Роль среды в развитии ребенка с нарушениями зрения
: , ? ? ? , 4. , ? ? : | ⇐ 20 26 ⇒ . . , , , . , ? , , , . , , . . , , . ? . , , , , . , : , , , , , . , . (, – ) . . ( , , .) . , , . (, , ). .. , , , , . ( ) . : , . , , [84]. .. . , , , , , . , .. , [85]. – . – . .. .. , , , , . , ? , – , . , , [86]. . , , . , [87]. , . , . , – – . , – , . , – – , , . . , , , , . : , , , , . , [88]. , , , . [89], , , , , . , , . , . (1965). , , , , . , , , , . (.. , .. , .. ) . .. (1995) . 88 92 % , . , . , , , , , . , , . , , . , , , , -. III IV . , . . . , , , . , . – , , , , . . , 38 17 , 9 , -. , , – , . , , , , . , , , , . . , . , , , , . , , . , , , , , , , , , , . , , . , , , , , : – , , . . , . , , , , , , , , , – , , , . , – , , . , , , , , , , , , , . ( ), , , , , : , , .., , , . , ( ) , . . , , , , , , , , . . , , . , , , , . , , -, . – , . , , , . , , . , , , . , . , , , , , , , , , , , .., . 12 , , , . . , , . , , , , , , , , . , , , , , . , , . , , . , , – , , , , . , , , , . , , . . , , – , , , , , . – , – , . , , . , , , , ( , , ), . . , , , . . , .. , , , , , . , , , , . , , , , , , , , . , . , , , . , , , , .. , , , .. , .. , , , , . , , , , . , , . , , , . , , .. . , , , , . , , -, , . , , -. . -, – , , , , , , , . . , , , , , , , . , , . , , , . , . , , , , . . , , : , . , , , , . , , , .. , , , , . , , . , , ; . , . , , , , . – , , , , . . , , , . , , , , , . , , . , , , , . – , . , , , , . . , , , , , , , . , , , , , . , , -, , : , . , , , . , , , , , , . , , , . , . . , , . , , , , , , , . , . , , , . , , , , , . , – , . , , , , , – , . , , . . , , , , , . , , , , , . , , , . , , .. , , , . . , . ., , . , , , , . , – , . . . , , , , , , . . , , , .., . . , . . , . . . , , , , , , , , , , , .. , . , , , , -. , , , , . , , , , . , , , . , , . , , , , . , , , , , , , , , .. , . , , , . . , , , . , , , . , , , , . , , , . , , . . , , , , , , , . , , (, ), . , , . , , . — , , , . . . , , , , , , – . , , . . , . . , . .. , , . , , , . , , , , , . , , , – . . , . , : , , , , . , , , . (IIV ). , , , , . , , , , , , . , . , , . , . 10 . , – . , . – . , . , , , . , , . , . , , , . . , . . , , . . , , , , . , . , , , , . , . , , , .. . , , , , . , , , – . – , , , , , , , . , . , , , , . , , , . , , .. , , , , , , , . , , , . , . , , , . , , , , , . , , . , , , , . , . , , , . , , . , . , . , , . , , , , , , , , , , . , . , , , , , , . , , , . , , . , , , . , . . , , , , . , , , . , , , , . . . , . . . , , , . , , . . . , , , , . , , , . , , , . . , , . , , , . , , . , , , , . , . , , , , , , . , , . : 2015-10-18; view: 1591; |
Источник
Статья:
Организация жизнедеятельности детей с нарушениями зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметно-развивающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно – компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.
Развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Предметно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях рассматривается “как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности” (С.Л. Новоселова).
Предметно-развивающая среда специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения имеет коррекционную направленность. В этом случае мы говорим о коррекционно-развивающей среде, отличающейся от предметно-развивающей тем, что она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения. Коррекционно-развивающая среда – это комплексный, системный, вариативный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с нарушениями зрения на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности, кроме того коррекционно-развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством.
Следовательно, встаёт вопрос необходимости совершенствования, оптимизации коррекционно-развивающей среды с учётом особенностей детей с нарушением зрения.
Плаксина Л.И. и Л.С. Сековец в своей работе «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида» определили ряд принципов организации коррекционно-развивающей среды как средства коррекционной работы:
– превентивная направленность всех видов ее средств решает вопросы предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии ребенка, за счет создания специальных социально-адаптивных способов взаимодействия ребенка с людьми и окружением, а также обеспеченности специальным дидактическим, игровым и бытовым материалом;
– пропедевтическая направленность коррекционно-развивающей среды обеспечивает ребенку многоэтапное и постепенное введение его в информационное поле, в котором организовано безбарьерное пространство, подобрано специальное оборудование и рационально размещены блоки, решающие проблемы сенсорного, моторного, интеллектуального тренингов, психоэмоциональной разгрузки, социальной ориентировки;
– преобразующее, трансформированное влияние среды на развитие ребенка и формирование у детей компенсаторных способов ориентации на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти;
-специальное, акцентированное информационное поле коррекционно-развивающей среды учитывает своеобразие познавательных процессов у детей с нарушениями зрения, специфику контактов и способов получения и переработки информации.
Реализация принципа оптимальной, информационной целесообразности коррекционно-развивающей среды нацелено на восстановление связи между ребенком и его окружением.
Говоря об оптимизации, совершенствовании следует думать о доступности и целесообразности информационного поля коррекционно – развивающей среды, что позволяет интегрировать ребёнка в окружающую среду. Содержание среды современного дошкольного коррекционного образовательного учреждения обосновано деятельностно-возрастным подходом и ориентировано на актуальное, ближайшее и перспективное развитие ребенка, а также становление его индивидуальных способностей.
В зависимости от коррекционной направленности обучения и содержания воспитания, развивающая коррекционная среда может иметь свою специфику, и призвана обеспечить коррекционно-компенсаторные условия для полноценного развития всех видов детской деятельности.
Предметная среда решает задачи ближайшего психического развития с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром.
При организации коррекционно-развивающей среды в учреждении для детей с нарушения зрения, учитывается:
– структура первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;
– специфика организации свободного, безбарьерного передвижения и контакта, общения детей с окружающей средой;
– соответствие информационного поля коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей;
– обеспечение в среде обучающих и коррекционных средств формирования социально-адаптивных навыков самостоятельной жизнедеятельности;
– организация поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды с опорой на “зону его актуального развития” для удовлетворения коммуникативных и познавательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми на принципах организации “зоны ближайшего развития”;
– мера доступности, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применением специальных вспомогательных средств, дидактических материалов;
– обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.
Оптимизация коррекционно-развивающей среды имеет важное значение для профилактики зрительной депривации и развития дошкольников с нарушением зрения, расширяет возможности для решения коррекционно-компенсаторных и лечебно-восстановительных задач.
Важными задачами коррекционной работы являются развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций, пространственной ориентировки, мелкой моторики, развития представлений об окружающем мире.
Взаимодействие ребенка с нарушением зрения с окружающим его миром определяет направление и характер его развития, т.е среда выступает важным условием и источником его развития. Таким образом, точность и полнота восприятия, внешнее воздействие на ребенка, его динамическое развитие зависят от выбора вида пособий, средств наглядности, умения преобразовывать и реконструировать их с учетом сенсорных возможностей детей с нарушением зрения.
Учитывая потребности детей с нарушением зрения находящихся на разных этапах лечения, педагоги проявляют творческий подход при организации коррекционно-развивающей среды.
Подготовительной работой для активизации и стимуляции зрительных функций, развития зрительно – моторной координации, точных соотносящих внешних практических действий. являются упражнения с пособиями «Офтальмотренажеры».
На ортоптическом этапе лечения используется пособие «Поймай рыбку».
Для развития бинокулярного зрения используются пособие «Выдели фигуру в зашумленном поле».
