Роль семьи в развитии речи ребенка презентация

Роль семьи в развитии речи ребенка презентация thumbnail

Слайд 1

Подготовил: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №32» Несмеянова О.А Роль семьи в речевом развитии ребёнка

Слайд 2

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье , в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко не правильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

Слайд 3

Н евмешательство в процесс формирования детское речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Семья всегда старается воздействовать на формирование детское речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи » вместо «не беги», « ваще » вместо «вообще» и т.д .). Четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный педагог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи ).

Слайд 4

В развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. И от того, насколько она подготовлена к осознанию и исправлению того или иного речевого нарушения своего ребенка, к его воспитанию, к проведению с ним занятий в домашних условиях, зависят психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития малыша .

Слайд 5

Родители поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов. Для формирования речи важное значение имеет моторное развитие ребенка, дифференциация слухового восприятия и развитие ориентировки в окружающем, а также формирование потребности в общении. В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребенка важное значение имеет работа с картинками. Взрослый стимулирует у ребенка развитие диалогической речи (ответы на вопросы) с опорой как на сюжетные картинки, так и на серии картинок, учит его составлению рассказов.

Слайд 6

При общении на вербальном уровне родителям необходимо: давать только одно указание на каждое задание; давать ребенку время на ответ по каждому заданию, прежде чем вмешаться; если ребенок не отвечает, повторить указание, а затем физически помогать ребенку выполнить его; если ребенок отвечает правильно, среагировать улыбкой, прикосновением и/или разговором с ребенком, обсуждая положительно проделанное задание; давать указания в простой и ясной форме; моделировать нужное поведение во время разговора и/или игры с ребенком; использовать соответствующие заданию и возрасту ребенка материалы; подкреплять внимание ребенка во время и между заданиями; менять выражение лица и интонацию при разговоре с ребенком .

Слайд 7

Взрослому необходимо соблюдать основные требования к речи : Правильно произносить все звуки родного языка. Добиваться ясной, четкой и отчетливой речи, т.е. иметь хорошую дикцию. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей). Не допускать в разговоре с детьми и со взрослыми повышенного тона, грубых выражений.

Слайд 8

Категорически запрещается запугивать ребенка различными реальными или мифическими “пугалами”. Ребенка нужно последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности ребенка новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения.

Слайд 9

В настоящее время важное значение придается также привлечению родителей к обучению своего ребенка. При соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.

Слайд 10

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». С Василием Александровичем трудно не согласиться — двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь , да и не только она. Развитию кисти и пальцев рук способствуют и разнообразные действия с предметами ( игры с мелкой мозаикой, конструктором и др.)

Слайд 11

Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Хорошо развитое речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Техника выполнения упражнения: – Следить за правильным вдохом – через нос; – Плечи не поднимать; – Выдох должен быть длительным, плавным; – Необходимо следить, чтобы не надувались щёки ; Детям раннего возраста помогут игры с использованием разных дудочек, султанчиков, стаканчиков, вертушек, свистулек и многое другое.

Читайте также:  Значение изобразительного искусства в развитии ребенка

Слайд 12

– Футбол. Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков. – Пёрышко. Легко поддувать перо (как кусочек бумаги) лежащее на столе. – Шторм в стакане. Ребёнок дует через соломинку в стакан с водой, чтобы вода в стакане забурлила. – Морские волны. Ребёнок выдыхает через соломинку медленно и легко на поверхность воды, так чтобы по воде шли слабые волны. – Надуй шарик. Ребёнок делает вдох через нос и выдыхает весь объём воздуха в воздушный шарик.

Источник

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА Автор: Панькова Оксана Григорьевна, Подгот...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА Автор: Панькова Оксана Григорьевна, Подгот

Описание слайда:

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА Автор: Панькова Оксана Григорьевна, Подготовила: учитель-логопед Удовенко Наталья Ивановна

2 слайд

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в р

Описание слайда:

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Бытует глубоко не правильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

3 слайд

Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в

Описание слайда:

Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детское речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.  

4 слайд

 Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый

Описание слайда:

 Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

5 слайд

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит ра

Описание слайда:

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.). Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Необходимо приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

6 слайд

Речь – процесс многосторонний: - звуковая функция - лексика - грамматика - св

Описание слайда:

Речь – процесс многосторонний: – звуковая функция – лексика – грамматика – связная речь

7 слайд

Артикуляционная гимнастика – неотъемлемая часть развития речи. Развитие мелк

Описание слайда:

Артикуляционная гимнастика – неотъемлемая часть развития речи. Развитие мелкой моторики. Читайте ребенку книги. Игры на развитие слухового внимания. Игры на формирование лексико-грамматических категорий.

8 слайд

Как понять, что ребенку нужна помощь? 2 года – ребенок совсем не разговаривае

Описание слайда:

Как понять, что ребенку нужна помощь? 2 года – ребенок совсем не разговаривает, общается жестами; 2,5 – ребенок не умеет объединять слова в небольшие фразы 5 лет, но малыш сокращает длинные слова, искажая их до неузнаваемости, переставляет слоги в слове, неправильно произносит звуки, путает их.

9 слайд

Уважаемые, родители! Сделайте все от вас зависящее, чтобы привести речь ребен

Описание слайда:

Уважаемые, родители! Сделайте все от вас зависящее, чтобы привести речь ребенка к норме, пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить. .

10 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-096956

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Слайд 1

Роль Семьи в развитии речи детей МБДОУ №28 25МАРТА 2015

Слайд 2

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи . Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Бытует глубоко не правильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

Слайд 3

Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детское речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Слайд 4

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Слайд 5

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи » вместо «не беги», « ваще » вместо «вообще» и т.д.).

Слайд 6

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи. Необходимо приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Читайте также:  Значение родителей семьи в развитии ребенка

Слайд 7

Опытный педагог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи). Например, перед вами два малыша : Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, осмысленно, выразительно прочтет стихотворение, споет песенку (он знает их немало: ему пела мама). И второй. Если к нему обратиться с теми же вопросами, то ваши попытки оканчиваются ничем. Это не значит, что второй малыш глупее или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла мама.

Слайд 8

Поэтому в развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери . И от того, насколько она подготовлена к осознанию и исправлению того или иного речевого нарушения своего ребенка, к его воспитанию, к проведению с ним занятий в домашних условиях, зависят психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития малыша. Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий и времяпрепровождения со своими детьми.

Слайд 9

Стили общения матери и ребенка

Слайд 10

Выявлено 4 стиля общения матери и ребенка, такие как: 1. «оптимальный». Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребенку. В таких парах часто идет разговор «глазами»: ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает ее невербальную ответную реакцию. Такой ребенок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми.

Слайд 11

2 .«мать молчит – ребенок говорит». Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать свое неприятие ребенка: он на самом деле становится гиперактивным .

Слайд 12

3. «оба молчат». Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребенок — в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица. 4. “мать агрессивна”. Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает, иногда бьет.

Слайд 13

Чем меньше мать общается с ребенком, тем чаще встречаются случаи тяжелых расстройств в развитии речи. Но даже в тех случаях, когда речь названа нормальной, у некоторых детей отмечаются гиперкинез, нарушения мимических реакций, повышенная жестикуляция, неестественные тон и громкость речи, некоторые неадекватные формы поведения . Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки»), сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери.

Слайд 14

Главным слушателем маленького ребенка является мать. Именно ей в первую очередь он стремится изложить возникающие мысли, именно она может поддержать его энергетически, когда малышу говорить еще трудно. Педагог дошкольного учреждения или любой другой взрослый может в какой-то степени скомпенсировать моральное отсутствие матери, но не может ее заменить полностью.

Источник

Татьяна Сосунова
Из опыта работы «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

[i]Слайд 2.[/i] Семья, как нам известно – это образец для подражания.

Развитие коммуникативных способностей начинается в семье, в ежедневном общении с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками.

Влияние характера взаимоотношений в семье на психологию развития ребенка, и развития его речевых навыков – огромно.

Основная задача – помочь ребенку научиться общаться, сформировать у него желание, знания и умения делать это.

Поэтому так важно помочь родителям понять, что воспитание ребёнка и развитие не может протекать само по себе.

Любая педагогика без семьи – невозможна.

Слайд 3. ФГОС ДО определяет один из принципов ДО: «…сотрудничество Организаций с семьёй». А среди многих задач Стандарта выделяется задача «…обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования…»

В связи с этим актуальным является один из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание и развитие детей.

Руководствуясь принципом «Родитель – не сторонний наблюдатель, а активный полноправный член команды ДОУ», мы строим общение с родителями на правах сотрудничества и взаимодействия, так как у нас общая задача – воспитание полноценной личности ребёнка.

Слайд 4.

Исследования показывают, что в речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

• не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

• у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

• имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

• дети испытывают особые трудности при описании предметов, картин: им тяжело осваивать последовательность описания, избегать повторов, называть все свойства предметов, замечать детали.

Читайте также:  Развитие речи ребенка дауна книги

• дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения у многих вызывает затруднения.

Преодолеть эти трудности можно только совместно с родителями, поскольку эта работа должна проводиться систематически на протяжении длительного времени, а в условиях детского сада, где количество детей в группе превышает 20 человек это довольно проблематично.

Слайд 5. Факторы успешного речевого развития:

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

2. Общение и игра ребёнка со сверстниками.

3. Строение артикуляционного аппарата.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детям художественной литературы.

