Ролевые игры с ребенком в 2 года дома
Статья для тех, кто хочет проводить время с ребенком 2 – 3 лет весело и с пользой. В ней примеры игры и советы по их организации и проведению.
Когда двухлетний малыш рычит, изображая тигра, крутит невидимый руль, будто бы он – машина, или качает куклу, все вокруг умиляется. Иногда даже начинают говорить о беззаботности детства, мол, можно бесконечно играть и ничего больше не делать.
На самом же деле, детская игра – это сложное явление, такое себе развлечение с пользой. Являясь, по сути, дидактическим единственным инструментом в руках взрослого (родителя или воспитателя), игра всесторонне развивает ребенка в раннем детстве.
Значение игр в развитии детей 2 – 3 лет
Если ребенку дать игрушки или какие-либо другие предметы, попросить его найти занятие, он обязательно его найдет. Возможно, малышу даже будет весело. Но взрослый, который осознает ответственность воспитания ребенка 2 – 3 лет, обязательно поучаствует в игре, используя ее для достижения различных педагогических целей.
Ребенок 2-3 лет учится, играя.
ВАЖНО: Целенаправленная, правильно организованная и доведенная до конца игра с ребенком 2-3 лет способствует физическому либо умственному развитию малыша, формированию у него нравственности, его социализации, прочее. Некоторые игры вырабатывают несколько навыков либо воспитывают неcколько качеств.
У игр с детьми 2 – 3 лет могут быть следующие цели:
- Воспитание личностных качеств. В ребенка в раннем детстве понятия о добре и зле, плохом и хорошем только закладываются. И только в форме игры, ненавязчиво, ему можно объяснить, почему нужно быть доброжелательным, вежливым, скромным, трудолюбивым, ответственным, так далее, и нельзя быть грубым, жадным, эгоистичным, так далее.
- Социализация. Уже в два-три года в процессе игры ребенок начинает взаимодействовать со взрослыми и другими детьми. Играя, он учится общаться, дружить, договариваться, отстаивать свое мнение, находить выходы из различных спорных ситуаций.
- Формирование самооценки. Успехи в игре радуют ребенка, вселяют в него уверенность в собственных силах., повышают самооценку.
- Физическое развитие. Подвижные игры для малышей в раннем детстве способствуют укреплению у них навыков ходьбы, бега, учат их манипулировать с различными предметами, применять их по назначению, делаю их крепкими, выносливыми, способствуют формированию сильного иммунитета.
- Тренировка мелкой моторики. У ребенка 2 – 3 лет активно развивается устная речь. Любые игры с мягкими пазлами, кубиками, сортерами, конструкторами, мозаиками, прочее, во время которых малыш манипулирует с небольшими предметами, способствуют усовершенствованию умения говорить.
- Развитие различных психологических процессов: памяти, фантазии, восприятия, внимания, образного и логического мышления.
Игрой у детей 2-3 лет должен руководить взрослый.
ВАЖНО: Для организации игр с малышами 2 – 3 лет дома или в детском саду обязательно нужен инвентарь. Это игрушки или предметы-заместители: игрушки и наборы для сюжетно-ролевых игр, куклы, фигурки, солдатики, модели, развивающие игрушки (мозаики, пазлы, конструкторы, кубики, головоломки), настольные игры (лото, карточки, домино), игрушки для улицы, спортивный инвентарь, электронные и интерактивные игрушки, прочее.
Режиссерская игра для детей 2 – 3 лет
Впервые режиссерская игра появляется у ребенка в возрасте около двух лет.
Режиссерская игра у детей 2-3 лет – предпосылка к более сложной, сюжетно-ролевой.
В жизни это выглядит примерно так: двухлетнему мальчику дарят игрушечные грузовик и экскаватор. Он может долго сидеть ковре или в песочнице, манипулируя с ними. То, что для родителей кажется «возней» для него – настоящий сложный процесс.
ВАЖНО: В своих первых режиссерских играх ребенок воспроизводит то, что происходит с ним в жизни, то, что он уже успел понаблюдать.
В процессе игры малыш:
- Придумывает сюжет. Обычно, он простой (стройка, посещение поликлиники, магазин, детский сад, мама и папа ухаживают за ребенком, прочее). Также, это может быть сюжет из мультика или сказки. Причем в раннем детстве дети редко отступают от оригинала, они не дополняют и не распространяют его.
- Распределяет роли и сам же их и выполняет. Актеры в его игре – игрушки или предметы – заместители (ковер – это море, диван – сцена, расческа – микрофон, прочее). Ребенок оживляет игрушки – двигает ими, озвучивает. Каждый персонаж в свое игре имеет свой собственный голос. Играя в семью, он озвучивает маму и папу, лает за собаку, рычит за тигра, копирует двигатель автомобиля. Голосом он старается передать эмоции.
ВАЖНО: Режиссерская игра у двухлеток – предпосылка сюжетно-ролевой игры у детей более старшего возраста. В 2 – 3 года дети, обычно, играют рядом друг с другом, в 4 – 6 лет – уже вместе.
Игрушки для режиссерской игры «Зоопарк».
Для полноценной режиссерской игры малышу нужны:
- игровое пространство (столик, детская палатка, коврик, прочее)
- мелкие игрушки, которые ребенку удобно держать в руках
- декорации (кукольный дом, озеро, лес, автодорога, гаражи, зоопарк, прочее)
С ребенком 2 – 3 лет можно поиграть в такие режиссерские игры:
- «Моя семья»
- «В деревне у бабушки»
- «В магазине»
- «В зоопарке»
- «На детской площадке»
- «Колобок», «Репка», «Теремок», другие сказки
- «Маша и Медведь», «Фиксики», другие мультики
Сюжетно-ролевая игра для детей 2 – 3 лет
Сюжетно-ролевая игра у детей 2 – 3 лет только зарождается. В силу возрастных психологических особенностей и несовершенства речи дети еще не могут полноценно общаться друг с другом, поэтому компаньонами по игровому процессу у них чаще являются родители.
В первых сюжетно-ролевых играх ребенок копирует поведение взрослых, которые его окружают: мама ухаживает за малышом, серьезный папа ходит на работу, бабушка печет пирожки, дедушка что-то мастерит, старшие братья и сестры ходят в школу и делают уроки.
Чуть позже малыш начинает играть в профессии, перевоплощаясь в доктора, повара, продавца, парикмахера, воспитателя в детском саду.
ВАЖНО: В сюжетно-ролевой игре ребенок учится быть взрослым.
С ребенком 2 – 3 лет можно поиграть в такие сюжетно-ролевые игры:
ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Игровой инвентарь: кукла, кукольная одежда, кукольная посуда, кроватка с постелью, коляска, предметы – заместители.
Роли: мама, папа, ребенок.
Сюжет: мама качает, кормит и укладывает спать ребенка, готовит еду, накрывает на стол. Папа приходит домой с работы, кушает, играет с ребенком.. Семья отправляется на прогулку.
ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Прививка».
Сюжетно-ролевая игра «Прививка».
Игровой инвентарь: куклы, набор доктора и/или предметы-заместители
Роли: Врач, ребенок и его мама.
Сюжет: Мама приводит ребенка-куклу на прием к врачу. Доктор осматривает малыша, используя различные медицинские инструменты (слушает дыхание, проверяет глазки и ушки, меряет температуру), а после делает ему прививку.
ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин».
Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин».
Игровой инвентарь: куклы, касса, игрушечные продукты, кукольная одежда, мелкие игрушки, игрушечные деньги, предметы-заместители.
Роли: Мама, малыш, продавец.
Сюжет: Мама с малышом отправляются за покупками. Заранее стоит оговорить, что именно им нужно купить. Они выбирают в магазине все, что им необходимо, спрашивают у продавца цену, рассчитываются за покупки.
Видео: Сюжетно ролевая игра Больница
Дидактические игры для детей 2 – 3 лет
По сути, все игры, в которые играет ребенок в раннем детстве, чему-то его обучают. Но дидактические игры отличаются от других видов игровой деятельности тем, что инициируются не сами детьми, взрослым, с четко определенной целью – получить новые знания или закрепить ранее полученные.
ВАЖНО: Дидактические игры еще называют играми-занятиями, они требуют от малыша активных усилий. Продолжительность такой игры у ребенка 2 – 3 лет должна составлять 5 – 10 минут, не более.
У ребенка в раннем возрасте в процессе дидактической игры формируется представление о:
- свойствах предмета (форме, цвете, размере)
- количестве предметов
- равенстве и отличии
- окружающем мире
- себе самом и своем собственном теле
С малышом 2 – 3 лет можно поиграть в предметные, настольно-печатные или словесные обучающие игры.
ПРИМЕР: Предметная игра, обучающая цветам «По домам».
Предметная игра, обучающая цветам «По домам».
Нужно: Три ящика или коробки, обклеенные цветной бумагой желтого, синего и красного цветов, фигурки животных, птиц, человечков, вырезанные из бумаги желтого, синего и красного цветов.
Ход игры: Перед малышом выставляют цветные коробочки. Фигурки из цветной бумаги перемешивают, выкладывают перед ребенком, просят его определить фигурку в ее «домик» такого же цвета, как она сама. Просят ребенка озвучить название цвета. Позже можно добавлять в игру новые цвета
ПРИМЕР: Предметная игра, обучающая животным «Кто что ест».
Предметная игра, обучающая животным «Кто что ест».
Нужно: Лото с животными и их пищей.
Ход игры: Ребенку дают карточки с изображением диких и домашних животных, а также их пищей, и предлагают накормить каждого из них тем, что он любит больше всего. Например: мышка – сыр, курочка – зернышки, кошечка – сметана, прочее
ПРИМЕР: Настольно-печатная дидактическая игра «Лишний предмет».
Настольно-печатная дидактическая игра «Лишний предмет».
Нужно: Обучающие карточки или книги.
Ход игры: Малышу показывают картинки, на которых изображено от 3 до 5 предметов. Один из них по свойствам и характеристикам является лишним. Ребенок должен указать на него попытаться объяснить свой выбор.
ПРИМЕР: Настольно-печатная дидактическая игра «Найди пару».
Настольно-печатная дидактическая игра «Найди пару».
Нужно: Обучающие карточки или книги.
Ход игры: Ребенку показывают картинки с изображением парных предметов вразброс. Малыш должен соединить пары.
ПРИМЕР: Словесная игра «Говорят животные».
Ход игры: Взрослый называет животное и просит малыша озвучить его. Потом они меняются ролями: взрослый воспроизводит голос животного и просит кроху назвать, кто же это говорит.
ПРИМЕР: Словесная игра «Отгадайка».
Ход игры: Взрослый называет свойства или предназначение предмета, а малыш должен назвать его. Например: «Он круглый, нужен, когда идет дождь» – «Зонт», «Они прямоугольные, их мы открываем, когда заходим в дом» – «Двери».
Настольные игры для маленьких детей
Родителям очень повезло – выбор настольных игр для детей раннего возраста сегодня велик. Это:
- Карточки
- Пазлы. Они должны быть крупными и состоять из 2 – 5 элементов
Очень хорошие для малышей мягкие пазлы, пазлы из плотного картона, пазлы на магнитах.
Мягкие пазлы.
- Мозаики и соты. Так как эти игрушки содержат мелкие элементы, с детьми в раннем возрасте во время игры с ними обязательно должен присутствовать взрослый.
Соты.
- Лото. Это могут быть игры на темы: «Кто чья мама», «Кто где живет», «Фрукты и овощи», «Транспорт», «Времена года», прочее.
Лото.
- Домино. В такую игру можно играть всей семьей.
Домино.
- Прочее. К этой категории можно отнести деревянные игрушки-вкладыши, лабиринты, различные головоломки для малышей.
Деревянные лабиринты.
Также, можно сделать ребенку настольную игру собственными руками.
Пазлы для детей 2-3 лет своими руками.
Видео: Больше примеров настольных игр
Подвижные игры для малышей
У детей в раннем возрасте жизнь – это бесконечное движение. И оно вовсе не бесцельное, как кажется некоторым взрослым. Играя в подвижные игры, ребенок:
- познает собственное тело и учится управлять им, координировать движение
учится ориентироваться в пространстве
- укрепляет мышцы, улучшает кровообращение и дыхание
- укрепляет иммунитет
- развивается умственно
ВАЖНО: В возрасте 2 – 3 лет в процессе подвижной игры малыш учится быть членом команды, общаться с детьми и взрослыми.
Родители должны позаботиться о том, чтобы в процессе подвижной игры малыш был в безопасности. Также, несмотря на то, что в отличие от других видов игровой деятельности подвижная игра может продолжаться дольше, чем 10 минут, повторятся по нескольку раз, чрезмерное увлечение чревато перевозбуждением ребенка. Такой вид игры рекомендуется чередовать с другими видами деятельности.
ВАЖНО: Особую роль в подвижной игре выполняют правила. Их определяют взрослые, ребенок им должен следовать неукоснительно. Иначе игровой процесс может выйти из-под контроля.
Подвижные игры чрезвычайно важны для развития ребенка 2-3 лет.
С детьми 2 – 3 лет можно поиграть такие подвижные игры:
ПРИМЕР: Подвижная игра «Дождик, дождик, веселее!»
Ход игры: Принимать участие в игровой деятельности может один ребенок или несколько детей. Взрослый выбирает домик. Это может быть грибочек на площадке, диван дома или просто условно обозначенное место в квартире. Взрослый говорит: «Солнышко светит!». Дети выходят «на улицу», веселятся, бегают, прыгают. Взрослый говорит: «Кап-кап, дождик пошел!», дети должны спрятаться в «домике». Можно дополнить игру веселым стишком:
Дождик, дождик, веселей,
Своих капель не жалей!
Но по крыше не стучи,
Нам головки не мочи!
ПРИМЕР: Подвижная игра «Мышеловка».
Ход игры: Детей должно быть как минимум 6. По жребию выбирают мышку. Если детей больше, мышек может быть две или три. Остальные малыши берутся за руки и водят хоровод. В это время «мышка» бегает туда-сюда у них под руками, то забегает в круг, то покидает его. По команде воспитателя круг – «мышеловка» закрывается. Если «мышка» попалась, осталась в кругу, она меняется местом с другим участником.
Во время движения мышеловки взрослый вместе с детьми может рассказывать стишок:
Нам вы, мышки, надоели!
Доберемся мы до вас!
Нашей славной мышеловкой
Переловим вас сейчас!
ВАЖНО: В возрасте 2 – 3 лет ребенок должен научится управляться с мячом: бросать его, ловить, пинать ногами.
ПРИМЕР: Подвижная игра с мячом «Прямое попадание».
Ход игры: Для игры необходим ящик или корзина. Ребенка ставят на напротив «мишеней» на расстоянии 3 метров, предлагают ему поочередно мячики разных размеров. Ими он должен попасть в корзину или ящик.
Видео: Дети играют в «Мышеловку»
Источник
У вас бывают случаи, когда вы не знаете, чем занять ребенка? У меня бывают, особенно в плохую погоду или сильную жару, когда мы много времени проводим дома. Маме придумывать игры для детей 2 лет намного проще, чем игры для детей от года.
Привычные игры быстро надоедают ребенку, но достаточно маме проявить немного фантазии, как в глазах у малыша снова появляются искорки.
Мы с дочкой довольно часто придумываем простые и незатейливые игры. При этом я стараюсь каждую игру сделать познавательной или развивающей.
Вот несколько примеров наших игр.
Игры для детей двух лет
Ролевые игры для детей 2 лет
Ролевые игры очень важны в развитии ребенка, так как именно в игре можно научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации.
1. Домик для Му-Му
Эту незатейливую игру, мы придумали спонтанно. Играя с блоками Дьеныша, я начала складывать в коробку красные детали. И тут… «Посмотри, Анютка, у нас получился диван, а вот столик. А давай вместе построим домик. Выбирай красные фигуры».
Вот такой мини-домик в коробке у нас получился.
Строила его я, Анюта помогала мне выбирать красные блоки.
В домике поселилась пара маленькие коровок. Они играли, спали (Анюта при этом радостно восклицала «Бай-Бай!»), гуляли и кушали. Дочурка так вошла в роль, что в момент, когда я предложила покормить коровок, соскочила и куда-то убежала, а через минуту вернулась, держа в руках сухарик. Положила его на столик перед коровками: «Ня!».
После этого, Анютка какой то время играла сама, переставляя коровок, то на диван, то на пол, то за стол. А я подкидывала ей идеи для игры. Например, когда коровки сели завтракать, мы с дочуркой приготовили им бутерброды из пластилина. Пригласили в гости собачку, и угостили ее макаронами.
В процессе игры я проговаривала вежливые слова: «Спасибо!», «Пожалуйста!», «Спокойно ночи», «Доброе утро», «Приятного аппетита» и др.
Это только пример ролевой игры, опираясь на него вы можете легко придумать для своего двухлетнего малыша веселые ролевые игры используя любой конструктор, кубики, или кукольную мебель. Да что говорить, стоит только начать, а дальше фантазия разыграется и у вас и у вашего ребенка.
Детская площадка из деревянных кубиков и другие постройки
Очень много ролевых игр можно придумать с обыкновенным деревянным конструктором. Например, мы строим детскую площадку с горками, качелями, песочницами и заселяем ее маленькими игрушками-зверушками. Анюта с удовольствием катает их с горки, качает на качелях, а потом все рушит, а я строю заново.
Из кубиков можно построить машину, поезд, самолет и даже ракету.
На поезде мы возим животных, делая остановки, высаживая одних пассажиров и принимая новых. Катаясь на машине из кубиков, останавливаемся на выдуманных светофорах, пропускаем прохожих, бибикаем.
При этом я называю цвета кубиков или буквы, которые на них изображены. Некоторые согласные и все гласные буквы Анюта за мной повторяет.
Ролевые игры с пластилином
Сколько веселых игр можно придумать с пластилином!
Самая простая наша игра с пластилином, когда мама или папа лепит собачку, а дочурка играет с ней. Можно подключить к пластилину фигурные макароны, и создать целый сказочный мир.
Например, вот такой:
В центре гигантский цветок, который Анюта сделала из разноцветной пластилиновой гусеницы. Здесь есть и замок для принцессы, и домик для мишек, аэропорт, и дороги, по которым катаются Мишки на автомобилях. Дороги Анюта старательно рисовала пластилином, размазывая его по бумаге, а я задавала направление.
Ролевые игры хорошо развивают детской воображение, сближают ребенка с родителями и доставляют массу удовольствия. Играя в ролевые игры, я стараюсь уделять внимание играм для девочек: мы одеваем кукол, подбирая им одежду, причесываем их, обустраиваем кукольные домики. Конечно, в таком возрасте многое придумывая я сама, но дочка всегда активно включается в игру.
Игры для физического развития детей двух лет
Мамам нужно помнить, что физические упражнения стимулируют умственное развитие малыша.
Поэтому мы ежедневно с дочуркой делаем гимнастику для малышей под песни Железновых. На прогулках можно придумать множество летних игр для детей: мы учим детишек догонять друг друга, играть в прятки, лазать по шведской стенке. А дома играем в простую, но очень увлекательную игру – «Повторяй за мной».
Суть игры проста: показывайте малышу разные движения и просите его повторить. А чтобы было веселее и интереснее можно подпевать, рассказывать потешки и изображать животных.
Анютке нравится ходить вразвалочку, как медведь; на корточках как гусь; прыгать как зайчик; летать, как бабочка (подпрыгивая и размахивая руками из стороны в сторону), ползать по полу, как змея и бегать на четвереньках, как собачка.
Еще мы ходим на пяточках, на носочках, спиной вперед, приставным шагом, тянемся к солнышку, как деревья, катаемся на велосипеде (лежа на спине) под стихотворение «Ехали медведи, на велосипеде».
Интересна игра на равновесие: я выкладываю книги в виде дорожки и предлагаю дочурке пройти по ним, сохраняя равновесие. Потом перекладываю книги в виде квадрата или треугольника, и мы шагаем по ним, вместе напевая веселую песенку. Хороши и игры на развитие ловкости.
Вот такие простые и незатейливые игры позволяют нам весело провести время.
Буду рада, если наши идеи дадут полет вашей фантазии, и вы тоже придумает для своей любимой крохи интересные игры.
В последующих публикация я буду рассказывать о других играх, в которые можно играть с малышом в этом возрасте.
А пока жду ваших комментариев. Расскажите, какие игры вы придумываете для своих двухлетних деток. Поделитесь своими идеями и находками!
И не забудьте посмотреть развивающие игры для детей 3-х лет. Возможно вы и там найдете интересные идеи для своего ребенка. Ведь все дети развиваются по разному!
Источник