Роль социализации в развитии личности ребенка

Учитель ИЗО высшей квалификационной категории гимназии №125 Зухра Рахибовна Хабибуллина.

Социализация личности ребёнка.

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д. Для личности, особенно в дошкольном и школьном возрасте, важно создание благоприятных условий для смягчения остроты переживаемых ею кризисов, формирование способов межличностного взаимодействия, которые бы позволили усваивать предлагаемые элементы социального опыта без ущерба для психического здоровья. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающихся не просто представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу?

Духовный компонент является определяющим в социализации человека, что позволяет рассматривать эту отрасль социологической науки в тесной связи с проблемами культуры, образования, науки, литературы искусства. Это ни в коей мере не преуменьшает роль и значение экономических, социальных и политический отношений. Но человека возвышают лишь уровень культуры, богатства и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.

Познавательная сфера ребёнка формируется в процессе освоения содержательного поля теоретической и практической деятельности, учения и эмоционально-чувственного освоения окружающего мира. Только гуманистически ориентированный образовательный процесс, целью которого является удовлетворение потребностей ребёнка с учётом его индивидуальности, может реализовать целый спектр гуманистических, валеологических, нравственных, эстетических и организационно-педагогических условий. Формирование личностной культуры детей, основанной на постепенном погружении в окружающую природную и социальную среду, подводит их к глубокому эмоциональному восприятию, желанию жить в гармонии с внешним миром, в соответствии с его законами. Реализация такого образовательного процесса возможна при условии обращения идеям гуманности, ответственности и оптимизации взаимоотношений человека с человеком, человека с природой, благоговения перед жизнью. Социальное становление личности – это процесс, в течение которого человек осознаёт себя в обществе как личность. Процесс социализации происходит во время школьного учения, хотя он не всегда удовлетворяет натуру ребёнка. Кругозор ребёнка постепенно расширяется ещё в раннем детстве, когда малыш общается со взрослыми; в этот период начинается складываться его характер. Не найдя ответа на трудные вопросы жизни у взрослых, он сам ищет ответ в окружающей его среде. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придётся толкнуться в дальнейшей жизни. Представляя личность как социальное явление, нельзя забывать о её индивидуальных особенностях. Это характер и воля, интересы и потребности человека. Сила его умственного развития, знания, сознание и самосознание, ориентация в обществе и особенности мировоззрения. Необходимо учитывать, как он воспринимает окружающий мир, общественные отношения, как общается с другими людьми.

Социализация личности зависит от деятельности ребёнка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия – через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

Многое в становлении личности может сделать педагог. Выяснив задатки и способности ребёнка, изучив семью и среду окружения, он создаёт условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребёнком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого педагог ищет соответствующие подходы, формы и методы воспитания.

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружающая ребёнка социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на всё с самого раннего возраста.

Формирование личности, её социализация связаны с социальным воспитанием. Социальное воспитание – это забота общества о своём подрастающем поколении. Анализируя процесс социального воспитания, педагогу следует помнить, что на ребёнка в процессе формирования личности влияют: природа и родной язык; общение в семье, детском саду, школе, окружающая среда; его деятельность; средства массовой информации, искусство, литература; образ жизни самого ребёнка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

К базовым условиям успешности социализации ребёнка относятся следующие:

– состояние психического здоровья детей;

– наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

– создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

– обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;

– организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;

– разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией и с учётом контингента детей и заказа родителей;

– построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Таким образом, социализация, понимаемая как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности ребёнка. Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

Источник

Индивидуальное значение социализации

Определение 1

Социализация личности – это процесс усвоения образцов поведения, социальных норм и ценностей, психологических механизмов, необходимых для результативного функционирования индивида в обществе.

Рисунок 1. Социализация. Автор24 – интернет-биржа студенческих работ

Благодаря социализации человек овладевает социальными знаниями и навыками, воспринимает принципы, нормы, ценности, идеалы общества, становится ее активным участником.

Индивидуальное значение социализации заключается в том, что благодаря ей человек становится личностью. Социализировать человека можно посредством приобретения им:

  • общих черт людей социальной группы, к которой принадлежит и общества, в котором живет;
  • собственных, индивидуальных черт, через которые реализуются его задатки и способности, заложенные генетически. Если эти черты в формируются гармонично, то человек будет легче интегрироваться в социальные группы, организации и институты, будет более комфортно и уверенно чувствовать себя в обществе.

Личность социализируется посредством овладения той или иной социальной ролью (или несколькими ролями). Во время социализации изменяются формы, методы, содержание активности взрослого человека, он может оценивать, переоценивать, устанавливать новые нормы, правила, принципы жизнедеятельности.

