Роль семьи в развитии ребенка тест

Роль семьи в развитии ребенка тест thumbnail

Тест по психологии семьи и семейного воспитания, 57 вопросов с ответами1. Конкретная семья как группа и объект исследования

а) нормальная семья;

б) идеальная семья;

в) реальная.

2. Первая из пяти потребностей человека по А.Маслоу в иерархической структуре:

а) потребность в безопасности и защите;

б) потребность в уважении;

в) физические потребности;

г) потребность в принадлежности и любви;

д) потребность в самоактуализации.

3. Семья – это …

а) малый коллектив;

б) малая группа;

в) малое общество;

г) малая культура.

4. Ведущими мотивациями супружеского союза являются все, кроме одной:

а) нравственно-психологическая;

б) хозяйственно-бытовая;

в) семейно-родительская;

г) интимно-личностная;

д) эмоционально-досуговая.

5. С течением времени функции семьи

а) изменяются;

б) остаются ригидными;

в) стабилизируются;

г) упрощаются.

6. В современной семье на первом месте стоит функция:

а) биологическая;

б) хозяйственная;

в) экономическая;

г) социально-психологическая.

7. К типу семьи по количеству брачных партеров относятся все, кроме одной (выделите один неверный ответ):

а) моногамия;

б) серийная моногамия;

в) полигамия;

г) эндогамия.

8. Экзогамия

а) структура власти в семье;

б) количество поколений в семье;

в) принадлежность супругов к определенной общности;

г) количество детей в семье.

9. Полигиния – это:

а) многомужество;

б) многоженство;

в) неравный брак;

г) единобрачие.

10. Продолжите фразу: «Полиандрия – это…

а) многомужество

б) многоженство

в) партнерство

11. Кто из перечисленных авторов сформулировал «закон супружеской неверности»:

а) Э. Фромм;

б) Э. Аронсон;

в) Э. Берн;

г) В. Дружинин.

12. Отличительными признаками патриархальной семьи являются:

а) патрилокальность;

б) покорность;

в) патрилинейность;

г) партнерство.

13. Эгалитарная семья предполагает:

а) полное равноправие мужа и жены;

б) совместное лидерство мужа и жены;

в) бесспорное лидерство мужчины;

г) персональное главенство женщины.

14. Модель семьи, которая принимается обществом и отражается в коллективных представлениях, культуре

а) нормальная семья;

б) идеальная семья;

в) реальная.

15. Деловой лидер – муж, эмоциональный лидер – жена

а) бикарьерная семья;

б) эгалитарная семья;

в) неопатриархальная семья.

16. К кризису традиционных семейных устоев относятся:

а) отказ от преданности брака на всю жизнь;

б) интенсификацию разводов;

в) увеличение числа неполных семей;

г) широкое распространение абортов;

д) внебрачное рождение детей.

17. Какой тип семьи преобладает в современном обществе:

а) детоцентрический;

б) межпоколенный;

в) автономный;

г) регулирующий.

18. Альтернативными браками являются:

а) неполная семья;

б) конкубинат;

в) семья-клуб;

г) коммуна.

19. Патриархальная семья

а) структура власти в семье;

б) количество поколений в семье;

в) принадлежность супругов к определенной общности;

г) количество детей в семье.

20. Какие теории в современной науке определяют понятие «нация»:

а) культурноцентристская теория;

б) биологическая теория;

в) полоролевая теория;

г) климатическая теория.

21. Смысл брака в религиозных системах состоит (дайте два верных ответа):

а) производстве потомства;

б) идентичности индивидуума;

в) эмоциональной открытости;

г) верности.

22. Кто ввел понятие «жизненный цикл семьи»:

а) Н. Пезешкиан;

б) Пол Глик;

в) Л. Леви-Брюль;

г) В. Дружинин.

23. Период вступления в брак и зачатие первенца

а) стадия репродуктивного родительства;

б) стадия предродительства;

в) стадия прародительства;

г) стадия социализированного родительства.

24. Нуклеарная семья

а) структура власти в семье;

б) количество поколений в семье;

в) принадлежность супругов к определенной общности;

г) количество детей в семье.

25. Подлинное и полное равноправие жены и мужа

а) бикарьерная семья;

б) эгалитарная семья;

в) неопатриархальная семья.

26. К задачам развития молодой семьи относятся все, кроме одной:

а) дифференциация от родительской семьи;

б) установление границ общения с друзьями и родственниками;

в) разрешение конфликта между личными и семейными проблемами;

г) пересмотр супружеских отношений.

27. Длится от зачатия до рождения ребенка

а) интерпретативная стадия;

б) стадия формирования образа;

в) стадия авторитета ребенка

г) стадия взаимозависимости.

28. На возникновение симпатии влияет все, кроме одной (исключите один неверный ответ):

а) физическая привлекательность;

б) социально-демографические характеристики;

в) особенности поведения в общении;

г) собственная самооценка.

29. Семья, которая обеспечивает требуемый min благосостояния, социальной защиты и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

а) нормальная семья;

б) идеальная семья;

в) реальная.

30. Многодетная семья

а) структура власти в семье;

б) количество поколений в семье;

в) принадлежность супругов к определенной общности;

г) количество детей в семье.

31. Равно значимыми признаются профессиональные интересы мужа и жены

а) бикарьерная семья;

б) эгалитарная семья;

в) неопатриархальная семья.

32. Период появления первого ребенка

а) стадия репродуктивного родительства;

б) стадия предродительства;

в) стадия прародительства;

г) стадия социализированного родительства.

33. Период дошкольного возраста

а) интерпретативная стадия;

б) стадия формирования образа;

в) стадия авторитета ребенка

г) стадия взаимозависимости.

34. Согласно Э. Фромму, «бегством от одиночества» является:

а) придуманная любовь;

б) творческая деятельность;

в) альтернативный брак;

г) чувство вины.

35. Зрелая любовь возникает благодаря (выделите один верный ответ):

а) личностному росту партнеров;

б) братской любви;

в) влюбленности;

г) романтической любви.

36. Формирование внутрисемейной коммуникации предполагает решение задач (выделите два верных ответа):

а) определение границ семьи;

б) изменение типа родительского поведения;

в) согласование личных и семейных ценностей;

г) правила взаимодействия между супругами.

37. Большинство семей в России это:

а) семьи с обоими родителями;

б) семьи с одним родителем и детьми;

в) бездетные семьи;

г) ни один из ответов не является верным.

38. Во всех перенаселенных странах жители крупных городов испытывают серьезные проблемы с одиночеством, уходом в себя и апатией.

а) верно;

б) неверно

в) не всегда

39. Воспитание детей

а) стадия репродуктивного родительства;

б) стадия предродительства;

в) стадия прародительства;

г) стадия социализированного родительства.

40. Период младшего школьного возраста

а) интерпретативная стадия;

б) стадия формирования образа;

в) стадия авторитета ребенка

г) стадия взаимозависимости.

41. Наиболее распространенной моделью семьи является:

а) разветвленная;

б) неполная;

в) нуклеарная;

г) ни один из ответов неверен.

42. Присущая человеку социальная структура семьи дает детям возможность:

а) получить очень хороший уход;

б) воспринимать социальные и культурные обычаи;

в) усваивать опыт предшествующих поколений;

г) верны все ответы.

43. Семья представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии.

а) верно;

б) неверно

в) не всегда

44. Основными подсистемами семьи являются:

а) прародители;

б) родители;

в) сиблинги;

г) все ответы верны.

45. Разводимость и число детей в семье находятся между собой в:

а) прямой связи;

б) обратной связи;

в) нет никакой связи.

46. Появление первого внука

а) стадия репродуктивного родительства;

б) стадия предродительства;

в) стадия прародительства;

г) стадия социализированного родительства.

47. Период подросткового возраста

а) интерпретативная стадия;

б) стадия формирования образа;

в) стадия авторитета ребенка

г) стадия взаимозависимости.

48. Наиболее надежный долгосрочный прогноз рождаемости можно составить по опросам о репродуктивных ориентациях:

а) жен;

б) мужей;

в) молодоженов;

г) детей.

49. Функцией предбрачного периода является:

а) накопление совместных впечатлений и переживаний;

б) узнавание друг друга;

в) прогнозирование и проектирование семейной жизни;

г) все ответы верны.

50. Формирование семейного договора (распределение ролей) должно учитывать:

а) состояние здоровья;

б) степень занятости на производстве;

в) интересы, склонности и умения каждого партнера;

г) все ответы верны.

51. Основные причины деструктивного характера разрешения противоречий:

а) эгоцентризм;

б) блокировка удовлетворения базовых потребностей партнера;

в) снижение возможностей самоактуализации и уровня самоуважения партнера;

г) все ответы верны.

52. Нормальный кризис в жизни женщины это:

а) период первой беременности;

б) замужество;

в) карьерный рост;

г) первая любовь.

53. Сиблингами называют:

а) двоюродных братьев;

б) братьев и сестер;

в) сводных детей;

г) прародителей.

54. Жизненный сценарий по Э. Берну формируется:

а) на основе опыта жизни в родительской семье и родительского «программирования»;

б) на основе причинно-следственных связей;

в) на основе чувственного опыта;

г) на основе контакта с противоположным полом.

55. Кто является автором метода «генограмма»:

а) М. Боуэн;

б) З. Фрейд;

в) Г. Навайтис;

г) С. Минухин.

56. Выделите классиков семейного консультирования:

а) В. Сатир;

б) Б. Скиннер;

в) К. Витакер;

г) С. Минухин;

д) Э. Эйдимиллер.

