Рост и развитие организма ребенка
Рост и развитие, дифференцировка тканей и органов, формообразование. Рост – это увеличение размеров развивающегося организма в результате размножения клеток тела, увеличения их объема и возрастания массы живого вещества. Общий рост характеризуется увеличением длины тела, что зависит от роста и развития скелета. Он является одним из главнейших показателей здоровья и физического развития детей.
Одновременно с ростом совершается физическое развитие – происходит усложнение строения, или морфологическая дифференцировка тканей и органов и их систем, изменяется форма органов и всего организма, совершенствуются и усложняются функции и поведение. Рост и развитие организма связаны взаимной закономерной зависимостью. В процессе роста и развития накапливаются количественные изменения, приводящие к появлению новых качеств.
Единство физического и психического развития детей. Все выдающиеся педагоги отмечали, что знание анатомии и физиологии очень важно в воспитании и обучении детей. Только на основе знаний анатомических, физиологических и психологических особенностей, свойственных каждому возрасту, возможно воспитание чувств, отвлеченного мышления, сознания, познавательной и волевой деятельности. Только при точном знании строения и функций организма детей каждого возраста возможны научно обоснованная охрана здоровья детей, рациональная организация их обучения и воспитания и совершенствование физического развития.
Физическое и психическое развитие детей взаимосвязаны; это положение выдвинул известный педагог и анатом П. Ф. Лесгафт. Совершенствование физических способностей и развития, обучение двигательным умениям и навыкам, ознакомление с основами личной и общественной гигиены, формирование волевых, нравственных и эстетических качеств невозможно без знания возрастных особенностей психического развития; физическое воспитание производится посредством воздействия на психику детей и в свою очередь отражается на развитии психики.
Физическое развитие обусловливает психическое, что особенно отчетливо обнаруживается при врожденном недоразвитии больших полушарий головного мозга, проявляющемся и в слабоумии. Детей, с рождения лишенных больших полушарий головного мозга, невозможно обучить речи и ходьбе, у них отсутствуют нормальные ощущения и мышление. После удаления половых желез и при недостаточной функции щитовидной железы наблюдается умственная отсталость.
Умственная работоспособность возрастает после уроков физического воспитания, кратковременных дозированных физических упражнений па общеобразовательных уроках и перед приготовлением домашних заданий.
Роль речи в физическом и психическом развитии детей. Для физического и психического развития детей большое значение имеет речевая функция, которая оказывает ведущее влияние на развитие чувств, мыслей и воли школьника и на его физическое воспитание. С возрастом роль речи в формировании личности школьника и его сознания, а также в его обучении труду и физическим упражнениям увеличивается.
Речь является орудием формирования и выражения мыслей, посредством речи производится обучение и воспитание детей. С возрастом у детей увеличивается способность отражения объективной действительности в понятиях, отвлечениях и обобщениях, в законах природы и общества.
В младшем школьном возрасте преобладает конкретное, наглядно-образное и практически-действенное мышление. Конкретные образы и действия развивают у младших школьников конкретную память, которая в свою очередь оказывает большое влияние на их мышление.
В среднем школьном возрасте начинает постепенно преобладать словесное, отвлеченное, абстрактное мышление, которое становится ведущим у старших школьников. В этом возрасте преобладает словесная, смысловая память.
Дети обучаются письменной речи посредством устной. Совершенствование письменной речи приводит к еще большему развитию устной речи и процесса мышления.
В процессе развития способности к обобщениям, к отвлеченному мышлению происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному целенаправленному вниманию. Произвольное и непроизвольное внимание воспитывается: и тренируется в процессе психической и физической деятельности детей.
Речь и мышление развиваются одновременно в процессе общения с окружающими людьми посредством речи, во время игры, физических упражнений и трудовой деятельности детей. Речь оказывает влияние на психическое развитие детей.
Возрастная физиология взаимосвязана с возрастной психологией, которая изучает закономерности возникновения, развития и проявлений психики детей. Ее предмет – изучение содержания психики, т. е. того, что именно и как отражает человек в окружающем его мире. Психика – результат рефлекторной, или отражательной, деятельности головного мозга людей. Физиология изучает только физиологические механизмы работы головного мозга. Особенно важно изучение функций трудовой деятельности организма человека и его речи, которые являются физиологической основой психики.
Источник
Понятие об онтогенезе
Общебиологические закономерности индивидуального развития
План
Понятие об онтогенезе. 1
Рост и развитие организма детей и подростков. 1
Наследственность и развитие организма. 5
Акселерация и ретардация развития. 7
Сенситивные периоды развития детей и подростков. 10
Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).
В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй – от момента рождения до смерти человека. Первый этап в среднем длится 280 дней. Продолжительность второго для всех людей различна и в нем выделяют следующие периоды развития: ранний, зрелый и заключительный (период старения).
Для работников физической культуры особо интересным является тот период онтогенеза, когда в организме происходит наиболее интенсивное физическое развитие и формирование психики человека, когда организм наиболее чувствителен к средствам физического воспитания. Это период от рождения до 18-20 лет.
Рост – увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков. Рост осуществляется за счет процессов гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул, а также за счет гипертрофии – увеличения размеров клеток.
Процессы гиперплазии наиболее интенсивно протекают в период внутриутробного развития и менее интенсивно после рождения. В постнатальный период некоторые клетки теряют способность к делению. Так, образование новых мышечных клеток возможно только первые 4 месяца после рождения. Дальнейшее увеличение массы и объема мышечной ткани происходит в основном за счет образования огромного количества нервных отростков и синаптических контактов.
Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции.
Рост и развитие организма протекают неравномерно – гетерохронно. В неодновременности роста и развития отдельных систем лежит биологическая целесообразность. В первую очередь, развиваются жизненно необходимые органы, обеспечивающие адаптацию к конкретным условиям внешней среды и выживаемость организма.
Данная концепция ускоренного и избирательного развития отдельных структур выдвинута отечественным физиологом П. Анохиным.
Так, мозг плода интенсивно развивается на 2-10 неделе беременности, сердце – на 3-7, пищеварительные органы – на 11-12. Если избирательность развития нарушена, то плод оказывается нежизнеспособным.
Неравномерность роста и развития наблюдается и после рождения. Так, к моменту рождения у ребенка относительно хорошо развиты мышцы губ, языка, щек, обеспечивающие ему процессы сосания. Организм ребенка осуществляет процессы газообмена с внешней средой, процессы терморегуляции, хорошо функционирует сердечно-сосудистая система. В то же время слабо развиты мышцы туловища, ребенок первые месяцы не в состоянии держать вертикально голову. Функционально не зрелые многие зоны коры больших полушарий. Проходит немного времени и высокими темпами начинает развиваться нервная система, увеличивается масса головного мозга, возрастает возможность формирования условных рефлексов и т. д. После 5 лет темпы развития нервной системы снижаются и преобладающее развитие приобретает другая система и так до тех пор, пока организм не достигнет определенной функциональной зрелости.
Исходя из неравномерного темпа роста и развития организма, весь этап достижения функциональной зрелости условно делят на несколько возрастных периодов. Существуют различные схемы возрастной периодизации, но при воспитании детей и подростков целесообразно пользоваться схемой, предложенной на Международном симпозиуме по возрастной физиологии в 1965 году.
Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности (1-10 дней). Основанием для этого выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней.
Грудной период продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела – в 3 раза. С 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы. В 1-й мес. ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, в 6 мес. пытается ползать на четвереньках, в 8 – делает попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.
Период раннего детства длится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.
С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр и медиальный резец на нижней челюсти. Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.
Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков.
Следующий период – подростковый – называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста – пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами. В подростковый период происходит интенсивное половое созревание мальчиков. У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.
Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек – от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма, и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.
В зрелом возрасте, который продолжается у мужчин от 22 до 60 лет, а у женщин от 21 до 55 лет, форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться.
В пожилом (мужчины – 61-74 года, женщины – 56-74 года) и старческом (75-90 лет) возрасте происходят постепенные инволютивные изменения организма. Выделяют еще один возрастной период – долгожительство (свыше 90 лет).
Любая возрастная группа для отдельно взятого ребенка довольно условна. Так как рост и развитие имеют индивидуальные особенности, т.е. та или иная фаза появляются раньше или позднее по сравнению со средними показателями для популяции. Встречаются дети, индивидуальное развитие которых значительно опережает хронологический (паспортный) возраст. В связи с этим необходимо конкретизировать понятие «возраст ребенка», имея в виду хронологический или биологический возраст.
Хронологический – это количество прожитых лет от рождения до момента обследования. Хронологический возраст имеет четкую временную границу (день, месяц, год). Биологический возраст является также функцией времени, но определяется совокупностью морфофункциональных особенностей организма. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет.
В процессе формирования организма как целостной системы выделяют возрастные периоды, характеризующиеся интенсивным ростом, сменяющиеся затем годами с минимальной прибавкой длины тела. Так, наибольшее увеличение длины тела отмечается в первый год жизни (20-25 см) и в период полового созревания (8-10 см). Между этими возрастами прибавки в длине тела составляют в среднем 4-6 см. Прекращение процессов роста у девочек происходит к 17-18 годам, у юношей к 18-19 годам. Этот же закон неравномерности свойственен массе тела и окружности грудной клетки.
Однако гетерохронность развития не отрицает ее гармоничность, поскольку является специальной закономерностью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации. Благодаря этой наследственно закрепленной особенности роста и созревания организма обеспечивается его оптимальная адаптация к условиям окружающей среды
Источник
.. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 .. II4.. , . , . . , ( ) . , , , . , , ( 48 ). . , , -. . , . , , . 2, 2, . . 4 , 8, 16, 32 . . , , . 32 , . . , , , , , , () () . , . , : , . , (), () () , . , . . (, , , ) – . , , . , . . , , . , : , , . . . . , , , , , , . . . , . , , ( ), . . , . , . , , , . , . , . . . . . , . . , 1970-1980- , , 45 % . , ( ) . , . , , , , . , , , , . , , , , , , . . , – . . , , . . (1,5- 3-4- , ), 56 ( , 70 % , ), 1315 ( , ). . , 17591777 . , . . . 1 12 16 ( ), 6 8 ( ). , . . 1. , . , , , , . : , . , , . ( , ) . , , , , . . , Homo sapiens 130140 , . , , – , 200 . , , , . , , : 5 , . -, . . ( 34 ) , , , , , , . : , , ( ). , . , , , , , 1,52 , . , . , . , . , , . , , , 24 , 1317 . , 16 5 = 90 . , , . -, . , . (, ) . . , – , . , . . 12 , , , 5-10 . , . – . , , , . , , . , , , , . . – , . , , , , 3- . . , 200. , , , . , , , . , , . , . , . : 30 , 2,5 ; 9 , , , . 1,5 , 1,8 . , . 10 % , 30 % , (60 %) . , . . , , , . . 2. , , , . . . , . , , (. 2). , . , , , , . . . , ( 5-10 ) , . , . D, . , , , . . D. , . . 3. . 5, 7, 9 2024 23 . , . . . . , , . . , , , (. 3). , . , 34 , , . , , . 23 , 1,5 . , . , . 6 , 22,5 . . . . . , , 3233 (7 , 12 , 5 , 5 3-4- ), . . (. 4), (, , ), , . ( ), . ( ), . ( ) . , . . . 4. , , , . , , , . . , , . (. 5), . , , , , . , (- ) ( ) . . 5. : ; ; ; ; ; 2 . , 1,5 , . , . . , . , 14 . 2123 . , 1 , 1214 , . . . . , 12 , , . . . , , . . . , . 1- , . 34 , 6 . , . 1213 , . 1213 . ( ) , ( ). ( ) , , . . . . , . ( ), , ( ) ( , 5 ). 1820 , ( ), . . 7 . 1012 , ( 1 ). 11 , 12 , 2024 . . . ( ) . : , . 56 , 1718 . , . , , , . . , , . 9 . . , : , , . , . , . , , . 1 , . (. 6) , . . 6. : ; ; , . . , . (, ), ( ) . () . , , . , . , , . . , , . . – : . , , , , . , . , . , . , – . . , , (. 7). , . (), . , . , . . , (). , . . , . , ( ) , , . , 3- , 2- . (. . ) , . ( , ) , . , . . 7. . , , (). , , . . . , , (, , , . .). . , 37 C, . , , . , , , ( ). , ( , ). , , ( , ) ( , , ). ( ) , . , , , . . . , , , . . (. 8), (, ), . , . ( ) ( , , . .) 2/3. , , . , . , , . , . . 8. 5-11 : , / (); (); ; 1 ; 2 ; ; , . , , . , . . , . , 0,25. , 12 1,5 , 70 , 30 25 % . , , . , 7- 90 /, 70, 1,28 . , 1,5 , 7- 1,25 . , . . 9. . 100 % . (. 9). . : (, , . .); ( , , , , ); ( , , , , , , ); (, , , , , ). 10 , . , 8-10 . , , . , , , . . , 1 , , 68 . , . : , . . , , , : ; ; ; . (, – , , , . .). . . , . , . 5- , : < 1,33 δ ; < 0,67 δ ; 0,67 δ ; > + 0,67 δ ; > + 1,33 δ . , . . . () 100150 – . , , , , , , ( 1 5-10 ) . , , , , . , , , , , . . . . , . , . . , , XX . . , ( . accelero ) . , , . 1960- 1990- , . , , , . , , , , , . , , , – (, ) ( ) , , (, . retardo , ) . , , , XX . , 5-10 , , , , . – . , , , , . , , 1000 . , 50 , , . , , , . . , . 7. , , . , . : . . , , . . , () ( ) . , , , . . , , . , . , . , , . , , . , , , ( ), , . . , : , , . , , , . . . , -, . , , , . . () . . , . , , . . . ( ). ( ), , . ( ) . , . . ( ) , . , , : 6 2 , 6 13 . 2 6 13 . , , , . . . , : , , , , , , ; , , . , 1112 1517 . . . : , . , , , . , , : , , . , , . , . , , , , – . . : , , , 50-100 . , – . , , . , , ( , , , .) . . . – , . 3 10 – , , , . . , . , . , , . , ( ) , . . , ( 1 , , 1 ), , . , , . . , ( 1015 %), 2 , . () , . , , , , . , . . , XIX . – . . , , , ( , , ). , , . : , . (. 1). 1 , ( . , . .) , . , , (. 10). . 10. : (); , (); , () , , . . : – 30 %; 50 %; 20 %. , – . ( 50 %) 1415 . , , , , . , . , . . . , , , , . , , . , – , , . , , . , . . . , , . , , , . ( ) . , , . 1- , , 12 , . , . , , ( 1314 ). , , , . . , . . . . . , . , , , , . , ( ) . , 70 % 30 % , . – (, , . .), , . , . , , . , , , . , , , . , . . , . , ( ) ( , ) . , . , , 5-7- . , , , , , . , , . , , . , – (, ), , . , . , . , , . . . , . , , , . , . , , , , . . . , , . . , . , , . , , , , . , . . , , . , . , . , . . 56 . , – , , , . . . 1. ? 2. ? 3. ? ? 4. ? ? 5. ? 6. ? 7. ? 8. ? ? 9. . 10. ? 11. () . 12. ? .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 .. |
Источник