Роль семьи в речевом развитии ребенка 3 лет
Родительское собрание на тему: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 3- 4 лет».
Цели: создать условий для речевого развития дошкольников; формировать педагогическую культуру родителей.
Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
План проведения мероприятия
- Вступительная часть.
- Практикум.
- Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей четвертого года жизни».
- Развлекательно- игровая часть.
- Заключительная часть.
Ход мероприятия
1.Подготовительный этап
Подготовка материалов выставки (художественная литература для чтения детям, дидактические речевые игры, подборки упражнений по логоритмике , иллюстративный материал для обогащения словаря, карточки для составления рассказов по серии картин и т. п.)
Оформление карточек с факторами успешного речевого развития ребенка.
Диагностика речевого развития детей.
2.Вступительная часть
Воспитатель открывает собрание кратким вступительным словом для объявления темы собрания, разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.
3. Практикум
Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка
Родителям предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.
Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.
Общение ребенка со сверстниками.
Строение артикуляционного аппарата.
Речь взрослых- образец.
Развитие мелкой моторики рук.
Чтение детям художественной культуры.
Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.
Разбор проблемных ситуаций.
Вопрос
– Предположите, как будут отвечать дети четырех лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.
. Что нарисовано на картине? (Перечислить изображенные предметы.)
. Что делают на картине? ( Описать картину.)
. Про что (о чем ) рассказал художник своей картиной? (Истолкуйте картину.)
Ситуация 2
Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?» Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы.
Вопрос
– В каком возрасте вел себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать в опросы? ( Примерный ответ. Вопросы « кто? что? какой?» характерны для детей 3-4 лет. Они носят цепной характер. В них больше отражается потребность ребенка быть в контакте со взрослым, удерживать его внимание, нежели познавательная активность. Поэтому нередко, не дослушав ответ, ребенок убегает.
Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем- то неизвестным, попытке понять что- то новое.)
Ситуация 3
Дошкольник совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко.
Вопрос
– Какими, на ваш взгляд, могут быть причины? ( Примерный ответ. Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему- либо. Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие.)
Ситуация 4
Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует, не лепит и не стремится к этому.
Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по- взрослому рассуждает!
Вопрос
– Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? ( Примерный ответ. В продуктивных видах детской деятельности ребенок учится ставить цель, прилагая усилия для достижения результата, сравнивать его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки , что создает предпосылки к овладению письмом.)
Ситуация 5
В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. У некоторых из них были выявлены характерные недостатки. Гриша: «рыба»- «лыба», Саша: «шишка»- «сиска», Петя: « садись»- «дись», Вова: «сахар»- «хасир».
Вопрос
– Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить? Что следует делать взрослым, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника? ( Примерный ответ. У Гриши и Саши– замена труднопроизносимых звуков на легкопроизносимые; у Пети- пропуск первого слога; у Вовы- перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи скорее всего объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков.
Взрослым важно демонстрировать ребенку правильный образец речи, развивать фонематический слух с помощью специальных игр и упражнений.)
Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого жизни»
Предлагаем вам несколько советов.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому очень важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
Обратите внимание: ребенок 4- 5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее- обратиться за помощью к логопеду.
Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, больницы, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на речке привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, называйте их правильно.
Советуем завести дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок знакомую сказку о сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.
В процессе обучения детей правильному произношению, обогащения словаря, выработки грамотной и связной речи участвуют не только воспитатели группы, но и узкие специалисты детского сада- музыкальный руководитель.
Процесс закрепления речевых навыков происходит на специальных занятиях по развитию речи, а также во время праздников, развлечений, в течение дня во всех режимных моментах.
Заключительная часть.
Игры
Взрослым и детям предлагается образовать круг и закончить встречу общим танцем или иной игрой. Дети и родители уходят в группу.
Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения
Источник
ольга городненко
Консультация для родителей на тему «Роль семьи в развитии речи детей 3-4 лет»
Конспект «Родительского часа» и с использованием ИКТ
Тема:
Цель: обогащение родительских представлений о речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. показать родителям результаты работы с детьми по речевому развитию через театральную деятельность («Осенний лес»);
2. обогащать и систематизировать словарный запас;
3. формирование педагогической компетентности родителей по развитию речи через театральную деятельность;
4. активизировать педагогический опыт;
5. укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Оборудование: ИКТ (показ праздника для родителей).
Предварительная работа: приглашение
Актуальность выбранной темы: Я считаю тема привития роли семьи в развитие речи детей очень актуальна на сегодняшний день.
Модель «Родительского часа».
1. Приветственное слово родителям:
Я очень рада Вас приветствовать в нашем детском учреждении. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о наших детках, о возникающих вопросах развития речи детей, физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных и близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение, что речь ребёнка развивается самостоятельно. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившиеся в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь. Разговаривать с детьми нужно не торопясь, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не “съедать” слогов и окончаний слов. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова.
Постепенно надо вводить в активный словарь детей новые слова.
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, закреплять знания о предметах, правильно их называть. Купив игру, не стоит сразу давать её ребёнку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес.
Сначала родители должны сами познакомиться с игрой, а потом объяснить правила ребёнку.
Первый раз необходимо поиграть вместе с ребёнком. В процессе игры, например,с разрезными картинками целесообразно сначала рассмотреть целые картинки и спросить: “Что нарисовано на картинке?”, “Как можно назвать их одним словом?”, “Где растут фрукты?”, “Что можно сделать из фруктов?”После беседы объяснить: “Перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у неё листья и подбери необходимые картинки”.
Родители могут начать складывать картинку, а далее ребёнок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков.
Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала нужно провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.
Не менее важны для речевого развития словесные игры. Например, “Чудесный мешочек”: в мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Ребёнок должен опустить в него руку и на ощупь определить то, что он ощупывает. Затем он достаёт предмет и рассказывает, для чего он нужен, что с ним можно делать.
“Что из чего сделано?” Взрослый говорит ребёнку: ” В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разных материалов. Я буду называть предмет, а ты попробуй определить, из чего он сделан. Например, стол сделан из дерева, значит он деревянный, ваза из стекла
(стеклянная, мяч из резины (резиновый) и т. д.
“Кто как работает?” Взрослый рассказывает, что есть много разных профессий. Люди разных профессий выполняют разную работу. Например, врач лечит людей, а что делает повар? (готовит еду, строитель?
(строит дома, водитель (водит машины) и т. д. Спросите у ребёнка, знает ли он, какая у вас профессия, что вы делаете на работе. Выслушайте рассказ ребёнка и если надо поправьте его.
“Правильно ли я сказал?” Взрослый говорит ребёнку: “Я знаю много домашних животных: корова, лошадь, собака, курица, ворона, заяц”. Ребёнок должен исправить ошибки и объяснить, что не так, почему.
“Скажи наоборот”Взрослый говорит: “Я вижу высокое дерево”, а ребёнок должен сказать наоборот: “Я вижу низкое дерево”. “У меня мало игрушек”( “У меня много игрушек”) и т. д.
Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, приготовления пищи нужно постоянно с ребёнком разговаривать, используя в речи разные потешки, пословицы, поговорки, загадки.
Во время обеда, ужина можно использовать такие пословицы, как “Кашу маслом не испортишь”, “Дорога ложка к обеду”, “Захочешь кушать – руку протянешь”.
Если ребёнок выполняет поручение без желания или отказывается,следует сказать: “Без труда не вытянешь рыбку из пруда”, “Что посеешь, то и пожнёшь”, “Лентяю всё некогда”, “Делу – время, потехе – час”.
Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например, “Много снега – много хлеба”, “Зимой солнце светит, но не греет”, “Осенняя муха больно кусает”, “Без ветра и трава не шелестит”, “Летний день год кормит”.
Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать и во время игры и при выполнении режимных моментов.
Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз- конфету, игрушку, книжку.
Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать, которые дети нередко путают, объяснять переносные значения(“золотые руки”, “каменное сердце”).В своей речи дети мало употребляют слов, обозначающих признаки предметов. Словами “хорошая”, “красивая” дети характеризуют всё, что им нравится.Взрослому необходимо их поправить: не просто хорошая книга, но интересная, увлекательная, красочная и т. д.
