Роль сочинения в развитии ребенка
Содержание
Роль сочинений в развитии младших школьников………………..2
Анализ и редактирование письменных работ…………………………2
Урок анализа и редактирования сочинений……………………………5
Виды сочинений, их классификация и систематизация………….7
Приложение…………………………………………………………………………….8
Литература…………………………………………………………………………….10
Роль сочинений в развитии младших школьников.
Развитие связной речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывании действия учащихся направлены на текст, не такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. Соответственно в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:
1.Информационно- содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в сочинении.
2.Структурно- композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части и др.
3.Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
4.Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Все речевые умения тесно между собой связаны. В своей же работе я остановлюсь только на формировании умения анализа и редактирования творческих работ (сочинений) у младших школьников.
Анализ и редактирование письменных работ.
Анализ письменных творческих работ учащихся – самая трудная работа прежде всего для учителя. Сразу же возникает множество вопросов: как и что анализировать самому учителю, как использовать результаты анализа при работе с детьми. Проверка такого рода работ зачастую связана с неожиданными открытиями учителем своих учеников, с обнаружением собственных профессиональных просчетов, с эмоциональными переживаниями самого учителя, осознающего свою ответственность перед ребенком, оценку труда которого он берет на себя.
Сочинения – бесценный материал для учителя. Они помогают ему лучше узнать внутренний мир детей, ломают утвердившееся деление учеников на сильных т слабых, раскрывают неожиданные возможности отстающих и так называемых молчунов.
В связи с тем, что сочинения могут быть не только средством, но и показателем общего развития ребенка, его нравственных ориентиров, качества усвоения содержания начального образования, в частности, русского языка, возникает огромное количество возможных линий их анализа. Я привожу лишь один из многих вариантов, характеризующих становление литературного творчества.
Работа детей может оцениваться по следующим показателям:
полнота и правильность раскрытия темы;
соответствие содержания сочинения заданному темой уровню обобщения материала;
логичность изложения;
наличие обобщенных суждений;
наличие авторских оценок, комментариев;
соответствие формы изложения звучанию темы.
Эти показатели могут конкретизироваться анализом синтаксиса сочинений (соотношением простых и сложных предложений, их виды, соотношение микротем и количества предложений).
Анализ по этим показателям поможет учителю отнести работы к репродуктивным или творческим. Причем это не всегда будет совпадать с соответствующей классификацией тем, так как тему репродуктивного характера можно раскрыть творческим методом. Необходимо остановиться конкретно на характерных особенностях, выявленных при анализе сочинений, выполненных детьми на разных уровнях.
На творческом уровне
Целостный, законченный характер работ. Умение перерабатывать и перестроить имеющиеся знания в связи с новыми познаниями (темой).
На репродуктивном уровне
Имеющиеся знания излагаются ребенком “рядоположенно”: факт констатируется, но не разрабатывается, каждое новое сообщение изолируется от предыдущего, не связано личным отношением к описываемому.
Образное, эмоциональное развитие темы, что проявляется в богатстве лексики и синтаксических форм.
Работы носят оценочный характер.
Тема раскрывается через усвоенные знания (работа затрагивает ум, но не затрагивает чувства ребенка).
Отсутствие каких-либо оценок, комментариев, связей между явлениями.
Ярко выраженная индивидуальность по отбору материала, по стилю, по умению выразить себя в слове (выбрать нужное слово).
Похожесть сочинений по содержанию.
Стереотипный отбор объектов, фактов.
Сочинения, выполненные на репродуктивном уровне, как правило, свидетельствуют в лучшем случае о развитии памяти ребенка и характеризуют зачастую низкий уровень его общего развития (интеллектуального и эмоционального). Эти дети не хотят или просто не умеют раскрыть свою индивидуальность, свой внутренний мир, зачастую формально относятся к занятиям.
Именно коллективная работа, связанная с разбором и оценкой сочинений, призвана разбудить у этих детей стремление к размышлениям и сопоставлениям: вовлекая их в обсуждение чужих (а со временем и своих) работ, необходимо особенно поощрять в них попытки выразить свое отношение к обсуждаемому, пробуждая тем самым интерес к делу.
В ситуации живого общения дети высказываются добровольно, по собственному желанию, принимая участие в обсуждении работ своих товарищей, и анализ сочинений в этом случае играет мотивационную роль. Так, у многих ранее неактивных учеников появляется желание улучшить свою работу, появляется интерес к литературному творчеству.
На уроках анализа письменные сочинения “озвучиваются”, как правило, либо учителем, либо самим автором работы. Остальные одноклассники оказываются в роли слушателей.
Восприятие текста “читателем” и “слушателем” разное. Вот почему для обсуждения предлагаются самые лучшие образцы, выбираются яркие, интересные фрагменты, прочитываются самые интересные предложения.
В обзорном анализе учителю удается упомянуть почти каждого. О недостатках, как правило, говорится бегло. Внимание детей привлечено к достоинствам работ, к тому, чем поддерживается интерес в течение всего урока.
Но сочинения кроме достоинств содержит и недостатки. Вдумчивая, серьезная работа по осознанию своих ошибок и недочетов, направленная на улучшение написанного, не может быть осуществлена без опоры на текст и производится только с голоса. Роль “слушателей” сменяется ролью “читателей” и “редакторов”. В аналитической работе с текстом ведущее место занимает теперь обучение редактированию и саморедактированию, связанное прежде всего с традиционной работой над ошибками.
Продуманная и правильно организованная работа над ошибками – это самый интересный и увлекательный урок, так как сама “коллекция ошибок” раскрывает учителю широкую программу для создания будущего более совершенного сочинения. Ценность и суть этой работы в том, что дети анализируют свои письменные работы с большим интересом, чем тексты писателей; небольшие по объему и простые по структуре, их работы лучше осознаются детьми, легче поддаются критике, что помогает уяснить и некоторые теоретические вопросы литературного анализа.
Уроки анализа решают одну из сложнейших педагогических проблем – проблему оценки и самооценки. Здесь дети учатся критическому анализу не только чужого, но и своего труда, преодолению чрезмерной непримиримости к чужим недочетам и ошибкам и снисходительному отношению к своим, приобретают важнейшую способность – видеть чужие достоинства.
Но не всегда учащиеся могут найти и стремятся исправить те или иные недостатки своих письменных работ. Почему? Прежде всего – это объективные причины: недостаточно развита их самостоятельность и чувство языка; нет большой заинтересованности в выполнении задания; не воспитаны волевые качества; а самое главное в том, что большинство детей просто не замечают своих ошибок.
Программа занятий с учащимися должна строится прежде всего на учете тех затруднений, которые сами по себе не преодолеваются и могут быть устранены только в совместной работе учеников с учителем. Отсюда важность и самой работы над ошибками, и умений учителя организовать эту работу.
Однако распознание и классификация ошибок вызывает значительные затруднения у самого учителя. Это одна сложность. Она четко просматривается при проверке письменных сочинений. Другая связана с последующей работой, направленной на улучшение составленных детьми текстов.
Анализ связных высказываний, сочинений всегда должен быть направлен на осознание детьми такого сложного понятия, как текст. Углубленный анализ авторских текстов и систематическая целенаправленная работа с детскими текстами поможет учащимся углубить понимание этого термина.
При проверке сочинений учителю целесообразно:
отметить (не исправляя) красным цветом пасты орфографические ошибки на изученные правила;
исправить пастой другого цвета (например, зеленой) ошибки на неизученные правила;
распознать ошибки основной группы, обозначенные в Памятке № 3, и классифицировать их по группам (для этого на полях тетради обозначить номер соответствующей группы ошибок, указанных в Памятке № 3);
выделить дополнительную группу ошибок, которые могут оказаться характерными для данной конкретной работы;
отметить остальные ошибки для индивидуальной работы с учеником, разнообразные, но однотипные ошибки, создавая “коллекции ошибок” для коллективной работы на уроке.
Какие ошибки можно отнести к основной группе?
С позиции трехстороннего подхода к тексту, это ошибки, отражающие главное в содержании (информативность),в построении (связность,)в языковом оформлении (выбор слова, синтаксис текста.
С работой над ошибками связано и обучение редактированию.
Первоначально дети редактируют работы, проверенные учителем, объясняют и исправляют выделенные ошибки и недочеты, составляют устно новые варианты.
Оценивают теперь уже не исходный текст, а новые его варианты.
Позднее, накопив некоторый опыт, дети редактируют текст самостоятельно, и предметом обсуждения и анализа становится эта деятельность ученика.
Для учащихся тоже полезно составить памятку (она может быть записана на плакате или в тетради ученика). Детям удобно руководствоваться ею при анализе своих письменных творческих работ или при самопроверке в процессе написания этих работ, или при редактировании письменных образцов своих товарищей. Предлагаю один из вариантов такой памятки – Памятка № 1.
Урок анализа и редактирования
письменных работ учащихся.
Основные задачи таких уроков – развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в содержании, построении текста и отдельных предложений, в употреблении слов, а также развитие тех коммуникативно – речевых умений, формирование которых являлось задачей урока.
Основными этапами такого урока могут быть следующие.
1. Постановка проблемы, сообщение темы и задач урока.
2. Общая оценка выполненных работ, их анализ.
Учитель оценивает общий уровень того, как класс справился с поставленными задачами, что оказалось более, а что менее удачным. При этом отметки, как правило, не сообщаются. Учитель говорит о том, как раскрыта тема и основная мысль сочинения, отобран и систематизирован материал, соблюдены границы темы; какова структура сочинений, какие варианты построения высказываний выбраны учащимися ( от третьего или от первого лица написаны сочинения; отношение пишущего к предмету речи выражено во вступительной или в заключительной части; каковы способы соединения частей текста; высказывания составлены по плану, созданному коллективно в классе или по собственному плану, и т.д.); каково языковое оформление сочинений.
3. Ознакомление с лучшими сочинениями учащихся, т.е. с сочинениями, в наибольшей степени соответствующими задачам развития речи, поставленным на данном этапе обучения.
Учителем или авторами сочинений могут быть прочитаны не только целые сочинения, но и их фрагменты (удачные начало и концовка, точное и выразительное описание предмета речи – картины, экскурсии, спектакля и т.д., умелое и уместное использование изобразительно – выразительных средств речи, отражение собственного отношения к предмету высказывания и т.д.).
4. Организация коллективной работы по редактированию сочинений.
Учитель выбирает несколько отрывков сочинений (не называя фамилий учеников) с наиболее типичными ошибками или составляет сам негативный текст, в котором сконцентрированы ошибки учащихся. Учащиеся находят в этих текстах ошибки, определяют их тип, предлагают различные варианты исправления ошибок и выбирают из них лучшие. Желательно, чтобы соблюдалась определенная последовательность в работе над ошибками: сначала – работа над ошибками в содержании; затем – в построении сочинения, а в завершение – над речевыми ошибками.
5. Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками.
Она проводится по желанию учителя в зависимости от уровня развития класса и потребностей данного этапа обучения.
6. Организация дифференцированной работы над ошибками.
Учитель предлагает детям, допустившим определенный тип ошибки (например, № 10 или № 12), выполнить те или иные задания по редактированию текста, где допущена аналогичная ошибка.
7. Индивидуальная работа по совершенствованию текста.
Работа может быть начата в классе и продолжена дома. Результатом данной работы будет создание второй редакции текста сочинения, за которую и будет ставится отметка.
Виды сочинений.
1-я
четверть
2-я
четверть
3-я
четверть
4-я
четверть
Примечания:
Источники материала:
на материале труда, экскурсий, походов, наблюдений, личного опыта;
по картине, фильму, спектаклю, на книжном материале;
материал разных источников (например, книжные сведения и личные наблюдения);
на основе творческого воображения (по сюжетной картинке, по данному началу или концу, импровизация сказок и пр.).
Способ подготовки:
коллективный;
индивидуальный (самостоятельный).
Язык (стили):
разговорный
художественный;
деловой;
научный;
публицистический.
Тип речи:
повествование;
описание;
рассуждение;
смешанные.
Жанры:
1) описание предмета, изделия, местности, опыта и пр.;
2) отзыв;
3) заметка (статья) в газету;
4) письма, поздравления;
сказка;
портрет;
загадка и пр.
Памятка № 3.
Указания к анализу сочинений.
Памятка для учителя.
Первая отметка за сочинение и изложение – это оценка содержания и его речевого оформления.
При оценке содержания учитываются следующие критерии:
соответствие содержания теме и достаточно полное ее раскрытие;
соответствие стиля теме высказывания;
композиционная стройность, логичность, последовательность;
достоверность и правильность высказывания (нет фактических ошибок).
Среди ошибок можно выделить следующие:
Ошибки в содержании:
Пропуск главных частей и важных фактов.
Искажение содержания, фактические ошибки, противопоставление фактов.
Ошибки в построении текста:
Нарушение логической последовательности, нарушение связи между фактами и событиями.
Повторное возвращение к одному и тому же факту.
Неумение делить текст на части.
Речевые ошибки:
Неправильное определение границ предложений в тексте.
Нарушение порядка слов в предложении.
Неоправданный повтор одного и того же слова, тавтология, употребление лишних слов.
Неоправданный пропуск слов.
Неправильное или неточное употребление слова.
Неправильное согласование и управление слов в предложении, неправильное употребление местоимений, предлогов, союзов.
Неправильное образование слова или его формы (словообразовательные и морфологические).
Примечание.
Один – два раза в четверть необходимо классифицировать ошибки и заносить их в журнал ошибок. Это дает возможность выявить основные затруднения каждого ученика, типичные ошибки, свойственные всему классу, и наметить конкретную программу работ с учащимися по их преодолению.
Приложение
Памятка № 1.
Как работать над ошибками
и исправлять текст сочинения (изложения).
Памятка для учащихся.
Прочитай внимательно свою работу (сочинение, изложение) и ознакомься с замечаниями учителя.
Выполни замечания по содержанию:
bнайди лишнее слово или предложение (не на тему); []
bдополни текст важными фактами; <
bисправь фактические ошибки; Ф
bисправь противопоставление фактов. ® ? ¬
3. Выполни замечания по построению текста:
bизмени части текста. Z
Исправь речевые ошибки.
bопредели границы предложения в тексте; Г
bисправь те предложения, которые неверно построены; 1,2,3…
bпри повторении слов, используй синонимы; П
bподумай, какие слова лучше употребить в тексте, чтобы он был более точным; Н
bдополни текст пропущенным предложением, предложение –
словом. V
Найди слова, которые написаны с ошибкой. Исправь.
Напиши после исправления второй вариант сочинения (изложения). Стремись к тому, чтобы тема и основная мысль были раскрыты. Замени неудачный заголовок. Напиши, если нужно, новое начало или другую концовку.
Перечитай текст по слогам. Проверь себя, не пропущены ли орфографические ошибки. О правописании незнакомых слов узнай у старших или в словаре.
Памятка № 2.
Условные обозначения ошибок:
Z – красная строка;
Г – неверное определение границ предложения;
П – повторение слова;
Н – неудачное слово или предложение;
1,2,3… – неудачный порядок слов;
Ф – фактическая ошибка;
V – пропуск слова или предложения;
[] – лишнее;
< – раскрыть подробнее;
® ? ¬ – противопоставление фактов.
Литература
Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Организация литературного творчества. – М., 1992.
Клепинина З.А. Методика развивающего обучения младших школьников: Сборник научных трудов кафедры начального обучения и воспитания. – МО РФ РИПКРО. – М., 1994.
Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М., 1984.
Рамзаева Т.Г. Русский язык в начальной школе. – М., 2000.
Воробьева В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. – Тула, 2001.
Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. – Санкт-Петербург, 1997.
Источник