Руководство развитием памяти ребенка
Приёмы развития памяти у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. За это время происходят серьезные качественные и количественные изменения во всех психических процессах. Так, в процессах памяти важнейшим изменением является появление элементов произвольности. Происходит это приблизительно в четырехлетнем возрасте. А к старшему дошкольному возрасту память постепенно трансформируется в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 64 п. 1) указывается на то, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование интеллектуальных и личностных качеств, а также формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста. Ссылаясь на нормативные документы, можно сделать вывод, о том, что интеллектуальному развитию детей в дошкольном образовании необходимо уделять особое внимание и создавать оптимальные условия для развития памяти, использовать специальные приемы для ее развития.
Цель – выявить приемы развития памяти у детей дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. описать особенности памяти у детей дошкольного возраста;
2. выделить приемы и условия развития памяти детей дошкольного возраста.
Основной метод исследования в этой работе – теоретический анализ научной литературы (учебных пособий, публикаций в периодических изданиях), а также интернет-ресурсов по проблематике приемов развития памяти у детей дошкольного возраста.
1. Особенности памяти детей дошкольного возраста
Анализ возможностей развития памяти у детей дошкольного возраста целесообразно начать с ее характеристики. Вообще память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений. В развитии сознания дошкольников память занимает ведущую роль. В.С. Мухина отмечает: «Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место».
Ведущая память ребенка дошкольного возраста – наглядно-образная: ребенок хорошо запоминает яркие, эмоционально насыщенные события, также он способен сохранять в памяти предметы, картины, лица, звуки, запахи и цвета. Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов.
Память дошкольника является механической (вид памяти, предполагающий усвоение материала без его осмысления), которая постепенно дополняется и замещается логической памятью (вид памяти, предполагающий осмысление, т. е. сознательное усвоение материала).
Память дошкольника, особенно в первой половине данного возрастного периода, основана на эмоциях, интересе, т.е. ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало – что является характеристикой непроизвольной памяти. Однако в дошкольном возрасте происходит переход от непосредственного запоминания к опосредованному. Последний тип запоминания связан с активным и осознанным использованием запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. Таким образом, непроизвольное запоминание, доминирующее в раннем возрасте, в дошкольном возрасте начинает становиться произвольным.
Итак, в дошкольном возрасте все же преобладает непроизвольная память: ребенок запоминает то, на что обращено его внимание в деятельности, что интересует и производит впечатление. Он еще не может поставить перед собой цель запомнить что-либо, не применяя для этого специальных приемов. К концу дошкольного возраста появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
В дошкольном возрасте, а именно в старшем дошкольном возрасте, достаточно хорошо развита двигательная память, позволяющая дошкольникам не только усвоить, понять и повторить достаточно сложные движения, но и выполнять их быстро и точно, с меньшим напряжением, нежели прежде, гибко изменять освоенные движения. Высокой степени развития достигает у дошкольника эмоциональная память. Однако ребенок запоминает не само чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, т.е. его эмоциональная память неразделима с образной, наглядной. Этот вид памяти очень развит у дошкольников и составляет его основу.
Несмотря на отмеченные нами качественные преобразования процесса памяти в дошкольном возрасте, ее развитие необходимо, так как возможности памяти детей дошкольного возраста все же ограничены и отличаются качественным своеобразием: ограниченность объема памяти, сниженность прочности запоминания, быстрая «забываемость» информации», неточность ее воспроизведения.
Актуальность развития памяти у дошкольников обусловлена и требованиями к выпускнику дошкольного учреждения – будущему первокласснику. Адекватный уровень развития памяти является важным компонентом готовности ребенка к школе.
Далее мы рассмотрим приемы, способы и средства развития памяти у детей дошкольного возраста.
Развитие памяти дошкольников осуществляется в процессе воспитания и обучения. Для развития памяти детей дошкольного возраста используются, прежде всего, мнемотехнические приемы. Мнемотехникой называется система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
В основе приемов развития памяти у дошкольников практически всегда лежит игра – ведущий вид деятельности детей данного возраста. Причем игры и игровые упражнения могут быть различными : например С.В. Кривоспицкая и Е.Ю. Мальцева указывают на эффективность применения музыкально-дидактических игр для развития памяти дошкольников, применяемых в процессе пения, слушания музыки, ритмических движений, игры на музыкальных инструментах и пр.: так, музыкально-дидактические игры заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, активизируют развитие психических процессов, помогают более успешно усваивать программный материал, делая их устойчивыми в памяти. В общем, отметим, что продуктивность запоминания у детей в игре намного выше, чем вне игры.
Переход от не произвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа (рис. 1)
Рис. 1. Переход от непроизвольной памяти к произвольной
Отметим, что внутренним, психологическим признаком произвольного запоминания является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.
