Руководство развитием памяти ребенка

Приёмы развития памяти у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. За это время происходят серьезные качественные и количественные изменения во всех психических процессах. Так, в процессах памяти важнейшим изменением является появление элементов произвольности. Происходит это приблизительно в четырехлетнем возрасте. А к старшему дошкольному возрасту память постепенно трансформируется в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 64 п. 1) указывается на то, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование интеллектуальных и личностных качеств, а также формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста. Ссылаясь на нормативные документы, можно сделать вывод, о том, что интеллектуальному развитию детей в дошкольном образовании необходимо уделять особое внимание и создавать оптимальные условия для развития памяти, использовать специальные приемы для ее развития.

Цель – выявить приемы развития памяти у детей дошкольного возраста.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. описать особенности памяти у детей дошкольного возраста;

2. выделить приемы и условия развития памяти детей дошкольного возраста.

Основной метод исследования в этой работе – теоретический анализ научной литературы (учебных пособий, публикаций в периодических изданиях), а также интернет-ресурсов по проблематике приемов развития памяти у детей дошкольного возраста.

1. Особенности памяти детей дошкольного возраста

Анализ возможностей развития памяти у детей дошкольного возраста целесообразно начать с ее характеристики. Вообще память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений. В развитии сознания дошкольников память занимает ведущую роль. В.С. Мухина отмечает: «Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место».

Ведущая память ребенка дошкольного возраста – наглядно-образная: ребенок хорошо запоминает яркие, эмоционально насыщенные события, также он способен сохранять в памяти предметы, картины, лица, звуки, запахи и цвета. Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов.

Память дошкольника является механической (вид памяти, предполагающий усвоение материала без его осмысления), которая постепенно дополняется и замещается логической памятью (вид памяти, предполагающий осмысление, т. е. сознательное усвоение материала).

Память дошкольника, особенно в первой половине данного возрастного периода, основана на эмоциях, интересе, т.е. ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало – что является характеристикой непроизвольной памяти. Однако в дошкольном возрасте происходит переход от непосредственного запоминания к опосредованному. Последний тип запоминания связан с активным и осознанным использованием запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. Таким образом, непроизвольное запоминание, доминирующее в раннем возрасте, в дошкольном возрасте начинает становиться произвольным.

Итак, в дошкольном возрасте все же преобладает непроизвольная память: ребенок запоминает то, на что обращено его внимание в деятельности, что интересует и производит впечатление. Он еще не может поставить перед собой цель запомнить что-либо, не применяя для этого специальных приемов. К концу дошкольного возраста появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

В дошкольном возрасте, а именно в старшем дошкольном возрасте, достаточно хорошо развита двигательная память, позволяющая дошкольникам не только усвоить, понять и повторить достаточно сложные движения, но и выполнять их быстро и точно, с меньшим напряжением, нежели прежде, гибко изменять освоенные движения. Высокой степени развития достигает у дошкольника эмоциональная память. Однако ребенок запоминает не само чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, т.е. его эмоциональная память неразделима с образной, наглядной. Этот вид памяти очень развит у дошкольников и составляет его основу.

Несмотря на отмеченные нами качественные преобразования процесса памяти в дошкольном возрасте, ее развитие необходимо, так как возможности памяти детей дошкольного возраста все же ограничены и отличаются качественным своеобразием: ограниченность объема памяти, сниженность прочности запоминания, быстрая «забываемость» информации», неточность ее воспроизведения.

Актуальность развития памяти у дошкольников обусловлена и требованиями к выпускнику дошкольного учреждения – будущему первокласснику. Адекватный уровень развития памяти является важным компонентом готовности ребенка к школе.

Далее мы рассмотрим приемы, способы и средства развития памяти у детей дошкольного возраста.

Развитие памяти дошкольников осуществляется в процессе воспитания и обучения. Для развития памяти детей дошкольного возраста используются, прежде всего, мнемотехнические приемы. Мнемотехникой называется система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

В основе приемов развития памяти у дошкольников практически всегда лежит игра – ведущий вид деятельности детей данного возраста. Причем игры и игровые упражнения могут быть различными : например С.В. Кривоспицкая и Е.Ю. Мальцева указывают на эффективность применения музыкально-дидактических игр для развития памяти дошкольников, применяемых в процессе пения, слушания музыки, ритмических движений, игры на музыкальных инструментах и пр.: так, музыкально-дидактические игры заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, активизируют развитие психических процессов, помогают более успешно усваивать программный материал, делая их устойчивыми в памяти. В общем, отметим, что продуктивность запоминания у детей в игре намного выше, чем вне игры.

Переход от не произвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа (рис. 1)

Рис. 1. Переход от непроизвольной памяти к произвольной

Отметим, что внутренним, психологическим признаком произвольного запоминания является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.

