Роль взрослого в развитии активности ребенка

Определение 1

Роль взрослого в детском развитии состоит в том, что взрослый человек становится своеобразным проводником (посредником) между ребенком и социальным миром, окружающим его.

Общение между взрослым и ребенком и его роль

Исследователи обобщили воздействие общения на общее психическое развитие ребенка и выделили несколько особенностей этого процесса:

  1. Ускорение хода развития ребенка (появляются и начинают развиваться операционально-технические и перцептивные навыки);
  2. Появление возможности преодоления неблагоприятной ситуации (например, прослушивание ребенком в интернате магнитофонной речи при включении в живое общение с окружающими влияет на нормализацию речи в случае отставания ее развития);
  3. Исправление дефектов, которые возникли у ребенка при неправильном воспитании.

Влияние общения можно отследить во многих областях психического развития, начиная от детской любознательности и заканчивая личностным развитием. Для детей младшего возраста взаимодействие со взрослыми представляет собой богатейший источник разнообразных воздействий, включая сенсомоторные, слуховые, тактильные и др.

Обогащая опыт ребенка, взрослый в первую очередь знакомит его с чем-то, а далее ставит задачу овладеть соответствующими навыками. Взрослые люди подкрепляют усилия ребенка, поддерживают и корректируют их. Дети в контактах с близкими взрослыми получают возможность наблюдать их деятельность, черпая в ней образцы для подражания.

Без взрослых людей (близких и далеких) ребенок не способен выжить как живой организм, не сможет развиться в социальную личность. Родители и другие окружающие люди выполняют в становлении личности ребенка 2 базовые функции. Они сами служат носителями ценностей и человеческого опыта. Их «используют в качестве образца для подражания, поскольку они сами организуют процесс воспитания и обучения.

Функции взрослого в жизни ребенка

От того, какие взрослые люди находятся рядом с ребенком, зависит многое. Если с младенчества ребенка окружают добрые, сдержанные и ласковые люди, умеющие уважительно общаться друг с другом, то его социальный опыт будет наполнен именно подобным образцами взаимодействия. Если же ребенок находится в нервозной и недоброжелательной обстановке, подвергается грубости, то приобретает соответствующий социальный опыт.

Первая функция взрослого человека состоит в том, что он является носителем ценностей. Ее реализация происходит целенаправленно в тех ситуациях, когда родителями или воспитателями преднамеренно демонстрируются собственные оценки, отношение, поступки. Они сами делают себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Для подобной демонстрации необходим такт, чувство меры. Особенно это касается проявления моральных явлений.

С позиции педагогики и психологии рассмотренная функция считается чрезвычайно значимой для развивающейся личности. Основой механизма воздействия на ребенка может быть здесь такая особенность детства, как подражание и потребность в приобщении к миру взрослых людей.

Ведущим методом, способствующим реализации функции носителя ценностей, является целенаправленная форма. Для ребенка она представлена наблюдением, а для взрослого человека:

  • организацией совместной деятельности,
  • педагогическими ситуациями,
  • показом.

В случае стихийной формы передачи социального опыта в первой функции для детского возраста значимым остается наблюдение, а для взрослого вступает в силу иллюстрация своего внутреннего социального (нравственного) мира. Воспитатели должны не забывать, что они постоянно наблюдают за ребенком, что ребенок всегда находится в готовности подражать. По этой причине огромной является ответственность взрослого перед ребенком за то, что тот наблюдает и перенимает.

Вторая функция взрослых людей в формировании личности ребенка состоит в том, что они представляют собой организаторов процесса передачи социального опыта. Реализация этой функции может происходить целенаправленно или стихийно.

Замечание 1

Целенаправленным образом эту функцию реализуют педагоги при осуществлении своей профессиональной деятельности, причем, чем выше квалификация педагога, чем глубже его овладение профессией, тем большую помощь он способен оказать детям в их развитии.

Влияние взрослого на развитие ребенка

Родители также имеют возможность целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения собственных детей. Таким способом они обогащают и совершенствуют социальный опыт ребенка. Это можно осуществить в той ситуации, когда родители задумались над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке. Для этого часто требуется осознанное изучение психолого-педагогической литературы, консультации со специалистами.

К сожалению, опыт показал, что часто родители предпринимают такие попытки, только обнаружив определенные отклонения в развитии ребенка. Если же процесс детского развития протекает ровно и спокойно, то взрослые считают данный процесс само собой разумеющимся делом. Они в большей мере склонны к стихийной форме организации помощи детям в ходе их социализации.

Замечание 2

Стихийная форма организации процесса передачи социального опыта только в том случае может быть успешной, когда воспитатели прибегнут к ней для педагогической импровизации. Это может быть обусловлено потребностью быстро решить непредвиденную ситуацию.

Стихийной эта форма называется только условно, поскольку любая педагогическая импровизация проявляется только тогда, когда педагог овладеет профессиональным мастерством. Последнее способно «подсказывать» правильный выход из нестандартных ситуаций.

Взрослые люди в роли организаторов процесса воспитания и обучения ребенка могут выступать по-разному. Это полностью зависит от их компетентности и личностных качеств. Тем не менее, без обучения взрослым ребенок не способен овладеть способами жизнедеятельности.

Взрослые люди (не только родители) делают для ребенка процесс освоения мира более экономным. Они освобождают ему время для собственного творчества, что в конечном итоге способствует прогрессу человечества.

Источник

«Роль взрослого в развитии игровой деятельности детей».

Понять детство – значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребенка. Ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе, деятельности дошкольника и естественном выражении его активности.

До сих пор не только «не стареют» проблема развития детской игры, н и исследования, посвященные ей. Эта особенность была отмечена известными педагогами и психологами. Классическими стали слова К.Д. Ушинского о необходимости внимательно вглядываться в детские игры, ибо все, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношении к миру.

Главное средство в деятельности дошкольника-игрушка. Она отвечает его потребности в активной деятельности, разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, превращает его действия в «реальные». Для ребенка игрушки служат средой, позволяющей исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства, учит общаться, познавать мир и себя.

Дети очень любят играть со взрослыми, но не все взрослые это понимают и умеют оценить этот весьма короткий в их жизни момент. Отказ взрослого может не только обидеть ребенка, но и лишить его столь ценного общения с близким взрослым. Поэтому близкие, особенно мама и папа, должны все же находить время для игры с ребенком. Играя с ребенком, можно лучше понять его мироощущение, ценностные установки, эмоциональные особенности, проблемные зоны его отношений с окружающими, самим собой. Игра для ребенка также отдых, умиротворяющая деятельность, он испытывает покой и счастье. Игра с ребенком в домашних условиях также способна вернуть ему душевное равновесие. Детям бывает трудно выразить свои переживания на словах.. Чувства они могут прожить в игре, выбирая определенный материал, действуя с ним в определенным образом, вновь и вновь переживая значимые ситуации. Игровая терапия все чаще используется, служа адекватным методов коррекции душевных переживаний ребенка. Взрослому, преследующему цели терапевтической поддержки ребенка, следует создать особую доверительную и безопасную для детской самооценки игровую ситуацию, когда ребенок может без опасения выражать через игру свои эмоции.

Для ребенка игра-проявление любви и внимания. Дети лучше начинают понимать своего партнера, сверстника или взрослого. Дружить-значит играть вместе. Игра дает возможность ребенку преобразовывать свой внутренний мир, личный опыт с помощью игрушек, разных ситуаций.

Такие выдающиеся ученые, как А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин считали, что игра затрагивает наиболее существенные стороны психического развития ребенка в целом, развивает его сознание. Именно игры готовят детей к будущей жизни, помогая ориентироваться в человеческих отношениях, развиваться морально, интеллектуально, физически, поверить в свои силы, проявить свое творческое активное начало. Взрослый, особенно близкий, часто пример для подражания, он влияет на выбор того или иного сюжета игры, эмоционального оттенка, акцента проигрывания роли. Дети копируют манеру ролевого поведения у тех родителей, которых видят, считая их типичным для ролей мамы и папы.

Если ребенка наказывают физически, ругают, кричат на него, нередко можно видеть, что он играет как-то агрессивно: ломает игрушки, разрушает постройки у других, бьет или ругает кукольных персонажей. Часто бывает, что такие дети не могут наладить сами игровое взаимодействие с другими детьми, поскольку не умеют договариваться, обижаются, сердятся, не слушают партнера, не падают идей, не могут сосредоточиться на игровом процессе и своей роли. Все это приводит к тому, что вскоре ребенок остается играть один с кубиками, машинками, не хочет ни с кем делиться. Ребенок, с которым родители мало общаются, не слушает его, не играют вместе с ним, также не умеет вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру.

Ребенок, с которым родители мало общаются, не слушают его, не играют вместе с ним, также не умеет вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру. Для ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, очень важно быть принятыми в игру сверстников. Для этого надо играть с ним дома в разные игры, особенно ролевые, чтобы он привык к партнерским отношениям, правилам поведения в совместной игре. Если раньше игровой опыт передавался от старших детей к младшим, то сейчас, когда в семье часто один ребенок, просто необходимо заменить собой сверстников в игровой деятельности. Этот навык поможет ребенку комфортно чувствовать себя среди других детей, так как в детском обществе очень цениться умение играть, подавать идеи, придумывать и руководить интересной игрой.

Личность родителя, его модель отношения с миром, степень эмоциональности и открытости в познании нового, их креативность также влияют на игровое поведение ребенка. В жизни малыша с самого рождения постоянно возникают ситуации, к которым он относится как к игре, на в то же время серьезно. Взрослые часто не понимают, как новые эмоции захватывают малыша, что игра для него очень важное дело, которому он отдается полностью, и не надо ее прерывать и мешать ему. Ребенок, начиная с младенческого возраста, любит узнавать и исследовать окружающие предметы, их соотношение и проявления. Он не жалеет времени и сил на то, чтобы хорошо и подробно ощупать, понюхать, поколотить, потянуть, помять новый предмет. Ребенок повторяет манипуляции с предметом снова и снова пока не поймет, что с ним можно еще как-то поиграть. В это время взрослый может повести себя вольно или невольно для оказания существенного влияния на интеллектуальную активность ребенка, его способность бесстрашно и уверенно получать новые знания об окружающем. Роль взрослого заключается в том, чтобы не испугать малыша своей слишком эмоциональной реакцией, не оторвать резко его от интереснейшего предмета. Иначе он может заплакать или перестать в дальнейшем получать удовольствие от новизны игровых предметов.

Часто взрослый, видя, что ребенок просто манипулирует предметом, повторяя одно и тоже действие, начинает показывать, как этот предмет можно употребить в игре. Так взрослый дома, а воспитатель в детском саду помогают ребенку развить воображение, образное мышление в простом условно-игровом действии. Взрослый, придавая новый смысл действиям, поднимает данную ситуацию на более высокий для ребенка уровень. Воссоздавая поступки людей, принимая на себя различные роли, ребенок также проникается новыми смыслами и целями людей, их чувствами и отношениями. Теперь он может действовать более цельно и осмысленно, а не просто однообразно манипулируя предметами.

Многих взрослых волнует ситуация, когда ребенок застревает на каких-то манипуляциях с игрушками-стоит одно и то же, катает машинки туда-сюда. Если у него нет серьезных проблем в развитии, может помочь следующее. Взрослый может «переосмыслить» действия, придав им новое значение, включив их в более широкий игровой событийный контекст.

Важно помнить о возрастной специфике игры детей. Чем младше ребенок, тем большее значение имеет для него развертывание игрового действия. У детей 2-3 лет игровые действия заключаются в цепочках их двух-трех действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, частичном игровом диалоге в рамках односложного сюжета.

У 4-летних детей смысл игры и главное удовольствие заключается в проигрывании роли, которой подчиняются все действия и эмоции. Выполнение роли ребенком подчиняется скрытым в самой роли правилам поведения персонажа, которые бывают довольно жесткими.

У 5-6- летних детей игровое действие согласно роли все более сворачивается. Проигрывание роли уже не так важно. Смысл игры заключается в выполнении правила.

Взрослый, играя с ребенком, может существенно расширить репертуар ролей. Для этого надо знакомить с окружающим, предлагать разные роли в игре, меняться местами. Важно вносить творческие элементы в игру. Свобода творческого воображения ребенка в игре выражается в том, что он сам может выбрать сюжет, но новому употребить самые необычные предметы. В игре ребенок испытывает удовольствие от подчинения себя внутренним правилам выполнения роли. Поведение персонажа становится понятным, осознается им.

В творческой ролевой игре есть для ребенка и цель и результат. Цель игры-осуществить взятую на себя роль. Результат – эмоциональное, осмысленное проигрывание роли, удовлетворение от игры.

Играя с ребенком, важно:

-воздержаться от критических замечаний;

-не выходить из роли, пока не закончилась игра;

-отдаваться игре так же добросовестно и эмоционально, как ваш ребенок;

-быть инициативным, творчески исполнять роль и подавать идеи;

-чутко реагировать на его предложения, поддерживать его фантазию;

-подбирать игры, которые не тормозят развитие ребенка, соответствуют его возможностям и возрасту;

-предлагая ребенку новое, упражняя его в развитии мышления, памяти, моторики, восприятия, желательно оставаться в контексте игры, чтобы дидактические цели не подавляли игровые эмоции;

-создавать в игре атмосферу партнерства, эмоциональной безопасности.

В заключении хочется отметить еще раз очень важное значение грамотного участи взрослого в игре для развития не только самой игры, но и всей личности ребенка, семейных, родительско -детских отношений. При организации игры следует помнить, что этот процесс на каждом возрастном этапе должен состоять из совместной игр взрослого с ребенком, где взрослый выступает играющим партнером, и самостоятельной детской игры, условия которой обеспечивает взрослый.

Конечно, же самое главное, чтобы взрослые и дети получали искренне удовольствие от деятельности.

Источник

Роль взрослых в активизации познавательной деятельности малышей

Предметная сфера, окружающая ребенка, организованная наилучшим образом, не может сама с собой, без руководства взрослого воздействовать на его развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевляет окружающую среду, делает её понятной и доступной для малыша.

На протяжении первого и второго года жизни «деловое общение» усложняется, постепенно приобретая ярко выраженный познавательный характер. Эмоциональный контакт, взрослого с ребенком заменяется общение по поводу тех или иных предметов, интересных для малыша, общение принимает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый постепенно знакомит ребенка с окружающей действительностью. Совместная деятельность – основной метод воздействия на младенца первого рода жизни в процессе его развития. Своевременно перевести ребенка на более высокий уровень общения с взрослыми – задача не только воспитателей, но и родителей. Воспитатель должен обратить внимание родителей на то, что общение является одним из основных условий воспитания у детей чисто человеческих, социальных навыков и повышения уровня их умственной активности.

С ростом жизненного опыта и возможностей малыша ярче проявляется его стремление к самостоятельности. Это условие в воспитании детей начала второго года жизни следует учитывать особо, так как при недостатке двигательной активности, если взрослые не учитывают возрастающую потребность в освоении близлежащего пространства, наступает, как утверждают психологи «кризис» одного года. Ребенка уже не устраивает прежнее положение, когда все для него делал взрослый: умывал, одевал, кормил. Не владея еще рядом фундаментальных навыков и умений, он тем не менее стремится к самостоятельности.

Познание окружающего малыш начинает осуществлять через ориентировочно-исследовательскую деятельность. Его интересует все. Но удовлетворению любопытства мешают плохо развитые умение действовать предметами, навык ходьбы, речевое общение со взрослым. Однако потребность в освоении окружающего, несмотря ни на что, в этом возрасте является действенным фактором развития активности. Именно в этот период отмечается обостренная реакция на воздействие нового (присутствие посторенних людей или какие либо новые игрушки, предметы). Малыш уже ни так охотно, как раньше, идет к незнакомому человеку. Негативность и настороженность при появлении нового являются особой формой активной ориентировки ребенка в незнакомой ситуации и наиболее трудным состоянием адаптации его к условиям детского учреждения, к незнакомым людям.

Как же должен вести себя взрослый в общении с ребенком – ведь возникшее противоречие между потребностями и возможностями ребенка в состоянии разрешить только он?! Взрослый должен перестроить свои отношения с малышом, поднять их на качественно новый уровень. Теперь педагог делает не за ребенка, а выполняет что-либо вместе с ним. Он прежде всего удовлетворяет развивающуюся у малыша потребность в освоении окружающего, обеспечивает ему достаточную двигательную активность, продумывает и организовывает окружающую среду, осуществляет методически правильный подбор предметов, игрушек. Педагогу необходимо проявлять к каждому ребенку исключительную чуткость, постепенно развивая его возможности в освоении окружающего: приучать к преодолению посильных трудностей, получению радости от достижения цели; постепенно обогащать малыша впечатлениями при общении с посторонними людьми, другими детьми, давать образец доброго, внимательного взаимодействия с ними. Все новое надо вносить в его жизнь на фоне частично знакомого ил находящегося в логическом сочетании с ним.

Как бы ни был мал ребенок, необходимо добиваться, что бы он чувствовал, на что направлены усилия взрослого. Установить двусторонний характер взаимопонимания с детьми раннего возраста нелегко. Для малыша все имеет значение: и выражение глаз, и улыбка, и чуткие, спокойные руки, и мягкий, ласковый голос взрослого. Эмоциональное проявление очень рано становятся каналом связи, доступным средством влияния на поведение ребенка.

Огромное значение для возникновения «душевного» комфорта малышей имеют личные качества людей, воспитывающих их, поскольку взаимоотношения в период раннего детства носят интимный характер: они строятся порой на «полутонах», зависят от интуиции взрослого, умение настроится на «волну» детства, почувствовать потребности и переживания ребенка. Это во многом зависит от мастерства и тактичности педагога. Вместе с тем в организации воспитательного процесса особую роль играют профессиональные знания воспитателя. Любовь к ребенку в сочетании с обоснованными педагогическими требованиями – вот факторы, позволяющие воспитывать детей и сердцем и разумом.

Источник