6. Совместное пение с ребёнком.

7. Дыхательные упражнения.

Слайд 6. Существует проблема, которая препятствует полноценному развитию ребёнка, в том числе и речевому: чрезмерное увлечение родителей гаджетами.

Мама дома? Мамы нет.

Мама вышла. В интернет.

Мама ищет в интернете,

Как дела на белом свете.

Кофе пьет, глазами водит –

Что там в мире происходит?

Мама, я тебе скажу!

В мире я происхожу! (из социального ролика проекта «Жить»)

Из-за неучастия родителей в жизни своего ребёнка, банального отсутствия какого-либо представления о том, каким должен быть «успешный» родитель, возникает определённая проблема в отношениях ребёнка и его семьи. Помочь родителям стать активным участником воспитания и развития собственного ребёнка можно через использование разнообразных форм работы.

Слайд 7. Формы работы с семьей многогранны. Выделяют традиционные формы и инновационные:

– общие родительские собрания (в очной форме и онлайн);

– консультации (индивидуальные, групповые и в мессенджерах);

– беседы (индивидуальные и групповые);

– открытые показы мероприятий, праздников;

– создание видеороликов, фотоотчетов;

– папки – передвижки, памятки, буклеты;

– подбор методической и художественной литературы в помощь родителям.

– проектная деятельность;

– обогащение РППС своими руками.

Слайд 8. Речь родителей – пример для детей. Поэтому в своих консультациях, памятках мы даём следующие рекомендации.

Родителям необходимо:

– употреблять в разговоре с ребенком синонимы, антонимы, образные выражения, переносное значение слов.

– играть в речевые игры, которые могут проводиться на любом наглядном материале: «Скажи наоборот», «Подумай и объясни», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю» и т. д.

– употреблять в живой разговорной речи пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, поэтические высказывания.

– не уходить от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, называть их правильно, рассматривать их детально, выделяя характерные свойства; наблюдая, учить сравнивать с другими предметами.

Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание и запоминание. Выразительность обеспечивается интонацией, которая придает речи мелодичность. (чтение художественной литературы, игры – драматизации, сюжетные игры и др.)

Слайд 9. Для полноценного осуществления образовательной деятельности в семье мы используем пособие «Детский календарь» Т. Н. Дороновой, как дополнение к Программе «Миры детства – конструирование возможностей». Дидактический материал Детского календаря связан с образовательной деятельностью в детском саду. И соответствует требованиям ФГОС.

Для речевого развития детей используются: книжки – малышки, с художественными произведениями, иллюстрациями; сюжетные картинки, репродукции картин и др.

Наблюдаемый эффект (демонстрация работ детей: коллективных и индивидуальных, посещение мероприятий) побуждает родителей продолжать занятия в домашних условиях.

Слайд 10. Мы провели беседу – опрос родителей о традициях в семье: чтение на ночь, совместные игры, беседы с детьми о проведённом дне в детском саду, посещение детской библиотеки.

Родители ссылаются на загруженность и усталость на работе, нет времени, некоторые используют электронные книги и аудиозаписи произведений, заменяют чтение для детей их бесконтрольным просмотром мультфильмов.

Для привлечения к чтению художественной литературы мы создали:

• Мобильную библиотеку «Книжкин дом».

Названия разделов для детей: «В гостях у сказки», «Ребятам о зверятах», «Книжки – малышки», «Про всё на свете»

Для родителей: «Полочка умных книг», «Картотека дидактических игр», в том числе с Лего – конструктором для сенсорного и речевого развития.

• Видеотека, позволяет познакомить детей с мультфильмами по художественным произведениям советских писателей;

Короткометражные фильмы, видеосюжеты, презентации о животных, растениях, людях, живущих в ХМАО – Югре, позволяют дополнить и сделать интереснее вариативную часть программы «Мой дом – Север».

Все эти материалы можно брать домой по желанию, предварительно записав в журнале. Родителям было предложено включиться в пополнение данных материалов.

Слайд 11. Создание совместных проектов воспитателей, детей и родителей позволяет сделать процесс развития речи более интересным и насыщенным.

На слайде представлены мини-проекты «Игрушки», «День защитника отечества»: фриз и стенгазета.

Слайд 12. С целью стимулирования познавательной и речевой активности детей, ежедневной работы родителей с детьми по материалам Детского календаря мы ввели новую форму работы – создание Лэпбуков (lapbook).

Лэпбук – это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме.

При этом готовый Лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап работы над темой, который дошкольники проделали самостоятельно или при помощи взрослого. Это результат работы над определённым проектом. Идею создания Лэпбука, мы нашли в блоге «Это интересно!» Татьяны Пирoженко www.tavika.ru.

Слайд 13. Таким образом, фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном возрасте, поэтому развитие речи в этом возрасте должно являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Источник