57.Выделите три основных понятия структурной модели по С. Минухину:

а) структура семьи;

б) холоны или субсистемы семьи;

в) сценарий семьи;

г) границы семьи;

д) территория семьи.

Источник

1. Для формирования чувств ребенка большое значение имеет воспитание у него … отношения к окружающему:

а) эмоционально-положительного +

б) эмоционально-отрицательного

в) зависит от условий, окружающих ребенка

2. Послушание ребенка формируется:

а) рассуждениями

б) в деятельности +

в) путем назиданий

3. Негативизм – желание ребенка слушаться взрослого, так ли это:

а) да

б) отчасти

в) нет +

4. Цель воспитания ребенка – это:

а) всестороннее развитие личности +

б) подготовка к профессиональной деятельности

в) обучение ребенка

5. К мотивам общение ради общения относится:

а) стремление подать положительный пример

б) стремление научить ребенка чему-либо

в) удовлетворение взрослыми своей потребности в любви +

6. Анализ собственной воспитательной деятельности помогает родителям посмотреть методы семейного воспитания, изменить их, так ли это:

а) нет

б) да +

в) отчасти

7. Положительное отношение к деятельности формируется у ребенка в семье только одним путем, так ли это:

а) да

б) отчасти

в) нет +

8. Родители обязаны обеспечить получение детьми:

а) основного общего образования +

б) неполного образования

в) начального образования

9. Анализ собственной воспитательной деятельности помогает родителям:

а) изучить литературу

б) наказать ребенка

в) пересмотреть методы семейного воспитания +

10. Для современной практики семейного воспитания характерно:

а) высокий материальный уровень

б) повышенная авторитарность +

в) власть главы семьи

11. Главный аспект демократического отношения – это признание, что:

а) суждения ребенка также имеют право на существование +

б) надо навязывать свои вкусы ребенку

в) ребенку надо во всем потакать

12. Как показывают исследования, чем больше взрослых играет с ребенком, тем:

а) меньше ребенок трудится

б) шире бывает его игровой опыт +

в) нарушается единство требований к детям

13. Послушание – такая ступень дисциплинированности:

а) первая +

б) вторая

в) третья

14. Педагогическая рефлексия:

а) действие по интуиции

б) наличие знаний

в) анализ собственной воспитательной деятельности +

15. Нельзя проводить время с детьми только:

а) по родительском долгу +

б) по совету педагога

в) по желанию

16. В семье существуют только целенаправленные факторы воздействия на личность ребенка, так ли это:

а) да

б) нет +

в) отчасти

17. Главный показатель семейного благополучия – материальное благополучие семьи, так ли это:

а) да

б) отчасти

в) нет +

18. Наказание – единственный оправданный метод воздействия на ребенка, так ли это:

а) да

б) нет +

в) отчасти

19. Использование педагогических технологий в семейном воспитании позволяет родителям:

а) требовать от педагогов готовых рецептов воспитания

б) действовать точно по указанию

в) творчески решать психолого-педагогические ситуации +

20. Осмысление себя в семье неполностью осознается ребенком, но:

а) он может высказать его самостоятельно

б) представляет собой фундамент для отношений с людьми +

в) ничего не значит для развития личности

21. Наиболее значимой характеристикой влияния отца на ребенка является:

а) авторитет +

б) социальный статус

в) материальный фактор

22. Основным механизмом социализации в семье является:

а) обучение

б) воспитание +

в) авторитет взрослых

23. Период «первоначального фактического складывания» личности – это:

а) отрочество

б) младенчество

в) дошкольный возраст +

24. Ориентация ребенка на внешний контроль ведет к:

а) дисциплинированности

б) боязни ответственности +

в) самостоятельности

25. Благополучие ребенка в семье зависит от:

а) обилия игрушек

б) гиперопеки родителей

в) его положения в иерархии отношений с братьями и сестрами +

26. Основа педагогической деятельности родителей – это:

а) знания

б) педагогическая культура +

в) умения

27. Бабушки и дедушки по сравнению с родителями относятся к детям:

а) мудрее и великодушнее +

б) требовательнее

в) попустительски

28. Ребенку старшего возраста необходимо не просто близкое присутствие взрослого, а:

а) просмотр телепередач

б) проведение досуга

в) искреннее общение с родителями +

29. Ребенок изучает мир:

а) через семью +

б) на основании взглядов окружающих друзей

в) с точки зрения своего мировоззрения

30. Не могут осуществляться в противоречии с интересами детей:

а) родительские обязанности

б) родительские права +

в) родительские требования

Источник

Роль семьи в развитии ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения: 1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть. 2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию. 3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь) Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь) Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее. Типы семейных взаимоотношений В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 3 стиля семейного воспитания: – демократический – авторитарный – попустический При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”. При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

о Принимать активное участие в жизни семьи;

о Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

о Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

о Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

о Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

о Уважать право ребенка на собственное мнение;

о Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

о С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться

Источник