Роль среды доу в развитии ребенка дошкольного возраста

Светлана В.
Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии дошкольника
Выступление на педагогическом совете.
Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии дошкольника
Развивающая предметно-пространственная среда
– это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей, это том числе развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития
На слайде представлены мысли знаменитых ученых и педагогов о Развивающей предметно-пространственной среде
Стандарт требует:
окружающая ребенка среда должна будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно – и азы знаний.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать перечисленные на слайде параметры
Принципы организации развивающей среды представлены на экране, они достаточно известны
Организация развивающей среды с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Примеры таких центров перечислены на слайде.
Но иногда эти центры могут переплетаться между собой. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта
Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
Необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.
При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Я предлагаю для вас памятки о том, в чем состоит деятельность педагога с учётом современных подходов при формировании предметно-развивающей среды
Может быть многое из того, что в ней вам знакомо.
Воспитатель
*ориентируется в своей деятельности на Федеральный государственный образовательный стандарт;
*реализует на практике требования ФГОС, проводит образовательную деятельность с учётом 5 образовательных областей;
*использует принципы интеграции как важную составляющую педагогического процесса и организует профессиональную деятельность, используя интегрированные виды деятельности;
*в работе использует разнообразные формы работы с детьми в соответствии с программой игры, проектную деятельность, музыкальная игровая деятельность и т. д. и проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;
*проектирует образовательную деятельность с учётом тематического принципа, что даёт большие возможности для развития детей, позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения;
Так, например, 2019 год – год 140-летия со дня рождения знаменитого автора Уральских сказов – Павла Петровича Бажова
В начале года в детском саду проходил смотр-конкурс «Зимняя сказка 2019» Наша группа оформила свой участок по мотивам сказов П. Бажова и Златоустовской гравюры
В конце февраля наша группа разместила в холле детского сада выставку детских работ, выполненных в разных техниках с использованием бросового материала, пластилина, ткани, страз, акварели и гуаши на тему «В царстве сказов П. Бажова», посвященную 140-летнему юбилею писателя.
А в марте при создании «Огорода на подоконнике» мы продолжили тему и изготовили еще одну Хозяйку Медной горы из куклы и вместе с детьми выполнили каменный цветок способом папье-маше и макет уральских гор из картона, бумажных салфеток и броссового материала
*в проектировании предметно-развивающей среды должен обеспечить взаимодействие родителей возрастной группы со специалистами, направленное на непрерывное образование воспитывающих взрослых и создание подобных условий в семье;
Так мы смогли привлечь родителей к постройке зимнего городка для создания снежных построек. А одна из мам стала нашей помощницей во всех начинаниях, любое дело ей по плечу. Она связала нам разные атрибуты для игр, пирожные, бублики, конфеты для сюжетно-ролевых игр, кукольных героев для театра царевну-лягушку- хозяйку речевого уголка, мирилки для коммуникативных игр.
*создаёт условия для всестороннего развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Она вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. А в этом нам конечно же поможет среда в которой он проживает и развивается.
Источник
Валентина Коморная
Роль предметно-развивающей среды в группе детского сада для всестороннего развития дошкольников
Роль предметно-развивающей среды в группе детского сада для всестороннего развития дошкольников
Подготовила:
Воспитатель
МБДОУ д-с №4 «Солнышко»
Коморная В. И.
В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда — это естественная комфортная, уютная обстановка, рационально организационная и насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязь предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.
Федеральные государственные стандарты дошкольного образования определяют требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения,которые включают принципы: информативности, вариативности, поли функциональности, педагогической целесообразности и транспортируемости. Таким образом, правильно организованная предметно- пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.
Комфортная развивающая среда обеспечивает различные виды активности (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной деятельности, условием для обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкольника, это является своеобразной формой самообразования маленького ребенка.
Цель предметно-развивающей среды в группе-становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности.
Это обеспечивается за счет решения следующих задач:
– создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
– предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
– ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
– активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;
– ориентироваться на активные методы воздействия на личность.
Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.
Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.
Воспитательная роль предметно – пространственной среды в :
• содержательности и эстетической значимости этой среды;
• целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;
• активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.
Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность, любознательность и т. д.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности. Организация предметно-развивающей среды в группе несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы
Все групповое пространство распределено на центры,которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В центре уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.
В развивающей среде, окружающей ребенка, заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.
Источник
Роль среды в развитии ребенка дошкольного возраста
В последние десятилетия проблема среды, условий и характера взаимосвязи человека с ней становится все более актуальной. Среда включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на развитие и функционирование человека. Факторы среды в совокупности с конкретными историческими социокультурными условиями воспитания имеют принципиальное значение для развития индивида.
