Роль сказки в творческом развитии ребенка
«Роль сказки в развитии творческих способностей детей»
«Детство – это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка – надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка».
Д. Родари.
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» – эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.
Поэтому тему, над которой я работаю: «Роль сказки в развитии творческих способностей детей», считаю очень важной.
Прежде, чем взяться за эту тему, я определила для себя, что же такое «творческие способности»? Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются: беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления.
Главным считаю в своей работе – это постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности.
Я организую свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий.
Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим помогают сказки.
Во время знакомства ребёнка со сказкой я ставлю перед собой две задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны. Открылось ли ему что-либо новое под влиянием сказки, а если нет, то почему. Во-вторых, помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы проявиться его активность, его содействие персонажам сказки, побуждать его к творчеству.
Для этой цели в группе устроен уголок сказки, откуда дети отправляются в страну сказок «Тридесятое царство». В сказочном уголке полумрак, загораются весёлые разноцветные огоньки, раскрывается ширма, украшенная аппликацией, звучит тихая музыка. Это пробуждает интерес к драматизации, настраивает детей на смену деятельности, создаёт впечатление таинственности, позволяет детям с творчеством, воодушевлением выполнять задания домовёнка Кузи, который сопровождает в путешествии детей, помогает осмыслить отношение к различным сторонам действительности.
Слушая книгу, ребёнок оказывается перед моральным выбором, включается в такую ситуацию, что вынужден принимать решение вместе с героем. Я стараюсь приучить детей быть активными – это помогает не только в развитии речи, но и развитии творческого мышления. Для того чтобы активизировать детей, выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, использую карточки-символы:
- красный – радуюсь,
- синий – мне жалко,
- жёлтый – хочу помочь,
- белый – справедливо,
- чёрный – несправедливо.
Пример: Сказка «Морозко». Вроде бы всё по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с её дочкой-ленивицей? С помощью кружочков выясняю, как дети оценивают поступки героев, выбираем жёлтый кружочек, объясняем: «Хотим помочь бабе и её дочке, так как слишком жестоко с ними поступил Морозко». Даю задание детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и её дочери. Дети предлагают: «Пусть Морозко коснётся их волшебным посохом и превратит в добрых людей, они будут работать в королевском дворце и выращивать цветы».
Нетрадиционный подход к использованию сказки позволяет научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев.
«Всё можно улучшить и изменить» – творческий девиз наших занятий. Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение:
- К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным…»
- К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот – три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?».
Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял», «Происшествие в лесу».
Таким образом, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Планируя вопросы для беседы о прочитанном, я помогаю ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему. Строю вопросы так, чтобы они развивали дискуссию, стимулировали эмоциональное, творческое отношение к прочитанному. При этом я не применяю никакого давления, оценки, стараюсь похвалить. Принять все предположения, чтобы ребёнок не «закрылся» внутренне, не боялся ошибиться.
Так, не дочитав сказку до конца, предлагаю другую развязку: «Галчёнок-хромоножка барахтался в пыли, за ним гонялась кошка, а мы домой ушли».
Спрашиваю: «Правильно поступили ребята, которые ушли домой? А что бы вы сделали на их месте?» Иногда прочитав сказку, даю несколько развязок, даже взаимоисключающих. Это помогает детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев. Так как, маленькие дети часто просто запоминают правила поведения. А приём «столкновения развязок» заставляет их не только задуматься над прочитанным, но и вспомнить аналогичные ситуации из своей жизни, творчески подойти к решению проблемы. Так, сказка «Лиса и журавль» заканчивается тем, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости, но дети изменили конец сказки, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями.
Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения – «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?»:
- «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»
- «Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? – может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку».
- «Ты с этим согласен? Почему ты думаешь, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»?
- «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?»
- «Как вы догадались, какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения С. Маршака «Котята»?
В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.
Не случайно говорится: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». После знакомства со сказкой я предлагаю детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов.
Решению этой задачи способствует задание «Разные настроения» по карточкам пиктограммам. Дети выбирают карточку, разыгрывают мимическую сценку и объясняют причину такого настроения. «Я маленькая мышка, я дрожу от страха, потому что где-то рядом ходит кот».
Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.
Побуждение к импровизации, использованию доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения) при знакомстве со сказкой подталкивает детей к творческим поискам: «А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстречал медведя?» Театральная деятельность является основным средством приобщения маленького человека к искусству, творчеству.
При подготовке к театрализации я использую с детьми различные упражнения на развитие внимания, воображения, движения:
- рубить дрова;
- волочить «тяжелый» ящик;
- нести очень «тяжёлый» чемодан;
- дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно кислое;
- передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;
- передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженное»;
- передавать друг другу пустую коробку, по очереди «вынимать» различные воображаемые предметы, действовать с ними (достать воздушный шарик, надуть его, развернуть и съесть конфету);
- «съели кислый лимон» (морщатся);
- «рассердились на драчуна» (сдвинули брови);
- «встретили друга» (улыбнулись);
- «испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот);
- «удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза);
- «умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом);
Эти упражнения позволяют детям научиться, легче переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения:
– «расцвели, как цветы»;
– «завяли, как травка»;
– «полетели, как птицы, как раненая птичка»;
– «идёт медведь по лесу»;
– «крадётся волк за зайцами»;
– «жук упал, и встать не может».
Это позволяет детям расслабиться, эмоционально настроиться на восприятие воображаемой ситуации в сказке, передать свои чувства, создать атмосферу творчества. Ведь основными условиями в обучении творчеству являются:
1. Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними;
2. Создание чувства безопасности, когда ребёнок знает, что его творческие способности не будут «осмеяны», он получит поддержку со стороны взрослого в своих творческих начинаниях. В играх-драматизациях я использую сказки постепенно:
1 этап. Знакомлю детей со сказкой (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций). Часто местом знакомства со сказкой становится «Русская горница». Русская изба с печкой, самоваром, старинным сундуком, деревянными резными лавками, столом, вышитые рушники создают атмосферу старины, когда тихо потрескивали дрова в печке, тускло горела свеча; бабушка, сидя за прялкой, начинала рассказывать удивительные истории. Дети не только знакомятся с художественным произведением, но и с традициями и бытом русского народа, живо представляют себе события сказки.
2 этап. Пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3 этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественному произведению через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.
Дети с интересом выполняют рисунки на тему «Мой любимый герой», «С кем повстречался Колобок», принимают участие в изготовлении совместной работы «Иллюстрации к любимой сказке», которая потом превращается в книгу.
Игра «Чудесный лес» даёт каждому ребёнку возможность пофантазировать, дорисовать незаконченные фигурки: превратить их в деревья, цветы, бабочки, птички, животных, а потом рассказать волшебную историю с помощью своего рисунка. Таким образом, дети не только развивают воображение, но и речь.
4 этап. Разыгрывание сюжета сказки. Оформление настольного театра, изготовление домиков из картона, фигур животных.
Провожу с детьми дидактические игры по мотивам сказок: «Шкатулка со сказками», «Путешествие в сказку», «Придумай продолжение сказки», «Чудесное превращение точки», которые развивают фантазию, воображение, учат пользоваться предметами-заместителями.
В результате дети придумывают собственные истории, изображают любимые сказки. Занимаясь с детьми театральной деятельностью, я знакомлю детей с разными видами кукольных театров: настольным, пальчиковым, на карандашах, театром кукол-бибабо, на фланелеграфе. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок становится более открытым, смелым. Персонажи кукольного театра провоцируют детей на ведение диалога, а значит на развитие сюжета, стимулируют творчество. Дети вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы. Куклы бибабо, пальчикового театра позволяют усложнить движения кисти.