Для развития произвольной памяти ребенка важно вовремя уловить и максимально использовать его стремление что-нибудь запомнить. При обучении запоминанию необходимо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным.
При развитии памяти дошкольников необходимо учитывать ее особенности. Мы говорили ранее о том, что дошкольник запоминает то, что для него привлекательно – а потому предлагаемый ребенок дидактический материал должен быть привлекательным, интересным. Дошкольник осознает и выделяет мнемические цели только в том случае, если он сталкивается с интересной для него задачей, которая требует активного запоминания и припоминания. Это происходит тогда, когда ребенок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него реальный, конкретный и актуальный смысл, отвечающий игровым интересам.
Важный момент в развитии произвольной памяти дошкольников – обучение приемам запоминания (мнемотехническим приемам). Представим на рис. 2 некоторые из таких приемов:
Рис. 2. Приемы запоминания детей дошкольного возраста
Также выявлено, что в дошкольном возрасте дети в состоянии овладеть в процессе специально организованного обучения такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка, и использовать их в мнемических целях. Обучение этим приемам требует сложной и последовательной стратегии и разделяется на два этапа:
- формирование смыслового соотнесения и смысловой группировки как умственных действий;
- формирование умения применять эти действия для решения мнемических задач.
Классификация как умственное действие формируется в три этапа:
- этап практического действия: дети обучаются раскладывать картинки по группам;
- этап речевого действия: после предварительного ознакомления с картинками ребенок должен рассказать, какие картинки можно отнести к той или иной группе;
- этап умственного действия: распределение картинок по группам в уме, затем называние групп.
Овладение смысловым соотнесением также является поэтапным:
- дети учатся находить к предложенной картинке тождественную;
- дети учатся находить к данной картинке не тождественную, а лишь сходную с ней по содержанию, близкую по смыслу;
- к названию (к слову) нужно подобрать картинку с изображением предмета, обозначаемого этим словом, а затем – подобрать картинку, близкую слову по содержанию.
Важно отметить, что дети должны хорошо овладеть не только прямыми, но и обратными операциями (и запомнить, и затем воспроизвести)
Лишь отработанные умственные действия могут стать мнемическим приемом.
Источник
Развитие памяти детей старшего дошкольного
возраста.
Память – это один из самых востребованных психических процессов человека. Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Как показывают психологические исследования (А.Н.Леонтьев, П. И. Зинченко), именно в дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться собственно мнемическая деятельность, имеющая свои специфические цели, приемы и способы. Bозникает произвольная, преднамеренная память. На протяжении дошкольного возраста ребенок учится управлять этим процессом, учится ставить перед собой цель что-либо запомнить. У него формируются специальные мнемические
Формирование и воспитание памяти старших дошкольников, также как и формирование других психических процессов, происходит в процессе деятельности. От особенностей ее структуры в старшем дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкретные цели.
В старшем дошкольном возрасте развития достигает словесно-логическая память. Ребенок 6-7 лет уже свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи”. Все это способствует и увеличению объема запоминаемого материала.
Большую роль в повышении продуктивности запоминания в старшем дошкольном возрасте играет то, что к 6 – 7 годам представления ребенка об окружающем начинают систематизироваться. Те или иные объекты относятся им к той или другой категории предметов или явлений. Последнее облегчаёт установление между ними логических связей, что облегчает их запоминание.
Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте:
– преобладает непроизвольная образная память;
– память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
– словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
– складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
– формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
Рассматривая влияние памяти на развитие личности, отмечается, что память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Память вступает во взаимодействие с речью и мышлением. Память имеет огромное значение в жизни и деятельности людей. Благодаря запоминанию происходит накопление опыта, а узнавание и воспроизведение делают возможным использование его в последующей деятельности. Прошлый опыт сохраняется в памяти. Это значит, что в определенных условиях воспроизводится (или узнается) то, что было раньше. Без сохранения прошлого опыта человек не узнавал бы окружающих предметов, не мог бы ни представить их, ни мыслить о них, не мог бы, следовательно, ориентироваться во внешнем мире. Без сохранения опыта невозможно никакое обучение, никакое развитие ни в умственной, ни в практической области.
Именно произвольная память имеет большое значение для подготовки ребёнка к школьному обучению.
Учитывая вышесказанное можно составить руководство развитием памяти старшего дошкольника.
Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных произведений расширяют опыт ребенка. Запоминанию литературных произведений поможет опора на представление-картинку, отражающую основное содержание текста.
Направляя внимание ребенка на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, можно обеспечить формирование полного и точного образа памяти.
Память ребенка – это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание.
Важный момент в развитии произвольной памяти – обучение приемам запоминания. Именно шестилетние дети впервые принимают указания, как надо запоминать.
