Роль взрослого в развитии социализации ребенка

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Психологии образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

по ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Студентки группы

Научный руководитель

Москва

2010 г

Содержание

Введение 3

Глава I Методологические и теоретические основы

проблемы социализации

§ 1 Социализация личности в отечественных и зарубежных исследованиях 5

§ 2 Сущность и содержание процесса социализации детей 11

Выводы по первой главе 14

Глава II Роль взрослого в социализации ребенка

и особенности протекания процесса

§ 1 Когнитивное развитие и усвоение ведущих видов деятельности

в социализации ребенка 15

§ 2 Механизмы и условия социализации детей 17

§ 3. Роль творческой активности в социализации ребенка 20

Выводы по второй главе 22

Заключение 23

Список литературы 24

Введение

Актуальность темы исследования. Стремительные темпы общественных изменений, развитие социальных институтов, механизмов социальной регуляции сопровождаются новыми требованиями к человеку, такими как умение «совладать» со сложной ситуацией, оптимизировать деятельность в ней, соотнести свои устоявшиеся знания о социальном мире и о своем месте в нем с поступающей информацией и т.п. Важно подчеркнуть, что проблема социализации касается всех возрастов, в том числе и детского периода жизни, когда у ребенка формируются представления о системе взаимоотношений, закладываются основы статусно-ролевого поведения и т.д.

Социализация в дошкольном возрасте традиционно рассматривается в контексте возрастной и педагогической психологии. Но в то же время многими авторами подчеркивается и необходимость междисциплинарного анализа проблемы детства как особой психосоциокультурной категории, с помощью которой возможно создание целостной панорамы представлений о закономерностях становления личности в обществе (Р. Заззо, С. Московичи, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Р. Харре, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). Исследования ранней социализации могут дать богатый материал для понимания факторов и механизмов включения индивида в социальные отношения (В.В. Новиков), поскольку в детском периоде жизни наблюдается специфическая смена ведущих видов деятельности, а также основных факторов социализации (А.В. Мудрик, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин).

Важность анализа процесса социализации ребенка определяется тем, что в детстве закладываются навыки ролевого общения, важнейших форм и механизмов социального поведения. В детских играх происходит начальное освоение социальных норм и правил, понимание и усвоение ценностей, формирование представлений о себе (Д.Б. Эльконин). Все это является подготовкой ребенка к взрослой жизни. Ребенок проигрывает основные схемы, функции тех ролей, с которыми он сталкивается в своем окружении. Он как бы примеривает на себя ту или иную схему поведения. Став взрослым, он исполняет уже устоявшиеся, сложившиеся в его представлении социальные роли (В.В. Новиков). Социальная идентичность, система ценностей, которые начинают формироваться в детстве, являются важнейшими показателями социального развития. Они играют большую роль в социальном поведении человека (Н.Л. Иванова, Н.В. Клюева).

Социализация ребенка происходит в процессе усвоения опыта совместной деятельности, общения со сверстниками и взрослыми людьми и связана с ведущим видом деятельности, когнитивно-мотивационными характеристиками личности (Л.Л. Гурова, K. Нельсон, А.В. Петровский, И. Слакман, Дж. Хадсон, Д.Б. Эльконин, М.Г. Ярошевский).

Семья признается основным институтом социализации детей. Роль семьи в становлении личности ребенка отражена в работах А.Карлсона, Т.Парсонса, Д.Попеное, И.С.Кона. Значимый вклад в изучение семейной социализации внесли такие ученые, как Ф.А.Ильдарханова (2002), А.В.Мудрик (1991), Ю.И.Шилов (2000). В семье происходит усвоение полоролевой модели поведения детей. Изучение этого вопроса показывает значимость наличия обоих родителей в семье. Особенности гендерной социализации мальчиков и девочек рассматривали в своих работах И.С. Клецина (1998), О.И.Ключко (2002), И.С.Кон (1988) и др. Авторы отмечают, что отсутствие одного из родителей приводит к различным отклонениям в развитии личности ребенка.

Таким образом, проблема ранней социализации является важнейшей областью психологических и педагогических исследований.

Объект исследования – социализация детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – роль взрослого в социализации ребенка.

Цель работы состоит в рассмотрении условий для социализации детей дошкольного возраста и влияния на социализацию ребенка значимого взрослого.

Исходя из цели исследования основными задачами курсовой работы являются:

1. Проанализировать и систематизировать отечественную и зарубежную литературу по проблемам социализации, активности и творчества; выделить характеристики, связанные с проблемами социализации и развития ребенка. 2. Выделить основные характеристики социализации детей в дошкольном возрасте. 3. Определить степень усвоения содержания и функционала социальных ролей, а также принятия статусно-ролевых позиций у дошкольников.

Данная работа состоит из Введения, 2 глав, Заключения, Списка использованных источников. Во Введении определена цель исследования, поставлены задачи, обоснована актуальность темы. В 1 главе представлен обзор теоретических и практических подходов в отечественной и зарубежной психологии по проблемам социализации личности, активности и когнитивного развития. Во 2 главе рассмотрены механизмы и условия социализации детей. В Заключении подводятся итоги исследования, формируются основные выводы. В работе широко использована информация из повествовательных источников и научных исследований современников событий, отражающих проблематику исследования.

Глава I

Методологические и теоретические основы проблемы социализации

§ 1 Социализация личности в отечественных и зарубежных исследованиях

Личность рассматривается как результат социализации индивида. Выделены основные характеристики личности (Л.И. Анцыферова, Л.Л. Гурова), в том числе когнитивные, имеющие непосредственное отношение к развитию творческого мышления: понимание («понимательная способность»), способность принимать решения и интеллектуальная организованность (Л.Л. Гурова). Характеристики когнитивного развития личности, а также ее мотивационная направленность проявляются в отношении к творчеству.

С подходами к определению социализации можно ознакомиться в работах зарубежных психологов и социологов (А. Бандура, Дж. Голлард, А. Маслоу, Р. Мертон, Н. Миллер, А. Оллпорт, Т. Парсонс, К. Роджерс, Б. Скиннер и др.). В отечественной науке социализация представлена в работах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Н.В. Андреенковой, Я.И. Гилинского, Н.Л. Ивановой, А.Г. Кирпичника, И.С. Кона, Е.С. Кузьмина, В.Н. Кунициной, В.С. Мерлина, А.В. Мудрика, В.В. Новикова, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, А.Л. Свенцицкого, Р.М. Шамионова и др. В русле психологии развития проблема социализации освещена в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.

В отечественной социальной психологии социализация представляется в контексте таких проблем, как социальная установка и социальная идентичность, и выступает в роли процесса, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями (Г.М. Андреева, А.Л. Свенцицкий). Идентичность, которая начинает формироваться в ранних возрастах, является важнейшим механизмом социализации (Н.Л. Иванова, Р.М. Шамионов). В исследованиях социальной идентичности показано, что это когнитивно-мотивационная характеристика личности (Г.М. Андреева, Н.Л. Иванова, Ю.П. Поваренков, А. Тешфел, Дж. Тернер). Социализация – процесс, в ходе которого происходит становление различных сторон личности, образующих целостное единство. С одной стороны, социализация предполагает активное включение человека в различные социальные связи, усвоение статусно-ролевых отношений. С другой стороны, это процесс познания социальной среды, формирования социальных категорий, идентичности и т.п., единство когнитивных, мотивационных, эмоциональных сторон личности (Р.М. Шамионов).

При рассмотрении социальной роли и статуса, сложившихся в отечественной и зарубежной психологии, можно отметить, что роль понимается как социальная функция, неразрывное единство определенного вида деятельности и соответствующего способа поведения, выработанного в данном обществе (Г.М. Андреева), а также внешнее поведение, динамический аспект статуса (Дж. Морено). Статус – место, которое занимает индивид в группе, общественной системе. Статусно-ролевое поведение демонстрирует внешнее проявление той или иной роли, имеет личностную окраску, что позволяет дифференцировать степень и вариативность проигрывания ролей и усвоение статусов.

Понятие «социализация» при широком толковании представляет собой процесс вхождения в социальную действительность через развитие психики и личности ребенка.

Социализация как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта, неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Воспитание, обучение, развитие относят к формам социализации личности, как управляемые и целенаправленные процессы социализации.

Задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, способной к самореализации, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.

Источник

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Родители и педагоги детского сада являются некими социальными сотрудниками для детей в детском возрасте. Они оказывают огромное влияние на процесс социализации ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Поступление ребенка в детский сад является значительным событием, как для родителей, так и для педагогов дошкольного учреждения. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми участниками, во многом зависит будущее взаимодействие. Поэтому допустимо процедуру встречи и приема родителей сводить только к деловым контактам сотрудничества с педагогами ДОУ. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса, управления дошкольным учреждением. Взаимодействие – взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Работа всех сотрудников детского сада в целом и каждого сотрудника в отдельности заключается в реализации социального заказа родителей, интересов детей. Основным инструментом по его реализации является мониторинг, изучение семьи, которое организуется в ДОУ в различных формах – анкетирование, беседа, интервьюирование непосредственно при общении и по телефону, посещение семьи.

В отличие от разных социально- экономических условий в которых находятся семьи, в уровне образования родителей много общего, но в городах и районных центрах, в столицах и провинциях он разный.

Что касается компетентности родителей в области воспитания своих детей, то здесь тоже наблюдаются некоторые особенности.

Родители в областном центре имеют больше источников получения информации о воспитании детей: это педагогическая и психологическая литература, консультации у воспитателя и психолога в детском саду.

Некоторые взрослые при воспитании детей руководствуются собственной интуицией.

В сельской местности родители отдают предпочтение своей интуиции, тому, как воспитывали их самих, советам воспитателей детского сада.

Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания.

Безусловно, решение сложных и многоплановых вопросов не пройдет само по себе. Для того, чтобы педагогический коллектив дошкольного учреждения мог реально помочь родителям и законным представителям в успешной социализации ребенка, нужна систематическая и целенаправленная работа, вначале сотрудниками детского сада (изучение семьи, подписание договора и т.п.), а затем и педагогов с родителями.

Дальнейшее сотрудничество с родителями в рамках информационно- аналитического блока строится по двум направлениям. Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, консультирование, информационные листы, газеты, листы- папки, библиотека для родителей, видеотека и т.п.

Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е обмен мыслями, идеями, чувствами.

С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые вовлекли бы родителей и детей в общее интересное дело, полагающее непосредственное общение взрослых с ребенком. Известно, что общение родителей со своим ребенком на бытовом уровне сводиться, как правило, К вопросам «что ел? Почему штаны грязные?» и т.п.

Основной задачей педагога является создание условий для ситуативно-делового, личностно ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книги, игры, подготовка к праздникам, поход, разработка общего проекта и т.д.).

Соответственно решению данной задачи выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, театральная пятница, издание семейных журналов, газет, ведение домашних читательских дневников.

Как показывает практика, одной из основных традиционных и эффективных форм работы остаются родительские собрания. Но родительские собрания в виде монолога давно исчерпали себя, поэтому для успешного сотрудничества лучшем применением стали родительские собрания в виде диалога. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат многих педагогов стал ощутимее. Собрания, проводимые в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. дают больший результат эффективности взаимодействия. Часто педагоги используют фото и видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещений собраний достаточно высок.

Одним из любимых форм сотрудничества педагогов с родителями являются досуги. К ним относятся совместные праздники, спортивные мероприятия, акции, участие в выставках поделок и рисунков. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.

Самой не эффективной и малозначительной формой взаимодействия детского сада с родителями для успешной социализации детей стало анкетирование. Было замечено, что при получении анкеты родители делают вид что торопятся, соответственно не вчитываются в вопросы. Некоторые родители не понимают сущность вопроса, поэтому ответы склонялись к стандартному проставлению галочек или прочерков (при затруднении ответа на вопрос). Таким образом, педагог, обрабатывая информацию по анкетированию, получает не точную и ошибочную картину происходящего.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Источник

Критериями социализированности личности, по мнению А.И.Ковалевой, могут быть: 1) содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, «картин мира» человека; 2) адаптированность личности, ее нормотипичное поведение; 3) социальная идентичность.

Итак, социализация, предполагающая усвоение и активное воспроизводство социального опыта, характеризуется многосторонностью и осуществляется комплексом социально-психологических механизмов. Особую роль в передаче социального опыта и становлении личности играет семья.

Выводы по 1 главе

Первая глава содержит основные теоретические выводы, в которых социализация представлена как процесс принятия и усвоения личностью социальных ролей и статусно-ролевых позиций в группе, связанный с характеристиками когнитивного развития личности. Активность выступает как собственная динамика личности и источник преобразования, поддержание ее жизненно значимых связей с окружающим миром в процессе осуществления ею различных видов деятельности. Творческая активность является условием когнитивного развития личности.

В младшем и старшем дошкольном возрасте важными когнитивно-мотивационными характеристиками социализации ребенка являются: «воображение, комбинаторное мышление»; «комбинаторное мышление (соотношение части и целого), способность к принятию решений»; «способность к выделению и решению проблемных ситуаций, воображение»; «познавательная активность» и «мотивация».

2. Принятие и понимание содержания и функционала социальной роли, определение статусно-ролевой позиции в группе сверстников связаны с выделенными нами характеристиками когнитивного развития и мотивационной направленностью ребенка.

3. На этапе социализации ребенка старшего дошкольного возраста, в отличие от раннего возраста, увеличивается количество когнитивно-мотивационных характеристик, связанных с усвоением социальных ролей и определением статусно-ролевой позиции в группе сверстников.

4. Статусно-ролевая позиция ребенка старшего дошкольного возраста обусловлена успешностью выполнения творческих заданий, развивающих воображение и мышление ребенка, активизирующих его творческие навыки в рамках программы когнитивно-мотивационного развития.

Глава II

Роль взрослого в социализации ребенка и особенности

протекания процесса

§ 1 Когнитивное развитие и усвоение ведущих видов деятельности

в социализации ребенка

В зарубежных исследованиях ребенок выступает активным участником процесса собственного социального развития (Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Дж. Мид, У. Томас). Социализация ребенка происходит при помощи включения во взрослый сценарий, во взрослые отношения. При этом процесс социализации ребенка определен уровнем и характеристиками его когнитивного развития (К. Нельсон, И. Слакман, Дж. Хадсон). В отечественной социальной психологии в качестве особенностей социализации детей рассматриваются:

перестраивание познавательной деятельности ребенка, тип общения ребенка со средой, особенности и содержание общения, активность самого ребенка (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.В. Мудрик).

В отечественных исследованиях когнитивное развитие связано с изучением памяти, внимания, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений и пр. (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.).

Будучи средством, с помощью которого общество передает выработанную им культуру своим членам, социализация играет особую роль в период детства, отрочества и юности. В эту пору у человека, овладевающего азбукой культуры общества, формируется направленность личности. Он усваивает все то, что ему потребуется на этапе взрослой социализации. Недостатки и упущения в ранней социализации могут существенно повлиять на ход всей дальнейшей жизни человека. Отсюда важность ее правильного осуществления.

Социализация детей имеет свою специфику. Если у взрослых на переднем плане – выработка определенных навыков, то у детей определяющим моментом является формирование ценностных ориентаций, установок и мотивов поведения. Далее, если в среде взрослых доминируют такие психологические механизмы социализации, как чувства вины и стыда за действия, несоответствующие ожиданиям окружения, то у ребенка определяющую роль в усвоении социального опыта играют имитация и идентификация, т.е. подражание поведению значимых других и отождествление себя с определенными общностями, ведущее к принятию их ценностей, установок, норм и образцов поведения.

Опыт, накопленный обществом, индивид усваивает прежде всего через общение и деятельность в качестве члена определенной социальной общности – семьи, классного коллектива, группы «по интересам» и т.д. По отношению к ребенку семья в этом процессе играет особенно большую роль.

Роль взрослых в демонстрации образцов поведения (как позитивных, так негативных) является ведущей. В процессе овладения ведущим видом деятельности первоочередную роль играет система мотивов ребенка, а не операциональная сторона деятельности (Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин).

§ 2 Механизмы и условия социализации детей

“Семья – важнейший институт социализации детей”

Н.Е. Веракса.

Известно, что особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. Освоение ребенком многообразных культурных ценностей, следовательно, и его личностное развитие, осуществляется через включение ребенка в совокупность доступных ему отношений. Именно первичная социализация (социализация в первичной группе) придает процессу развития личности различную направленность. В характере направленности особую роль играет организационная культура. Она передается как сопровождение личного «Я», которое ребенок строит при помощи других. Культура вносится извне и концентрируется вокруг «Я»-концепции индивида, переплетаясь при этом с теми социальными ролями, которые человек призван играть в своем будущем. Последние соотносятся с ценностями личности, которые она и пытается регулировать.

Рассматривая семью как первичную социальную группу, осуществляющую социализацию ребенка, мы имеем в виду, что семья является связующим звеном между ребенком и другими социальными микро- и макроструктурами (системами). Поэтому уровень соответствия семейных (групповых) и обще-социальных ценностей, предлагаемых ребенку для усвоения, может быть различным, вплоть до полного антагонизма.

Эта опосредованность делает семейную группу, до определенного времени, чуть ли не единственным интерпретатором ценностей, господствующих в различных социальных структурах, с которыми столкнется человек в будущем. В семье закладывается тип структуры будущего поведения, характер социализации: в форме адаптации или интеграции.

В основе социализации лежит одна из важных проблем формирования ролевого поведения, которая определяется в значительной мере качеством ролевого поведения близких людей – матери, отца и т.д. Отношение ребенка и членов семьи могут характеризоваться различными типами межличностных взаимодействий, которые экстраполируются на типы взаимосвязи ребенка с другими социальными структурами, а также на видение ролевой концепции собственного поведения. Можно считать, что именно семья дает «образ мира», в котором предстоит жить ребенку. Из семьи индивид выходит с уже сформировавшимся самосознанием (структурой ценностей, образцов поведения, сложившимся «образом» общества) и дальнейшая социализация, как по характеру (адаптация или интеграция), так и по направленности будет проходить с учетом результатов социализации первичной.

В качестве основных механизмов социализации в детском возрасте представлены традиционный механизм и механизм идентификации. В ходе традиционного механизма происходит усвоение ребенком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему окружению (А.В. Мудрик). С помощью механизма идентификации ребенок осуществляет сперва «примеривание», а затем принятие тех или иных социальных ролей в процессе игры (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова). «Идентификация как феномен социогенеза личности, как механизм, определяющий бытие личности, имеет двойное воздействие на развивающегося индивида. С одной стороны, идентификация обеспечивает присвоение многообразных психических действий, формирует способность к установлению положительных взаимоотношений с людьми, ведет к развитию социально значимых личностных качеств. С другой стороны, идентификация может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального.

В условиях разумного воспитания социальное развитие человека идет в направлении формирования личностных качеств, обеспечивающих успешное существование индивида в группе и группы в целом. Идентификация обеспечивает усвоение конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе.» [14, с. 96]

«Сущность и содержание процесса социализации детей» анализируются различные подходы к интерпретации термина «социализация» и его соотношение с понятиями «образование» и «воспитание». За основу взято определение Г.М. Андреевой: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». [1, c.213]

Социализация представляет собой многосторонний процесс, в связи с чем существует множество типизаций социализации. Анализ существующих подходов к разработке типизаций позволил выделить следующие основания для их разработки: сфера социализации, сфера жизнедеятельности, характер социальности общества, содержание социализационного процесса, результативность социализации, уровень стихийности-организованности процесса. «Идентификация и обособление – это и есть два равноценно значимых и одновременно диалектически противоречивых элемента пары единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной.» [14, с. 107]

§ 3. Роль творческой активности в социализации ребенка

Исследования по проблеме детской активности свидетельствуют о том, что творческая активность ребенка может проявляться в исследовательском поведении, любопытстве, любознательности, познавательной направленности, надситуативной активности, поисковой активности, творческом воображении, в деятельности экспериментирования, продуктивном целеполагании, дивергентном (продуктивном) мышлении и комбинаторике, способности к решению и преобразованию проблемных ситуаций и пр. (Н.Е. Веракса, М.М. Кашапов, В.Т. Кудрявцев, Л.Г. Лысюк, А.М. Матюшкин, Л.Ф. Обухова, В.А. Петровский, Н.Н. Поддьяков, А.Я. Пономарев, Г.А. Цукерман, С.М. Чурбанова, Н.Б. Шумакова и др.). Обсуждая процесс социализации детей, Л. Ф. Обухова напоминает, что, по мнению Пиаже, принуждение не приводит к истинному развитию, а навязанные внешние правила остаются внешними или искаженными.

Опыт творческой деятельности ребенка является основополагающим и главным элементом социального опыта, на который может опираться процесс формирования его личности, отношений к миру, обучение и воспитание (В.В. Давыдов, А.М. Матюшкин и др.).

Процесс социализации ребенка в современном обществе можно рассматривать с позиции формирования и реализации его творческого потенциала, творческой активности.

Выполнение творческих заданий, развивающих воображение и мышление ребенка, активизирующих его творческие навыки, способствует изменению его статусно-ролевой позиции в группе сверстников.

  • «« Предыдущая
  • 1
  • 2
  • Страница 3
  • 4
  • Следующая »»

Источник