Для развития произвольной памяти ребенка важно вовремя уловить и максимально использовать его стремление что-нибудь запомнить. При обучении запоминанию необходимо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным.

При развитии памяти дошкольников необходимо учитывать ее особенности. Мы говорили ранее о том, что дошкольник запоминает то, что для него привлекательно – а потому предлагаемый ребенок дидактический материал должен быть привлекательным, интересным. Дошкольник осознает и выделяет мнемические цели только в том случае, если он сталкивается с интересной для него задачей, которая требует активного запоминания и припоминания. Это происходит тогда, когда ребенок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам.

Важный момент в развитии произвольной памяти дошкольников – обучение приемам запоминания (мнемотехническим приемам). Представим на рис. 2 некоторые из таких приемов:

Рис. 2. Приемы запоминания детей дошкольного возраста

Также выявлено, что в дошкольном возрасте дети в состоянии овладеть в процессе специально организованного обучения такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка, и использовать их в мнемических целях. Обучение этим приемам требует сложной и последовательной стратегии и разделяется на два этапа:

  • формирование смыслового соотнесения и смысловой группировки как умственных действий;
  • формирование умения применять эти действия для решения мнемических задач.

Классификация как умственное действие формируется в три этапа:

  • этап практического действия: дети обучаются раскладывать картинки по группам;
  • этап речевого действия: после предварительного ознакомления с картинками ребенок должен рассказать, какие картинки можно отнести к той или иной группе;
  • этап умственного действия: распределение картинок по группам в уме, затем называние групп.

Овладение смысловым соотнесением также является поэтапным:

  • дети учатся находить к предложенной картинке тождественную;
  • дети учатся находить к данной картинке не тождественную, а лишь сходную с ней по содержанию, близкую по смыслу;
  • к названию (к слову) нужно подобрать картинку с изображением предмета, обозначаемого этим словом, а затем – подобрать картинку, близкую слову по содержанию.

Важно отметить, что дети должны хорошо овладеть не только прямыми, но и обратными операциями (и запомнить, и затем воспроизвести)

Лишь отработанные умственные действия могут стать мнемическим приемом.

Источник

Развитие памяти детей старшего дошкольного

возраста.

Память – это один из самых востребованных психических процессов человека. Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Как показывают психологические исследования (А.Н.Леонтьев, П. И. Зинченко), именно в дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться собственно мнемическая деятельность, имеющая свои специфические цели, приемы и способы. Bозникает произвольная, преднамеренная память. На протяжении дошкольного возраста ребенок учится управлять этим процессом, учится ставить перед собой цель что-либо запомнить. У него формируются специальные мнемические

Формирование и воспитание памяти старших дошкольников, также как и формирование других психических процессов, происходит в процессе деятельности. От особенностей ее структуры в старшем дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкретные цели.

В старшем дошкольном возрасте развития достигает словесно-логическая память. Ребенок 6-7 лет уже свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи”. Все это способствует и увеличению объема запоминаемого материала.

Большую роль в повышении продуктивности запоминания в старшем дошкольном возрасте играет то, что к 6 – 7 годам представления ребенка об окружающем начинают систематизироваться. Те или иные объекты относятся им к той или другой категории предметов или явлений. Последнее облегчаёт установление между ними логических связей, что облегчает их запоминание.

Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте:

– преобладает непроизвольная образная память;

– память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

– словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

– складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

– формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

Рассматривая влияние памяти на развитие личности, отмечается, что память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Память вступает во взаимодействие с речью и мышлением. Память имеет огромное значение в жизни и деятельности людей. Благодаря запоминанию происходит накопление опыта, а узнавание и воспроизведение делают возможным использование его в последующей деятельности. Прошлый опыт сохраняется в памяти. Это значит, что в определенных условиях воспроизводится (или узнается) то, что было раньше. Без сохранения прошлого опыта человек не узнавал бы окружающих предметов, не мог бы ни представить их, ни мыслить о них, не мог бы, следовательно, ориентироваться во внешнем мире. Без сохранения опыта невозможно никакое обучение, никакое развитие ни в умственной, ни в практической области.

Именно произвольная память имеет большое значение для подготовки ребёнка к школьному обучению.

Учитывая вышесказанное можно составить руководство развитием памяти старшего дошкольника.

Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных произведений расширяют опыт ребенка. Запоминанию литературных произведений поможет опора на представление-картинку, отражающую основное содержание текста.

Направляя внимание ребенка на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, можно обеспечить формирование полного и точного образа памяти.

Память ребенка – это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание.

Важный момент в развитии произвольной памяти – обучение приемам запоминания. Именно шестилетние дети впервые принимают указания, как надо запоминать.