Развитию памяти способствует дидактическая игра. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности
Рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста в группе:
1.Подобрать картины для рассматривания и рассказывания детьми группы с целью развития свойств и видов внимания, наблюдательности, связной речи. Составить по ним вопросы.
2. Подобрать дидактические игры для группы детей с целью развития восприятия цвета, формы, величины.
3. Выявить детей, имеющих недостатки в развитии памяти и восприятия, проанализировать причины и составить индивидуальные планы работы с такими детьми, используя подобранные картины и дидактические игры.
Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.
Наблюдения за психическим развитием детей и специальные исследования показывают, что память ребенка с возрастом развивается, изменяясь как по объему, так и в качественном отношении.
Развитие памяти обусловлено тем, что на разных этапах жизни ребенка изменяются его цели и характер его взаимодействия с окружающей действительностью.
Важным моментом в развитии памяти старшего дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Создание в старшем дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития. Воспитание у старшего дошкольника элементов целенаправленной памяти, формирование у него умения сознательно ставить перед собой цель запомнить, припомнить и привлечь для этого нужные способы и средства являются необходимой предпосылкой успешного обучения ребенка в школе.
Предлагаю описание игр и упражнений для развития памяти дошкольников.
«Картинки»
- Детям на короткое время показывается картинка. Потом картинка убирается и малышам необходимо описать то, что было изображено на картинке, как можно более подробно.
«10 отличий»
- Хороший вариант игр картинок это «найди 10 отличий». Этот вариант можно усложнить. Сначала показать для запоминания одну картинку (примерно полминуты), затем показать вторую. Детям необходимо сказать что изменилось.
«Запомни зоопарк»
- Ребенку выкладывают на обозрение несколько мягких игрушек (для дошкольника не больше 7). В течение 30 секунд ему необходимо запомнить их расположение. После этого он отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. Малыш поворачивается обратно и рассказывает что изменилось.
«Танцевальный кружок»
- Эта игра развивает двигательную память. Под веселую музыку взрослый показывает детям какое-нибудь движение. Например, приседает, встает и разводит руки в стороны. Малышам необходимо его повторить. Движения можно усложнять и даже придумать интересный танец.
«Попробуй, повтори!»
- Берем счетные палочки. Взрослый выкладывает из них определенную композицию и дает время ребенку ее запомнить. Затем малыш повторяет эту композицию со своими счетными палочками. Можно поменяться ролями. В этой игре можно использовать не только счетные палочки, но и монетки, бусинки, спички и т. д.
Кстати, эти игры развивают не только память, но и внимание.
Работа с родителями по развитию памяти может проводиться в следующих направлениях:
1. Составить рекомендации для родителей по развитию восприятия и памяти ребенка в семье и организации наблюдений за животными и птицами.
2. Подготовить консультации по темам “Перескажем сказку”, “Как выучить стихотворение”, “Наблюдайте вместе с ребенком”, “Если у ребенка плохая память”, “Как заучивать с ребенком стихотворения (пересказывать)”.
3. Провести анкетирование по вопросам:
Умеет ли Ваш ребенок рассматривать объекты? Приведите примеры.
Что привлекает его, за чем он наблюдает?
Стремится ли поделиться впечатлениями, как вы на это реагируете, почему?
Умеет ли Ваш ребенок рассказывать о прошлых событиях, пересказать прочитанное, насколько связно, логично он это делает? Приведите примеры.
Заучиваете ли Вы с ребенком стихотворения, как он относится к процессу, результату заучивания?
Зачем нужно развивать память ребенка?
Таким образом я считаю, что развитие памяти дошкольника – важнейший этап в воспитании и обучении ребёнка.
Источник
. , . , .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
– ( )
:
:
:
2012
1.
1.1
1.2
2.
2.1
3.
3.1
3.2
, . . , . : .
, . , , , , .
. .
( ., .., ., .) (. , , , ) , , : ; : , , .
, . , , , , . . , ; . . , , , , , . , , , . . – .
, – . : .
: . :
– ;
– ;
– ;
– ;
– ;
– , ;
.
: .
: , , .
1.
1.1
, , , . , . , , . .
, – .., – . . , .[9,55]
, , . – , .
, . : . , . , .
, , : , .
. – , – , . , , , . , , , , , . .
, , , . , . – -.
. , , . , . , .
, , . , , . . .
– , . , , . , . , – . , .
, , . – , .
. . , , : , , , , .
– , , . -, , . , , , , – , ..
, .
– . , . : , . .
, , , , , . , .
. , , ( , , ). , .
, , . , , , . . .
, : – , – , . [7,88]
1.2
, .. , . . -, . -, , . -, , , . [5,54]
– . , .. , . , . , – , . .[14,35]
. – . , , , , . , : , . , , , . . , , . , , , , .
( 4 5 ) . , . , , , – . , . , . , . , , , 5-6 , . , .. 6-7 , . , .
, , . . , , .. . , – , . [3,19].
, .
, , , . , . , , . – , .
, , : , .
. – , – , . , , , . , , , , , . . -, . -, , . -, , , .
– . , , , , , , .
2.
2.1
. , , . .
, , ( — ), . .[8, 88]
10 | – 45 . |
8-9 | – 45 50 . |
6-7 | – 50 60 . |
4-5 | – 60 70 . |
2-3 | – 70 80 . |
0-1 | – , 80 . |
10 – .
8-9 – .
4-7 – .
2-3 – .
0-1 – .
10 | – 13 , 13 , 45 . |
8-9 | – 13 7-8 45 55 . |
6-7 | – 5-6 55 65 . |
4-5 | – 3-4 65 75 . |
2-3 | – 1-2 75 85 . |
0-1 | – 13 90 . |
10 – .
8-9 – .
4-7 – .
2-3 – .
1-2 – .
10 – .
8-9 – .
4-7 – .
2-3 – .
0-1 – .
. , 12 : , , , , , , , , , , , .
. . , , . , .
(. 5), , — , .
10 — 12 6 .
8-9 — 6 10-11 .
6-7 — 6 8-9 .
4-5 — 6 6-7 .
2-3 — 6 4-5 .
0-1 — 6 3 .
10 — .
8-9 – .
4-7 — .
2-3 — .
0-1 — .
.(1945)
.
4 ( . 6).
10 . .
:
1. – 1 ,
– 1 ,
– 1 .
– 3 .
2. – 1 ,
– 1 ,
– 1 ,
– 1 ,
– 1 .
– 5 .
3. – 1 ,
– 1 ,
, , – 1 ,
– 3 .
– 3 .
4. – 1 ,
– 1 ,
– 1 .
– 3 .
– 14 .[, 57]
5- 6 (.. , 1928).
10-15 , , (20-30 ). . :
, , , , , , , , , , , , , , .
(.7)
, – .
: , , , , .
, , . , , .. 30 . . , . 15 – . , .
.[12, 61]
. , 30 12 , . ( . . 8 )
, , , .
. – 6 . , .[12, 62]
10 ( ..).
. : ” 10 , , , , “. : ” “.
: 4-5 , 10 3-5 . ” ” ( ), ( – ).
5–6 .[12,57]
, , . , , . , , , .
, , :
– ,
– ,
– .
, , .
. , . , , . , , , .
, , 60-70% , , 4-5 , ( ), ( ).
3.
3.1
. , . , ; , , . . , , , , , .
, : , – , .
, , . , , , .
, , . , . , , . , . , . – , . , .
. , , .
.. : , – , , , , , . , . . ; , , – ..
, , . , . , , , – , .
.
, , . , – , , . , , , .., .
, , , , , . , , .
, , , , , , , .. . , , . , . .
– . 5-6- , .
:
– ;
– ;
– . ;
– , .
, , . . , 5-6 . – , , .
. , , , , . [13,45 ]
3.2
, . , , ( . – ).[1,54]
– , ()4 , , , , , . : , ( ), , .
, .
. – , , – . , .
. , . , , , , , . , , . , .[10, 48]
, , . , , : , , , . , , , . , , , , – , .
, – . , , , , , , . : ? ? ? , ? .. , . – 1,5-2 . 5 , . [13,26]
?. , . – , . . , ( – ). . , , , , .. . , , , . – ?, , .
– . 2 6 . , . ( 12 ). , . .[15,57]
. 20 , : 10 , : -, -, -, -, -. 3 , , . , . . , .[12,56]
. – . – . . , ..
2 ( . 2).
3-6 ( ) ” ?”. . – . . . : ; , , ; . [15,26]
.
. , , . – , , .
( 7). 30 . , . .
.. , 2 ( . 1).[1]
, . . . , . , , . , (3-10) , , , , . , 2 – .
(2-4 ) – . , : , , , , , . . , . . .
, ( ).[12,47]
3-6 , . – , , , .
, , , , , .
. :
) – . . . . . , . .
) – . . . -, . . . . , .
, . , .
( 1,5-4 ).
, , :
.
, ?
, ( ), ,
!
(. )
, . .
? ( 2-6 ).
, , , , , . , .
( , 3- ) . , , . , , , ( 3-7 ). , .
. 4-6 , , . – , .
” ” . 5 . , – 5 , 5 . , . !
, . , – . . -, , -, , .[12, 36]
– .
, . , .
, , , .
. , . . , . .
. , , : , , . , , . , . , , , , . , , , , .
…
, . . , – .
[360,4 K], 10.11.2010
, . . – . .
[110,8 K], 21.05.2015
. . .
[2,8 M], 27.05.2013
. ( ). .
[845,1 K], 21.12.2016
– . . .
[69,6 K], 20.11.2013
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник