Роль сверстников в социальном развитии личности ребенка
«Роль сверстников в социальном формировании личности детей дошкольного возраста» Первый институт социализации в жизни ребенка это естественно семья. Именно здесь, в общении с родными ребенок получает свои первые знания об окружающем мире. Второй институт детский сад, как первая ступень в образовании. Когда ребенок приходит в дошкольное учреждение у него возникают представления о новом мире социальных отношений, где царят другие нормы и правила чем в близком окружении. Основная функция детского сада, как социальнообразовательного учреждения, оказывать педагогическую помощь и поддержку в социализации детей. Одной из основных задач стандарта дошкольного образования является сегодня сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Находясь в детском саду, ребенок общается со сверстниками по общим правилам. Среди всех детей группы он находит себе товарищей равных по интеллекту, силе, детей со схожими интересами. Вместе они выбирают правила игры, учатся согласовывать и прислушиваться к требованиям других детей. К тому же, родителям не так часто, как ребенку, хочется играть в детские игры, как нужно это ребенку. Со сверстниками ребенок играет чаще, ведь в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей. (Л.С. Выготский). Сверстники, так же полны сил и энергии, поэтому ребенку в их компании играть намного интересней, чем с быстро утомляемым взрослым. С помощью игры дети развивают коммуникативные навыки, учатся не только подчиняться и выполнять правила других, но формулируют свои правила, вовлекая детей. Конечно, общаться с ровесниками труднее, чем с близкими взрослыми. Взрослый угадывает чувства и желания своего ребенка, а сверстники чаще выражают собственные чувства и желания. Поэтому маленькие дети часто ссорятся между собой. Когда они только приходят в детский сад, большинство не умеют знакомиться, не знают, как обратиться к другому ребенку, как попросить игрушку, поэтому начинают кусаться, драться, но это не признак агрессивности, это неумение взаимодействовать. Всем этим правилам ребенок легко научается в детском саду. Развитие речи является важным помощником, в общении между детьми, поэтому является приоритетным в раннем возрасте. Дети в детском саду находятся в одновозрастной группе. В каждой группе более 20 ребятишек с разными характерами и разными привычками. Не удивительно, что время от времени возникают конфликты интересов. Конечно, это неприятно, но именно благодаря таким эпизодам ребенок осознает необходимость отстаивать свои интересы, свое мнение. Воспитатели в легкой ненавязчивой форме помогают развить ребенку основные качества общения: деловые (другой человек как партнер по совместной деятельности); познавательные (другой человек как источник информации); личностные (интерес к другому человеку как к личности). • • • Первое, что бросается в глаза, это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно кричат, визжат, смеются, бегают, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивномимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость и чем чуднее, тем веселее. В дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен, прежде всего тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера. Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, что делает другой ребенок и что у него в руках. Таким образом, в дошкольном возрасте общение со сверстником становится важной частью жизни ребенка и является условием эмоциональноэкспрессивного развития. Для общения со сверстниками характерны яркая эмоциональность, отсутствие регламента в общении. Все это придает коммуникативной деятельности особую эмоциональную насыщенность, где ребенок может в полной мере проявить свое экспрессивное “Я”. Общение выступает своеобразным институтом социализации эмоций, переживаний. Именно в общении ребенок имеет возможность упражняться в проявлении своих переживаний, используя как вербальные, так и невербальные средства общения: речь, мимика, жесты. В общении со сверстниками создаются благоприятные условия для обогащения и дифференциации эмоций и чувств, через общение проходит развитие эмоционально экспрессивных представлений. За счет речевого общения происходит увеличение активного и пассивного словаря, обозначающего эмоциональные состояния. Общение со сверстниками является необходимым условием благоприятного развития личности. Развивая навыки общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками, мы способствуем социальному, нравственному, эмоциональноэкспрессивному развитию ребенка. Педагогпсихолог МКДОУ №2 Е.Н.Чернигова
Источник
Роль сверстника в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.
Друг с другом общаясь, совместно играя,
Дети себя и мир постигают.
Каким же ребёнок пойдёт в первый класс,
Взрослые, это зависит от нас!
Когда же впервые появляется общение сверстников?
К концу первого года жизни. Ранние контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональных переживаний. Опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.
Какие формы общения существуют, и каков вклад каждой формы общения в психическое развитие дошкольников?
М.И. Лисина считала, что к двум годам складывается эмоционально-практическая форма общения со сверстниками. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и стремится к самовыражению. Общение отличается непосредственностью. Хотя малыш пытается подражать товарищу, образ ровесника для ребенка очень нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны. Общение сводится к отдельным эпизодам. Для установления контактов малыши используют действия, которыми овладели в общении со взрослыми – жесты, позы, мимику. Эмоции малышей очень сильны. На данном этапе сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя.
В возрасте с четырех до шести лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Чтобы ребенку научиться общаться, ему необходим детский коллектив, в котором малыш должен проводить не менее трех часов ежедневно. В 4 года потребность в общении со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Этому способствуют совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками. Исполнение ребенком какой-либо роли в игре развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании, осуществляется самопознание; совершенствуются психические функции: ощущение, восприятие, мышление, произвольное внимание и произвольная память. В играх ребенок занимает определенную позицию, которую можно изменять. Игра является ведущим видом деятельности, так как вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. В то же время у дошкольников ярко проявляются склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей, складываются устойчивые избирательные предпочтения. На пятом году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Не выделяет желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник. В играх-соревнованиях формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.
Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью.
Развитие дошкольников обусловлено противоречиями, которые возникают у детей в связи с возникновением многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. От того, как будут развиваться потребности дошкольника, зависит психическое развитие и становление его личности.
Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается редко, у небольшого числа детей шести-семи лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. У ребёнка развивается критичность, терпимость, умение встать на чужую точку зрения и согласовать свое мнение с мнением других людей. Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. То, о чем говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутверждаются в его глазах. Высказывания в адрес сверстника так или иначе связаны с собственным «Я» ребенка. Разговаривают прежде всего о том, что видят, или о том, что у них есть. Стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание сверстников с помощью предметов, которыми обладают. Речь является основой перестройки всех психических процессов ребенка: познавательных, эмоциональных и волевых. К концу дошкольного возраста между детьми появляются первые ростки дружбы.
Таким образом, в дошкольном возрасте общение со сверстниками становится ведущей потребностью. Еще в 30-х годах 20 века Ж. Пиаже привлек внимание детских психологов к общению сверстников как к важному фактору и необходимому условию социального и психического развития ребенка.
Общение дошкольника со сверстниками приводит к ряду психологических последствий: формирование навыков социального взаимодействия, совершенствование способности поддерживать разговор и делиться информацией, выработка коммуникативной гибкости через подчинение и доминирование в ходе игры, становление самооценки путем сравнения себя с другими детьми, развитие эмпатии, способности к заботе.
Но ведь ребёнок общается не только со сверстниками, но и со взрослыми. В чём отличие этого общения?
Плоскость контактов ребенка со взрослыми наклонная; он смотрит на родителей сверху вниз, в результате чего их образ всегда огромен. Общаясь со сверстниками, ребенок учится жить на горизонтальной плоскости, строить отношения на равных.
Потребность быть понятым в общении, игре заставляет ребенка высказываться яснее и правильнее. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять. Обращенная к сверстнику, она становится более связной, понятной, развернутой и лексически богатой. Особенность контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм поведения. Разговаривая друг с другом, дети используют неожиданные действия, непредсказуемые слова и звукосочетания: принимают причудливые позы, передразнивают друг друга, сочиняют разные небылицы, придумывают новые названия знакомым предметам… Такая свобода имеет большой психологический смысл. Если взрослый даёт ребенку культурные нормы общения, учит говорить как все, то сверстник создает условия для самостоятельного творчества, для проявления индивидуальности. Самобытное, творческое начало ребенка лучше всего проявляется именно в общении со сверстником, когда можно попробовать себя – на что я способен. Не случайно игры, требующие проявления творческого начала, чаще происходят вместе со сверстником. Ребенка привлекает в сверстнике возможность реализовать свою потенциальную активность, свободно выражать свои желания и переживания. Исследования Н.И. Ганощенко и И.А. Залысина показали, что в состоянии возбуждения дети зрительно в два раза, а с помощью речи в три раза чаще обращались к сверстнику, чем к взрослому.
Другая отличительная особенность общения дошкольников заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. Для ребенка важнее своё действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Только в общении с другими детьми ребенок учится ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права. Общение со сверстником значительно богаче: здесь и управление действиями партнера (показать, как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязывание своей воли (заставить его сделать именно так), и совместная игра (вместе решить, как мы будем играть), и постоянное сравнивание с собой (я так могу, а ты?).
Общаясь со сверстником, ребенок может притворяться (т.е. делать вид), выражать обиду (нарочно не отвечать, не замечать), фантазировать (придумывать что-то нереальное). Ребенок спорит со сверстником, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Такое разнообразие отношений детей порождает разнообразие контактов и требует умения выразить свои желания, настроения, требования. Для плодотворного сотрудничества друг с другом детям необходимо обрести взаимопонимание. Дети обычно совершают тяжелую внутреннюю работу, направленную на то, чтобы один понял другого, чтобы прийти к согласию.
Действия, адресованные сверстнику, характеризуется яркой эмоциональной насыщенностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. Такая сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что, начиная с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. В дошкольном детстве происходят качественные изменения в социальном развитии ребенка, которые выражаются: в осознании собственного; в осознании своего поведения; в интересе к миру взрослых. Эти изменения особенно проявляются в сюжетно-ролевых играх. Многие ученые указывают на то, что неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; соответственно значительно более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником. Дошкольники, с одной стороны, остаются связанными со взрослыми, которые создают условия для развития и обучения их элементарным обязанностям. С другой стороны, на них оказывает влияние детское общество, в котором формируется общественное мнение, осуществляется договоренность в совместных действиях. Взрослые поддерживают ребенка в его успехах, а ребенок вступает в сложные отношения со сверстниками, содержащие элементы взаимной поддержки и соревнования.
Для полноценного общения детей недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Было обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в условиях дефицита общения со взрослыми, контакты со сверстниками примитивны и однообразны. Эти дети не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения. Необходима целенаправленная организация детского общения. Взрослый (в первую очередь, родители и воспитатель детского сада) налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера по игре, предлагает повторить его действия. При таком поведении взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникает эмоционально-практическое общение. Надо обучать детей решать конфликты через обсуждение: помогать ребенку выявить проблему, которая возникла в ходе его общения со сверстниками, высказать идеи по ее решению, принять решение, устраивающее обе стороны.
Совместно играя, друг с другом общаясь,
Свой внутренний мир дети обогащают.
Чтобы росли счастливыми дети,
Мы, взрослые, с вами за это в ответе!
Источник