Необходимо также обогащать бытовой словарь детей. В семье планируется, например,уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит ребёнка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает,как называется каждый предмет и уточняет сама: “Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо- суп, борщ. Это мелкие тарелки, в них кладут второе – котлеты с гарниром, а это салатница, в ней подают салат. Следует попросить ребёнка подать взрослому посуду и назвать то, что он подаёт, уточнить, как её используют. При работе на швейной машинке нужно также обговаривать свои действия, называть вид ткани, части машинки.
Таким же образом можно познакомить ребёнка с холодильником, утюгом, звонком и т. д. Очень важно, чтобы ребёнок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп, погладить платочек. Ребёнку будет интересно.
Гуляя по улице, полезно знакомить ребёнка с машинами, светофором, людьми, дорогой. Очень важно, чтобы он с детства знал правила уличного движения.
Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребёнок отвечать на вопросы сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное? Как развита у него фантазия? Умеет ли составлять сам сказки, рассказы? Все эти речевые навыки будут необходимы ребёнку в школе.
Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической. Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики. Их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация. В устной разговорной речи собеседники выступают, как рассказчики и слушатели. С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями, переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные беседы и разговоры. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее, имеют правильную речь. Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его друзей и досуг. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в детском саду. В дальнейшем у них не будет секретов от родителей.
Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду, обувь и т. д.Постепенно тематика бесед расширяется: космос, профессии, армия, праздники и т. д. Диалогической речью дети овладевают примерно к 5 годам. На 6-м году её уже недостаточно и ребёнок сам старается рассказывать сказки, пересказывать просмотренные фильмы, т. е. пользуется монологической речью.
Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание произведения. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами, в ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по серии картинок, придумывать сказки на заданную тему, выразительно читать стихи. Поэтому детям необходима помощь близких людей для полноценного речевого развития.
Мы вам предлагаем посмотреть наш «Осенний» праздник. О том, что умели ваши дети, когда пришли в детский сад и чему они научились за время его посещения (использование ИКТ).
Диалог между родителями «Хочу поделиться своим опытом…»
Заключительная часть.
Несколько советов для родителей:
1. Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребёнком.
2. Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье – мама, папа, бабушка, дедушка.
3. Читайте художественную литературу ежедневно.
4. Приобретайте репродукции художественных картин, тематические альбомы, книги с картинками, рассматривайте их с детьми.
5. Посещайте с ребёнком театрализованные представления.
6. Предложите ребёнку соревнование “Чья сказка лучше?”, “Чей рассказ интереснее?” с участием всех членов семьи.
7. Записывайте рассказы и сказки вашего ребёнка. Через 2-3 месяца прослушайте вместе, проанализируйте, запишите новые.
8. Любите своего ребёнка и уважайте его старания.
Воспитатель: Я благодарю Вас за интересные советы.
Источник
Консультация для родителей на тему:
Роль семьи в развитии речи ребенка раннего возраста
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, ба- бушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко не правильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона ре-чи ребенка развивается самостоятельно, без специального воз-действия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирова-
ния детское речи почти всегда влечет за собой отставание в раз-витии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детское речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на при-мере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ре-бенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ре-бенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или до-чери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.
Вы должны приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный педа-гог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее раз-витие, интеллект, развитие речи).
Например, перед вами два малыша. Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, осмысленно, выра-зительно прочтет стихотворение, споет песенку (он знает их немало: ему пела мама).
И второй. Если к нему обратиться с теми же вопросами, то ваши попытки оканчиваются ничем. Это не значит, что второй малыш глупее или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла мама.
Поэтому в развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. И от того, насколько она подгото-влена к осознанию и исправлению того или иного речевого нару-шения своего ребенка, к его воспитанию, к проведению с ним заня-тий в домашних условиях, зависят психологический климат в се-мье, характер личностных отношений и результаты развития малыша.
Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий и времяпрепровождения со своими детьми.
Источник