Для развития пространственной ориентировки моделируются разные пространственные ситуации: знакомство с понятиями «ближе – дальше», «выше – ниже», «справа – слева», определение положения предметов относительно друг друга.
Развитию мелкой моторики рук способствуют разнообразные пособия, такие например, как «Осьминог», «Божья коровка», «Яблочки и груши», «Гусеница».
Для формирования умения пользоваться эталонами звуков и запахов в практической деятельности, можно использовать пособия: «Коробочка звуков» и «Коробочка запахов», которые позволяют, практически оперируя с ними изучать и запоминать характерные звуки и запахи.
Уважаемые коллеги, все мы знаем, что суть метода проектов состоит в организации развивающего процесса, при котором дети приобретают новые знания и умения, опыт творческой деятельности, стержнем которого является исследовательская, познавательная, продуктивная деятельность детей. Для ее осуществления необходима динамичная специальная развивающая среда, включающая в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности. В то же время такая предметная среда позволяет педагогам решать конкретные образовательные задачи, развивая любознательность, творчество, коммуникативные способности детей.
Так, например, в подготовительной группе можно осуществить проект «Экологическая модель полушарий земли». В ходе реализации проекта предметно-развивающая среда должна быть организована так, чтобы дети могли знакомиться с географической картой мира, фотографиями, картинами, слайдами, видеофильмами; нужно организовать маленькую исследовательскую лабораторию для того, чтобы дети развивали свою любознательность, зрительное внимание, исследовательские навыки.
Можно организовать среду для изучения истории своего района и города – фотоальбомы, книги, картины.
Через реализацию проекта «В гостях у сказки» детей средней группы можно ознакомить с классическими иллюстрациями, дидактическими играми по театрально-игровой деятельности. Это помогает развить у детей интерес к устному народному творчеству, сформировать чувство сопереживания к событиям и героям сказок.
Всё это дает возможность оптимизировать педагогический процесс, максимально использовать наглядность для преодоления вербализации знаний для детей с нарушением зрения, формировать знания о жизненных проявлениях всего живого, развивать познавательные психические процессы.
Для конкретизации знаний об объектах и явлениях живой и неживой природы можно использовать различные презентации.
Для активизации процессов коррекции и компенсации и преодоления недостатков познавательной деятельности можно использовать развивающие упражнения позволяющие решать такие задачи, как развитие представлений о сенсорных эталонах, навыки ориентировки в пространстве, развитие глазомера.
Следует отметить, что привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и созданию и оптимизации коррекционно – развивающей среды, одна из составляющих нашей работы. С этой целью можно организовать для родителей различные семинары: познавательные семинары – практикумы, родительские собрания (общие и групповые), экскурсии по ДОУ, индивидуальные консультации и т.д.
Досуговый: совместные досуги, праздники, участие родителей в выставках и конкурсах, совместные субботники, экскурсии за пределы ДОУ, совместные проекты и т.д. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставок, написание мини-сочинений, а также тематические конкурсы, экскурсии, оформление стендов и т.д. При этом родители становятся самыми активными помощниками и соратниками педагогов в любом деле.
Наглядно-информационный: это и родительские уголки и дни открытых дверей, фотовыставки, мини библиотеки, тематические дни и недели.
Таким образом, особая роль в воспитании и развитии детей отводится оптимизации, совершенствованию коррекционно-развивающей среды. Целенаправленно организованная коррекционно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка с нарушением зрения. Разумно организованая коррекционно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, умениями и навыками. Побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей с нарушением зрения.
Литература
Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида. М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2006.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Гимназия № 1637 (структурное подразделение дошкольного образования №2)
111401, Москва, ул. Металлургов, д.16 тел.(495)304-08-72
: gou724@newmail.ru (495)304-03-00
Дрожжина О.В., воспитатель
Консультация для педагогов:
«Организация коррекционной развивающей среды в группе для детей с нарушением зрения».
Организация жизнедеятельности детей с нарушением зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно обустроена предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостатков психофизического развития.
Коррекционно-развивающая среда в группе для детей с нарушением зрения – это соблюдение санитарно-гигиенические нормы, чистота и порядок в окружающей среде, выполнение требований к подбору игрушек, мебели, освещения и многое другое. К основным характеристикам этой среды относится: морально-психологический климат, экология и гигиена; современный дизайн, рациональный режим жизни, труд и отдых, современные образовательные программы, методики и технологии.
Коррекционно-развивающая среда создает благоприятные условия для развития ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности, как умственную, так и физическую, и игровую. Она становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования. Требованиями к ее организации являются: свободный, по интересам выбор детьми игрушек и материалов для привлекающего их вида деятельности; возможность играть малыми подгруппами.
Коррекционно-развивающая среда – это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
Плаксина Л.И. и Л.С. Сековец в своей работе «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида» определили ряд принципов организации предметно-развивающей среды как средства коррекционной работы:
– превентивная направленность всех видов ее средств решает вопросы предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии ребенка, за счет создания специальных социально-адаптивных способов взаимодействия ребенка с людьми и окружением, а также обеспеченности специальным дидактическим, игровым и бытовым материалом;
– пропедевтическая направленность коррекционно-развивающей среды обеспечивает ребенку многоэтапное и постепенное введение его в информационное поле, в котором организовано безбарьерное пространство, подобрано специальное оборудование и рационально размещены блоки, решающие проблемы сенсорного, моторного, интеллектуального тренингов, психоэмоциональной разгрузки и социальной ориентировки и др.);
– преобразующее, трансформированное влияние среды на отклонения в развитии ребенка и формирование у детей компенсаторных способов ориентации на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти;
– специальное, акцентированное и/или редуцированное информационное поле предметно-развивающей среды учитывает своеобразие познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии и специфику контактов и способов получения и переработки информации.
Большой клад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е В.Зворыгина, В.А. Петровский и др. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.
Взаимодействие ребенка с нарушением зрения с окружающим его миром определяет направление и характер его развития, то есть среда выступает важным условием и источником его развития. Таким образом, точность и полнота восприятия, внешнее воздействие на ребенка, его динамическое развитие зависят от выбора вида пособий, средств наглядности, умения преобразовывать и реконструировать их с учетом сенсорных возможностей детей с нарушением зрения.
Учитывая потребности детей с нарушением зрения находящихся на разных этапах лечения, педагоги проявляют творческий подход при организации коррекционно-развивающей среды. На каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения.
В период плеоптического лечения включаются в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Задания, в которых учат детей выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.п.
В период ортоптического лечения с детьми проводятся специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.
На этапе стереоскопического лечения проводятся с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними. Такие игры, как «Распредели игрушки по величине», «Разложи по величине геометрические фигуры», «Прокати мяч в ворота», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку», «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку».
В группе должны быть выделены различные зоны и уголки коррекционно-оздоровительной направленности. Это позволяет каждому ребёнку найти место, удобное для игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния. Формируя предметную среду группы и спальни, нужно учитывать особенности зрительного восприятия детьми окружающего мира, так как цветовая гамма имеет существенное значение для их здоровья, обучения и развития.
Наблюдения и опыты в уголке экспериментирования показывают, что игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, и это служит прекрасным средством для их развития и саморазвития.
Большое внимание уделяется наличию в коррекционных уголках различных подставок, меняющие угол наклона в зависимости от диагноза ребенка, для действий с дидактическим материалом, играми – это рассматривание иллюстраций, выкладывание узора, чтения «наложенных» изображений, изображений в «зашумленном» фоне.
В групповых комнатах и кабинетах специалистов имеются схемы зрительных маршрутов. При работе с книгой и рассматривании иллюстраций источник света может находиться с любой стороны, главное, чтобы он равномерно освещал рабочую поверхность, и не было ослепления глаз.
Изображения на иллюстрациях должны быть выполнены в четких контурах, без лишних деталей, доступны восприятия детей с нарушением зрения. Предметы или изображения должны находиться перед ребенком в статичном состоянии на уровне глаз ребенка. Предметы и картинки с блестящей поверхностью исключаются полностью.
Демонстрация наглядных пособий сопровождается четкими, ясными и конкретными пояснениями, которые позволяют детям понимать, выделять конкретные визуальные признаки предметов окружающего мира.
По рекомендации врача-офтальмолога при изготовлении пособий необходимо использовать определенную цветовую гамму: красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета. Эта цветовая гамма более благотворно воздействует на сетчатку глаза.
При проведении всех видов занятий обязательно использовать упражнения на снятие мышечного напряжения и зрительного утомления. Для этого необходимо использовать различные ориентиры: цветные колпачки, флажки, шарики, колокольчики. Это дает возможность детям выполнять глазодвигательные упражнения, прослеживая взглядом за конкретными предметами, не напрягая зрение.
Проведение физкультминуток позволяет снять зрительное напряжение и в целом повышает работоспособность детей.
Социализироваться и адаптироваться в окружающем мире детям с нарушением зрения помогает сюжетно-ролевая игра. Основной задачей педагогов является формирование у детей навыков и способов зрительного восприятия, которые значительно повышают познавательные способности и способствуют восстановлению зрительных функций. Наибольшее значение для развития ребенка с нарушением зрения приобретает игра, становясь основной формой не только развития, но и коррекционной деятельности. Необходимым условием возникновения самодеятельных форм игры является педагогическая помощь, направленная на формирование предметных представлений, игровых умений и способов взаимодействия в игре. А также на создание коррекционно-развивающей среды, которая обогащает зрительный сенсорный опыт дошкольников с нарушением зрения.
Необходимо научить ребенка не только правильно видеть и понимать окружающий мир, воспринимать и обрабатывать информацию.
В развитии зрительного восприятия нормально видящего ребенка именно окружающая среда, наполненная разными зрительными стимулами, обеспечивает потребность и необходимость зрительного реагирования на раздражитель. У детей с нарушением зрения сама по себе среда не может оказывать такого эффекта, требуется специальная ее организация, поэтому возрастает роль взрослого в организации предметной среды. Это подбор определенных предметов по цвету, форме, величине для конкретных детей. Позиция взрослого направлена на совместное выделение объекта, его опознание, поддержание у ребенка поисковой энергии.
Активно влияют на развитие остроты зрения игры на ориентировку в пространстве: лабиринты. Для повышения остроты зрения можно использовать игровое упражнение: «Веселый контур». Детям дают задание по обводке через кальку контурных изображений, штриховке и обводке.
Обучение детей с опорой на ведущую сферу сенсорного опыта – одно из условий эффективности познания. При активизации знаний важно задействовать и учить дошкольников использовать все сферы сенсорного опыта в когнитивной, исследовательской деятельности. Если ребёнок при запоминании чувствует, видит, слышит и ощущает информацию одновременно, то он сможет более успешно восстановить всю информацию в памяти.
Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригирующих мероприятий определяется повышением уровня физического и психического здоровья каждого ребёнка с нарушением зрения.
Используемые литературные источники:
- Аветисов Э.С. Руководство по детской офтальмологии. – М. 1987.
- Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка: пособия для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.2001.
- Иванковская С.А. Здоровьесберегающие приёмы работы с детьми дошкольного возраста. // Приложение к журналу «Методист», «Мастер-класс», № 7. 2007.
- Литвак А.Г. Тифлопсихология: учебное пособие для педагогических институтов.- М. 1985.
- Моргулис И.С. Организация коррекционно-воспитательного процесса в школе слепых. – Киев. 1992.
- Плаксина Л.И.Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. – М. 1998.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида / под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Издательство «Экзамен», 2003г.
- Солнцева Л.И. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении. – М. 2001.
- Феоктистова В.А. Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. – Л.1983
- Щелкунова Н.И. Формирование культуры здоровья. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №8, 2008.
Источник