольствия, горести не в ваших руках, даже без его ведома? Конечно, он должен делать только то, что хочет; но он должен хотеть только того, чего вы от него хотите; он не должен делать ни одного не предусмотренного вами шага; не должен открывать рта, если вы не знаете, что он скажет».
Помочь ребёнку остаться собой: принципы педагогики Руссо
РАЗВИТИЕ ТАЛАНТОВ РЕБЁНКА
Строгая и обязательная для каждого учебная программа – абсурд. Каждый ребёнок уникален, он обладает своими задатками, особенностями и способностями, и педагог должен не приводить это всё к какому-то общему знаменателю.
Руссо был против идеи переделывания человека под господствующие в обществе нормы. Педагогика – лишь помощь ребёнку в непростой задаче себя проявить и развить.
Поэтому не нужно с малых лет готовить ребёнка под какое-то «место», чтоб он точно вырос адвокатом, полицейским, солдатом, врачом, кем угодно ещё. Главное – чтоб он был человеком, усвоил общечеловеческие нормы и мог сам искать своё место.
«Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом,- мне все равно. Прежде звания родителей природа зовет его к человеческой жизни. Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его».
Помочь ребёнку остаться собой: принципы педагогики Руссо
РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ОСТАВАТЬСЯ РЕБЁНКОМ
Воспитатель не должен принуждать ребёнка действовать и говорить будто взрослый. Ну нужно заставлять заучивать наизусть малопонятные формулировки, не нужно требовать от ребёнка взрослых рассуждений.
Иначе, по словам Руссо, воспитанник быстро приспособится к скучным занятиям и приучится отделываться от воспитателя пустыми словами, которые от него просто хотят услышать.
Говорить с детьми нужно в первую очередь о том, в чём они сами заинтересованы. Задавать вопросы должен сам ребёнок, а не воспитатель.
«Не трудно вложить им в уста названия королей, империй, войн, завоеваний, революций, законов; но когда придется связывать с этими словами ясные идеи, то все эти объяснения далеко будут уступать разговору с садовником».
Помочь ребёнку остаться собой: принципы педагогики Руссо
НЕ НУЖНО НАСИЛИЯ
Вместо физического насилия в отношении ребёнка Руссо предлагает другой метод наказания, известный как метод естественных последствий.
Например, ребёнок сломал игрушку. Не нужно наказывать его, как, впрочем, и не нужно бежать и покупать новую. Пусть ребёнок поймёт ценность утраченного. То же самое с ложью: не нужно наказывать за открывшуюся ложь, а нужно дать ребёнку почувствовать ваше недоверие, показать, как относятся к лжецам.
«Он ломает свою мебель – не торопитесь заменить ее новою: дайте ему почувствовать вред лишения. Он бьет окна в своей комнате: пусть на него дует ветер – не бойтесь, что он получит насморк лучше ему быть с насморком, чем сумасбродом».
Помочь ребёнку остаться собой: принципы педагогики Руссо
Хотя многие предложенные Руссо подходы принимает современная педагогика, некоторые детали его педагогических воззрений сегодня могут выглядеть устаревшими и даже нелепыми. Например, его возрастная классификация, в которой период с двух до 12 лет обозначался как «сон разума». В это время у ребёнка нужно развивать чувственность, а в следующие три года – уже разум. А ещё через три – переходить к вопросам морали и нравственности.
Подобное разделение топорно и не особо обоснованно, зато сам принцип возрастных разграничений для педагогики был очень важен. Менять подходы к воспитанию, адаптируясь к взрослению ребёнка, – теперь это кажется очевидным принципом, но так было не всегда.
Такие значительные педагогические модели, как школа Монтессори, Вальдорфская школа и прагматическая педагогика Дьюи, вдохновлялись в том числе и подходами Жан-Жака Руссо. И даже за нынешним российским Федеральным государственным образовательным стандартом его фигура явно проглядывается.
Источник: newtonew
Источник