Роль взрослого в развитии личности ребенка

Роль взрослого в развитии личности ребенка thumbnail

Без взрослого человека (близкого и далекого) ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться  в социальную личность. Взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.

От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, «кто вводит его в жизнь» (В. А. Сухомлинский), многое зависит. Если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они умеют уважительно общаться друг с другом, если они трудолюбивы и веселы, – его социальный опыт наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия. Если ребенок живет в обстановке нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает.

Первая функция – взрослый – носитель ценностей – может реализоваться и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений.

С точки зрения педагогики и психологии эта первая функция чрезвычайно значима для развивающейся личности. В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая особенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей. Ведущий метод, способствующий реализации данной функции в целенаправленной форме, для ребенка – наблюдение, а для взрослого –организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.

При стихийной форме передачи социального опыта в первой функции для ребенка остается значимым наблюдение, а для взрослого – иллюстрация своего внутреннего социально-нравственного мира. Воспитатель обязан помнить, что он постоянно наблюдаем ребенком, что ребенок всегда готов к подражанию и поэтому так вешка ответственность взрослого перед ребенком за то, что он может’ наблюдать и перенимать.

Вторая функция взрослого в формировании личности ребенка – взрослый является организатором процесса передачи социального опыта. И эта функция реализуется как целенаправленно, так и стихийно.

Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность. Чем выше квалификация педагога, чем глубже он овладел своей профессией, тем большую помощь он окажет ребенку в его развитии. Родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым, обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка. Это возможно в том случае, когда родители задумываются над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке, осознанно изучают психолого-педагогическую литературу, консультируются со специалистами.

Правда, к сожалению, чаще всего родители предпринимают такие шаги при обнаружении каких-либо отклонений в развитии ребенка, а при ровном, спокойном протекании процесса развития ребенка, они считают этот процесс само собой разумеющимся делом и более склонны к стихийной форме организации помощи детям в их социализации.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Однако стихийная форма организации процесса передачи социального опыта лишь тогда успешна, когда воспитатель прибегает к ней в случае потребности в педагогической импровизации, быстром решении непредвиденной ситуации и др.

Стихийной эту форму можно назвать лишь условно, так как любая педагогическая импровизация возможна лишь тогда, когда педагог владеет профессиональным мастерством – именно оно «подсказывает» правильный выход из нестандартной ситуации.

В роли организатора процесса воспитания и обучения ребенка взрослый тоже может выступать по-разному. Все зависит от его компетентности и личностных качеств. Но без обучения взрослым ребенок не может овладеть способами жизнедеятельности. Взрослый делает для ребенка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества и в конечном итоге – для прогресса человечества.

Итак, взрослый человек является проводником, посредником между ребенком и окружающим его социальным миром.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Определение 1

Роль взрослого в детском развитии состоит в том, что взрослый человек становится своеобразным проводником (посредником) между ребенком и социальным миром, окружающим его.

Общение между взрослым и ребенком и его роль

Исследователи обобщили воздействие общения на общее психическое развитие ребенка и выделили несколько особенностей этого процесса:

  1. Ускорение хода развития ребенка (появляются и начинают развиваться операционально-технические и перцептивные навыки);
  2. Появление возможности преодоления неблагоприятной ситуации (например, прослушивание ребенком в интернате магнитофонной речи при включении в живое общение с окружающими влияет на нормализацию речи в случае отставания ее развития);
  3. Исправление дефектов, которые возникли у ребенка при неправильном воспитании.
Читайте также:  Особенности физического развития детей в доме ребенка

Влияние общения можно отследить во многих областях психического развития, начиная от детской любознательности и заканчивая личностным развитием. Для детей младшего возраста взаимодействие со взрослыми представляет собой богатейший источник разнообразных воздействий, включая сенсомоторные, слуховые, тактильные и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Обогащая опыт ребенка, взрослый в первую очередь знакомит его с чем-то, а далее ставит задачу овладеть соответствующими навыками. Взрослые люди подкрепляют усилия ребенка, поддерживают и корректируют их. Дети в контактах с близкими взрослыми получают возможность наблюдать их деятельность, черпая в ней образцы для подражания.

Без взрослых людей (близких и далеких) ребенок не способен выжить как живой организм, не сможет развиться в социальную личность. Родители и другие окружающие люди выполняют в становлении личности ребенка 2 базовые функции. Они сами служат носителями ценностей и человеческого опыта. Их «используют в качестве образца для подражания, поскольку они сами организуют процесс воспитания и обучения.

Функции взрослого в жизни ребенка

От того, какие взрослые люди находятся рядом с ребенком, зависит многое. Если с младенчества ребенка окружают добрые, сдержанные и ласковые люди, умеющие уважительно общаться друг с другом, то его социальный опыт будет наполнен именно подобным образцами взаимодействия. Если же ребенок находится в нервозной и недоброжелательной обстановке, подвергается грубости, то приобретает соответствующий социальный опыт.

Первая функция взрослого человека состоит в том, что он является носителем ценностей. Ее реализация происходит целенаправленно в тех ситуациях, когда родителями или воспитателями преднамеренно демонстрируются собственные оценки, отношение, поступки. Они сами делают себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Для подобной демонстрации необходим такт, чувство меры. Особенно это касается проявления моральных явлений.

