Роль взрослого в развитии ребенка курсовая
метки: Ребенок, Развитие, Жизнь, Выготский, Издательский, Академия, Razvitie, Наглядно
ВВЕДЕНИЕ:
Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства. В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.
Л.С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру – зависимая производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.
Актуальность темы заключается в том, что роль взрослого в целом, взаимосвязь между общением, речью и психологическим развитием очень важны в жизни ребенка.
Цель: Изучить роль взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.
Объект: Роль взрослого в развитии психики ребёнка.
Задачи:
– Дать характеристику психического развития дошкольника;
– Изучить факторы психического развития ребёнка;
– Показать роль взрослого в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста.
Методологическая основа: Научные труды психологов И. Ю Кулагиной., М. Н. Лисиной, Л. С. Выготского, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирнова.
Ключевые слова: Психическое развитие, факторы, наследственность, среда, роль взрослого.
ГЛАВА I. Психологические основы развития ребёнка дошкольного возраста
1.1 Общая характеристика развития дошкольника
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяется: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов Деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная Деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых [15].
6 стр., 2830 слов
Роль взрослого в психологическом развитии ребёнка
… заключения, списка использованной литературы и приложения. психический взрослый личность ребенок ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВЗРОСЛЫХ НА ПРОЦЕСС ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА .1 Особенности психического развития ребенка Развитие психики ребенка – сложный процесс созревания и усложнения …
Игра – ведущая Деятельность, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы Деятельности и связанные с ними цели. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм [17].
Развитие психических функций
Речь. В основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас речи. Развивается грамматический строй речи. Ребенок 3 – 5 л. не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Это позволяет перейти к контекстной речи. Овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и тому подобное. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия.
Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.
Мышление. Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словестному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки.
Память. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний [3].
Развитие Личности
19 стр., 9046 слов
Особенности развития речи детей дошкольного возраста 2
… чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. речь дети дошкольный память По своему жизненному …
Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев – это «период первоначального фактического склада личности».
Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Переживания становятся сложнее и глубже. Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций. Особенно важно появление таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание
Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в……..
ИСТОЧНИКИ:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1988.
3. Выготский Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. – Т.4. – М.: Союз, 2006.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2006.
5. Галигузова Л. Н.; Смирнова Е. О. Искусство общения с ребёнком (Советы психолога) М. 2004.
6. Галигузова Л. Н.; Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет М. 1992.
7. Кулагина И. Ю., В.Н. Колюцкий Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2002.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж: НПО Модек, 1997.
10. Мещерякова С. Ю. Авдеева Н. Н. Вы и младенец М. 1960.
11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 2005.
12. Мухина В.С. Детская психология М. : 1985.
13. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Издательский центр Академия, 2007.
14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2001.
15. Эльконин Д. Б. Детская психология М. 1960.
16. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева и др.; Под ред. А.Д.Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985.
17. Сылка: < students/bilety/texts/29.html>
18. Ссылка: < razvitie-vospitanie>
19. Ссылка: < l_03_00/l0301121.shtml>
20. Ссылка: < referats>
21. Ссылка: 2323/psihicheskoe-razvitie-rebenka-ot-3-do-7-let
22. Ссылка: < psychology/00180270_1.html>
23. Ссылка: < vozrastnaya-psihologiya_783/vliyanie-vzroslogo-razvitie-lichnosti-39656.html>
24. Ссылка: < blogs/post/331724141-109674950/>
25. Ссылка: 296-rol-igry-v-psixicheskom-razvitii-rebenka.html
10 стр., 4913 слов
Тема 1. Психология в системе наук о человеке и обществе
… Психология и педагогика: учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2003. 5. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», … 1. Лысаков Н. Д., Лысакова Е. Н. Психология и педагогика. Учебное пособие. – М.: РУИ, 2007. 2. Островский В. … М.: изд-во АСВ, 2000. 32. Милорадова Н.Г. Психология. Учебное пособие в трех книгах: Методология познания психологической …
Источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Психология»
Тема: «Роль взрослого в развитии ребенка»
Выполнил: студентка второго курса,
заочного факультета, обучающаяся по
специальности педагогическое образование
«Дошкольное образование»
Васильева Валентина Алексеевна
Работа защищена с оценкой:
_______________________
Руководитель ____________
_________________________
«_______» _________2014 г.
Омск, 2014
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы роли взрослого в воспитании ребёнка.
