Роль взрослого в развитии общения ребенка презентация

Роль взрослого в развитии общения ребенка презентация thumbnail

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии ребенка. Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Презентации» Образование» Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии ребенка

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Роль взрослого в развитии общения ребенка презентация

Описание слайда:

Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии ребенка. Выполнила: Крутихина Е. С.

Слайд 2

Роль взрослого в развитии общения ребенка презентация

Описание слайда:

Понятие общения: Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Слайд 3

Роль взрослого в развитии общения ребенка презентация

Описание слайда:

Характеристика общения: каждый участник выступает как субъект. (человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, а партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них). каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело». У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, с исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и перемежается с ними.

Слайд 4

Роль взрослого в развитии общения ребенка презентация

Описание слайда:

Функции общения: Организация совместной деятельности (согласование и объединение усилий для достижения общего результата). Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений). Познание людьми друг друга.

Слайд 5

Роль взрослого в развитии общения ребенка презентация

Описание слайда:

Роль общения в психическом развитии ребенка. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение – главнейший фактор общего психического развития детей. Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка: 1) изучение «детей-маугли»; 2) исследование природы и причин так называемого госпитализма; 3) прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

Слайд 6

Роль взрослого в развитии общения ребенка презентация

Описание слайда:

Влияние общения на психическое развитие ребенка: ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков); позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития); позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.

Слайд 7

Роль взрослого в развитии общения ребенка презентация

Описание слайда:

Влияние общения прослеживалось в различных сферах психического развития ребенка: 1) в самой области общения; 2) в области любознательности детей; 3) в сфере их эмоциональных переживаний; 4) при формировании любви ко взрослому и дружеских привязанностей к ровесникам; 5) в сфере овладения речью; 6) в сфере личности и самосознания детей.

Слайд 8

Роль взрослого в развитии общения ребенка презентация

Описание слайда:

Влияние общения на психическое развитие маленького ребенка происходит следующим образом: благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения; благодаря обогащению взрослыми опыта детей; путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями; на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого; благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых; вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.

Слайд 9

Роль взрослого в развитии общения ребенка презентация

Описание слайда:

Средства общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми: Экспрессивно-мимические (в течении первых двух месяцев жизни): служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства – внимание, интерес и т.п. Предметно-действенные (до 3-х лет) : отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью; речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие. Речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.

Слайд 10

Роль взрослого в развитии общения ребенка презентация

Описание слайда:

Параметры общения.

Слайд 11

Роль взрослого в развитии общения ребенка презентация

Описание слайда:

Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми: 1) потребностью во впечатлениях; 2) потребностью в активной деятельности; 3) потребностью в признании и поддержке.

Слайд 12

Роль взрослого в развитии общения ребенка презентация

Описание слайда:

Мотив общения: Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внееситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет); Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет). Значение в общем развитии ребенка: первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления; приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет). Деловой: воплощается в лице взрослого как искусного партнера по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребенка.

Читайте также:  Высказывания о познавательном развитии ребенка

Слайд 13

Роль взрослого в развитии общения ребенка презентация

Описание слайда:

Категории средств общения: 1) экспрессивно-мимические средства общения, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; 2) предметно-действенные средства общения: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта со взрослым или, наоборот, стремление прижаться к нему, быть взятым на руки; 3) речевые средства общения: высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Слайд 14

Роль взрослого в развитии общения ребенка презентация

Описание слайда:

Виды содержания потребности в общении в первые 7 лет жизни : 1) потребности в доброжелательном внимании (0,02-0,05, то есть от 2 до 5 мес.); 2) потребности в сотрудничестве (0,06-3, то есть от 6 мес. до 3 лет); 3) потребности в уважительном отношении взрослого (3-5); 4) потребности во взаимопонимании и сопереживании (5-7).

Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный !

Источник

1.

«Роль взрослого в

развитии общении

ребенка»

Выполнила: Янышева А.Н.

Проверила: Гизатуллина А. Т.

2.

Общение – один из важнейших

факторов психического и социального

развития ребёнка. Только в контакте

со взрослыми людьми возможны

усвоение

детьми

общественноисторического опыта человечества и

реализация

ими

прирождённой

возможности стать представителями

человеческого рода. Недостаток и

ограничение общения замедляют и

обедняют развитие ребёнка

3.

Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии

ребенка

Высшие психические функции человека первоначально формируются как

внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь

постепенно они становятся внутренними (т.е. переходят из интраинтропсихические). Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического

развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественноисторического

опыта,

накопленного

предшествующими

поколениями.

Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение

играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания,

но и обуславливает его структуру.

Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то

можно сказать, что:

– оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как

операционально-технических, так и перцептивных навыков);

– оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например,

прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в

живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании

ее развития);

– оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном

воспитании.

4.

Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области

любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому,

что:

– для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий

(сенсомоторных, слуховых, тактильных и др);

– при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу

перед ним овладеть каким-то новым навыком;

– взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;

-ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для

подражания.

Выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со

взрослыми:

– экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух м-цов жизни) и

служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами,

которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть

передано с необходимой точностью через другие средства – внимание, интерес и т.п.

– предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без

которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических

большей произвольностью;

– речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое

взаимодействие.

В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического

развития, повышается сопротивляемость болезням (дети-воспитанники детских учреждений закрытого

типа; дети, пережившие войны, хрестоматийные случаи К. Гаузера и др.) Полная же изоляция детей от

взрослых не позволяет им стать людьми и оставляет их на положении животных (дети-маугли, волчьи

дети).

5.

Общение со взрослыми в дошкольном возрасте

Этот период описывается как время овладения

социальным пространством человеческих

отношений через общение со взрослыми, а также

игровые и реальные отношения со сверстниками. В

дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир

постоянных вещей, овладевая употреблением все

большего количества вещей, открывает для себя

«двойственную природу рукотворного мира:

Читайте также:  Подобрать центр развития для ребенка 5 лет нижний новгород

постоянство функционального назначения вещи и

относительность этого пространства» (В.С.

Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в

этом возрасте – стремление к овладению телом,

психическими функциями и социальными

способами взаимодействиями с другими. Ребенок

учиться принятым позитивным формам общения. У

него бурно развивается речь, которая здесь несет не

только функцию обмена информацией, но и

экспрессивную.

6.

Форма общения:

вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет);

внеситуативно-личностное (5-6 лет).

содержание потребности в общении:

потребность во внимании, сотрудничестве и

уважении (4-5 лет);

потребность в доброжелательном внимании,

сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей

роли стремления к сопереживания и

взаимопонимания (5-6 лет).

ведущий мотив общения:

Познавательный: взрослый как эрудит, источник

познания о внеситуативных. объектах, партнер по

обсуждению причин и связей; (4-5 лет);

Личностный: взрослый как целостная личность,

обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).

значение данной формы общения в общем развитии

ребенка:

первичное проникновение во вне чувственную суть

явлений, развитие наглядных форм мышления;

приобщение к моральным и нравственным ценностям

общества переход к дискурсивному мышлению (5-6

лет).

Источник

Слайд 1

Роль общения со взрослым в развитии психики и личности ребенка в раннем возрасте «… любая потребность младенца, в чем бы эта потребность ни заключалась, постепенно, в процессе развития, становится для него потребностью в другом человеке, в контакте с человеком, в общении с ним.» Л. В. Выготский Педагог-психолог Самойлова Дарья Александровна

Слайд 2

Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например, английское слово « communication » происходит от латинского «связывать, давать» . Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка . Тому как это влияние осуществляется, в чем его специфическое значение на разных этапах развития ребенка будет посвящена эта работа.

Слайд 3

Анализ социальной ситуации развития младенца привел Л. С. Выготского к заключению, что, начиная с первых дней жизни, у ребенка имеются те объективные условия развития, которые создают необходимые предпосылки для возникновения социальной потребности , как по своему содержанию, так и по происхождению, – потребности в общении – и что эта потребность и составляет основу и движущую силу всего дальнейшего психического развития ребенка. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру. М.И . Лисина подчеркивала роль общения как важнейшего фактора развития познавательной активности в детские годы . Она определяла общение как ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста. Общение в рамках культурно-исторического подхода

Слайд 4

осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах К оммуникативная деятельность взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата Общение ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ

Слайд 5

Структурные компоненты общения другой человек стремление ребенка к познанию и оценке взрослого, а через это- к самопознанию и самооценке Мотив общения Предмет общения Потребность в общении партнер по общению

Слайд 6

Структурные компоненты общения единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены действия , совершаемые в процессе общения Средства общения Действие общения Задачи общения операции, с помощью которых осуществляются действия общения ответные действия инициативные акты Продукты общения образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения

Слайд 7

Функции общения I Организация совместной деятельности ( согласование и объединение усилий для достижения общего результата) II Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений) III Познание людьми друг друга Эти функции, с одной стороны, проявляют главные направления «работы» общения , а с другой – позволяют увидеть фундаментальное значение общения в жизни человека.

Слайд 8

Компоненты общения Инициативность в общении . Это стремление ребенка привлечь внимание взрослого к своим действиям. Чувствительность к воздействиям взрослого . Это желание и готовность ребенка принять предлагаемую взрослым форму сотрудничества. Средства общения – это действия, посредством которых ребенок стремится привлечь внимание взрослого к предметам, вовлекает его в совместные действий участвует в них. экспрессивно-мимические : возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух мес. жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства – внимание, интерес и т.п . предметно-действенные : возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью; речевые операции : позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.

Читайте также:  Динамика критерии развития ребенка

Слайд 9

Формы общения детей раннего возраста Первое полугодие жизни Ситуативно-личностное общение Н епосредственно- эмоциональное общение Форма общения когда дети еще не овладели хвата­тельными движениями целенаправленного характера. Содержание потребности в общении – доброжелательное внимание взрослого. Ведущий мотив общения: личностный – взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности; неиндивидуализированный источник активности ласки и внимания, несвязанный с действиями ребенка . В развитом виде ситуативно-личностное общение имеет у младенца вид «комплекса оживления » Значение данной формы общения в общем развитии ребенка – неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием

Слайд 10

Формы общения детей раннего возраста 6 месяцев – 2 года Ситуативно-деловая форма общения . Главной особенностью этой второй в онтогенезе формы коммуникации следует считать протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. Сочетание внимания, доброжелательности и сотрудничества – соучастия взрослого и характеризует сущность новой потребности ребенка в общении. Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Значение данной формы общения в общем развитии ребенка: развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью.

Слайд 11

Формы общения детей раннего возраста 2 лет 6 месяцев – 3 лет и старше Внеситуативно -познавательная форма общения . Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым. Несомненным признаком третьей формы общения может служить появление первых вопросов ребенка о предметах и их разнообразных взаимосвязях. Потребность ребенка в уважении со стороны взрослого обусловливает особую чувствительность детей к той оценке, которую дают им взрослые. Значение данной формы общения в общем развитии ребенка : развитие игровой деятельности, развитие речи.

Слайд 12

Влияние общения на развитие личности ребенка С возрастом ребенка значение общения становится все сложнее и глубже по мере того, как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые его способности. Особое влияние общение отмечается в области : 1 ) дальнейшего взаимодействия со сверстниками 2) интересов касательно окружающего мира 3) эмоциональных переживаний 4) в формировании любви ко взрослым 5) овладения речью 6) формирования личности и самосознания

Слайд 13

Влияние общения на общее психическое развитие ребенка раннего возраста Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что: 1) для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др ); 2) при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком; 3) взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию; 4) ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Слайд 14

Пути влияния общения на психическое развитие Позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей . Влияние общения обнаруживается в том, что оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию. Влияние общения может также способствовать исправ­лению дефектов, возникших у детей при неправильном вос­питании. Обогащение опыта ребенка

Слайд 15

Список литературы Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении.»: Питер; СПб.; 2009 – 258 с. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка./Под редакцией Рузской А.Г. – М.: Издательство «Институт практиче¬ской психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 384с. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В.В.Давыдова . – М.: Педагогика. – 1978. – 288 с. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед . вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: ИЦ «Академия», 2003. Специальная психология/ Под ред. В.И. Лубовского . – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Источник