Социализация способствует лучшему пониманию других людей, отношений с природой. Она направлена на воспроизведение материальной и духовной культуры социума, на решение сложных жизненных задач, переосмыслению социального опыта, в передаче знаний и опыта новым поколениям.

Рисунок 2. Значение социализации. Автор24 – интернет-биржа студенческих работ

Значение социализации для общества

Благодаря процессам социализации молодое поколение перенимает от предыдущего жизненный опыт, материальные и духовные ценности, все богатство культуры, обеспечивая самовозобнавляемость социальной жизни.

Общество продолжает функционировать благодаря социализации. Нарушение социализации индивида в обществе приводит к: развитию конфликта между личностью и обществом, конфликту поколений, дезорганизации общественной жизни, упадку культуры. В процессе социализации личность овладевает той или иной социальной ролью (или несколькими ролями).

Социализация способствует лучшему пониманию других людей, отношений с природой. Она направлена на воспроизведение материальной и духовной культуры социума, на решение сложных жизненных задач. Социализация способствует переосмыслению социального опыта, в передаче знаний и опыта новым поколениям. Существует два подхода к рассмотрению процесса социализации:

  1. Социобиологический подход. Представители этого подхода утверждают, что несмотря на то, что культура оказывает влияние на социальную активность индивида, различные ее виды могут быть предопределены генетически. Социализация – это совокупность генетических обусловленностей, предопределяющих характер деятельности человека. Помимо прочего, биологические особенности человека характеризуют приверженность к определенному типу питания, стимулируют охрану территории существования, создание структур власти.
  2. Культурологический подход. Представители этого подхода считают, что сложные виды социального поведения в генах не запрограммированы (хотя людям характерны генетически обусловленные рефлексы). Дети вовлечены в культурные отношения общества, они учатся поведению в процессе жизнедеятельности. Поэтому социализацию личности обуславливают культурологические факторы.

Замечание 1

Наиболее правильной является позиция, согласно которой биологические факторы (пол, гены, возраст, особенности нервной системы) выступают необходимой предпосылкой и материально-физической базой социализации личности. При этом социальная среда и общественные процессы являются факторами социализации.

Роль социализации в формировании личности

Процесс социализации происходит в несколько этапов, и на каждом этапе она играет определенную роль. Личность, осмысливая приемы и правила поведения, принятые в обществе, корректирует собственное поведение в зависимости от интеллектуального, личного эмоционально-чувственного развития, от способностей.

Через эти процессы человек утверждает себя в социальной группе, обществе.

При внутригрупповом и межличностном общении происходит обмен социальной информацией, усваиваются необходимые правила поведения, общения, устанавливаются доверительность или подозрительность, симпатия или антипатия, коммуникабельность или отчужденность. На этой основе человек формирует новые знания, формы поведения, мировоззренческие позиции, социальные качества.

Человеческая деятельность связана с социальной активностью, характеризующей воспроизводство материальных и духовных благ, созидание в труде, творчество. Однако деятельность может носить негативный и деструктивный характер. Это связано с ликвидацией устаревших материальных и духовных ценностей, проявлениями насилия. Социализация личности во время общественно полезной, позитивной деятельности является наиболее эффективной, результативной и предпочтительной, так как индивид может в наиболее полной мере проявить и реализовать свои творческие способности и возможности.

Социализировать личность можно в духовном и нравственном плане. Это означает определенное осмысление и обобщение деятельности, общения, поведения, совершенствования эмоционально-чувственных, волевых состояний, знаний, ценностных ориентаций, конкретных социальных качеств, что и формирует духовный мир личности.

Источник

, . , , . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

. . , .

– , , , , . .

, , , .

, , , . , – , , , , , .

, – , , , , .

(.. , .. , .. , .. , .. , .. , .. .), – , . , , .

, , . :

– ( , , );

– ( );

– (, ).

, , , .

, ( ). , , . , , -. , , , . , , , – , . , – (-, -, – ..) , , .. .

, , , . , , (.. ).

, – , , , .

, , -. , , , .

, -. , , . .

: (. , .. , . , . .), (.. , .. , .. , .. , .. .), (.. , .. , .. .) .. , .. , .. , .. . .

– .. , .. .

– .. , .. . : , . .. , .. , .. , .. .

, , .. , .

: , , .

, . , , : . , . . .. , , , , . , , . , .(1)

, , . , : , , ; ., .. , .. , , ; ; .., .. , .. , – , .

. , , , . , , .

:

– ( );

– ( );

– ( );

– ( , ).

– (, , ). , , , . . . , .

, (. , . , , .) – (. , . , . .). (.. , .. , .. ). , , , , . (. , . , . .) , . (. , . , . , . , . ) – , .

. .. : – , , , . (4, .124)

, . : – , , – , , . , .

. , . , , . , : , (, , , .) , () .(5, .8)

. (. , .. , .. , . . , . , . ). . – , , , , .(5, .9)

, , , . , , .. : – , , , , , , ( ) , .(7, .340)

.. : , , , , , . (54, .6)

.. , (7,.22).

.. , , , , . , , . (58)

– , . , . – .

, , , . .

( – ). , –, – , , . ( – , ). .. .

, (.. , .. ), . , .. , -, (6,.301). .. , , , , (2,.276).

.. :

– , : , ;

– , ߻, ;

– .(6, .293)

, , , – , .

.. , , – , , , .

, , , , , -, , , (.. ) (11)

, , . . , . . : 1) , , ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) ; 7) , .

.. () . , – . (7, .33). , – , – . , .

, , : 1) ; 2) ; 3) , , : :

– – . , , , ;

– – . , -, – , , ;

– -, – . ( , , .

, . , , , .. ( , , – , .. ). , , , , .

, .

. , , , .. . , , , , .

, , . , , , : , , .., , .

, , . , . , , , , , .

: , , .

-, .

, , . .. , , -, -, , , , , . (54, .19)

. .. , , , , , , , . . , , , , .. . (6)

. , , .

:

1) , : – , – , – , – ;

2) ( – );

3) – ;

4) ( – , , ).

:

, , ( );

, , (- ).

, , , , , , .. , , , .

. , , .. . . , , . – , , – – – , – . , , , , – .

: – ; – ; – ; – ; – .

. ( , , , , , ). , .. , . , , . . , – , , , .. , . , .. , : -, ߻ ; -, , . , , .

.. – , . (53)

.. : , , – , , . , . , , , .(7)

– , , , , , , , . , , .. , . , , .

.. , , , . ( ), , , , .

, ( ) – , , , , .. , . .

. , .

:

1) – , , , . , ;

2) – , , , ;

3) – , , . (79)

, , , , , . ( ) ( ) .

(.. , .. , .. ), (.. , .. ), (.. ), (. , . ).

, , . (.. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. ).

.. , . , , , , . : , , , .

, , .. , , . – .

, , . . , , .

, , :

– ( );

– ( ) ( );

– ( ).

, , : , (, ), – , – , .

, , , . .

. .. , , , , , , . .. , . , , , , , . , , , .

:

– , , , ;

– ( ) ;

– , , ;

– – ;

– , , .(77,.343)

, ( , , ) . , . , . (77)

, . , : , . , .

, , . . , . .

, , , , , .

, . , , , , ().

, , , , , , .

, , . :

1) ;

2) .

. , ( , ). , , , .. 帻 (8,.122)

, , , , , , , . (8)

, , . , . , , , , .

: , , . .. -, , .. , . , , .

– (, , ). , .

:

– . , . , , (. , . ). – , .

(. , . , . , . .), , .

.. , .. , .. .

: – , , , . ( ). . (. , .. , . .).

, (.. , . , .. .). (.. ), , . (-), (.. , .. , .. ), – (.. ). , .

, , (.. , .. , .. ). , , : .

, , :

– ( , );

– ( ߻ – );

– ( ).

, , . , , .

. .

– , , . , . , .

. , . -. .

: .. , , . . , .

.. , , , , . , , , .

– , , , , , – . , , – , , – , , .(73)

, – . .. : .. .(19,16)

– (.. , .. , .. , .. .).

, , (.. , .. , .. ).

(10, 49, 64, 70), , , – – , , , (64, 166.).

(49) (56), .

:

– ;

– ;

– ;

– () .

, , , – .

( ), ; .

: , , , . : ( ).

– , , , . (37,.65). , , , . – – .

(.. , .. ), (.. , .. ), (.. , .. ) :

– ();

– ( );

– , (36).

, , , – , .

.. , .. , .. :

– ;

– ;

– – , , .

  • . , -. – .

    [40,6 K], 16.09.2010

  • . . , . , . : .

    [34,3 K], 03.02.2009

  • . . . , .

    [595,1 K], 01.05.2013

  • . . . . , (-, ).

    [52,9 K], 27.12.2011

  • “”. . . . .

    [28,1 K], 20.02.2015

  • . – . .

    [45,7 K], 27.02.2015

  • – , , , , , . . . , .

    [28,1 K], 08.12.2010

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник