Роль телевидения в развитие ребенка
Рейтинг Позволяя ребенку смотреть телевизор, важно делать это не в ущерб физактивности и учебной деятельности |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Телевидение играет важную роль в жизни каждого ребенка. Благодаря ему дети погружаются в мир, полный магии, приключений, супергероев, и живут в нем. Иногда это вызывает беспокойство родителей – в зависимости от того, какие фильмы и телепередачи смотрят дети.
Телевидение формирует характер и личность ребенка, оно может даже изменить его взгляды на жизнь. Если вы примете меры предосторожности, ваш ребенок будет смотреть телепередачи, не подвергая себя негативному влиянию телевидения.
Если ребенок смотрит криминальные драмы или фильмы ужасов, а затем страдает от кошмаров, у него сформировались негативные привычки, связанные с телевидением. Дети проводят перед экранами телевизоров значительную часть своего свободного времени, и это формирует их личность. Правильные телевизионные программы дают ребенку необходимые сведения об окружающем мире и обществе, а также обеспечивают его социальное, эмоциональное и когнитивное развитие. Важно соблюдать баланс между просмотром телепрограмм, играми и учебой, если вы хотите, чтобы ребенок оставался физически активным.
Положительное влияние телевидения на детей
Просмотр телепрограмм имеет для детей ряд преимуществ. Рассмотрим некоторые из них.
1. Развлечение
Детские телепередачи учат детей различным навыкам: справляться со сложными эмоциями, общаться со сверстниками, выходить из сложных ситуаций. Просматривая развлекательные шоу и викторины, дети развивают воображение.
2. Обучение
Образовательные программы подталкивают детей к действиям. Если ребенку не нравятся традиционные методы обучения, образовательные программы могут стать отличным способом заставить его учиться. Такие программы развивают у детей навык решения проблем и аналитическое мышление.
3. Спорт
Просмотр спортивных программ (футбол, баскетбол и т. д.) может вызвать интерес ребенка к занятиям спортом и играм на улице. Спортивные шоу мотивируют детей проявлять физическую активность, вести здоровый образ жизни. В конечном итоге это приводит к физическому и эмоциональному благополучию.
4. Культура
Ваш ребенок любит исследовать окружающий мир и путешествовать? С помощью культурных телепрограмм и тревел-шоу он может познакомиться со всеми чудесами мира. Изучение разных культур способствует социальному развитию ребенка. Он становится более толерантным к представителям других культур и начинает мыслить более целостно.
5. Творчество
Телевизионные программы могут касаться любых тем: от кулинарии и различных ремесел до музыки и театра. Телеканалы об искусстве и отдельные программы о музыке, художественном искусстве и т.д. побуждают детей искать свое призвание и проявлять творческие способности.
6. Успеваемость в школе
Ответственный просмотр телепрограмм приводит к эмоциональному благополучию ребенка. Это, в свою очередь, приводит к улучшению успеваемости. Исследователи утверждают, что дети, которые смотрят информационные и образовательные программы, в академической успешности превосходят сверстников.
7. Здоровые способы снятия стресса
Просмотр телепрограмм является для детей здоровым способом справиться со стрессом, который они получают в школе. Телевидение в разумных дозах может улучшить настроение ребенка и помочь ему справиться с эмоциональными проблемами.
8. Современные технологии
Благодаря доступу к телевизионному контенту дети учатся использовать новые технологии и следят за социальными тенденциями. Телевидение делает детей более осведомленными и информированными.
9. Языковое и эмоциональное развитие
Если ребенок изучает иностранный язык, вы можете помочь ему понять лексику и грамматику с помощью образовательных телепрограмм или фильмов. Кроме того, позитивные передачи учат ребенка здоровому эмоциональному поведению и социальным навыкам, которые в будущем сыграют важную роль в их успешности в жизни.
10. Поддержание интереса
Если ваш ребенок постоянно бегает по дому и не может усидеть на месте ни минуты, позвольте ему посмотреть телевизор. Это избавит его от скуки. Ребенку будет интересно, а телевизионный контент будет развивать его познавательную сферу. Однако вам стоит следить за тем, чтобы это практиковалось лишь изредка и не входило в привычку.
11. Социальное развитие
Дети, которые видят по телевизору положительных героев, стараются имитировать их поведение. Это касается как задач, связанных с соперничеством, так и сотрудничества с людьми. Например, если любимый персонаж ребенка хорошо учится, занимается спортом, принимает участие в общественных мероприятиях, ребенок будет стараться поступать так же. Таким образом, телевидение помогает ребенку в социальном развитии.
12. Личностный рост и независимое мышление
Просмотр телепередач развивает независимое и нестандартное мышление ребенка. Эти навыки очень важны в мире, в котором ценится креативность и разностороннее мышление.
Негативное влияние телевидения на ребенка
Просмотр телепрограмм может иметь на ребенка и негативное влияние. Рассмотрим главные недостатки телевидения для детей.
1. Телевидение крадет время
Дети, которые проводят перед телевизором слишком много времени, могут упустить возможности, которые им предоставляет жизнь. Уделяя слишком много внимания просмотру телепрограмм, ребенок тратит драгоценное время, которое мог бы посвятить более важным делам: общению с друзьями, выполнению домашних заданий, играм на улице и т. д.
2. Недостаточно развитые языковые и социальные навыки
Вам может показаться, что данный пункт противоречит тому, что было сказано по поводу преимуществ телевидения. Но телевидение действительно вредит детям до двух лет. В этом возрасте мозг ребенка развивается. Ребенок развивает социальные и эмоциональные навыки. Проблема в том, что телевизор, в отличие от людей, не улыбается, не разговаривает и не взаимодействует с ребенком. В этот период он уязвим, поэтому телевидение влияет на психическое состояние ребенка. Даже в более позднем возрасте излишнее время перед экраном может ограничивать социальное взаимодействие ребенка. В долгосрочной перспективе это может негативно повлиять на его языковое и социальное развитие.
3. Телевидение плохо влияет на творчество и воображение ребенка
Если ребенок постоянно смотрит телевизор вместо того чтобы играть на улице и исследовать реальный мир, он не сможет хорошо развить свое воображение. Дети, привыкшие смотреть телевизор, не могут стимулировать свое воображение, самостоятельно формулировать идеи. Они пассивно потребляют, а не создают.
4. Невозможность сконцентрироваться
Дети, которые ежедневно проводят перед экраном 2-3 часа и больше, часто в школе страдают от дефицита внимания. У таких детей существует большая вероятность развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Ребенок не может концентрировать внимание и сосредотачиваться. Это касается не только учебы, но и спорта, и других сфер. Ребенок может не хотеть участвовать в занятиях творчеством.
5. Низкая продуктивность
Продуктивность – это ключ к достижениям в жизни. Если ребенок постоянно смотрит телевизор и ничего не делает для достижений в учебе, социальной или эмоциональной жизни, он напрасно тратит свое время.
6. Лишний вес
Дети, которые слишком много смотрят телевизор, подвержены риску развития ожирения и других проблем со здоровьем. Часто привычка проводить все свободное время за экраном продолжается у ребенка и в подростковом возрасте.
7. Проблемы со зрением и сердечно-сосудистые заболевания
У ребенка, который злоупотребляет просмотром телепрограмм, может развиться т. н. «синдром ленивого глаза». Оно заключается в размытом или ослабленном зрении, которое нельзя исправить с помощью очков или линз. Злоупотребление телевидением также приводит к низкой физической активности и малоподвижному образу жизни. Это может повлиять на сердечно-сосудистую систему и мозг. Впоследствии это может привести к сердечно-сосудистым заболеваниям и сужению артерий.
8. Плохое поведение
Согласно исследованиям, чрезмерный просмотр телепрограмм может изменить структуру мозга и спровоцировать негативное поведение, особенно насилие и агрессию. Дети, которые смотрят программы, не подходящие им по возрасту, больше других подвержены такому риску.