Активные дети всегда с удовольствием играют роли: надевают костюмы и действуют, но для многих детей это серьёзное испытание, им легче говорить от лица куклы. Персонажами сказок в нашей группе становятся и совсем необычные предметы: старый пень, комнатные растения, шишки, тарелка с ложкой.
Взаимодействие с такими предметами, придумывание своих историй помогает стимулировать мышление детей, активизирует речь. С такими «героями» сказки мне легче объяснить детям, что неприятного произошло у нас в группе, показать «со стороны» переживания: «Про то, как тарелка с ложкой поссорились в стране Посудии», «История жизни старого пня».
Переживания куклы ближе и понятнее ребёнку, потому что кукла в этом огромном мире маленькая, как и он сам, и ребёнок, может её «защитить».
Таким образом, дети, знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения. Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под моим руководством, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, они научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.
Источник
Роль сказки в развитии творческого воображения младших школьников.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет работа со сказками. Сказка – это страна нашего детства. В ней мы в свое время знакомимся со злом и добром, со страхом и победами, попадаем под влияние чудесных превращений, вживаемся в роли разных героев. Сказка создает первые представления о морали, зовет на подвиги, предостерегает и учит. Она как огромный сундук, в котором найдешь разнообразнейшие вещи. Но обманчиво представление, что этот сундук сам раскрывается, выставляет на показ свои драгоценности и знакомит с их применением. Чтобы попасть в сказку, нужно уметь различать не только буквы и слова, но и то, что за ними кроется. Каждый получает от сказки столько, сколько умеет в ней обнаружить. А есть и такие, кто вообще зря стучит по крышке сундука и зовет: “Сказка, отворись!” Пропуском для входа в страну сказок служит воображение ребенка. Именно воображение преобразует слова и предложения в образы, создает зримое и ощутимое сказочное окружение, позволяет вживаться в переживания сказочных героев. Великий русский педагог В.А. Сухомлинский был о сказках настолько высокого мнения, что теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию воображения, эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию в школе комнаты сказок, где дети не только знакомились со сказками, но и учились создавать, воплощать свои детские мечты. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема, сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем – мир жизненных смыслов. Сказки оказывают сильное влияние на развитие воображения детей. Наверное, нет такого человека, которому в детстве не рассказывали бы сказок и трудно представить себе ребёнка, который не увлекался бы ими. «Если лишить ребёнка сказок, – утверждает большой знаток детской психологии К.И. Чуковский, – то он сам станет их выдумывать» .Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь. Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочном воображении. Таким образом, под влиянием социально-экономического преобразования, назрела необходимость исследования влияния сказки на развитие творческого воображения. Поэтому данная статья посвящена исследованию, целью которого является обоснование приемов работы над сказкой, способствующих развитию творческого воображения младших школьников.
Экспериментальное исследование проводилось в МОУ «Начальная общеобразовательная школа» №14 г.Биробиджан, в котором принимало участие 18 учеников 2А класса.
Экспериментирование проводилось в 3 этапа:
1)Констатирующий эксперимент, цель которого -определение первоначального уровня развития творческого воображения учащихся.
2)Обучающий эксперимент, включающий апробацию приемов и упражнений для развития творческого воображения младших школьников.
3)Контрольный эксперимент, цель которого- оценка результатов проделанной работы ,сравнительный анализ результатов полученных в обучающем эксперименте ,вывод об эффективности проведения проводилось по критериям, определенным в теоретической части исследования:
оригинальность образов; качество сюжетосложения; эмоциональная насыщенность образов; степень психологизма образов; особенности использования механизмов воображения; гибкость мышления.
Для проверки данных критериев учащимся предлагались следующие задания:
Методика I. «Придумай сказку»
Цель: проанализировать уровень развития творческого воображения младших школьников.
Ход методики:
Ребенку дается задание придумать сказку о ком-либо или о чем либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать ее в течение двух минут.
Таким образом, анализ данной методики показал, что детей с очень низким уровнем развития воображения не обнаружено. В данном классе преобладают дети с высоким уровнем развития воображения, а это составляет 60%учащихся .Низкий уровень развития воображения составляет всего лишь 11%учащихся.Средний уровень у 27%учащихся. Методика показала, что большинство ребят очень быстро придумали сказку, с легкостью составили необычный ,оригинальный сюжет. Главных героев сказок ,дети характеризовали с разных сторон, указывали признаки, детали ,тем самым проявляли свое творчество, развивали воображение. Сказочные герои ,созданные младшими школьниками, были о интересными, необычными. А сами сказки придуманные детьми были очень добрыми и фантастическими.
Методика также показала, что у нескольких ребят наибольшее затруднение вызывала скорость придумывания сказки и детализация образов, представленных в сказке. Ребята называли персонажей, при этом никак их не характеризовали , испытывали трудность в создании эмоциональных образов сказки. Некоторые из ребят механически пересказывали то, что когда-либо слышали . В целом, проведенная методика показала, что уровень развития воображения у учащихся второго класса высокий, но при этом некоторые дети нуждаются в развитии творческого мышления.
Методика II. Раскадровка сказки «Красная шапочка».
Обязательным элементом работы над сказкой на наших занятиях была раскадровка. ( раскадровка – это опорная схема для пересказа сказки). Раскадровка помогает ориентироваться в тексте. Знакомясь со сказкой, учитель просит в книге делать отметки, соответствующие номерам будущих кадров. Таким образом у всех детей получится одинаковое количество кадров в раскадровке (номер кадра в тексте служит указателем нужного места).
Пока учитель читал вслух сказку «Красная шапочка», дети с закрытыми глазами представляли ее в воображении. Затем получали т задание зафиксировать представленные события в тетрадках в виде последовательных схематических рисунков. Для этого необходимо было расчертить в тетради ряд небольших квадратиков. Это как будто кадры фильма, который мы только- что просмотрели в воображении. Теперь всю картину надо разрезать на кусочки-события, и каждый кусочек поместить в свой квадратик.
В этом задании важно задать образец условного, схематического рисунка, чтобы дети потом не тратили время на ненужные детали, раскрашивание и разукрашивание рисунка. Договариваемся, что схематический рисунок – это “напоминалка”, ему незачем быть красивым. Поэтому раскадровку разрешается делать только обычным карандашом. Лучшая формула схематического рисунка – палка, палка, огуречек… Другой важный вопрос: что рисовать в одном квадратике, а что уже в другом? Сигналом для перехода к следующему кадру является то, что:
1)появляется новый или удаляется уже действующий герой;
2)действие переносится в другое место;
3)резко меняются действия героев.
Таким образом, анализ полученных результатов на начало учебной четверти показал, что частой ошибкой в детских работах была излишняя детализация, неумение выделять главное. Так, например, ребенок предлагает в одном кадре нарисовать, как волк подбежал к домику бабушки, в следующем – как он стучится в дверь, а в третьем – волк забегает в домик. Точное содержание сказки ,с наименьшим количеством кадров ,смогли отразить лишь 8 школьников ,а это составляет 44%класса. Полученные данные говорят о том, что не все дети 2 класса умеют обобщать ,выделять главное, выражать суть каждого кадра одним предложением, фиксировать представленные события виде последовательных рисунков. ( Возможно это связано с возрастными особенностями учащихся). Пропуском для входа в страну сказок служит воображение ребенка. Именно воображение преобразует слова и предложения в образы, создает зримое и ощутимое сказочное окружение, позволяет вживаться в переживания сказочных героев. Методика «Раскадровка» является одним из приемов развития воображения детей. На первых порах это занятие съедает время, раскадровки еще неуклюжие. Но после освоения новой техники на задание будут уходить считанные минуты, а мы получим долгожданные плоды.
С целью развития творческого воображения учащихся, мы предлагали различные задания: Пофантазируем; Игра «Цветные сказки»; Сказки о фантастических явлениях; Коллаж из сказок; Волшебные картинки; Сочинение групповой сказки;
Салат из сказок; Сказочная путаница; Кто быстрее, кто интереснее; Сказка продолжается.
Таким образом, выбранные нами приемы и упражнения, были очень интересными и эффективными. Использование данных приемов показало, что дети с особым интересом выполняют задания, придумывают сказки, в ходе которых развивается их воображение. Сочинение групповой сказки очень эффективный метод, помогающий детям работать в группе (сообща),развивать свое творчество, мышление, воображение, где каждый ребенок может внести свой вклад в общее дело. Анализ проделанной работы показал, что дети очень любят сочинять сказки «наизнанку», «перевирать сказки»,с удовольствием предлагают сказки из собственного опыта, а также любят работать с «салатом сказок».Ученикам 2А класса был интересен такой прием «Кто быстрее, интереснее» , каждый ребенок стремился как можно быстрее, интереснее рассказать сказку, включенные в это занятие игры и приемы активизировали у детей их творческий потенциал и способствовали развитию их креативности в целом. Хотелось бы отметить, что некоторые приемы и упражнения вызывали у детей трудности (начало их проведения), ученики боялись сочинять сказки, иногда отказывались принимать участие в групповых работах, высказывать свое мнение (вели себя очень скованно). Но так как работа, действительно ,была интересной ,творческой, необычной заинтересованность младших школьников возрастала с каждым новым уроком. (Дети часто спрашивали: «А мы будем сегодня сочинять сказку?»…… «Играть» итд) Каждый новый урок приносил свои плоды, ученикам было интересно работать на уроке, соревноваться со своими товарищами, играть, проверять свое творчество и воображение (на уроках можно было наблюдать радость в детских глазах).Таким образом, мы считаем, что выбранные нами приемы и упражнения работы со сказкой, способствовали развитию творческого потенциала и воображения.
Чтобы убедиться в эффективности использования нами комплекса приемов и упражнений, мы вновь провели диагностику творческого воображения детей, обучавшихся по подобранному комплексу приемов и упражнений (в экспериментальной группе. Контрольный эксперимент проводился в той же форме, по тем же параметрам, использовались те же показатели, что и в констатирующем эксперименте.
В ходе нашего практического исследования мы выявили следующее:
1.Анализ результатов экспериментального класса до и после контрольного эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса занятий по развитию творческого воображения.
2. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий дают вполне ощутимый положительный результат.
3. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень развития воображения во 2 классе повысился.
4. Развитие воображения, творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. Это мы могли наблюдать и в процессе нашей работы. Хотя детям давались задания только на развитие воображения, почти у всех ребят исследуемой группы произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. У них явно снизился страх перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению. Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность. Этого требует его внутренний мир. Таким образом, мы можем смело утверждать ,что сказка в развитии творческого воображения играет значительную роль. Учителям начальной школы следует побольше обращать внимание на работу со сказкой ,так как эта работа всегда будет способствовать развитию личности ребенка, эмоциональности, творчества, чувств.
И в заключении хотелось бы отметить, что в младшем школьном возрасте воображение приобретает активный характер. Работа над сказкой способствует развитию творческих способностей, познавательной активности детей, нравственному развитию младшего школьника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся, прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка), а также развитию творческого воображения .
Список используемой литературы:
1.Бибко Н.С. Сказка приходит на урок, Начальная школа.1996г., №9.-с 342
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С Выготский – М., 1991.
3. Косенко Ю.Н. Формирование творческой активности младших школьников в играх по сюжету литературного произведения. – Киев, 1990. – 22 с.
4. Свиридова Е.В. Волшебные сказки и приёмы их анализа на уро-ках литературного чтения // Начальная школа. № 6. 2004.
5. Фомина Н.В. Работа кружка «В гостях у сказки» // Начальная школа. № 2. 2005.
Источник