С позиции педагогики и психологии рассмотренная функция считается чрезвычайно значимой для развивающейся личности. Основой механизма воздействия на ребенка может быть здесь такая особенность детства, как подражание и потребность в приобщении к миру взрослых людей.

Ведущим методом, способствующим реализации функции носителя ценностей, является целенаправленная форма. Для ребенка она представлена наблюдением, а для взрослого человека:

  • организацией совместной деятельности,
  • педагогическими ситуациями,
  • показом.

В случае стихийной формы передачи социального опыта в первой функции для детского возраста значимым остается наблюдение, а для взрослого вступает в силу иллюстрация своего внутреннего социального (нравственного) мира. Воспитатели должны не забывать, что они постоянно наблюдают за ребенком, что ребенок всегда находится в готовности подражать. По этой причине огромной является ответственность взрослого перед ребенком за то, что тот наблюдает и перенимает.

Вторая функция взрослых людей в формировании личности ребенка состоит в том, что они представляют собой организаторов процесса передачи социального опыта. Реализация этой функции может происходить целенаправленно или стихийно.

Замечание 1

Целенаправленным образом эту функцию реализуют педагоги при осуществлении своей профессиональной деятельности, причем, чем выше квалификация педагога, чем глубже его овладение профессией, тем большую помощь он способен оказать детям в их развитии.

Влияние взрослого на развитие ребенка

Родители также имеют возможность целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения собственных детей. Таким способом они обогащают и совершенствуют социальный опыт ребенка. Это можно осуществить в той ситуации, когда родители задумались над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке. Для этого часто требуется осознанное изучение психолого-педагогической литературы, консультации со специалистами.

К сожалению, опыт показал, что часто родители предпринимают такие попытки, только обнаружив определенные отклонения в развитии ребенка. Если же процесс детского развития протекает ровно и спокойно, то взрослые считают данный процесс само собой разумеющимся делом. Они в большей мере склонны к стихийной форме организации помощи детям в ходе их социализации.

Замечание 2

Стихийная форма организации процесса передачи социального опыта только в том случае может быть успешной, когда воспитатели прибегнут к ней для педагогической импровизации. Это может быть обусловлено потребностью быстро решить непредвиденную ситуацию.

Стихийной эта форма называется только условно, поскольку любая педагогическая импровизация проявляется только тогда, когда педагог овладеет профессиональным мастерством. Последнее способно «подсказывать» правильный выход из нестандартных ситуаций.

Взрослые люди в роли организаторов процесса воспитания и обучения ребенка могут выступать по-разному. Это полностью зависит от их компетентности и личностных качеств. Тем не менее, без обучения взрослым ребенок не способен овладеть способами жизнедеятельности.

Взрослые люди (не только родители) делают для ребенка процесс освоения мира более экономным. Они освобождают ему время для собственного творчества, что в конечном итоге способствует прогрессу человечества.

Читайте также:  Влияние кесарево на развитие ребенка

Источник

Значение взрослого в развитии ребёнка

«Чтоб маленький росток с земли подняться мог, ты помоги ему…

Духовной красотой как чистою водой, ты напои его…

И в суматохе дней теплом согрей и сохрани его…»

Взрослые могут являться как мощным фактором развития
и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней  трудностями поведения и развития ребёнка.

Под влиянием опыта общения с взрослыми у ребёнка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести
и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка
со взрослым и начинается ориентация ребёнка на других, тем более что
он также нуждается в признании окружающих людей.

Формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Полноценное психологическое и психическое развитие ребёнка возможно только в среде себе подобных – человеческом обществе.

Именно с близкими взрослыми ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться с взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться
«по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.

Самый же главным компонент в воспитании ребёнка любого возраста-это родительская любовь и уважение, потому как именно с их помощью вы воспитаете полноценную всесторонне развитую личность.

Велика роль взрослого и в переключении внимания ребёнка с одной деятельности на другую. Потому как для детей дошкольного возраста, предоставляет сложность в кроткий срок переключиться например с игры на учебу. Взрослый помогает тем, что дает ребёнку установку, определяет этапность, переход от одной деятельности к другой.

Взрослый в развитии ребёнка создает все условия для нормального развития и оптимального состояния малыша. Дает тепло души, любовь и ласку, делиться информацией для нормального развития малыша. Доброжелательный тон, спокойное и ровное к нему отношение-залог уравновешенного состояния ребёнка .

Важно всем взрослым, будь то родители или же педагоги, всем, кто участвует в процессе развития малыша,  предъявлять единые и доступные по возрасту требования. Отметим, что независимо от возраста детям передается настроение окружающих, особенно это свойственно для детей раннего возраста. Повышенный тон, резкие перепады от ласки до раздражения, отрицательно влияют на психику малыша.

Очень важно при воспитании ребёнка правильно пользоваться запретами. Любой запрет должен быть обоснованным ,а требования должны предъявляться спокойным тоном.

Подготовить ребенка к труду – это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Воспитывая в детях привычку к труду, мы должны помнить не только о том, чтобы они выросли трудолюбивыми, но и чтобы побуждающие их к деятельности мотивы были высоконравственными. Например, известный отечественный педагог Василий Александрович Сухомлинский считал, что если ребёнок научился трудиться для других людей и это принесло ему радость, то он не может стать злым человеком.

     У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны.
Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым.
С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим. Способность концентрировать внимание пока еще очень невелика. Слабость мускулатуры, несовершенство координации движении, незрелость нервной системы порождают быстрое утомление. Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда — его больше увлекает сам процесс.

Задания, которые вы даете ребенку, должны быть прежде всего посильными,  и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе, сколько о педагогической значимости.

Читайте также:  Игры и упражнения на развитие познавательной деятельности ребенка

Важно давать ребёнку красивые образы (речь, игрушки развивающие…) В глубине функции лежат вселенские знания.

Функция  речи  просыпается и в среде сталкивается с речью. Какой? Если речь красивая, добрая, утончённая, то функция речи развивается. Если наблюдается какая-то какофония звуков, крики, оскорбления, тревога, то у ребёнка учащается пульс, в крови вырабатываются определенные вещества, изменяющие состав крови в отрицательную сторону. Всё это защитная реакция организма на негативные условия среды. Конечно, в этом случае развитие речи замедляется, приостанавливается. Ребёнок становится грубым,
с соответствующей речью.

Влияние взрослого на формирование личности ребёнка осуществляется также в процессе других видов деятельности — рисования, конструирования, лепки, аппликации, выполнения трудовых и учебных заданий. В процессе продуктивной трудовой, учебной деятельности у детей складывается направленность на получение результата, одобряемого взрослыми
и сверстниками, формируется общественная направленность, познавательные мотивы, волевые и другие ценные личностные качества.

История знает много случаев, когда именно родители или первые учителя оказались теми людьми, кто смог оказать благотворное влияние на развитие будущего у ребёнка. И, что обобщение примеров вмешательства позитивной силы, творящей  и создающей великую личность, окажется не лишним для думающих родителей. Благодаря мудрости
и последовательности взрослых, дети вырастают недюжинными личностями, закаленными и защищенными иммунитетом. Успешность ребенка можно рассматривать как фактор его благополучия, что обеспечивает здоровье ребенка, как в психическом, так и в физическом плане.

 А. С. Макаренко  говорил, обращаясь к родителям:  «Не думайте,

что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами – все это имеет для ребёнка большое значение».

Дети склонны к подражанию, они питают безграничное доверие к взрослым. Будьте же для своего ребёнка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту!

Источник

Презентация на тему: «Роль взрослого в воспитании и развитии ребенка» :

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Презентация на тему: «Роль взрослого в воспитании и развитии ребенка» :

Описание слайда:

Презентация на тему: «Роль взрослого в воспитании и развитии ребенка» :

2 слайд

Взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: Служи

Описание слайда:

Взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: Служит носителем ценностей и человеческого опыта Является организатором процесса воспитания и обучения

3 слайд

Взрослый – носитель ценностей

Описание слайда:

Взрослый – носитель ценностей

4 слайд

«Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействов

Описание слайда:

«Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно только гипнотизацией, которой так подлежат дети,- гипнотизацией, заразительностью примера.» Л.Н. Толстой

5 слайд

Родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отноше

Описание слайда:

Родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания

6 слайд

Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело

Описание слайда:

Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений

7 слайд

В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая особенность детства, ка

Описание слайда:

В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая особенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей

8 слайд

Ведущий метод, способствующий реализации функции «Взрослый-носитель ценностей

Описание слайда:

Ведущий метод, способствующий реализации функции «Взрослый-носитель ценностей» в целенаправленной форме Для ребенка: наблюдение

9 слайд

Для взрослого : организация совместной деятельности.

Описание слайда:

Для взрослого : организация совместной деятельности.

10 слайд

 Педагогические ситуации.

Описание слайда:

Педагогические ситуации.

11 слайд

 Показ.

12 слайд

 Взрослый – организатор процесса передачи социального опыта

Описание слайда:

Взрослый – организатор процесса передачи социального опыта

13 слайд

Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессионал

Описание слайда:

Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность

14 слайд

Родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обуче

Описание слайда:

Родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка

15 слайд

ВОСПИТЫВАЕТ ВСЕ: ЛЮДИ, ВЕЩИ, ЯВЛЕНИЯ, НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО И ДОЛЬШЕ ВСЕГО - ЛЮДИ.

Описание слайда:

ВОСПИТЫВАЕТ ВСЕ: ЛЮДИ, ВЕЩИ, ЯВЛЕНИЯ, НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО И ДОЛЬШЕ ВСЕГО – ЛЮДИ. ИЗ НИХ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ – РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ. А.С. Макаренко

Выберите книгу со скидкой:

Роль взрослого в развитии личности ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Роль взрослого в развитии личности ребенка

Курс повышения квалификации

Роль взрослого в развитии личности ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Роль взрослого в развитии личности ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Учитель-логопед (логопед)

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-732268

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник