Роль сочинения в развитии ребенка

Роль сочинения в развитии ребенка thumbnail

Содержание

Роль сочинений в развитии младших школьников………………..2

Анализ и редактирование письменных работ…………………………2

Урок анализа и редактирования сочинений……………………………5

Виды сочинений, их классификация и систематизация………….7

Приложение…………………………………………………………………………….8

Литература…………………………………………………………………………….10

Роль сочинений в развитии младших школьников.

Развитие связной речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения уче­ников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формиру­ются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собст­венное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче со­держания, и при создании своего высказывании действия учащихся направлены на текст, не такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформле­ние. Соответственно в комплекс умений, формируемых у учащихся при обуче­нии связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторо­нами текста:

1.Информационно- содержательные, включающие умения получить информа­цию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в сочинении.

2.Структурно- композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно изла­гать материал, умение формулировать вводную и заключительную части и др.

3.Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих це­лям высказывания, его типу и стилю.

4.Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

Все речевые умения тесно между собой связаны. В своей же работе я ос­тановлюсь только на формировании умения анализа и редактирования творче­ских работ (сочинений) у младших школьников.

Анализ и редактирование письменных работ.

Анализ письменных творческих работ учащихся – самая трудная работа прежде всего для учителя. Сразу же возникает множество вопросов: как и что анализировать самому учителю, как использовать результаты анализа при ра­боте с детьми. Проверка такого рода работ зачастую связана с неожиданными открытиями учителем своих учеников, с обнаружением собственных профес­сиональных просчетов, с эмоциональными переживаниями самого учителя, осознающего свою ответственность перед ребенком, оценку труда которого он берет на себя.

Сочинения – бесценный материал для учителя. Они помогают ему лучше узнать внутренний мир детей, ломают утвердившееся деление учеников на сильных т слабых, раскрывают неожиданные возможности отстающих и так на­зываемых молчунов.

В связи с тем, что сочинения могут быть не только средством, но и пока­зателем общего развития ребенка, его нравственных ориентиров, качества ус­воения содержания начального образования, в частности, русского языка, воз­никает огромное количество возможных линий их анализа. Я привожу лишь один из многих вариантов, характеризующих становление литературного твор­чества.

Работа детей может оцениваться по следующим показателям:

  1. полнота и правильность раскрытия темы;

  2. соответствие содержания сочинения заданному темой уровню обобщения ма­териала;

  3. логичность изложения;

  4. наличие обобщенных суждений;

  5. наличие авторских оценок, комментариев;

  6. соответствие формы изложения звучанию темы.

Эти показатели могут конкретизироваться анализом синтаксиса сочине­ний (соотношением простых и сложных предложений, их виды, соотношение микротем и количества предложений).

Анализ по этим показателям поможет учителю отнести работы к репро­дуктивным или творческим. Причем это не всегда будет совпадать с соответст­вующей классификацией тем, так как тему репродуктивного характера можно раскрыть творческим методом. Необходимо остановиться конкретно на харак­терных особенностях, выявленных при анализе сочинений, выполненных детьми на разных уровнях.

На творческом уровне

Целостный, законченный характер ра­бот. Умение перерабатывать и пере­строить имеющиеся знания в связи с новыми познаниями (темой).

На репродуктивном уровне

Имеющиеся знания излагаются ребен­ком “рядоположенно”: факт констати­руется, но не разрабатывается, каждое новое сообщение изолируется от пре­дыдущего, не связано личным отноше­нием к описываемому.

Образное, эмоциональное развитие темы, что проявляется в богатстве лек­сики и синтаксических форм.

Работы носят оценочный характер.

Тема раскрывается через усвоенные знания (работа затрагивает ум, но не затрагивает чувства ребенка).

Отсутствие каких-либо оценок, ком­ментариев, связей между явлениями.

Ярко выраженная индивидуальность по отбору материала, по стилю, по умению выразить себя в слове (выбрать нужное слово).

Похожесть сочинений по содержанию.

Стереотипный отбор объектов, фактов.

Сочинения, выполненные на репродуктивном уровне, как правило, сви­детельствуют в лучшем случае о развитии памяти ребенка и характеризуют за­частую низкий уровень его общего развития (интеллектуального и эмоциональ­ного). Эти дети не хотят или просто не умеют раскрыть свою индивидуальность, свой внутренний мир, зачастую формально относятся к занятиям.

Именно коллективная работа, связанная с разбором и оценкой сочине­ний, призвана разбудить у этих детей стремление к размышлениям и сопостав­лениям: вовлекая их в обсуждение чужих (а со временем и своих) работ, необхо­димо особенно поощрять в них попытки выразить свое отношение к обсуждае­мому, пробуждая тем самым интерес к делу.

В ситуации живого общения дети высказываются добровольно, по собст­венному желанию, принимая участие в обсуждении работ своих товарищей, и анализ сочинений в этом случае играет мотивационную роль. Так, у многих ра­нее неактивных учеников появляется желание улучшить свою работу, появля­ется интерес к литературному творчеству.

На уроках анализа письменные сочинения “озвучиваются”, как правило, либо учителем, либо самим автором работы. Остальные одноклассники оказы­ваются в роли слушателей.

Восприятие текста “читателем” и “слушателем” разное. Вот почему для обсуждения предлагаются самые лучшие образцы, выбираются яркие, интерес­ные фрагменты, прочитываются самые интересные предложения.

В обзорном анализе учителю удается упомянуть почти каждого. О недос­татках, как правило, говорится бегло. Внимание детей привлечено к достоинст­вам работ, к тому, чем поддерживается интерес в течение всего урока.

Но сочинения кроме достоинств содержит и недостатки. Вдумчивая, серьезная работа по осознанию своих ошибок и недочетов, направленная на улучшение написанного, не может быть осуществлена без опоры на текст и про­изводится только с голоса. Роль “слушателей” сменяется ролью “читателей” и “редакторов”. В аналитической работе с текстом ведущее место занимает теперь обучение редактированию и саморедактированию, связанное прежде всего с традиционной работой над ошибками.

Продуманная и правильно организованная работа над ошибками – это самый интересный и увлекательный урок, так как сама “коллекция ошибок” раскрывает учителю широкую программу для создания будущего более совер­шенного сочинения. Ценность и суть этой работы в том, что дети анализируют свои письменные работы с большим интересом, чем тексты писателей; неболь­шие по объему и простые по структуре, их работы лучше осознаются детьми, легче поддаются критике, что помогает уяснить и некоторые теоретические во­просы литературного анализа.

Уроки анализа решают одну из сложнейших педагогических проблем – проблему оценки и самооценки. Здесь дети учатся критическому анализу не только чужого, но и своего труда, преодолению чрезмерной непримиримости к чужим недочетам и ошибкам и снисходительному отношению к своим, приоб­ретают важнейшую способность – видеть чужие достоинства.

Но не всегда учащиеся могут найти и стремятся исправить те или иные недостатки своих письменных работ. Почему? Прежде всего – это объективные причины: недостаточно развита их самостоятельность и чувство языка; нет большой заинтересованности в выполнении задания; не воспитаны волевые ка­чества; а самое главное в том, что большинство детей просто не замечают своих ошибок.

Программа занятий с учащимися должна строится прежде всего на учете тех затруднений, которые сами по себе не преодолеваются и могут быть устра­нены только в совместной работе учеников с учителем. Отсюда важность и са­мой работы над ошибками, и умений учителя организовать эту работу.

Однако распознание и классификация ошибок вызывает значительные затруднения у самого учителя. Это одна сложность. Она четко просматривается при проверке письменных сочинений. Другая связана с последующей работой, направленной на улучшение составленных детьми текстов.

Анализ связных высказываний, сочинений всегда должен быть направлен на осознание детьми такого сложного понятия, как текст. Углубленный анализ авторских текстов и систематическая целенаправленная работа с детскими тек­стами поможет учащимся углубить понимание этого термина.

При проверке сочинений учителю целесообразно:

  • отметить (не исправляя) красным цветом пасты орфографические ошибки на изученные правила;

  • исправить пастой другого цвета (например, зеленой) ошибки на неизученные правила;

  • распознать ошибки основной группы, обозначенные в Памятке № 3, и клас­сифи­цировать их по группам (для этого на полях тетради обозначить номер соот­ветствующей группы ошибок, указанных в Памятке № 3);

  • выделить дополнительную группу ошибок, которые могут оказаться харак­терными для данной конкретной работы;

  • отметить остальные ошибки для индивидуальной работы с учеником, разно­образные, но однотипные ошибки, создавая “коллекции ошибок” для коллек­тивной работы на уроке.

Какие ошибки можно отнести к основной группе?

С позиции трехстороннего подхода к тексту, это ошибки, отражающие главное в содержании (информативность),в построении (связность,)в языко­вом оформлении (выбор слова, синтаксис текста.

С работой над ошибками связано и обучение редактированию.

  1. Первоначально дети редактируют работы, проверенные учителем, объясняют и исправляют выделенные ошибки и недочеты, составляют устно новые вари­анты.

  2. Оценивают теперь уже не исходный текст, а новые его варианты.

  3. Позднее, накопив некоторый опыт, дети редактируют текст самостоятельно, и предметом обсуждения и анализа становится эта деятельность ученика.

Для учащихся тоже полезно составить памятку (она может быть записана на плакате или в тетради ученика). Детям удобно руководствоваться ею при анализе своих письменных творческих работ или при самопроверке в процессе написания этих работ, или при редактировании письменных образцов своих то­варищей. Предлагаю один из вариантов такой памятки – Памятка № 1.

Урок анализа и редактирования

письменных работ учащихся.

Основные задачи таких уроков – развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в содержании, построении текста и отдельных пред­ложений, в употреблении слов, а также развитие тех коммуникативно – речевых умений, формирование которых являлось задачей урока.

Основными этапами такого урока могут быть следующие.

1. Постановка проблемы, сообщение темы и задач урока.

2. Общая оценка выполненных работ, их анализ.

Учитель оценивает общий уровень того, как класс справился с постав­ленными задачами, что оказалось более, а что менее удачным. При этом от­метки, как правило, не сообщаются. Учитель говорит о том, как раскрыта тема и основная мысль сочинения, отобран и систематизирован материал, соблюдены границы темы; какова структура сочинений, какие варианты построения выска­зываний выбраны учащимися ( от третьего или от первого лица написаны сочи­нения; отношение пишущего к предмету речи выражено во вступительной или в заключительной части; каковы способы соединения частей текста; высказыва­ния составлены по плану, созданному коллективно в классе или по собствен­ному плану, и т.д.); каково языковое оформление сочинений.

3. Ознакомление с лучшими сочинениями учащихся, т.е. с сочинениями, в наибольшей степени соответствующими задачам развития речи, поставленным на данном этапе обучения.

Учителем или авторами сочинений могут быть прочитаны не только це­лые сочинения, но и их фрагменты (удачные начало и концовка, точное и выра­зительное описание предмета речи – картины, экскурсии, спектакля и т.д., уме­лое и уместное использование изобразительно – выразительных средств речи, отражение собственного отношения к предмету высказывания и т.д.).

4. Организация коллективной работы по редактированию сочинений.

Учитель выбирает несколько отрывков сочинений (не называя фамилий учеников) с наиболее типичными ошибками или составляет сам негативный текст, в котором сконцентрированы ошибки учащихся. Учащиеся находят в этих текстах ошибки, определяют их тип, предлагают различные варианты исправле­ния ошибок и выбирают из них лучшие. Желательно, чтобы соблюдалась опре­деленная последовательность в работе над ошибками: сначала – работа над ошибками в содержании; затем – в построении сочинения, а в завершение – над речевыми ошибками.

5. Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками.

Она проводится по желанию учителя в зависимости от уровня развития класса и потребностей данного этапа обучения.

6. Организация дифференцированной работы над ошибками.

Учитель предлагает детям, допустившим определенный тип ошибки (например, № 10 или № 12), выполнить те или иные задания по редактированию текста, где допущена аналогичная ошибка.

7. Индивидуальная работа по совершенствованию текста.

Работа может быть начата в классе и продолжена дома. Результатом дан­ной работы будет создание второй редакции текста сочинения, за которую и бу­дет ставится отметка.

Виды сочинений.

1-я

четверть

2-я

четверть

3-я

четверть

4-я

четверть

Примечания:

Источники материала:

  1. на материале труда, экскурсий, походов, наблюдений, личного опыта;

  2. по картине, фильму, спектаклю, на книжном материале;

  3. материал разных источников (например, книжные сведения и личные наблюдения);

  4. на основе творческого воображения (по сюжетной картинке, по данному началу или концу, импровизация сказок и пр.).

Способ подготовки:

  1. коллективный;

  2. индивидуальный (самостоятельный).

Язык (стили):

  1. разговорный

  2. художественный;

  3. деловой;

  4. научный;

  5. публицистический.

Тип речи:

  1. повествование;

  2. описание;

  3. рассуждение;

  4. смешанные.

    Жанры:

    1) описание предмета, изделия, местности, опыта и пр.;

    2) отзыв;

    3) заметка (статья) в газету;

    4) письма, поздравления;

  5. сказка;

  6. портрет;

  7. загадка и пр.

Памятка № 3.

Указания к анализу сочинений.

Памятка для учителя.

Первая отметка за сочинение и изложение – это оценка содержания и его речевого оформления.

При оценке содержания учитываются следующие критерии:

  1. соответствие содержания теме и достаточно полное ее раскрытие;

  2. соответствие стиля теме высказывания;

  3. композиционная стройность, логичность, последовательность;

  4. достоверность и правильность высказывания (нет фактических ошибок).

Среди ошибок можно выделить следующие:

Ошибки в содержании:

  1. Пропуск главных частей и важных фактов.

  2. Искажение содержания, фактические ошибки, противопоставление фактов.

Ошибки в построении текста:

  1. Нарушение логической последовательности, нарушение связи между фактами и событиями.

  2. Повторное возвращение к одному и тому же факту.

  3. Неумение делить текст на части.

Речевые ошибки:

  1. Неправильное определение границ предложений в тексте.

  2. Нарушение порядка слов в предложении.

  3. Неоправданный повтор одного и того же слова, тавтология, употребление лишних слов.

  4. Неоправданный пропуск слов.

  5. Неправильное или неточное употребление слова.

  6. Неправильное согласование и управление слов в предложении, неправильное употребление местоимений, предлогов, союзов.

  7. Неправильное образование слова или его формы (словообразовательные и морфологические).

Примечание.

Один – два раза в четверть необходимо классифицировать ошибки и за­носить их в журнал ошибок. Это дает возможность выявить основные затрудне­ния каждого ученика, типичные ошибки, свойственные всему классу, и наме­тить конкретную программу работ с учащимися по их преодолению.

Приложение

Памятка № 1.

Как работать над ошибками

и исправлять текст сочинения (изложения).

Памятка для учащихся.

  1. Прочитай внимательно свою работу (сочинение, изложение) и озна­комься с замечаниями учителя.

  2. Выполни замечания по содержанию:

    bнайди лишнее слово или предложение (не на тему); []

    bдополни текст важными фактами; <

bисправь фактические ошибки; Ф

bисправь противопоставление фактов. ® ? ¬

3. Выполни замечания по построению текста:

bизмени части текста. Z

  1. Исправь речевые ошибки.

    bопредели границы предложения в тексте; Г

    bисправь те предложения, которые неверно построены; 1,2,3…

    bпри повторении слов, используй синонимы; П

    bподумай, какие слова лучше употребить в тексте, чтобы он был более точным; Н

    bдополни текст пропущенным предложением, предложение –

    словом. V

  2. Найди слова, которые написаны с ошибкой. Исправь.

  3. Напиши после исправления второй вариант сочинения (изложения). Стремись к тому, чтобы тема и основная мысль были раскрыты. За­мени неудачный заголовок. Напиши, если нужно, новое начало или другую концовку.

  4. Перечитай текст по слогам. Проверь себя, не пропущены ли орфогра­фические ошибки. О правописании незнакомых слов узнай у старших или в словаре.

Памятка № 2.

Условные обозначения ошибок:

Z – красная строка;

Г – неверное определение границ предложения;

П – повторение слова;

Н – неудачное слово или предложение;

1,2,3… – неудачный порядок слов;

Ф – фактическая ошибка;

V – пропуск слова или предложения;

[] – лишнее;

< – раскрыть подробнее;

® ? ¬ – противопоставление фактов.

Литература

  1. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Организация литературного творчества. – М., 1992.

  2. Клепинина З.А. Методика развивающего обучения младших школьников: Сборник научных трудов кафедры начального обучения и воспитания. – МО РФ РИПКРО. – М., 1994.

  3. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М., 1984.

  4. Рамзаева Т.Г. Русский язык в начальной школе. – М., 2000.

  5. Воробьева В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. – Тула, 2001.

  6. Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. – Санкт-Петербург, 1997.

Источник