Роль школы в воспитании и развитии ребенка
Начало обучения в школе – один из самых сложных и ответственных этапов развития ребенка. Это новые условия жизни и деятельности, новые контакты, отношения, обязанности.
Недаром школа является важнейшим социальным институтом, наравне с семьей, который способствует гармоничному всестороннему развитию личности.
Такое сложное явление, как учебно-воспитательный процесс, достигает совершенства, когда учитель и ученик готовы полностью отдаться этому процессу.
Если для учителя педагогическая практика является основным видом деятельности, то ученику необходима помощь и поддержка со стороны родителей. Важно помнить, что педагогика, как наука о воспитании и образовании, должна быть главным орудием, как в школе, так и в семье.
Амплуа
В формировании личности роль школы сложно переоценить. Ребенок приходит в школьный коллектив в возрасте 6-7 лет. Он уже должен иметь некоторые морально-этические установки, представления о мире.
С этого момента большая часть жизни ребенка будет проходить в обществе сверстников, под руководством грамотного наставника. Компетентность учителей, в первую очередь классного руководителя, играет главенствующую роль в школьном воспитательном процессе.
Воспитание нацелено на формирование у человека гуманистических качеств, моральных ценностей, жизненной позиции, обширного мировоззрения. Нужно отметить, что многие важные качества ребенок приобретает и развивает исключительно в коллективе.
Школа обеспечивает необходимый этап социализации, позволяет увидеть в ребенке черты лидера, командного игрока, настоящего друга. Учитель должен не только способствовать развитию положительных качеств, но и скорректировать возможные слабые стороны воспитанника.
Школа помогает ребенку стать более самостоятельным. Те обязанности, которые возлагает на ученика школа, способствуют самоорганизации, развивает ответственность и стремление преодолевать трудности. К тому же, школьная жизнь – это не только череда уроков, но и различные мероприятия, в которых каждый ребенок может раскрыть свои таланты.
Как воспитать?
На протяжении учебного года, классный руководитель должен проводить воспитательные беседы на различные актуальные темы.
Целью такой работы является не только просвещение учеников, но и обсуждение событий, поступков, качеств человека.
В рамках патриотического воспитания в школах обязательно проводят классные часы, посвященные Дню Победы, или Дню космонавтики.
Эффективно воспитание личности в контексте исторических событий или литературных произведений. Физическое воспитание очень важно в условиях малоподвижного образа жизни школьников.
Таким образом, учебная и воспитательная деятельность неразлучны в процессе формирования личности.
Воспитательная работа не прекращается и во время школьных перемен. Хороший учитель должен наблюдать за взаимодействием школьников, помогать им выходить из конфликтных ситуаций, ведь энергия, которая накопилась за урок, пытается вылиться по максимуму в короткий промежуток перерыва.
А это чревато повышенной возбудимостью. Более того, воспитание, которое проходит в неформальной обстановке, воспринимается детьми охотнее.
Внеклассная работа тоже способствует воспитанию школьников. Различные экскурсии, посещения музеев, выставок, спортивных мероприятий, даже просто прогулки на свежем воздухе, можно совместить с очень важными моментами экологического, культурного, гражданского воспитания. Это расширяет кругозор, помогает детям обрести новые интересы, а взаимодействие друг с другом за пределами школы, повышает сплочённость.
Важно! Школа берет на себя огромную ответственность за воспитание ребенка, учитель не только открывает новые качества, таланты ученика, но и развивает ранее заложенные моральные принципы. Когда ребенок приходит в школу, он может не знать цифры и буквы, но такие слова, как «здравствуйте», «извините», «спасибо», «до свидания», он знать обязан.
Миссия учителя
За последние сто лет школа не раз существенно меняла ориентир. Отличительной чертой современного демократического школьного воспитания является личностный подход, что требует от учителя исключительного мастерства. Уделить внимание всем ученикам и отдельно каждому за короткий период времени – задача не из легких. Каждый школьник уникальный, со своим богатым внутренним миром, талантом, комплексами и проблемами.
Кроме того, классный коллектив всегда достаточно разношерстный, в нем могут присутствовать как одаренные дети, так и дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением, сложным характером. Современная школа обязала учителя к каждому ребенку подобрать ключ.
Современный учитель должен обладать высоким авторитетом. Очень важно, чтобы этот авторитет поддерживался не только в школе, но и дома. Часто случается, что родители пытаются конкурировать с учителем в воспитании, при этом принижают его значимость. Воспитание – это не гонка, а слаженная работа. Только в таком случае можно достичь положительных результатов. Личностный пример, как родителя, так и педагога, отпечатывается на личности ребенка.
В отличие от советской модели образования, где между преподавателем и учеником соблюдалась жесткая субординация, роль учителя изменилась, современная демократическая модель предлагает более дружественную схему.
Педагог должен быть не только наставником, но и другом. Такое взаимодействие считается доверительным и эффективным в достижении воспитательных целей.
Кроме высокого профессионализма, психологической и педагогической компетенции, современная школа требует от учителя быть свободным от стереотипов и предрассудков, иметь объективные взгляды, идти в ногу со временем.
Важно! Педагог должен любить детей. Любовь к своей работе, любовь к детям позволяет воспитать полноценное общество, с правильными моральными ценностями, высоким уровнем ответственности, способное развиваться и созидать.
Взаимодействие семьи и учебного заведения
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: семья и школа — они должны стать партнерами. Только при взаимодействии этих сфер, можно достичь успехов в воспитании высокоразвитой личности.
Суть взаимодействия семьи и школы заключается в следующем:
- Анализ условий воспитания ребенка в семье. К сожалению, до сих пор существует такое понятие, как неблагополучная семья. Такие школьники нуждаются в индивидуальном подборе методов воспитания. Если ребенок не поучает поддержки от семьи, школа обязана взять на себя эту функцию, так как совсем без поддержки человек не сможет стать достойной личностью.
- Родительские собрания и индивидуальная работа с родителями. Во время родительских собраний лучше всего обсуждать общеклассные вопросы, планы на учебный год, цели и методы образования и воспитания. Но если речь идет о проблемах конкретного ученика – лучше обсудить это лично с его родителями.
- Привлечение родителей к интересной внеучебной деятельности. Это позволяет родителям оценить взаимодействие ребенка с одноклассниками, рассмотреть способности, которые он не может проявить в домашней обстановке.
Родителям важно помнить, что их педагогическое мастерство так же необходимо. Отдать ребенка в школу – это не значит переложить ответственность в воспитании на учителя. Педагог имеет соответствующее образование и опыт, поэтому должен подсказать родителям как, действовать в том или ином случае. Работа с родителями так же важна, как и работа с учениками.
Заключение
Воспитание ребенка происходит под воздействием многих факторов. Семья и школа должны играть в этом процессе ключевые роли. По отдельности достичь положительных результатов не удастся, только совместными усилиями родителей и педагога можно воспитать современного, развитого человека с четкими принципами, моральными ценностями и широким мировоззрением. Именно поэтому важно сохранить одинаково высокий авторитет семьи и школы.
Рекомендуем статьи по теме
Источник
В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги. Иначе говоря, только при условии полноценного сотрудничества школы и родителей возможно формирование высоконравственной, культурной, творческой и социально зрелой личности.
РОЛЬ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Воспитание детей в школе начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают особое место в становлении личности ребенка. Кроме того, именно от этих людей во многом зависит степень комфортного нахождения ребенка в школьном коллективе. Они контролируют уровень усвоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого ученика в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы взаимоотношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.
С каждым годом роль школы в воспитании учащихся увеличивается, а требования к преподавателям повышаются. И это неудивительно, поскольку ребенок проводит в стенах школы под присмотром педагогов половину дня, и именно эта среда оказывает большое влияние на его воспитание и поведение. В школе ребенок приобретает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет сильные черты своего характера и приобретает новые.
Для максимально эффективной работы по воспитанию учащихся педагогу необходимо владеть полной информацией о формирующей роли семьи и зависимости этой роли от ценностных приоритетов каждого ее члена. Владение такой информацией помогает классному руководителю или учителю начальных классов предвидеть, каким образом отношения в семье ребенка могут повлиять на его личностное развитие, поведенческие реакции и характер. Поэтому педагоги используют различные формы связи с родителями, позволяющие выяснить все особенности отношений в каждой конкретной семье.
ФОРМЫ СВЯЗИ С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ
Естественно, изучение внутрисемейных отношений достаточно сложный, но очень нужный этапвоспитательной работы в школе. Без этого педагог не сможет дать конкретные советы родителям, найти подход к каждому ребенку и проводить воспитательную работу с наибольшим успехом. Для выяснения внутрисемейных отношений используются как индивидуальные формы связи (например, посещение педагогом семьи ребенка), так и общепринятые. Среди общепринятых форм связей классного руководителя с родителями можно выделить:
Родительские собрания. Как правило, родительские собрания проводятся 3-4 раза в течение учебного года. В ходе собрания педагог, совместно с родителями, разрабатывает план по воспитательной работе, обсуждает успехи и проблемы всего класса или каждого ученика в отдельности. Если у педагога возникли вопросы по воспитанию какого-либо конкретного ученика, он может пригласить его родителей на индивидуальную встречу, чтобы обсудить новые методы воспитания и дать профессиональные советы.
Классные мероприятия. Поводом для проведения классных мероприятий может стать любой праздник или значимое событие для класса. Такие мероприятия, в которых принимают участие и ученики, и их родители, способствуют сближению всего классного коллектива, помогают найти общий язык и взаимопонимание, проявить индивидуальные способности и семейные увлечения. Во время совместных мероприятий педагог имеет возможность понаблюдать за семьями в непринужденной обстановке, что позволяет планировать воспитательную работу с учетом особенностей каждой семьи и проводить ее с большим успехом.
ТАНДЕМ РОДИТЕЛИ-ПЕДАГОГИ: ВОСПИТАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
Воспитание ребенка – это огромная, практически необъятная тема, которую можно изучать на протяжении всей жизни. Однако практика показала, что только совместные усилия педагогов и родителей способны дать положительные результаты. Невозможно воспитать целеустремленную, всесторонне развитую личность, если родители и педагоги не объединятся в тандем. Только в процессе совместной слаженной деятельности этого тандема у ребенка формируется сознание и накапливается опыт правильного поведения в разных ситуациях. Благодаря единым требованиям учителей и родителей укрепляется воля детей: они становятся более настойчивыми в достижении цели, заметно активнее и решительнее в преодолении трудностей.
Источник
Должна ли школа заниматься воспитанием ребенка или это исключительно прерогатива семьи? Сегодня на этот счет существуют разные точки зрения. Одни родители полагают, что задача школы – учить, а воспитывать ребенка должны они сами, другие мамы и папы имеют противоположное мнение. Как это ни странно, но даже некоторые учителя тоже думают об этом неодинаково.
Учить и/или воспитывать?
Так что же должна делать школа – учить, воспитывать или и то, и другое? На этот вопрос может быть только один ответ: школа должна и учить, и воспитывать. Ведь процессы обучения и воспитания неразрывно связаны между собой. Педагог должен не просто формировать у ребенка определенные знания, умения и навыки, но и процессе развития таковых заниматься формированием личности своего ученика. При подготовке к занятию учитель должен ставить перед собой не только образовательные и развивающие, но и воспитательные цели и задачи.
На своих занятиях педагог воспитывает в ребятах целеустремленность, ответственность, доброжелательность, коллективизм, тактичное отношение к окружающим, учит их помогать друг другу. Кроме того, конкретно на уроках литературы учитель занимается нравственным и патриотическим воспитанием, на уроках МХК – эстетическим, на занятиях по технологии – трудовым и т.д.
Непосредственно воспитательной работой (т. е. соответствующей внеурочной деятельностью) занимаются завуч по воспитательной работе и классные руководители. В частности, завуч организует работу кружков и секций, устраивает разнообразные общешкольные мероприятия, а классный руководитель проводит классные часы, родительские собрания.
Правильный подход
К сожалению, учителю не всегда удается достигнуть поставленных воспитательных целей. В большей степени это касается начинающих педагогов. Именно по причине подобных неудач преподаватели начинают ошибочно полагать, что воспитание должно быть только делом родителей, и используют чисто формальный подход к своей работе.
Важнейшее значение имеет то, каким именно образом мы стремимся достигнуть своей цели, какие конкретные шаги для этого предпринимаем.
Прежде всего необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. И если преподаватель упускает это из виду, то все его усилия могут приводить к обратному результату. Важно помнить о том, что если для младших школьников авторитетом является педагог, то для подростка таковым оказываются его сверстники. Так что если в первом случае объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо можно прямым текстом, то во втором – так делать не следует. Например, чем больше мы будем говорить ученикам средних и старших классов о вреде табака, тем меньше будет вероятность того, что те кто уже курит, бросят, а те, кто еще не начал, не захотят попробовать.
Предположим, у вас запланирован классный час о вреде курения. Цель такого занятия – расширение знаний школьников о пагубном влиянии никотина, формирование у них отрицательного отношения к табачным изделиям и воспитание ответственности за свое здоровье. Какие действия следует предпринять, чтобы достигнуть этих целей? Как показывает практика, лучше всего организовать и провести классный час с участием самих подростков.
Несколько учеников предварительно готовят сообщения по теме, а педагог помогает им подобрать литературу. А кто-то из ребят вместе с учителем готовит иллюстративный материал. Работая над соответствующими книгами и статьями, школьники невольно начнут задумываться над тем, насколько опасными могут быть последствия потребления табака для молодого организма. А все остальные ребята с гораздо большим доверием отнесутся к информации, услышанной от одноклассников, нежели к поучениям взрослого на ту же тему.
Воспитание вне урока
Большое воспитательное значение имеют общешкольные мероприятия, посвященные различным праздникам. Так, например, вечер, посвященный Дню Победы, имеют своей целью воспитание у ребят патриотизма, уважения к старшему поколению. Необходимо, чтобы дети приняли самое активное участие в таком мероприятии: читали стихи, исполняли песни военных лет, рассказывали о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны. Если у кого-то из ребят есть прабабушки и прадедушки – участники войны, то их можно пригласить на такое мероприятие.
Важную роль в развитии личности школьника имеет эстетическое воспитание. Воспитывать в детях чувство прекрасного, заниматься формированием их вкуса можно не только на занятиях по МХК, но и посредством внеурочной деятельности.
В последние годы все большую популярность приобретают такие внешкольные мероприятия для детей и подростков, как походы на выставки и в музеи. Для ребят из сельской школы подобные мероприятия могут быть связаны с поездками в областные центры и близлежащие города. Дети, которые живут в городе, имеют возможность вместе с учителями посетить местные галереи и выставки.
Перед походом в музей с ребятами необходимо провести подготовительную работу. Можно рассказать детям о художнике(-ах) и его (-их) творчестве или напомнить им об этом, если они уже изучали соответствующий материал на занятиях.
Для создания и поддержания интереса школьников можно предложить им занимательные задания. Например, в «Третьяковской галерее» можно попросить младших ребят найти картины, на которых изображены собаки. В качестве ответа они могут назвать такие произведения, как «Всадница» К.Брюллова, «Тройка» В.Перова, «Завтрак аристократа» П.Федотова и др. Детей постарше можно попросить найти на картинах более мелкие детали.
Тем, кто интересуется живописью, можно дать задания, связанные с сюжетами картин, направлениями искусства.
Семья и школа
Важную роль в воспитании ребенка играет сотрудничество семьи и школы. Необходимо, чтобы классный руководитель был в курсе обстановки в семье каждого своего ученика. И педагог, со своей стороны, должен информировать родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в школе, о проблемах, возникающих у их детей.
Общение педагога с мамами, папами, бабушками и дедушками происходит прежде всего на родительских собраниях. При возникновении необходимости учитель может пригласить мать или отца ребенка для индивидуального разговора. Педагог может также контактировать с семьей ученика через интернет или по телефону.
Необходимо, чтобы при общении с родителями учитель проявлял такт, терпение, это особенно важно в случае разногласий с семьей относительно обучения и воспитания ребенка.
Большую помощь школе, конечно же, оказывают представители родительского комитета. Но даже тех родителей, которые в нем не состоят, следует приглашать на внеклассные мероприятия: концерты, спектакли, конкурсы, соревнования. Можно также устраивать мероприятия для детей и родителей, в которых будут состязаться семейные команды.
Сотрудничество семьи и школы положительно сказывается и на успеваемости, и на формировании личности ребенка.
Существует много методической литературы, посвященной воспитанию школьников. Это книги и журналы, которые можно приобрести как в электронном виде, так и в традиционной печатной форме. В них можно найти не только методические рекомендации, но и сценарии готовых занятий.
Кроме того, можно посетить лекции ведущих педагогов, посвященные воспитанию, записаться на соответствующие вебинары.
Такой материал особенно полезен для начинающих учителей. Хотя и преподавателям с многолетним стажем тоже будет небезынтересно познакомиться с опытом своих коллег.
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и ждите обновлений! 🙂
Источник