Рост развитие гигиена ребенка

Гигиена
детей и подростков – отрасль гигиены,
посвященная проблемам охраны и укрепления
здоровья подрастающего поколения. Она
разрабатывает гигиенические нормативы
и требования к окружающей ребенка среде,
а также к различным видам его деятельности
(учеба, труд, занятия спортом, отдых и
др.), обосновывает и осуществляет
профилактические мероприятия, направленные
на сохранение и улучшение здоровья
детей (от периода новорожденности до
18-летнего возраста). В советский период
(1954 г.) школьная гигиена была переименована
в гигиену детей и подростков и стала
изучать все возрастные группы детского
населения, охваченные общественными
формами воспитания и обучения.
Гигиена
детей и подростков как область
практического здравоохранения носит
государственный характер, поскольку с
середины 19 в. в России была установлена
высокая частота близорукости, сколиоза,
неврастении, анемий и других заболеваний
среди школьников. Частота этих заболеваний,
получивших название «школьные болезни»,
нарастала от класса к классу и во многом
была обусловлена неудовлетворительной
организацией обучения и условиями быта
учащихся (недостаточным освещением,
плохим воздухообменом, учебными
перегрузками и др.).
Сущность
гигиены детей и подростков как науки
заключается в изучении таких процессов,
как рост, развитие и социализация
ребенка. От степени согласованности
процессов роста, развития и социализации
зависит характер взаимоотношений
растущего организма с окружающей средой,
а следовательно, и состояние его здоровья.
Поэтому основная проблема гигиены детей
и подростков – это проблема соответствия
функциональных возможностей ребенка
и подростка конкретным условиям
окружающей среды, в т.ч. и социальной
(например: определением оптимальных
трудовых и спортивных нагрузок и др.).
Основу
гигиенической оценки состояния здоровья
детей и подростков составляют принципы:
·
отсутствие или наличие хронических
заболеваний;
·
уровень достигнутого физического и
психического развития и степень его
гармоничности;
·
степень сопротивляемости организма
неблагоприятным воздействиям;
·
особенности функционирования основных
физиологических систем организма.
Не
менее важной задачей гигиены детей и
подростков является оптимизация учебных
занятий, которая направлена на снижение
утомления у основной массы детей и
предупреждение быстрого падения
работоспособности. С этой целью
рационально организуется каждое занятие,
регламентируется их число на протяжении
дня, недели, года, учебные занятия
чередуются с отдыхом. До недавнего
времени многолетней практикой во всех
классах школы были установлены 45-минутные
уроки. Однако гигиенические наблюдения
показали, что для учеников 1 класса такая
продолжительность урока велика. В
возрасте 5-7 лет дети могут сохранять
активное внимание не более 15 мин, поэтому
в 1 классе продолжительность урока
сокращена до 35 мин. Также для учеников
1 класса введены обязательные динамические
занятия после второго урока.
Гигиенические
требования к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях
Санитарно-эпидемиологические
правила направлены на предотвращение
неблагоприятного воздействия на организм
обучающихся вредных факторов и условий,
сопровождающих их учебную деятельность,
и определяют санитарно-гигиенические
требования к:
–
размещению, участку и зданию
общеобразовательного учреждения;
–
оборудованию помещений общеобразовательного
учреждения;
–
воздушно-тепловому режиму общеобразовательного
учреждения:
–
естественному и искусственному освещению;
–
водоснабжению и канализации;
–
помещениям и оборудованию общеобр.
учреждений, размещенных в приспособленных
зданиях;
–
режиму образовательного процесса;
–
организации медицинского обслуживания
обучающихся;
–
санитарному состоянию и содержанию
общеобразовательного учреждения;
–
организации питания обучающихся.
Требования
к размещению и зданию общеобразовательных
учреждений
Здания
общеобразовательных учреждений
размещаются на внутриквартальных
территориях микрорайона, удаленных от
проездов с регулярным движением
транспорта на 100 – 170 м.