9. Проблемы с самооценкой
Телевидение дает детям искаженное представление о мире. Передачи, в которых показывается идеальная жизнь, может снижать самооценку ребенка
10. Эмоциональные изменения
Дети, смотрящие телепередачи, в которых освещаются такие темы, как секс, наркотики, злоупотребление алкоголем и т. д., становятся эмоционально уязвимыми. Они слишком маленькие, чтобы правильно понять эти проблемы, поэтому могут получить искаженное представление о реальности и подвергнуться психологическому влиянию.
11. Плохая успеваемость
Если ребенок слишком много времени проводит за просмотром телепрограмм, он меньше занимается другими делами. Иногда дети даже пропускают уроки или не делают домашние задания из-за того, что смотрят телевизор. В конечном итоге это плохо сказывается на их успеваемости.
12. Расстройства обучения
Чрезмерный просмотр телепрограмм может вызывать ряд проблем: от недостаточно развитых навыков слушания и творческих навыков до нарушений мелкой моторики. Это происходит тогда, когда ребенок не проявляет умственную и физическую активность. Если у ребенка развивается синдром дефицита внимания с гиперактивностью, он не может сосредоточиться на учебе.
Как родителям защитить ребенка от вредного воздействия телевидения
Рассмотрим конкретные действия, которые могут совершить родители, чтобы предотвратить вредное воздействие телевидения.
- ограничьте количество времени, которое ребенок проводит за телевизором;
- убедитесь, что ребенок смотрит качественные программы, соответствующие возрасту;
- смотрите телевизор вместе с ребенком, чтобы убедиться, что он смотрит полезные и развивающие передачи. Это также поможет укрепить связь между вами;
- не ставьте телевизор в спальне и выключайте его, когда программа закончится;
- не устанавливайте слишком строгих правил, поскольку ребенок станет чрезмерно привязанным к телевизору.
Можно ли давать маленьким детям смотреть телевизор?
Детям младше двух лет нельзя смотреть телевизор, поскольку их мозг еще развивается и остается уязвимым. В этом возрасте у детей развиваются эмоциональные и социальные навыки, поэтому родители должны общаться с ними, заботиться об их эмоциональных потребностях, учить их читать, писать и рисовать.
В этом возрасте развивается познавательная сфера ребенка, поэтому лучше всего держать телевизор подальше от детей до двух лет.
В просмотре телепрограмм важно соблюдать меру. Убедитесь, что ребенок смотрит качественные программы и продуктивно проводит свое свободное время – так вы обеспечите его правильное развитие. Просмотр телепередач – это часть ежедневной жизни и, если подойти к нему правильно, это может пойти ребенку на пользу.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
3 оценок.
Развитие ребенка
23.03.2020
Источник
Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах умственного, психического и физического развития. Этот возраст охватывает период жизни ребенка от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость [2].
Современное телевидение является самым массовым и, наверное, самым мощным инструментом для распространения информации, развлечения и образования. Телезрителю доступны десятки, а в некоторых регионах сотни каналов с очень разнообразным контентом [1].
В одной из своих работ А. Я. Юровский писал: «Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет телевидению выполнять функции, общие для всей журналистики. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры <…> обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик» [3].
Актуальность темы нашего исследования связана с тем, что на современном этапе развития общества телевидение занимает одно из ведущих мест в системе средств массовой информации, оно выполняет различные функции и играет большую роль в жизни современных людей. Влияние, оказываемое телевидением и другими средствами визуальной коммуникации на детей и подростков в процессе их социального развития, отражается в их стремлении к активному подражанию кино героям, в богатстве воображения и чутком восприятия наблюдаемых событий. Значимость и влияние телевидения на интеллектуальное развитие детей как источника разнообразной информации особенно велико.
Сегодня детские программы занимают определенную долю на федеральных каналах в сетке вещания и позволяют дистанционно обучать, развивать и развлекать огромное количество детей одновременно. В этом главное преимущество и достоинство телевидения для детей и подростков. Однако для того, чтобы конструктивная, образовательная направленность детских передач преобладала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их созданию, но и по исследованию их эффективности и влиянию на детей.
Доступность информации, знаний и дешевизна телевидения — это его положительные стороны, однако есть и отрицательные, ведь оно доступно и тем, для кого может сыграть совсем иную роль. Речь идет о детях, подростках и молодых людях — самой открытой и восприимчивой части человечества. Для них существуют специальные познавательные и развлекательные передачи, для них работают целые каналы.
В наше время это огромное количество специальных каналов и передач для детей. Это один из способов, благодаря которым дети лучше познают окружающую среду. Красочная, яркая виртуальная картинка на некоторое время способна отвлечь ребенка от реальности. Приведем примеры некоторых из них.
Телеканал «Детский мир» — первый детский телеканал. В первые годы вещания на телеканале были представлены обучающие, познавательные передачи и развлекательные шоу. В данный период на канале транслируются: мультфильмы отечественного и зарубежного производства, детские фильмы, сказки. Канал способствует эмоциональному развитию детей.
Телеканал «Детский» — современный телеканал для детей. Универсальный, современный, безопасный, увлекательный, образовательный. Наполнен анимационными фильмами, сказками и мультфильмами отечественного и зарубежного производства, а так же передачами собственного производства (ЗанзиБар, Как я провел…, Girls Only). Предназначен для детей от 6–12 лет и их родителей [5].
Телеканал «Моя радость» — это Детский семейный образовательный телеканал. Он наполнен культурно-просветительскими, образовательными и детскими программами собственного производства. На канале каждый член семьи найдёт для себя что-то полезное. Особенность «Радости моей» — приверженность православным традициям. Предназначен для детей и подростков в возрасте от 0–16лет. Преимущество передач на данном телеканале посвящено именно изучению и приобщению подрастающего поколения, православным традициям, что способствует на наш взгляд не только умственному, эмоциональному, но и духовному развитию детей [4].
Телеканал «Улыбка Ребенка» — Российский телеканал для детей, посвящен нравственному воспитанию ребенка и развитию детского творчества. В эфире многообразие образовательных, познавательных программ для детей, мультфильмы и многое другое [7]. Детская аудитория от 3 до 11 лет.
Многие передачи на канале созданы для того, чтобы помочь ребенку освоиться в социуме, показать как нужно вести себя в сложных ситуациях, что способствует успешной социализации ребенка в обществе, есть передачи, которые посвящены спорту и здоровому образу жизни. Все это представлено в игровой форме. Перечислим некоторые из них: «Классные уроки», «Мастерская добрых дел», «Заряжайка», «Олимпийская академия», «Волшебный сундук» и т. д.
Телеканал «Карусель» — уникальный телевизионный проект для детей и юношества. Канал создан на базе каналов «Бибигон» и «Теленяня», при содействии ведущих педагогов, педагогов, авторов инновационных образовательных программ. Канал «Карусель» ориентирован на широкую детскую и подростковую аудиторию.
«Карусель»- это яркий калейдоскоп из лучших образовательных и развлекательных шоу, любимых фильмов и мультфильмов, весёлых викторин и игровых проектов. В увлекательной и доступной форме уникальные передачи, сочетающие образовательные, развивающие и игровые элементы, обучающие юных телезрителей, активизируют творческие способности и расширяют кругозор. Программная сетка канала сформирована с учётом особенностей детского телесмотрения [6].
Основные передачи телеканала «Карусель»:
1. «Fanny English» — познавательная передача, предназначенная для обучения детей английскому языку.
2. «Мы идём играть» — познавательная передача для детей.
3. «Большие буквы» — познавательная игра, где участники и зрители расширяют свой словарный запас и пополняют интеллектуальный багаж.
4. «Вопрос на засыпку» — интеллектуальная викторина для детей.
5. «Спроси у Всезнамуса!» — интерактивная телеэнциклопедия
6. «Забавная наука», «Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить», «Служба спасения домашнего задания» — познавательные передачи о науке и не только.
Это далеко не весь перечень программ, транслирующихся на канале «Карусель», есть и программы о спорте («Олимпийцы», «Спорт — это наука»); о творчестве («Давайте рисовать!», «Волшебный чуланчик»); о животных («Жизнь замечательных зверей», «Ребята и зверята»); о природе («Чудо Путешествия», «В гостях у Деда-Краеведа») и о много, многом другом очень интересном, познавательном и увлекательном.
Таким образом, в эфире канала Карусель представлены познавательные, обучающие, развивающие и игровые программы, а также мультфильмы и телесериалы. Все передачи развивают память, воображение, мышление, фантазию. С их помощью дети знакомятся с окружающим миром, познают и открывают новое. Способствуют повышению интеллектуального уровня развития ребенка. Передачи созданы с учётом возрастных особенностей детей, т. е. целевая аудитория это младший школьный возраст.
Детская программа — это система направленных программ, адресованных зрителям дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель ее — всестороннее воспитание и образование, социализация подрастающего поколения. В этом главное преимущество и достоинство телевидения для детей и подростков. Однако для того, чтобы конструктивная, образовательная направленность детских передач преобладала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их созданию, но и по исследованию их эффективности и влиянию на детей.
Проведя данное исследование, мы сделали вывод, что среди разнообразия телевизионных каналов, существуют такие, которые по праву могут называться детскими телеканалами, они способствуют всестороннему развитию детей, их аудитория это дети в возрасте от 0 до 12 лет. Каждый из перечисленных выше телеканалов постарался разнообразить список передач, которые были бы направлены на удовлетворение детских потребностей (интеллектуальных, эмоциональных). С помощью них дети знакомятся с окружающим миром, познают и открывают новое. Все передачи созданы с учётом возрастных особенностей детей.
Программы для детей и подростков можно встретить на «Первом канале» («Ералаш», «Умники и умницы»); на канале «СТС» («Галилео», «Самый умный», «Детские шалости», транслирует достаточно большой объем мультфильмов преимущественно зарубежного производства). Данные программы больше рассчитаны на аудитории в возрасте от 12 лет.
Детское телевидение, на наш взгляд, должно быть именно детским. Над созданием такого рода передач должны работать психологи и педагоги, знающие детскую психологию, имеющие четкие представления о том, что для детей полезно, а что нет и способные преподнести детям информацию именно в том виде, в каком она будет наиболее востребована и понятна.
Детские передачи должны развивать и воспитывать детей, превращать их в полноценных членов здорового общества, способного мыслить, понимать, сочувствовать и помогать. В заключении хотелось бы отметить следующее, каким бы не было разнообразие детских телеканалов и передач в них необходимо учитывать то, что выбирать телепередачи нужно тщательно, так чтобы не навредить своему ребёнку.
Литература:
1. Колосов А. А., Сапунов В. И., Тулупов В. В., Цуканова М. И. Техника и технология СМИ. Печать. Радио. Телевидение. Интернет. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2008. С.127.
2. Мальцева Л. В. Возрастная психология. — М.: Высшее образование, 2005. С.330
3. Юровский А.Я Место телевидения в системе средств массовой коммуникации / Телевизионная журналистика. — М.: Высшая школа, 2002. с.367
4. URL: https://www.radostmoya.ru/about/ ДСОТ «Радость моя». Лицензия Россвязькомнадзор ТВ № 13815 от 14.08.2008 г. 2008–2013г.
5. URL: https://telekanaldetskiy.ru/collection Контент Юнион (медиабренд Клуб 100). 2011–2013г.
6. URL: https://www.karusel-tv.ru/announce/ ЗАО «Карусель» 2010–2013г.
7. URL: https://smiletv.org/ «Улыбка ребенка». Детский телеканал. Сайт разработан веб-группой Russian Broadcasting Network, 2013г.
8.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, канал, передача, детская, зарубежное производство, программа, телеканал, главное преимущество, младший школьный возраст, познавательная передача.
Источник