Роль театра в развитии речи ребенка

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1692
Консультация для воспитателей:
«Роль театра в развитии речи дошкольников».
Подготовила
учитель-логопед
Ададурова Виктория Валерьевна
Москва, 2013 г.
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника:
- психофизические способности (мимика, пантомимика),
- психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память),
- речь (монолог, диалог),
- творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:
- словаря;
- грамматического строя;
- диалогической и монологической речи;
- совершенствованию звуковой стороны речи.
В играх драматизациях решаются следующие задачи:
- обогащение знаниями, умениями, навыками;
- развитие интереса к литературе и театру;
- развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);
- формирование норм поведения;
- воспитание морально-волевых качеств личности;
- закрепление навыков правильной речи;
- усвоение богатства родного языка;
- усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);
- активизация и пополнение словаря;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие тонкой моторики рук.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, поэтому дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Использование в педагогической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
Поэтому работа в этом направлении начинается с младших групп. Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (инсценировка стихов А. Барто) Учат детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращается внимание детей на имитацию голосов животных). Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки окружающего мира и звукоподражательные с различной интонацией, развивают речевое дыхание. Над работой над интонацией и силой голоса используются чистоговорки. слова (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша- наша каша хороша и т.д.).
В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировки).
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Работа над театрализацией сказки способствует развитию коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи (под просодикой следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация), ее выразительности. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Театрализованная игра – эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей.
Театрализация играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости и агрессии.
Можно использовать следующие виды театра:
Пальчиковый театр.
Театр би-ба-бо.
Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу (мягкие, резиновые игрушки).
Театр-оригами. Дети совместно с воспитателями складывали из цветной бумаги персонажи, которые прикрепляются на доске магнитиками.
Театр на фланелеграфе.
Театр из ложек. Герои сказок сделаны из ложек.
Театр из стаканчиков. Дети сами придумывают персонажей и рисуют своих героев маркерами на одноразовых стаканчиках.
Театр на магнитиках.
Театр из прищепок.
Настольный театр.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада М., КНОРУС”, 2003г.
2. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.
3. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.
4. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003г.
5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
6. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001г.
7. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004г.
Источник
МДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Консультация
на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Подготовила: Синдянкина Н.А.
Дошкольный возраст – это активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра.
Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная, со сверстниками и взрослыми, театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка.
Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками.
Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
– игры в кукольный театр;
– игры- драматизации;
– игры- представления ( спектакли );
– плоскостные и теневые театры.
Театрализованная деятельность способствует развитию речи ( монолог, диалог).
Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка.
Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.
Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.
Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
В нашем детском саду в каждой группе есть специальные уголки для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, пальчикового, теневого и других видов театра: шапочки- маски для кукольного театра.
Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Источник
«Роль театра в развитии речи дошкольников»
«Речь – величайшее богатство, данное человеку. И ее, как любое богатство, можно либо преумножить, либо незаметно растерять.»
Ушинский К.Д.
В жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от взрослых вопросов, редко выслушивают. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если читаются детям, то не обсуждается их содержание. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь идет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, произношения, выразительности речи. Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания.
Театрализованная деятельность включает в себя работу по всем образовательным областям:
- В процессе познавательного развития – углубляются знания детей о театре как о виде искусства, расширяется кругозор.
- В процессе художественно-эстетического развития совместно с детьми изготовляются атрибуты, элементы костюмов к выбранной для разыгрывания сказке, происходит развитие продуктивной деятельности, развития творчества у детей, приобщение к изобразительному и музыкальному искусствам.
- Физическое развитие – подразумевает проведение образовательной деятельности в форме сюжетно-ролевых музыкально-ритмических игр, которые повышают интерес детей к физическим упражнениям, позволяют создавать разностороннюю базу движений и жестов, раскрывать творческий потенциал ребенка.
- Социально-коммуникативное развитие – дети включаются в систему социальных отношений через образы героев, «проживая» жизнь своего персонажа, «примеряя» на себя его характер, оценивая поступки героев художественного произведения.
- Речевое развитие – это развитие всех сторон речи, активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. При восприятии художественной литературы происходит приобщение детей к словесному искусству, развитию литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса.
Театрализованные игры для детей – это один из самых доступных и наиболее эффективных способов развития ребенка. Они развивают коммуникативные и двигательные способности, чувства, эмоции, воображение, фантазию, внимание, память, мышление, инициативность и тд. Но самое лучшее влияние она оказывает на развитие речи детей. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих. Ведь не зря первые знакомства со сказкой происходят на занятиях по развитию речи, а повторение и закрепление сказки в кукольном театре. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей в речевом развитии, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Этому помогает насыщенность инвентаря активного центра по театрализованной деятельности.
Наш активный центр по театрализованной деятельности имеет дидактические практические пособия работы педагога с детьми (художественная литература для чтения и заучивания наизусть, иллюстрации по сказкам, чистоговорки, скороговорки). Также имеется различный вид театра:
- Пальчиковый театр (Теремок, Колобок, Репка, Три медведя);
- Настольный театр (Репка, Гуси-лебеди, Маша и медведь, Снегурочка, Красная шапочка);
- Театр на палочках (Колобок, Петушок и курочка);
- Бибабо (Курочка Ряба, Теремок, Лиса и волк, Коза и семеро козлят)
- Шумовой театр (Скоморошки);
- Маски и шапочки (Теремок, Заюшкина избушка, Глупый мышонок, Теремок);
- Ростовые куклы (Курочка Ряба);
- Атрибуты, куклы и бутафория для импровизированного театра.
Источник
Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Речь – одна из важнейших линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.
Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
К сожалению, вечно занятые родители в наше время забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых(всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками),редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:
Односложная, состоящая из простых предложений;
Бедность речи, недостаточный словарный запас;
Замусоривание речи сленговыми словами;
Неспособность построить монолог;
Отсутствие навыков культуры речи.
Поэтому очень важна работа по развитию речи в детском саду. Это конечно и различные дидактические игры, и чтение художественной литературы, и заучивание стихов, считалок, потешек, и проведение НОД по развитию речи и многие- многие другие методы.
И безусловно, одну из ведущих ролей в развитии речи у дошкольников играет театрализованная деятельность.
Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Театрализованная деятельность:
Помогает усвоить богатство родного языка, его выразительных средств
Появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
Совершенствует артикуляционный аппарат
Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
Улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
Дети получают эмоциональный подъём
Способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
Позволяет формировать опыт социального поведения
Стимулирует активную речь
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду.
Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что ему интересно, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включатся во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли и др. ) могут вноситься в содержание праздника.
Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллектив. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т.е. сам владел основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений.
Понятие и виды театрализованных игр.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребёнка.
В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребёнка, авторы приводят разные классификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:
Игры-драматизации
Режиссёрские игры
В играх – драматизации ребёнок ,исполняя роль в качестве «артиста».
Видами драматизации является
Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
Ролевые диалоги на основе текста;
Инсценировка произведений;
Постановка спектаклей по одному или нескольким произведениям;
Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета( или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр», управляет «артистами».
Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:
Настольный;
Плоскостной и объёмный;
Кукольный( бибабо, пальчиковый, марионетка.) и т.д.;
Катушечный;
Ложковый;
Баночный;
Кулачковый и т.д.
В них ребёнок не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа- объёмного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры- драматизации, с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игру с марионетками.
Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определённого образа. Характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития(совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.
Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами ( мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике интонации речи и т.п.).
В игре развивается вся личность ребёнка, его сознание. Ребёнок учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространённый вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственный высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.
Формы и методы руководства театрализованными играми.
Формы занятий по театрализованной деятельности включают в себя:
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
Отдельные упражнения по этике;
Игры драматизации.
Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:
Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов- моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно- творческой деятельности);
Метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
Метод ассоциаций (даёт возможность будить воображение и мышление ребёнка путём ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию) приёмы.
Занятия строятся с помощью таких методических приёмов работы, как:
Рассказывание театрализованных героев о себе. Это приём позволяет заинтересовать и увлечь ребёнка, повысить его познавательную активность, так как он включает элементы стихотворного изложения, а это всегда близко и привлекательно для ребёнка;
Рассматривание театральных атрибутов и действия с ними;
Разыгрывание театральных этюдов с атрибутами и без них;
Загадки;
Ответы на вопросы педагога.
Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, переход игры на другой, более сложный творческий уровень и упражнения; этюды.
Методика руководства играми- драматизациями.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
Освоение специальных умений для становления основных («актёр», «режиссёр») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
Самостоятельная творческая деятельность.
В процессе организации театрализованной игры развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуют формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом, развивая и активизируя свою речь. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следить, чтобы и дети также общались друг с другом.
Итак, возможности театрализованных игр как средства активизации и развития речи дошкольников достаточно широки. Они позволяют добиться совершенствования выразительности речи ребёнка, которая развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей среднего возраста, а затем и к языковой выразительности речи старших дошкольников.
Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные ( интонация, лексика, синтаксис) и невербальные ( мимика, жесты, поза) средства. Использование в педагогической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребёнка разных видов театрализованных игр.
Театрализованная деятельность одна из самых эффектных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, стараясь говорить четко, чтобы его все поняли.
Я считаю, что в театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жесты, поза, интонация, модуляция, голос). Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она- неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Источник