Общеобразовательные
учреждения не размещаются на
внутриквартальных и особенно межквартальных
проездах с регулярным движением
транспорта.
Допускается
размещение общеобразовательных
учреждений на расстоянии транспортной
доступности: для обучающихся I ступени
обучения – 15 минут (в одну сторону), для
обучающихся II и III ступени – не более 50
минут (в одну сторону).
В
сельской местности размещение
общеобразовательных учреждений должно
предусматривать для обучающихся I
ступени обучения радиус доступности
не более 2 км пешком и не более 15 мин. (в
одну сторону) при транспортном
обслуживании. Для обучающихся II и III
ступеней обучения радиус пешеходной
доступности не должен превышать 4 км, а
при транспортном обслуживании – не более
30 минут. Предельный радиус обслуживания
обучающихся II – III ступеней не должен
превышать 15 км.
Транспортному
обслуживанию подлежат обучающиеся
сельских общеобразовательных учреждений,
проживающие на расстоянии свыше 1 км от
учреждения. Подвоз обучающихся
осуществляется транспортом, предназначенным
для перевозки детей.
Количество
обучающихся не должно превышать
вместимости общеобразовательного
учреждения, предусмотренной проектом,
по которому построено или приспособлено
здание. Вместимость вновь строящихся
городских общеобразовательных учреждений
не должна превышать 1000 человек, сельских
малокомплектных учреждений для I ступени
обучения – 80 человек, I и II ступеней – 250
человек, I, II и III ступеней – 500 человек.
Наполняемость каждого класса не должна
превышать 25 человек.
Учебные
помещения не размещаются в подвальных
и цокольных этажах здания, этажность
здания общеобразовательного учреждения
не должна превышать 3 этажей, допускается
в условиях плотной застройки городов
строительство учреждений высотой в 4
этажа.
Учебные
классы не следует располагать вблизи
помещений, являющихся источниками шума
и запахов (мастерских, спортивных и
актовых залов, пищеблока).
Обучающихся
I ступени обучают в закрепленных за
каждым классом учебных помещениях,
выделенных в отдельный блок.
В
сельском общеобразовательном учреждении
при малой наполняемости классов
допускается использование учебных
кабинетов по 2 дисциплинам. Наиболее
благоприятным является следующее
сочетание предметов: химия – биология,
математика – черчение, черчение –
рисование, история – география, литература
– иностранный язык.
Учебные
помещения включают: рабочую зону
(размещение учебных столов для
обучающихся), рабочую зону учителя,
дополнительное пространство для
размещения учебно-наглядных пособий,
технических средств обучения (ТСО), зону
для индивидуальных занятий обучающихся
и возможной активной деятельности.
Площадь
кабинетов принимается из расчета 2,5
кв.м на 1 обучающегося при фронтальных
формах занятий, 3,5 кв.м – при групповых
формах работы и индивидуальных занятиях.
Спортивный
зал следует размещать на 1 этаже в
пристройке. Его размеры приняты 9 х 18 м,
12 х 24 м, 18 х 30 м при высоте не менее 6 м.
При спортивных залах должны быть
предусмотрены снарядные, раздевальные
для мальчиков и девочек, душевые, уборные
для девочек и мальчиков, комната для
инструктора. В состав помещений
физкультурно-спортивного назначения
необходимо включать тренажерную зону
и, по возможности, бассейн.
В
учреждениях с углубленным изучением
отдельных предметов, гимназиях и лицеях
следует иметь лекционную аудиторию.
Площадь
библиотеки – информационного центра
необходимо принимать из расчета не
менее 0,6 кв.м на одного обучающегося. В
помещении библиотеки предусматриваются
следующие зоны: читательские места,
информационный пункт (выдача и прием
литературы), места для работы с каталогами,
фонды открытого доступа, фонды закрытого
хранения, зона с кабинками для
индивидуальных занятий с ТСО.
Медицинский
пункт общеобразовательного учреждения
включает следующие помещения: кабинет
врача длиной не менее 7 м (для определения
остроты слуха и зрения обучающихся),
площадью не менее 14 кв.м; кабинет зубного
врача, площадью 12 кв.м; процедурный
кабинет, площадью 14 кв.м; кабинет
психолога, площадью 10 кв.м.
На
каждом этаже должны размещаться
санитарные узлы для мальчиков и девочек,
оборудованные кабинами с дверями без
запоров. На каждом этаже предусматриваются
помещения, оборудованные поддонами и
подводкой к ним холодной и горячей воды,
для хранения и обработки уборочного
инвентаря, приготовления дезинфекционных
растворов.
В
общеобразовательных учреждениях
организуется 2-разовое горячее питание
для детей групп продленного дня и горячие
завтраки для остальных детей.
Требования
к помещениям и оборудованию
общеобразовательных учреждений
В
зависимости от назначения учебных
помещений могут применяться столы
ученические (одноместные и двухместные),
столы аудиторные, чертежные или
лабораторные.
Каждый
обучающийся обеспечивается удобным
рабочим местом за партой или столом в
соответствии с его ростом и состоянием
зрения и слуха.
Парты
(столы) расставляются в учебных помещениях
по номерам: меньшие – ближе к доске,
большие – дальше. Для детей с нарушением
слуха и зрения парты, независимо от их
номера, ставятся первыми, причем
обучающиеся с пониженной остротой
зрения должны размещаться в первом ряду
от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ,
ангинами, простудными заболеваниями,
следует рассаживать дальше от наружной
стены.
При
оборудовании учебных помещений
соблюдаются следующие размеры проходов
и расстояния между предметами оборудования
в см:
–
между рядами двухместных столов – не
менее 60;
–
между рядом столов и наружной продольной
стеной – не менее 50 – 70;
–
от первой парты до учебной доски – 2,4 –
2,7 м;
–
наибольшая удаленность последнего
места обучающегося от учебной доски –
860;
–
высота нижнего края учебной доски над
полом – 80 – 90;
Кабинеты
физики и химии должны быть оборудованы
специальными демонстрационными столами,
где предусмотрены пульты управления
проектной аппаратурой, подача воды,
электричества, канализации.
Стены
учебных помещений должны быть гладкими,
допускающими их уборку влажным способом,
полы должны быть без щелей и иметь
покрытие дощатое, паркетное или линолеум
на утепленной основе.
Температура
в классных кабинетах в рабочее время
не выше 40°C (в среднем 15-20°C), во внеучебное
время – не ниже 15°C и относительной
влажности воздуха в пределах 40 – 60%.
Учебные
помещения должны иметь естественное
освещение. В учебных помещениях следует
проектировать боковое левостороннее
освещение. Без естественного освещения
допускается проектировать: снарядные,
умывальные, душевые, уборные при
гимнастическом зале и др.
Ориентация
окон учебных помещений должна быть на
южные, юго-восточные и восточные стороны
горизонта. На северные стороны горизонта
могут быть ориентированы окна кабинетов
черчения, рисования, а также помещение
кухни, ориентация кабинета информатики
– на север, северо-восток.
В
учебных помещениях предусматривается
искусственное освещение, преимущественно
люминесцентное. Допускается использование
ламп накаливания.
Для
отделки учебных помещений используются
отделочные материалы и краски, следующих
цветов: для стен учебных помещений –
светлые тона желтого, бежевого, розового,
зеленого, голубого.
Требования
к режиму образовательного процесса
Продолжительность
урока не должна превышать 45 минут.
В
1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го
года жизни по усмотрению родителей.
Прием в образовательное учреждение
детей 7-го года жизни осуществляется
при достижении ими к 1 сентября уч. года
возраста 6 лет 6 месяцев.
Обучение
детей в 1-м классе следует проводить с
соблюдением следующих требований:
учебные занятия проводятся только в
первую смену; 5-дневная учебная неделя;
организация облегченного учебного дня
в середине учебной недели; проведение
не более 4-х уроков в день; продолжительностью
– не более 35 минут; организация в середине
учебного дня динамической паузы
продолжительностью не менее 40 минут;
обучение без дом. заданий и балльного
оценивания обучающихся; дополнительные
недельные каникулы в середине 3-ей
четверти.
В
начальных классах плотность учебной
работы по основным предметам не должна
превышать 80%. С целью профилактики
утомления, нарушения осанки, зрения
обучающихся на уроках проводятся
физкультминутки и гимнастика для глаз
при обучении письму, чтению, математике.
Учебные
занятия следует начинать не ранее 8
часов, без проведения нулевых уроков.
В
общеобразовательных учреждениях с
углубленным изучением отдельных
предметов, лицеях и гимназиях обучение
проводится только в первую смену.
В
общеобразовательных учреждениях,
работающих в несколько смен, обучение
1-х, 5-х, выпускных классов должно быть
организовано в первую смену.
Независимо
от продолжительности учебной недели
число уроков в день должно быть не более
5 – в начальных классах и не более 6 – в
5-11 классах.
При
составлении расписания уроков следует
чередовать в течение дня и недели для
обучающихся I ступени основные предметы
с уроками музыки, ИЗО, труда, физкультуры,
а для обучающихся II и III ступени обучения
– предметы естественно-математического
и гуманитарного циклов. Продолжительность
перемен между уроками составляет не
менее 10 минут, большой перемены (после
2 или 3 уроков) – 30 минут.
Гигиенические
требования к расписанию уроков
Современными
научными исследованиями установлено,
что оптимум умственной работоспособности
у детей школьного возраста приходится
на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается
наибольшая эффективность усвоения
материала при наименьших затратах
организма. Поэтому в расписании уроков
для обучающихся I ступени основные
предметы должны проводиться на 2 – 3
уроках, а для обучающихся II и III ступени
– на 2, 3, 4 уроках. Неодинакова умственная
работоспособность обучающихся и в
разные дни учебной недели. Ее уровень
нарастает к середине недели и остается
низким в начале (понедельник) и в конце
(пятница) недели. Предметы, требующие
больших затрат времени на домашнюю
подготовку, не должны группироваться
в один день.
Соседние файлы в предмете Гигиена
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
12.09.201520.26 Mб660Румянцев. Гигиена (2005).pdf
Источник
Закономерности роста и развития организма являются теоретической основой гигиенического нормирования факторов окружающей среды для детей и подростков. Знание этих закономерностей позволяет врачу понять и объяснить деятельность отдельных органов и систем, их взаимосвязь, функционирование целостного организма ребенка в разные возрастные периоды и его единство с внешней средой.
На всем этапе созревания (от момента рождения до полной зрелости) рост и развитие организма протекают в соответствии с объективно существующими законами:
• неравномерность темпа роста и развития;
• неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);
• обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);
• биологическая надежность функциональных систем и организма в целом;
• генетическая обусловленность роста и развития;
• обусловленность роста и развития средовыми факторами;
• акселерация роста и развития.
Неравномерность темпа роста и развития. Процессы роста и развития протекают непрерывно, носят поступательный характер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и развития.
О неравномерности роста и развития свидетельствуют изменения длины тела детей и подростков. За первый год жизни длина тела новорожденного увеличивается на 47 %, за второй — на 13 %, за третий — на 9 %. В возрасте 4—7 лет длина тела ежегодно увеличивается на 5—7 %, а в возрасте 8— 10 лет — лишь на 3 %. В период полового созревания отмечается скачок роста, в возрасте 16—17 лет наблюдается снижение, а в 18—20 лет увеличение длины тела практически прекращается.
Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен, и по уровню зрелости они опережают свой хронологический (календарный) возраст. Возможно и обратное соотношение. В связи с этим термин «возраст ребенка» должен конкретизироваться: хронологический или биологический.
Хронологический возраст — период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу (день, месяц, год).
Биологический возраст— совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.
Критерии биологического возраста: уровень оссификации скелета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, начало менструаций, а также морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).
С возрастом степень информативности показателей биологического возраста меняется. От 6 до 12 лет основными показателями развития являются число постоянных зубов («зубной возраст») и длина тела. Между 11 и 15 годами наиболее информативны показатели годовой прибавки длины тела, а также степень выраженности вторичных половых признаков и возраст наступления менструаций. В 15 лет и позднее очень важным показателем развития становится появление вторичных половых признаков, а показатели длины тела и развития зубов утрачивают информативность. Уровень оссификации скелета определяется с помощью рентгенографических исследований только при наличии особых медицинских показаний — при резко выраженных нарушениях развития.
Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Процессы роста и развития протекают неравномерно. Каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности. Организм ребенка рассматривается как единое целое, однако рост и развитие его отдельных органов и систем происходят неодновременно (гетерохронно). Избирательное и ускоренное созревание обеспечивается за счет тех структурных образований и функций, которые обусловливают выживаемость организма.
В первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга, что нельзя считать случайным: идет интенсивное формирование функциональных систем организма. В противоположность этому интенсивное развитие половых органов и становление детородной функции происходят лишь после 12 лет.
Темпы роста отдельных частей тела также различны. В процессе роста меняются пропорции тела, и ребенок из относительно большеголового, коротконогого и длиннотуловищного постепенно превращается в малоголового, длинноногого и короткотуловищного.
Система, обеспечивающая транспортировку кислорода к тканям, развивается также постепенно и достигает зрелости к 16 — 17 годам. Учитывая это, гигиенисты предписывают ограничение физических нагрузок детям. Только в подростковом возрасте по достижении морфофункциональной зрелости сердечно-сосудистой и дыхательной систем допускаются длительное выполнение больших физических нагрузок и развитие выносливости.
Гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем является научной основой дифференцированного нормирования факторов окружающей среды и деятельности детей и подростков.
Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Половой диморфизм проявляется в особенностях обменного процесса, темпа роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. Так, мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели. В период полового созревания это соотношение меняется: девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников. Наблюдается перекрест возрастных кривых этих показателей.
В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и мальчики по своим антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Образуется второй перекрест кривых. Этот двойной перекрест кривых возрастного изменения показателей физического развития характерен для нормального физического развития. Одновременно наблюдается неодинаковый темп развития многих функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой. Например, сила кисти руки или мышц — разгибателей спины у мальчиков всех возрастов выше, чем у их сверстниц.
Итак, наряду с общими для обоих полов закономерностями существуют различия в темпах, сроках и показателях роста и развития мальчиков и девочек. Половой диморфизм учитывается при нормировании физических нагрузок, организации образовательного процесса.
Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом. Эта закономерность базируется на представлении о широком диапазоне жизненных возможностей. В качестве доказательств приводятся известные факты. В 10 мл крови человека содержится такое количество тромбина, которое может вызвать свертывание всей крови человека. Избыточное содержание тромбина обеспечивает надежность системы свертывания. Стенка сонной артерии обладает высокой прочностью. Она способна выдержать давление в 20 атм, тогда как в действительности оно редко превышает 1/3 атм. Эти примеры показывают, что резервные возможности систем организма огромны. Кроме того, природой предусмотрено дублирование многих органов (почек, легких, органов зрения, слуха).
Резервные возможности и надежность систем организма обеспечивают его индивидуальное развитие. При отсутствии такой надежности систем и широких жизненных границ развитие организма было бы невозможно вследствие постоянной опасности прекращения жизни.
Однако, несмотря на большой запас прочности систем, рассчитанных на сохранение жизни в критических ситуациях, при организации учебной, трудовой и спортивной деятельности детей и подростков следует использовать установленные оптимальные нагрузки.
Детерминация процесса роста и развития факторами наследственности.
Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела, неотделимый от его развития, становления функциональных систем. Генетическая программа обеспечивает жизненный цикл индивидуального развития, последовательность переключения и дерепрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях питания и воспитания ребенка.
Важнейшее проявление генной регуляции — способность организма стабилизировать процесс роста и возвращаться к заданной программе в тех случаях, когда физическое развитие нарушается под влиянием каких-либо внешних факторов (голодание, инфекция и др.).
В процессе роста генная регуляция обмена веществ и энергии дополняется все более совершенной нейроэндокринной регуляцией, связывающей генетическую программу развития с условиями внешней среды.
Обусловленность роста и развития средовыми факторами. На рост и физическое развитие детей оказывают влияние факторы внешней среды: состояние атмосферного воздуха, состав питьевой воды, величина солнечной радиации и др. Влияние природных факторов внешней среды на физическое развитие детей регулируется воздействием социальных условий жизни.
На рост и развитие детей могут влиять и отдельные факторы окружающей среды, в частности питьевая вода. Загрязненность атмосферного воздуха различными химическими веществами неблагоприятно влияет на рост и физическое развитие подрастающего поколения. У 35 % обследованных детей отмечаются задержка и дисгармоничность развития.
На рост и развитие детей могут влиять и отдельные факторы окружающей среды, в частности питьевая вода, загрязненность атмосферного воздуха различными химическими веществами.
Масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Этот показатель преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания.
Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов детерминированы генетическими факторами. Развитие моторики (сила, быстрота, выносливость), деятельность вегетативной нервной системы (частота пульса, минутный объем кровообращения, частота и глубина дыхания, ЖЕЛ, реакция на физическую нагрузку, температурное воздействие и др.) подвержены влиянию факторов среды и поэтому лучше поддаются регуляции при целенаправленном воздействии на организм ребенка.
Процессы роста и развития подчиняются определенным биологическим законам и в то же время детерминированы условиями окружающей среды. В сложном взаимодействии факторов среды и природных задатков осуществляется индивидуальное развитие ребенка.
Акселерация роста и развития. Ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений получило название акселерация (от лат. acceleratio — ускорение). Суть ее состоит в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается несколько раньше, чем у предыдущего. Ускорение развития детей наблюдается с самого раннего возраста.
В биологии современного человека за последнее столетие, помимо ускорения развития, произошли и другие изменения: увеличилась продолжительность жизни, стали больше репродуктивный период и дефинитивные (окончательные) размеры тела, изменилась структура заболеваемости. Изменения, происходящие в течение всей жизни человека, получили название «секулярный тренд» (secular trend — вековая тенденция). В этой общей вековой тенденции акселерация роста и развития является составной частью и охватывает лишь период созревания человека.
Акселерация — одна из загадок нашего времени. Каковы ее причины и последствия, как долго мы будем наблюдать ее проявления — эти и многие другие вопросы пока не находят ответа. Анализ акселерации требует изучения временной динамики физического развития населения на фоне конкретной исторической и социальной перестройки общества, на фоне изменения природных условий.
Проявления акселерации характерны для всех возрастных периодов детей — от новорожденности до подросткового возраста.
Основные теории, объясняющие причины акселерации (Ю.ПЛисицын):
• физико-химические: 1) гелиогенная (влияние солнечной радиации);
2) радиоволновая, магнитная (влияние электромагнитного поля); 3) космическая радиация; 4) повышенная концентрация углекислого газа, связанная с ростом производства;
• влияние отдельных факторов условий жизни: 1) алиментарная;
2) нутритивная; 3) повышенной информации.
• генетические: 1) циклических биологических изменений; 2) гетерозиса (смешения популяций);
• теории комплекса факторов условий жизни: 1) урбанического влияния; 2) комплекса социально-биологических факторов.
Источник