Роль взаимодействия семьи и педагогов в развитии ребенка

Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога

Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, и прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество ДОУ и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. Но, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоропалительные выводы о развитии ребенка, торопиться с оценками, использовать выражения «ваш ребенок», «ваш Саша», подчеркивающие отчужденность, отстраненность педагога от малыша. Памятуя о том, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, призванных вызвать у партнера ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не допустит в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов «принять меры», «разобраться».

На чем основывается доверие родителей к педагогу? На уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны – и дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обращаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касающимися каких-либо текущих событий. Например, не кормить ребенка насильно, проследить, как он одевается на прогулку, и т.д. Педагогов семья интересует, прежде всего, как источник знаний о ребенке: соблюдается ли дома режим дня, приучают ли малыша к самостоятельности, какую пищу он предпочитает дома и т.д.

Родители и педагоги зачастую испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их воздействия. Педагог, как правило, ссылаясь на недостаток времени, скуп на общение с родителями. Но по долгу службы, по уровню подготовленности к воспитательной деятельности именно педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями. Это, прежде всего ежедневная краткая, но содержательная беседа о том, что было особенно значимо в поведении, деятельности ребенка. Задача педагога – подметить и рассказать родителям, какие маленькие «росточки» нового появились у их ребенка.

Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах в группе, в вестибюле дошкольного учреждения. Важно только, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе.

Еще одна линия воздействия на семью – через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада как внутрь, так и наружу. Остановимся на некоторых психолого-педагогических правилах такого взаимодействия.

Первое правило. При работе ДОУ с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе воспитателя, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений педагога и родителей – это взаимное уважение. Ценность таких отношений в том, что и у педагога и у родителей развивают чувство собственной ответственности, требовательности, гражданского долга. Педагог в выборе форм и методов работы должны исходить из необходимости укреплять и повышать авторитет родителей в глазах детей.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог – лицо официальное, но, по роду своей деятельности нередко становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от «чужих». Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, хороший педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. При этом важно, если это воспринимается как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный характер его, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, мера словесных и практических методов воздействия), то сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывают растерянности.

Установление контактов с родителями, с семьей – первостепенная задача воспитателя, начало всех начал. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи дошкольника. Однако, посещение семьи должно осуществляться по приглашению; к посещению нужно готовиться, которое заключается в определении самого интересного, положительного в своих питомцах, чтобы психологически тонко и педагогически правильно прозвучали слова педагога.

Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. Одной из форм установления контактов является общение родителей и педагога в процессе выполнения первыми педагогических поручений.

Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, групповую, коллективную): руководство кружком по интересам (или детским клубом, объединением по месту жительства, спортивной секцией, техническим кружком); индивидуальное шефство, наставничество и т.д.

Поручения, предполагающие оказание организационной помощи воспитателю: содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками); в организации встреч с интересными людьми; в создании классной библиотеки, клуба любителей книги.

Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы ДОУ, в решении хозяйственных задач: участие в оборудовании кабинетов, изготовлении оборудования, приборов; помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы. Названное далеко не исчерпывает всех видов общественной работы и поручений. Начать можно с обращения к родителям, чем бы они хотели заняться, и предложения ответить письменно на соответствующие вопросы (лучше это сделать на классном собрании).

Таким образом, основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Современное семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор формирования личности. Напротив, эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, и, прежде всего – дети.

Источник

«Взаимодействие воспитателя и семьи  для обеспечения полноценного развития личности ребенка»»