1.1.Понятие развития…………………………………………………………… 6
1.2.Современные исследования о влиянии различных факторов на развитие личности…………………………………………………………………………10
1.3 Идея разностороннего развития в классической и современной педагогике………………………………………………………………………..13
1.4. Возрастной подход к воспитанию и обучению детей, возрастная периодизация…………………………………………………………………………22
Выводы по первой главе………………………………………………………26
Глава 2. Развитие сотрудничества детей и взрослых в общеобразовательном процессе ДОУ в опытно – экспериментальной работе
2.1.Диагностика уровня сотрудничества детей и взрослых в общеобразовательном процессе ДОУ …………………………………27
2.2. Методические рекомендации по развитию сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ…………………………………..32
Выводы по второй главе………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………37
Список используемой литературы…………………………………………..39
Приложение 1 …………………………………………………………………..41
Приложение 2 …………………………………………………………………..42
Введение
Актуальность исследования. Нынешняя психолого-педагогическая наука столкнулась с проблемой гуманизации обучения, то есть принципиальным пересмотром роли воспитателя и дошкольников в процессе образования. Воспитатель сегодня должен научиться управлять деятельностью, как всего коллектива дошкольников, так и каждого отдельного дошкольника. Это невозможно в рамках традиционных представлений о процессе обучения, который зачастую не может быть личностно – ориентированным, а, следовательно, не будет способствовать в полной мере осуществлению дифференцированного подхода к детям.
Другими словами, истинная гуманизация образовательного процесса в современном ДОУ предполагает глубокое проникновение в область социальных контактов ребёнка со взрослыми и сверстниками, разработку оптимальных моделей этих контактов, способствующих реализации потенциала психического развития каждого ребёнка. Поэтому изучение проблемы специфики сотрудничества имеет не только первостепенное теоретическое, но и острое практическое значение. Особую остроту эта проблема приобрела в связи с повышением требований, предполагающих высокий уровень организации социальных взаимодействий ребёнка со взрослыми и сверстниками, к образовательному процессу в современном ДОУ. Решение этой проблемы во многом связано с обеспечением индивидуального подхода к каждому ребёнку на основе его глубокого психолого-педагогического изучения.
В психологической науке проблема развития отношений сотрудничества выделилась в самостоятельную сравнительно давно. Научной базой при выделении этой проблемы как самостоятельной и дальнейшей её разработки послужили работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева,
Сл. Рубинштейна, Д.Б.Эльконина. Сотрудничество детей с взрослыми раскрыты в исследованиях Р.С. Буре, Е.Е. Кравцовой, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Г.А. Цукерман и др.
На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников с взрослыми.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования.
Результаты анализа научной литературы по изучению особенностей контактов дошкольников в различных ситуациях позволили выделить следующее противоречие. Оказалось, что у ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, выражено стремление к разнообразному взаимодействию с взрослыми, с другой, – нередко наблюдается дефицит соответствующих способов и средств сотрудничества, что может приводить к разрушению совместных действий.
Данные основания позволили предположить, что возможна педагогическая организация процесса содержательного взаимодействия дошкольников и взрослого на занятиях; его оптимальное развитие может проходить в специально созданных образовательных ситуациях, ведущих к освоению детьми способов продуктивного сотрудничества с взрослым.
Цель исследования – выявить возможности развития сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ.
Объект исследования: развитие сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ.
Предмет исследования: создание педагогических условий для развития сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ.
Гипотеза исследования: процесс развития сотрудничества будет успешным и продуктивным, если создать следующие педагогические условия:
– создание комфортных условий пребывания каждого ребенка в детском саду;
– обеспечение возможности реализации потребностей каждого ребенка.
Цель, предмет и гипотеза обусловили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Ознакомиться с проблемой сотрудничества детей и взрослых в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить теоретические особенности процесса развития сотрудничества детей и взрослых в общеобразовательном процессе ДОУ;
3. Определить педагогические условия развития сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ;
4. Разработать методические рекомендации по развитию сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы роли взрослого в воспитании ребёнка
1.1. Понятие развития
Главной движущей силой психического развития человека являются внутренние и внешние противоречия. Они возникают, когда у ребенка уже появляются определенные потребности, но нет еще возможности для их удовлетворения. Противоречия возникают между требованиями общества к ребенку и готовностью ребенка выполнить эти требования. Ребенок начинает искать формы, усваивать требования общества. Противоречия между физическими и духовными возможностями ребенка вызваны явлением акселерации.
Закономерности психического развития ребенка:
– Неравномерность развития (на разных возрастных этапах темпы развития того или иного психического качества могут ускоряться или замедляться). Психический и педагогический – это сензитивные периоды развития ребенка. Они наиболее эффективны.
– Пластичность и компенсация – способность посредством целенаправленного воспитания и обучения изменить развитие, ускорить те стороны, которые замедлены или вообще компенсировать недостаток одних сторон развития за счет других;
– Интеграция – с возрастом психика приобретает более целостный вид. Различные стороны психического развития личности проникают друг в друга.
На ребенка в ее развитии влияют такие факторы как наследственные задатки, социальная среда, целенаправленное обучение и воспитание.
Наследственность – проявление у потомков биологического сходства с родителями. Ребенок наследует от родителей анатомо-физиологическую структуру организма, этапы его формирования и индивидуальные особенности нервной системы. Главное значение для формирования ребенка как личности имеет то, что он унаследовал от родителей такие особенности как высокоорганизованный мозг, речевой аппарат, мышление, способность к труду. Наследственные задатки создают биологические предпосылки для развития личности ребенка.
Социальная среда – материальные условия жизни общества: экономика, общественный и политический строй, формы собственности. Но главным в общественной среде является наличие других людей, возможность контактировать с ними. Эти контакты не способствуют развитию собственно человеческих задатков. Определенную роль играет среда, экологическое состояние, климат, рельеф. Но социальная среда действует не непосредственно на психическое развитие, а опосредованным фактором.
Воспитание и обучение – ведущий, главный фактор в развитии личности. Он может существенно изменять путь развития.
Потребность в активности – первая, что возникает. Чтобы ее удовлетворить ребенок включается в различные виды деятельности. На протяжении своей жизни ребенок овладевает большим количеством деятельности. Но на каждом возрастном этапе мы выделяем ведущую деятельность – главную для его психического развития.[1,2]
Признаки ведущей деятельности:
– Наибольшее количество времени отводится на нее в % отношении;
– В ней зарождаются другие виды деятельности;
– Это деятельность, которая сильно влияет на развитие психики ребенка.
На протяжении первых семи лет жизни ребенок меняет виды деятельности:
– 1 год жизни – ведущая деятельность – эмоциональное общение со взрослым. На данном возрастном этапе зарождается предметная деятельность, усваиваются манипуляции с предметами и функции предметов;
– 2-3 год жизни – предметная деятельность начинает играть самостоятельную роль и становится ведущей;
– после 3-го года жизни и до конца дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность. В ней зарождается трудовая, изобразительная, учебная деятельность.
I этап социализации – эмоциональная реакция ребенка на взрослого. В психологии эта реакция называется “комплекс оживления”. Это первая социальная поведение ребенка. Этот комплекс появляется в 2, 5-3 месяца.
Его признак: при появлении взрослого ребенок начинает улыбаться, предпринимает активные движения, лепечет, протягивает руки к взрослому. Улыбка – первое социальное проявление. Эти проявления непосредственно не связанные с удовлетворением физических потребностей ребенка. Главная роль взрослого в том, что он для ребенка – источник положительных эмоций, которые постепенно формируют у малыша чувство эмоционального благополучия и безопасности. Если взрослый постоянно обращает внимание на ребенка, то эти положительные эмоции все время проявляются. Количество положительных эмоций возрастает и они становятся постоянным эмоциональным состоянием.
В зарубежной психологии и педагогике этому аспекту предоставляется достаточно большое внимание – это центральная функция взрослого. Отсутствие эмоционального общения с взрослым в первые месяцы жизни ребенка, ибо наличие постоянного эмоционального негативного общения ведет к появлению детского госпитализма (заболевание, характеризующееся значительным отставанием ребенка в развитии от своих сверстников).
II этап – взрослый становится источником новых знаний, умений, навыков.
III этап – взрослый становится нравственным примером социального поведения. Ребенок усваивает от него нормы поведения.[3,4]
1.2. Современные исследования о влиянии различных факторов на развитие личности
С той мыслью, что человек не рождается личностью, а становится ею, соглашается большинство психологов, но точка зрения на то, каким законам подлежит развитие личности – отличается. Это касается и понимания движущих сил развития (значение общества, различных социальных групп, закономерностей и этапов развития, наличие и роль в развитии личности).
Теории формирования личности:
– Теория черт – основывает свое представление о развитии личности на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным небиологическим законам;
– Теория социального научения – основывает процесс развития личности через призму формирования определенных способов межличностного взаимодействия людей;
– Гуманистическая теория – трактует процесс развития личности как процесс становления «Я».
В последние десятилетия усилилась тенденция к интегрированному (целостному) рассмотрению личности с позиции различных теорий и подходов, и выделяется интегрированная концепция развития, включающая согласованное системное формирование и взаимосвязанное преобразование всех сторон личности, акцент на которые делают различные теории.
Одной из таких является теория Эриксона. Он в своих взглядах придерживается эпигенетического принципа: генетическая предсказуемость стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней.
Существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, которые наступают у каждого человека:
– Кризис доверия – недоверия (в течение 1 года жизни);
– Автономия в противовес сомнениям и стыду (3 год жизни);
– Проявление инициативности в противовес чувству вины (3-6 год);
– Трудолюбие в противовес комплекса неполноценности (6 год);
Источник