Наполнение содержанием понятия «среда» как отвечающего соответствующей реальности, разграничение разных ее видов приобретают все большее значение в современном научном мире.
Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет среду как окружение и природные условия, в которых протекает деятельность человеческого общества. Сходную трактовку предлагают авторы толкового словаря под редакцией Д.Н. Ушакова: «Среда – социальная, бытовая обстановка, в которой живет человек, окружающие условия, совокупность людей, связанных общностью условий, обстановки».
Педагогика рассматривает среду как одно из важных условий всестороннего развития ребенка. О воспитательных возможностях среды, ее значении в развитии ребенка писали Л.К. Блонский, Л.С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер.
Во второй половине XIX века немецким педагогом Фридрихом Фребелем (1782-1852 г. г.) была создана система воспитания маленьких детей, имевшая большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек – маленькое существо, носящее в себе частицу божества. Назначение человека – выявить заложенное в нем божественное начало. Воспитание должно способствовать творческому самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их. Основой воспитания ребенка в детском саду Фребель считал игру, через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало, рассматривал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения.
Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил шесть «даров». Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость.
Законы воспитания формулировались Фребелем как «самораскрытие Божественного начала в человеке». Иначе говоря – в своем развитии ребенок творчески повторяет исторические этапы развития человеческого сознания. Основная педагогическая система – теория игры. По Фребелю, детская игра -«зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира». Игра – мостик от внутреннего мира к природе.
Он писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода; ведь она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение его по его собственной необходимости и потребности, что выражается уже самим словом. Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени, и в то же время она является прообразам и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной естественной жизни, как в человеке, так и во всех вещах; поэтому игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее.
Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается так же способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе.
Игра этого времени, как было выше вскользь замечено, не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай ее, береги и охраняй ее! Спокойному, проницательному взгляду истинного знатока людей в самопроизвольно избранной игре ребенка ясно видится его будущая внутренняя жизнь. Игры детей суть как бы почти всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своем внутреннем чувстве».
Фребель также считал игру одним из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы дать игре правильное направление и постепенно развивать посредством игры все, что дано ребенку природой. При этом совершенно не требуется какого-либо принуждения -достаточно побудить ребенка сделать то, что он сам бы сделал, если бы понимал себя.
Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами – строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т. д.
Теория Марии Монтессорипостроена на идее детского впитывающего сознания. С самого рождения ребенок, как губка, вбирает в себя все, что видит вокруг. Ребенок строит себя сам, а задача взрослых – снабжать его «стройматериалами». В методике Монтессори такими материалами служат уникальные обучающие пособия. Развивающая среда, сконструированная Монтессори, делает ребенка по-настоящему независимым. Основой для развития мышления Монтессори считала способность ощущать и воспринимать внешний мир, а также различать предметы в зависимости от их качеств. Она писала: «… я обратила свое внимание на вопрос среды, которая окружает детей, и в особенности на обстановку в классе. Я, наверное, не скажу ничего нового, если замечу, что важной частью школьного окружения станет большая игровая площадка с уголком, отведенным под огород. Новшество, которое я предлагаю, будет заключаться, пожалуй, в том, чтобы выход на эту открытую игровую площадку осуществлялся непосредственно из классной комнаты и дети могли свободно входить и выходить на протяжении всего дня. Далее об этом будет рассказано подробнее.
Что касается обстановки в классе, главным нововведением стал отказ от парт, скамеек и каких бы то ни было закрепленных на одном месте стульев. Я заказала прямоугольные столы на широких крепких восьмигранных ножках. Столы получились прочные и в то же время очень легкие, настолько легкие, что два четырехлетних ребенка могут свободно их переставить. Они достаточно большие, чтобы вдоль длинной стороны могли усесться два ребенка, а если они потеснятся, то найдется место и третьему. Кроме них, есть и столы поменьше, за которыми может работать только один ребенок».
М. Монтессори выдвинула следующие прогрессивные идеи:
-впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;
-для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование;
-определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дид. материал, Монтессори вместе с тем требовала вооружения воспитателей методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей;
-наряду с основной формой воспитания и обучения детей – самостоятельными занятиями- предлагала применять разработанную форму – индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность);
-создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.
Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори:
-строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения;
-детской творческой игре не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей;
-исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям;
-считала, что от 3 до 6 лет возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной сферой.
По мнению Л. К. Шлегер, основной задачей, которую должен ставить перед собой любой детский сад, это «создать такую обстановку и внешнюю и внутреннюю, в которой ребенок каждого возраста мог бы спокойно осуществлять свою жизнь, участвовать в устройстве жизни детского сада; мог бы нормально развиваться физически, умственно и морально; где он чувствовал бы себя свободно, легко, радостно и находил бы отклик всем запросам и интересам, соответствующим по возрасту».
Л. К. Шлегер говорила о «необходимости изучения детской жизни, к исключению из нее всего искусственного, к стремлению создать в детском саду атмосферу, в которой дети свободно и радостно живут, а не подготовляются только к жизни дальнейшей. В этом и лежит залог успешности такого жизненного дела, как воспитание маленьких детей».
Е.И. Тихеева посвятила всю свою жизнь дошкольному воспитанию. горячей сторонницей общественного воспитания, и она изучала деятельность и педагогические взгляды М. Монтессори.
Тихеева разработала свою оригинальную систему средств по организации сенсорного воспитания. Большое значение в дошкольном воспитании она отводила разумной дисциплине и четкому режиму дня. Она считала их средствами формирования привычек и воли. Е.И. Тихеева считала, что детский сад плодотворно выполнит свою задачу только в том случае, если он будет работать совместно с семьей. Детский сад должен быть подобием семьи, что между воспитательницей и детьми должны быть непринужденные, доброжелательные, «семейные отношения». По ее мнению, детские игры являются средством всестороннего развития их физических и духовных сил. «На игры в детском саду должно быть обращено огромное и притом продуманное внимание,- писала Тихеева,- игра является основным содержанием жизни ребенка, его работой и развлечением в одно и то же время; она представляет его душе широчайшую возможность предстать во всей многогранности своих черт и особенностей. Играет ли ребенок один или совместно с другими, игры всегда и при всех условиях открывают простор его деятельности, рвущимся наружу творческим силам, воображению, всем запросам его души».
«В детском саду не должно быть места отдельным учебным предметам в том смысле, как это понимается в современной школе. Беседы, рассказы, чтение, рисование, пение, работа всякого рода, игры, гимнастика – словом, все, из чего слагаются занятия в детском саду, должно находиться в строгом соотношении. Все занятия должны переплетаться, оказывать друг другу услуги, взаимно поддерживать в стремлении к одной общей цели – стройному развитию всех способностей ребенка».
Педагог – новатор Е.Н. Водовозова утверждала, что правильно организованное воспитание является наиболее плодотворным фактором .
Развитие детей дошкольного возраста должно быть всесторонним: «Физическое, нравственное и – умственное воспитание всегда должны идти рука об руку и помогать друг другу в достижении возможно полных всесторонних воспитательных результатов»
Она рекомендовала начинать «разумную подготовку» детей к школьному обучению уже в дошкольные годы. Эта подготовка должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их. сил и способностей, в пробуждении у них интереса к учению.
В основу своей системы воспитания детей дошкольного возраста Е. Н. Водовозова положила идею народности воспитания. Е.Н. Водовозова придавала важное значение физическому воспитанию детей. Она первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей начиная с раннего возраста, указала, что нравственное воспитание ребенка так тесно связано с его умственным развитием, что трудно говорить о каждом из них отдельно. Поступки ребенка «большей частью – верное зеркало его умственного кругозора» [2; с. 89]. Лучше всего учить детей поступать нравственно путем наглядных примеров, а не поучений. Водовозова стремилась подойти к решению проблемы нравственного воспитания человека с общественной стороны. Организованная воспитательная среда, известная систематичность и последовательность в развитии ума и воли ребенка, трудовое воспитание, воспитание чувства любви к Родине составляют, по ее мнению, основу нравственного воспитания детей. Воспитателям надо быть гуманными с детьми, говорила она, проявлять внимание к их нуждам, потребностям, их природным побуждениям, признавать за маленькими развивающимися существами право на некоторую самостоятельность и инициативу.
В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. В связи с этим, основная задача педагогических работников в ДОУ теперь состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями этой модели
Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Например, для возраста 2-3 лет развивающая предметная среда должна строится с учетом таких новообразований данной категории детей, как активное овладение речью и накопление словарного запаса, формирование основных мыслительных процессов, сенсорное развитие, изменения в характере игровой деятельности. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Разработки многих великих педагогов о роли среды актуальны по настоящее время – например, труды М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, Е.Н. Водовозовой, Л.К. Шлегери др.
Со временем некоторые идеи, которые сыграли свою роль в прошлом, стали устаревать и не являются актуальными в современном обществе (например, идеи Ф. Фробеля о церковном воспитании). На мой взгляд, много сделала для развития теории воспитательной и образовательной среды в дошкольной педагогикеЕ.И.Тихиева. Она разработала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, исследовала пути улучшения подготовки их к школе. Ее труды способствовали определению принципов новой системы сенсорного воспитания в детском саду, плодотворному изучению проблемы игры и являются актуальными и в современном обществе.
Источник