Одной из актуальных проблем в настоящее время, является проблема взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольников, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; она также направлена на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение воспитателя с родителями.
Каждый ребёнок на определённом отрезке своей жизни (обычно начиная с 2-3 лет) с увлечением рисует. Интересно отметить, что детское рисование в своём развитии проходит несколько определённых общих этапов. Характерно, что дети, воспитывающиеся в условиях разных культур, в своих рисунках обязательно проходят стадии «марания», «головоногов» и т.п. Рисунки детей разных народов, но одного возраста поражают удивительным сходством.
Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
Семья осуществляет самое раннее и наиболее устойчивое влияние в жизни младенца и ребёнка раннего возраста.
Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребёнка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Педагоги детских садов – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей.
Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям.
Как бы ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Знания ребёнка о жизни, его желания и интересы должны естественно вплетаться в его художественную деятельность, а все технические навыки, все знания о средствах выразительности – приобретаться в процессе радостного и добровольного оформления своих замыслов. Своевременное и полноценное развитие ребёнка может происходить только на основе совместных действий со взрослыми, которые должны пробудить творческую активность ребёнка и помочь ему реализовать её при создании тех или иных образов.
Содержание, организация, и методика процесса взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольников включает:
1. Единство в работе воспитателя и семьи по воспитанию детей;
2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями, понимание нужд и интересов ребёнка и свих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;
3. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;
4. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Воспитатель повседневно помогает родителям в воспитании детей;
5. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;
6. Использование разнообразных форм работы воспитателя с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; собрания, конференции, родительские всеобучи, наглядные формы пропаганды;
7. Индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и воспитателем;
8. Систематическую плановую связь воспитателя с родителями в процессе развития изобразительного творчества в течении всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы выделяем следующие особенности развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста:
– изобразительное творчество дошкольников, преодолевая путь своего развития, проходит 4 стадии.
– рисование детей дошкольного возраста играет роль одного из механизмов совершенствования организма и психики.
– детский рисунок чётко отражает развитие зрительно-пространственно-двигательного опыта ребёнка.
Процесс взаимодействия воспитателя и семьи в развитии изобразительного творчества дошкольника имеет следующее значение:
1. Способствует постоянному накапливанию эстетических впечатлений.
2. Сообща решают задачи по развитию художественного восприятия детей.
3. Пробуждают творческую активность ребёнка и помогают ему реализовать её при создании тех или иных образов.
4. Помогают сохранить интерес к изобразительной деятельности, проникнуть к освоению новой художественной техники, управлению различным инструментарием, добиваться желаемого результата и получение удовольствия от занятий.
Таким образом, зная особенности развития изобразительного творчества дошкольников, и понимая влияние семьи на этот процесс можно сделать вывод, что уровень изобразительного творчества детей зависит от степени сформированности у них интереса к изобразительной деятельности, от овладения детьми техническими приемами изображения и от активного участия членов семьи в творчестве ребёнка.
Организация взаимодействия воспитателя и семьи в практике работы ДОУ
На первом этапе изучалась проблема взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника в психолого-педагогической литературе; рассмотрены особенности развития изобразительного творчества дошкольников; изучены методики обучения детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества. Подобраны методы, формы, средства организации процесса взаимодействия воспитателей и родителей в процессе развития изобразительного творчества дошкольника.
На следующем этапе проведена диагностика развития изобразительного творчества, анкетирование среди родителей с целью дальнейшего построения совместной работы по развитию изобразительного творчества детей «Что рисует Ваш ребёнок». Проанализировав результаты, разработана и проведена методика организации процесса взаимодействия воспитателя и семьи в изобразительном творчестве дошкольников.
На следующем этапе проведен контрольный срез диагностики уровня развития изобразительного творчества дошкольников. Сформулированы выводы.
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
1. Схема анализа процесса и продуктов деятельности, разработанная Комаровой Т.С. и Карзиной Г.И.
Цель анализа процесса и продуктов изобразительной деятельности дошкольников – диагностика уровня эстетического развития ребёнка.
В качестве диагностики эстетического развития дошкольника используются детские рисунки.
Для более глубокого и основательного анализа уровня развития изобразительной деятельности Комарова Т.С. и Карзина Г.И. выделяют следующие критерии (показатели).
Для анализа продуктов деятельности – содержание изображения, передача формы, строения предмета, передачи пропорций предмета в изображении, композиция (расположение на листе и отношения по величине разных изображений), передача движений, цвет (цветовое решение изображения и разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения).
Для анализа процесса деятельности в схеме анализа выделены следующие показатели: ручная умелость (характер линии, нажим, раскрашивание, регуляция силы нажима и размаха), регуляция деятельности (отношение к оценке взрослого, оценка ребёнком созданного им изображения, эмоциональное отношение к предложенному заданию, к процессу и продукту собственной деятельности), уровень самостоятельности, творчество (самостоятельность замысла, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла).
2. Методика обследования «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р.С.)
Ребенку дается лист бумаги, большой выбор художественных материалов и предлагается нарисовать все, что захочется. На выполнение задания отводится 5 – 7 минут.
Анализируя данные этого изучения можно сделать вывод, что у многих детей отсутствует интерес к изобразительной деятельности и поэтому на данном этапе встает вопрос, об установлении контакта с семьями, изучения интересов семьи, необходимости повышения уровня компетентности родителей в вопросах изобразительного творчества дошкольника, о привлечении родителей к совместной деятельности, для того, чтобы повысить уровень изобразительного творчества у детей. Для этого необходимо разработать методику взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника и используя все средства при работе с детьми можно добиться лучшего результата.
Организуя работу по взаимодействию воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника нами была разработана методика. На начальном этапе работы нами была предложена анкета для родителей с целью изучения компетентности родителей в вопросах изобразительного творчества дошкольников.
Затем мы организовали выставку работ, которые оформили в стенгазету «Что я умею и могу рисовать» с целью привлечения детей к оформлению групповых помещений и развития интереса у родителей к изобразительному творчеству детей. Яркий, красочно оформленный, в доступной и интересной форме стенд привлёк внимание всех без исключения родителей.
Распахнувшая в детском саду свои двери «Семейная гостиная» познакомила родителей с планом совместной работы на предстоящий период и рекомендациями для родителей, проведенными воспитателем по изобразительной деятельности. В результате этой работы сформировалась группа родителей, желающих продолжить подобные встречи. Так появилась новая форма взаимодействия с родителями, задачей которой стала помощь родителям в осознании своего собственного опыта.
Более активных родителей стали привлекать к участию в выставке «Разноцветный вернисаж», где располагались работы родителей и их детей, а иногда и результаты их совместного творчества.
Воплощением творческих способностей, с использованием своих знаний о подводном мире стало создание совместно с родителями игры «Поймай рыбку».
Дети на занятиях в детском саду рисовали рыбок, стекла аквариума, водоросли, подводное царство, вырезали, обклеивали коробку, вместе с родителями в домашних условиях делали удочки с магнитами. Детям очень хотелось довести начатое дело до конца, они привлекли родителей и завершили игру.
Используя семейный материал, стали устраивать выставки-передвижки с произведениями декоративно-прикладного искусства «Каслинское кружево», «Гжель», «Златоустовская гравюра» и т.д.
Следующим этапом совместного творчества было создание «Голубой книги сказок». Сначала дети на занятиях по изобразительной деятельности рисовали виньетки к этой книге, а затем совместно с родителями составляли и записывали сказку, продумывали детали, использовали накопившийся опыт, знания об окружающем.
Результатом совместного творчества стала игра «Выставка-продажа перчаток». Дети с помощью родителей должны были обвести свои руки, вырезать нарисованные ладошки и раскрасить их. Затем воспитатель оформила эти труды в игру, и дети с удовольствием играли в нее. Каждый гордился своим трудом.
Не забыли мы также о существовании родительского «Всеобуча». Материалы консультаций для родителей можно было прочитать в доступное время утром или вечером, а также познакомиться с ними дома. Семья должна знать и уметь помочь ребёнку, чтобы заинтересовать его этой деятельностью, проявить родительский интерес к ней. Наряду с консультациями в заочной школе родителей нами был организован и проведён на базе дошкольного учреждения практический семинар «Различные техники изображения для развития у детей воображения». Мы поставили задачу – познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования с целью проявления интереса к изобразительной деятельности детей. Обучая и заинтересовывая родителей, мы вовлекали в этот процесс незаметно детей. Дети обучались у нас, таким образом, не только в дошкольном учреждении, но и приносили новые ростки творчества из семьи.
Благодаря привлечению родителей к совместной творческой деятельности, в группе было создано много творческих альбомов, газет. Таким образом, пополнялась развивающая среда группы. А самое главное, мы получаем от этих совместных работ – радость ребёнка, его неповторимое чувство гордости за свою семью. У ребёнка появился интерес и желание к дальнейшей творческой деятельности. Задача взрослых – не приглушить, а стимулировать и развить творческий потенциал ребёнка.
Привлекая родителей к жизни детского сада, мы организовали выезд детей и родителей в городской краеведческий музей на выставку работ местного художника. Ведь родителям порой бывает так трудно выделить немного времени для ребёнка и сходить полюбоваться произведениями искусства, показать красоту и неповторимость авторских работ.
Накануне праздника 8 Марта мы разработали и провели конкурс «Научи меня мама».
Семьи поделились опытом воспитания творческих способностей и эстетического восприятия у своих детей. Они рассказали родителям, как в семье строится работа по воспитанию детей, какие условия создаются для развития творческих способностей. Было предложено родителям бережно относиться к работам, выполненным ребёнком, в детской комнате выделить место для демонстрации его достижений, где будут храниться его работы.
Завершая наш эксперимент по взаимодействию воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольников мы провели «Семейный Мастер-класс», где поделились опытом семейного воспитания.
Опосредованное воздействие на детей через их главных воспитателей – родителей – дало свои результаты. Чувствовалось, как знания родителей используются на практике, в семейном воспитании. Навыки взаимодействия складывались в определённой последовательности. Главное в работе педагога, а особенно в действиях родителей – воспитывать детей личным примером.
Привлекая родителей к жизни детского сада, создавая условия для совместных действий детей и родителей, мы получили результат работы по развитию изобразительного творчества дошкольника.
Завершая работу по организации процесса взаимодействия воспитателя и семьи мы провели итоговую диагностику развития изобразительного творчества детей средней группы.
Оценивая результаты диагностики можно сделать вывод, что в нашей работе по организации взаимодействия воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника наблюдается динамика роста этого развития.
По результатам диагностики изобразительного творчества дошкольника до и после проведения работы по взаимодействию воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества выявлено, что значительно снизился низкий уровень и увеличилось число детей со средним и высоким уровнем развития изобразительного творчества. Какими бы ни были виды, формы, способы развития изобразительного творчества дошкольника, главное, чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны взрослых, научился мыслить свободно и смело. Только от нас зависит, будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной.
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности работы по взаимодействию воспитателя и семьи в процессе развития изобразительного творчества дошкольника.

Источник