Развитию памяти способствует дидактическая игра. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности

Рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста в группе:

1.Подобрать картины для рассматривания и рассказывания детьми группы с целью развития свойств и видов внимания, наблюдательности, связной речи. Составить по ним вопросы.

2. Подобрать дидактические игры для группы детей с целью развития восприятия цвета, формы, величины.

3. Выявить детей, имеющих недостатки в развитии памяти и восприятия, проанализировать причины и составить индивидуальные планы работы с такими детьми, используя подобранные картины и дидактические игры.

Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.

Наблюдения за психическим развитием детей и специальные исследования показывают, что память ребенка с возрастом развивается, изменяясь как по объему, так и в качественном отношении.

Развитие памяти обусловлено тем, что на разных этапах жизни ребенка изменяются его цели и характер его взаимодействия с окружающей действительностью.

Важным моментом в развитии памяти старшего дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Создание в старшем дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития. Воспитание у старшего дошкольника элементов целенаправленной памяти, формирование у него умения сознательно ставить перед собой цель запомнить, припомнить и привлечь для этого нужные способы и средства являются необходимой предпосылкой успешного обучения ребенка в школе.

Предлагаю описание игр и упражнений для развития памяти дошкольников.

«Картинки»

  1. Детям на короткое время показывается картинка. Потом картинка убирается и малышам необходимо описать то, что было изображено на картинке, как можно более подробно.

«10 отличий»

  1. Хороший вариант игр картинок это «найди 10 отличий». Этот вариант можно усложнить. Сначала показать для запоминания одну картинку (примерно полминуты), затем показать вторую. Детям необходимо сказать что изменилось.

«Запомни зоопарк»

  1. Ребенку выкладывают на обозрение несколько мягких игрушек (для дошкольника не больше 7). В течение 30 секунд ему необходимо запомнить их расположение. После этого он отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. Малыш поворачивается обратно и рассказывает что изменилось.

«Танцевальный кружок»

  1. Эта игра развивает двигательную память. Под веселую музыку взрослый показывает детям какое-нибудь движение. Например, приседает, встает и разводит руки в стороны. Малышам необходимо его повторить. Движения можно усложнять и даже придумать интересный танец.

«Попробуй, повтори!»

  1. Берем счетные палочки. Взрослый выкладывает из них определенную композицию и дает время ребенку ее запомнить. Затем малыш повторяет эту композицию со своими счетными палочками. Можно поменяться ролями. В этой игре можно использовать не только счетные палочки, но и монетки, бусинки, спички и т. д.

Кстати, эти игры развивают не только память, но и внимание.

Работа с родителями по развитию памяти может проводиться в следующих направлениях:

1. Составить рекомендации для родителей по развитию восприятия и памяти ребенка в семье и организации наблюдений за животными и птицами.

2. Подготовить консультации по темам “Перескажем сказку”, “Как выучить стихотворение”, “Наблюдайте вместе с ребенком”, “Если у ребенка плохая память”, “Как заучивать с ребенком стихотворения (пересказывать)”.

3. Провести анкетирование по вопросам:

Умеет ли Ваш ребенок рассматривать объекты? Приведите примеры.

Что привлекает его, за чем он наблюдает?

Стремится ли поделиться впечатлениями, как вы на это реагируете, почему?

Умеет ли Ваш ребенок рассказывать о прошлых событиях, пересказать прочитанное, насколько связно, логично он это делает? Приведите примеры.

Заучиваете ли Вы с ребенком стихотворения, как он относится к процессу, результату заучивания?

Зачем нужно развивать память ребенка?

Таким образом я считаю, что развитие памяти дошкольника – важнейший этап в воспитании и обучении ребёнка.

Источник

. , . , .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

– ( )

:

:

:

2012

1.

1.1

1.2

2.

2.1

3.

3.1

3.2

, . . , . : .

, . , , , , .

. .

( ., .., ., .) (. , , , ) , , : ; : , , .

, . , , , , . . , ; . . , , , , , . , , , . . – .

, – . : .

: . :

– ;

– ;

– ;

– ;

– ;

– , ;

.

: .

: , , .

1.

1.1

, , , . , . , , . .

, – .., – . . , .[9,55]

, , . – , .

, . : . , . , .

, , : , .

. – , – , . , , , . , , , , , . .

, , , . , . – -.

. , , . , . , .

, , . , , . . .

– , . , , . , . , – . , .

, , . – , .

. . , , : , , , , .

– , , . -, , . , , , , – , ..

, .

– . , . : , . .

, , , , , . , .

. , , ( , , ). , .

, , . , , , . . .

, : – , – , . [7,88]

1.2

, .. , . . -, . -, , . -, , , . [5,54]

– . , .. , . , . , – , . .[14,35]

. – . , , , , . , : , . , , , . . , , . , , , , .

( 4 5 ) . , . , , , – . , . , . , . , , , 5-6 , . , .. 6-7 , . , .

, , . . , , .. . , – , . [3,19].

, .

, , , . , . , , . – , .

, , : , .

. – , – , . , , , . , , , , , . . -, . -, , . -, , , .

– . , , , , , , .

2.

2.1

. , , . .

, , ( — ), . .[8, 88]

10

– 45 .

8-9

– 45 50 .

6-7

– 50 60 .

4-5

– 60 70 .

2-3

– 70 80 .

0-1

– , 80 .

10 – .

8-9 – .

4-7 – .

2-3 – .

0-1 – .

10

– 13 , 13 , 45 .

8-9

– 13 7-8 45 55 .

6-7

– 5-6 55 65 .

4-5

– 3-4 65 75 .

2-3

– 1-2 75 85 .

0-1

– 13 90 .

10 – .

8-9 – .

4-7 – .

2-3 – .

1-2 – .

10 – .

8-9 – .

4-7 – .

2-3 – .

0-1 – .

. , 12 : , , , , , , , , , , , .

. . , , . , .

(. 5), , — , .

10 — 12 6 .

8-9 — 6 10-11 .

6-7 — 6 8-9 .

4-5 — 6 6-7 .

2-3 — 6 4-5 .

0-1 — 6 3 .

10 — .

8-9 – .

4-7 — .

2-3 — .

0-1 — .

.(1945)

.

4 ( . 6).

10 . .

:

1. – 1 ,

– 1 ,

– 1 .

– 3 .

2. – 1 ,

– 1 ,

– 1 ,

– 1 ,

– 1 .

– 5 .

3. – 1 ,

– 1 ,

, , – 1 ,

– 3 .

– 3 .

4. – 1 ,

– 1 ,

– 1 .

– 3 .

– 14 .[, 57]

5- 6 (.. , 1928).

10-15 , , (20-30 ). . :

, , , , , , , , , , , , , , .

(.7)

, – .

: , , , , .

, , . , , .. 30 . . , . 15 – . , .

.[12, 61]

. , 30 12 , . ( . . 8 )

, , , .

. – 6 . , .[12, 62]

10 ( ..).

. : ” 10 , , , , “. : ” “.

: 4-5 , 10 3-5 . ” ” ( ), ( – ).

5–6 .[12,57]

, , . , , . , , , .

, , :

– ,

– ,

– .

, , .

. , . , , . , , , .

, , 60-70% , , 4-5 , ( ), ( ).

3.

3.1

. , . , ; , , . . , , , , , .

, : , – , .

, , . , , , .

, , . , . , , . , . , . – , . , .

. , , .

.. : , – , , , , , . , . . ; , , – ..

, , . , . , , , – , .

.

, , . , – , , . , , , .., .

, , , , , . , , .

, , , , , , , .. . , , . , . .

– . 5-6- , .

:

– ;

– ;

– . ;

– , .

, , . . , 5-6 . – , , .

. , , , , . [13,45 ]

3.2

, . , , ( . – ).[1,54]

– , ()4 , , , , , . : , ( ), , .

, .

. – , , – . , .

. , . , , , , , . , , . , .[10, 48]

, , . , , : , , , . , , , . , , , , – , .

, – . , , , , , , . : ? ? ? , ? .. , . – 1,5-2 . 5 , . [13,26]

?. , . – , . . , ( – ). . , , , , .. . , , , . – ?, , .

– . 2 6 . , . ( 12 ). , . .[15,57]

. 20 , : 10 , : -, -, -, -, -. 3 , , . , . . , .[12,56]

. – . – . . , ..

2 ( . 2).

3-6 ( ) ” ?”. . – . . . : ; , , ; . [15,26]

.

. , , . – , , .

( 7). 30 . , . .

.. , 2 ( . 1).[1]

, . . . , . , , . , (3-10) , , , , . , 2 – .

(2-4 ) – . , : , , , , , . . , . . .

, ( ).[12,47]

3-6 , . – , , , .

, , , , , .

. :

) – . . . . . , . .

) – . . . -, . . . . , .

, . , .

( 1,5-4 ).

, , :

.

, ?

, ( ), ,

!

(. )

, . .

? ( 2-6 ).

, , , , , . , .

( , 3- ) . , , . , , , ( 3-7 ). , .

. 4-6 , , . – , .

” ” . 5 . , – 5 , 5 . , . !

, . , – . . -, , -, , .[12, 36]

– .

, . , .

, , , .

. , . . , . .

. , , : , , . , , . , . , , , , . , , , , .

  • , . . , – .

    [360,4 K], 10.11.2010

  • , . . – . .

    [110,8 K], 21.05.2015

  • . . .

    [2,8 M], 27.05.2013

  • . ( ). .

    [845,1 K], 21.12.2016

  • – . . .

    [69,6 K], 20.11.2013

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник