Роль семьи в развитии ребенка самообразование

Роль семьи в развитии ребенка самообразование thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 148»

Индивидуальный план по

самообразованию воспитателя

на 2018 – 2020 год.

На тему: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

Группа “Белочки”

Воспитатель:

Евтеева Марина Викторовна

Воронеж, 2018

Актуальность темы

Семья и семейное воспитание играет так же одну из главных ролей в процессе воспитания ребенка. Семья, одна из величайших ценностей, созданных человечеством. Родители являются творцами личности ребенка, а ребенок своего рода сосуд, который наполняется знаниями, передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают. Отношения между родителями и детьми – решающий момент социализации.

Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.

Цель моей работы: повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Задачи:

1. Организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процессе.

2. Развитие инициативы и творчества.

3.Формирование ответственного отношения к здоровью, безопасности жизнедеятельности.

4.Использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями в современных условиях.

5.Создавать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия.

6. Вовлечь родителей и учащихся в разнообразные формы деятельности в воспитании детей дошкольного возраста.

Систему работы ведется по трем направлениям: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями.

1. Работа с педагогами:

– консультация для воспитателей: «Воспитание ребенка в семье»;

– круглый стол «Секрет семейного счастья», «Современная семья – какая она?» (дискуссия)

-педагогический совет «Роль педагога в семейном воспитании ребенка дошкольника»;

– обобщение педагогического опыта по теме самообразования: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста», отчет на педсовете (система работы)

2. Работа с детьми

– тематические занятия: «Моя семья» – ИЗО; «Наши семейные традиции»

– беседы: «Самый счастливый день в кругу семьи»; «Вечер в семье»; «Традиции вашей семьи»;

– игры: с/р «Моя семья»; д/и «День рождения»; с/р «Семейный праздник»;

игровое упражнение «В кого я?»; викторина «Семь – Я»

– конкурс рисунка: «Моя семья», «Портрет мамы»- к 8 марта; аппликация ” Бабушка”, “Дедушка”

3. Работа с родителями

Беседы, консультации по определенным темам, общие родительские собрании, групповые родительские собрании, семинары, семинары-практикумы по разным вопросам, вечера вопросов и ответов, устные журналы, конференции, важнейшими задачами, которых являются обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

– анкетирование «Права ребенка в семье»; «В каждом доме свои традиции» – мини-анкета

– папки – передвижки: « Воспитание в семье трудолюбие», « Игры с детьми дома»

– индивидуальные беседы: «Семейные традиции», «Секреты воспитания вежливого человека», «Вечер в семье»

– консультация «Безопасность детей на дорогах», «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста», «Роль книги в воспитании детей»

– субботник вместе с детьми «Дни добрых дел»

– показ и обсуждение презентаций: «Телевидение и дети»; «Режим дня»

– фото-галерея: «Как я провел лето , «Моя семья – будни и праздники»

– спортивный праздник «Папа, мама я – спортивная семья», музыкальный праздник «А ну-ка, мамочки»

– родительские собрания: «Счастлив тот, кто счастлив дома»;

– устный журнал для родителей «Любимые игры вашей семьи» – день открытых дверей “Наши успехи”

Данные мероприятия помогут установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создали эмоциональный комфорт в группе. Это позволит родители стать более открытыми для общения.

Семья, первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка. Это позволяет повысить качество детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и, что называется, кровно заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Перспективный план работы с родителями

на 2018 – 2020 год.

Вторая младшая группа

Сроки: Сентябрь 2018- Май 2018

Содержание работы

Сентябрь

1. Организационное родительское собрание «Этот удивительный ранний возраст».

2. Индивидуальные беседы с родителями на темы: адаптация, режим дня и последствия его нарушения, формирование навыков кормления и одевания

3. Консультация для родителей «В детский сад без слёз или как уберечь ребенка от стресса».

4. Материал в уголок для родителей : «Задачи воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе».

5. Памятка для родителей «По созданию благоприятной семейной атмосферы».

6. Фотовыставка: «Это мы!»

Октябрь

1. Консультация «Здоровье всему голова».

2. Материал в уголок для родителей «Адаптация в детском саду.».

Читайте также:  Педагогические проблемы развития речи ребенка

3. Папка-передвижка «Мама я сам!»

4. Консультация «Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитии детей второго года жизни».

5. Индивидуальные беседы с родителями на тему:

– одежда детей в группе

– формирование навыков одевания и кормления

-Прогулка с ребёнком.

Ноябрь

1. Консультация «Капризы и упрямство».

2.Индивидуальные беседы с родителями о необходимости

проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

3. Консультация «Какие игрушки необходимы детям?».

4. Папка-передвижка «Ко Дню матери»

5. Материал в уголок для родителей: « Игрушек стало слишком много».

Декабрь

1. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания».

2. Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».

3. В уголок для родителей поместить информационный материал «Плохое поведение у ребенка после детского сада».

4.Консультация «Что делать когда ребёнок плачет?»

5.Попросить помощи родителей в подготовке к Новогоднему празднику, украсить группу, подготовить новогодние подарки.

6.Папка-передвижка« Сенсорное развитие»

Январь

1. Консультация «Понимаем ли мы друг друга ».

2. Анкетирование «Что умеет ваш ребенок» (по показателям нервно-психического развития детей).

3. В уголок для родителей поместить информационный материал

– Закаляйся, если хочешь быть здоров.

– О плаксах.

4. Беседы с родителями

– о необходимости соблюдения режима дня, принятого в детском саду, приводить детей к 8 часам

5.Попросить родителей сделать пособия для развития мелкой моторики рук.

6. Памятка для родителей. «Родительские заповеди».

7.Фотовыставка« Новогодние и рождественские праздники»

Февраль

1.Консультация « Как помочь ребенку заговорить?»

2. В уголок для родителей поместить информационный материал:

-Малыш боится темноты. Что делать?

3. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».

4. Беседа «Что значит быть хорошим отцом?».

5. Памятка для родителей «Секреты любви и взаимопонимания».

6. Родительское собрание: « Игры, развивающие познавательную активность детей»

7. Папка-передвижка « 23 февраля»

Март

1.Коллективная поделка к празднику 8 Марта

2. Папка – передвижка :«8 Марта», «Светофор»,«Азбука пешеходов».

3. Консультация « Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах».

4.Консультация «Гендерное воспитание дошкольников».

5. «Читаем детям – читаем вместе с детьми»

6. «Игры для детей раннего возраста в группе и в семье»

Апрель

1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».

2. Консультация «Как нельзя поступать с ребенком?».

3. Памятка для родителей.

4. Игровой тренинг «Её высочество родительская авторитарность»

5. Консультация «Как избавить ребенка от вредной привычки?».

6. Папка-передвижка «Весна»

Май

1. «Кризис трех лет»

2. «Путь к здоровью ребенка лежит через семью»

3. Консультации

– «Игры с детьми на отдыхе в летний период».

– «Питание ребенка летом.»

4. Буклет «Что нужно знать о насекомых?»

5.Советы психолога:

-если ребенок дерется

– одаренный ребенок

6.Фото-выставка: «Какими мы стали.»

7. Итоговое родительское собрание.

Средняя группа

Сроки : Сентябрь 2019 -май 2019

Содержание работы

Сентябрь

1.Организационное родительское собрание: «План работы, результаты диагностики детей по усвоению программы, планирование работы, выработка единых требований к детям, педагогам и родителям

2. Праздник «До свидания, лето, здравствуй, детский сад!», привлечь родителей к организации праздника.

3. Праздник «Осень», привлечь родителей к организации праздника.

4. Анкетирование: «Пожелания на год».

5. Фотовыставка «Как я провел лето».

6. Консультации «Особенности развития детей 4-5 лет», «Осень наступила», «Профессии, которые должен знать ребенок».

Октябрь

1. Открытый день здоровья, спортивное развлечение, привлечь родителей к его организации.

2. Фотовыставка «Через движение и игру, к воспитанию человека будущего».

3. Консультации: «Здоровье и здоровый образ жизни», «Культурно-гигиенические навыки», «Ребёнок и семья».

4. Изготовление семейных альбомов «Наша дружная семья» и составление рассказов «Мой ребенок – самый лучший».

Ноябрь

1. День открытых дверей, участие родителей в совместной деятельности с детьми на тему: «Правила дорожного движения».

2. Анкетирование «Зачем детям нужна мама?». Ко Дню матери.

3. Выставка детских рисунков «Моя милая мама».

4. Консультации: «Знакомим ребенка с правилами дорожного движения», «Мой город», «Профессии».

Декабрь

1 Помощь родителей в подготовке костюмов к новогоднему утреннику.

2. Новогодний утренник с участием родителей.

3.Оформление группы к Новому году с участием родителей.

4. Выставка поделок и сувениров «Новогоднее чудо».

5. Консультации: «Безопасное поведение зимой», «Игра в жизни ребенка», «Математика на кухне».

6. Совершенствование предметно – развивающей среды в группе с участием родителей.

Январь

1. Родительское собрание в форме круглого стола «Развитие детского творчества».

2. Праздник «Зима», привлечь родителей к его организации.

3. Консультации: «Искусство быть родителем», «Для чего нужно читать и учить стихи», «Представления детей о сезонных изменениях».

4. Фотовыставка «Новогодний утренник».

Февраль

1. Праздник, посвященный Дню защитника отечества, с участием родителей.

2. Оформление мини – музея «Боевой славы».

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка с зпр

3. Фотовыставка «Знакомьтесь, мой замечательный папа».

4. Анкетирование «Какой вы отец?».

5. Консультация «В кого они такие?», «Военные профессии», «Как воспитать патриота?».

Март

1. Праздник «8 Марта». Чаепитие с родителями и детьми.

2. Фольклорный праздник, с участием родителей.

3. Творческая выставка «Поделки из соленого теста».

4. Фотовыставка «Я мамин помощник», «Прогулка – это здорово!».

5. Консультации: «Мамы разные нужны», «Весна пришла…», «Как воспитать в ребёнке любовь к народной культуре».

Апрель

1.Праздник «Весна», с участием родителей.

2. Родительское собрание «Новые формы работы с родителями».

3. Консультации: «Я и дорога», «Права детей», «Расширяем представления о зиме».

4. Анкетирование «Ваше мнение о работе ДОУ».

5. Открытое занятие «Мы дружим с математикой».

6. Фотовыставка «День рождение – праздник детства».

Май

1. Праздник «Лето», с участием родителей.

2. Книга отзывов и предложений.

3. Консультации: «Безопасность», «Игры с песком и водой, «Скоро лето».

4. Фотовыставка «Наша дружная семья».

5. Анкетирование «Что вы ждете нового в детском саду?».

Старшая группа

Сроки : Сентябрь 2020 -май 2020

Содержание работы

Сентябрь

1 .Оформление и обновление информации в родительском уголке: режим дня, график занятий , и т,д.

2. Организационное родительское собрание «Возрастные особенности развития четвертого года жизни».Задачи на новый учебный год, выбор родительского комитета.

3. Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста».

4. Памятка для родителей «Режим дня и его значение в жизни ребенка»

Октябрь

1. Консультация «Одежда детей осенью».

2. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

3. Консультация для родителей «Профилактика гриппа и ОРЗИ»

4. Выставка поделок из природного материала « Диво-дивное»

5. Привлечение родителей к подготовке осеннего утренника.

Ноябрь

1. Консультация «Безопасность ребенка дома»

2 .Беседа «Одежда детей в группе».

3. Акция «Помоги тем, кто рядом».

(Совместное изготовление родителей с детьми кормушек для птиц)

4.Памятка для родителей. Тема: «Способы изготовления кормушек».

5.Фото выставка «Вместе с мамой»

Декабрь

1.Оформление родительского уголка на зимнюю тему. «Здравствуй, гостья Зима!».

2. Родительское собрание « Развитие у ребенка мелкой моторики рук, взаимосвязь развития речи дошкольников» Пальчиковые игры.

3.Памятка для родителей « Игры и упражнения по развитию речи»

4.Привлечение родителей к подготовке новогоднего утренника.(костюмы)

5 .Папка – передвижка (Новогодние советы, приметы, развлечения, конкурсы т.д.) «Скоро, скоро Новый год!»

6. Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле».

Январь

1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».

2. Консультация «Роль семьи в физическом воспитании ребенка»

3. Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».

4. Консультация «Первая помощь при обморожении».

5. Памятка для родителей. Тема: «Чаще читайте детям».

Февраль

1. Консультация «Роль семьи в воспитании детей».

2. Консультация «Как провести выходные с ребенком»

3. Фотовыставка « Лучше папы-друга нет»

4. Консультация «Азбука дорожного движения».

5. Памятка для родителей «Какие игрушки нужны вашим детям».

Март

1.Оформление родительского уголка на весеннюю тему. «Весна – Красна снова в гости к нам пришла».

2. Фотоколлаж на тему: «Я мамин помощник ».

3. Подготовка к весеннему празднику 8 Марта.

4. Советы родителям: «Как провести выходные с ребенком»

5. Консультация «Как воспитывать самостоятельность?».

Апрель

1 Консультация «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»

2Папка – передвижка.«День смеха»

3. Родительское собрание «Итоги года»

4. Фотовыставка «Жизнь ребенка в детском саду»

5. Консультация «Роль развивающих игр для детей 5 – 6 лет»

Май

1. Памятки для родителей «Игры с песком и водой»

2. Папка-передвижка «15 мая – День Семьи»

3. Папка – передвижка для родителей ко Дню Победы.

4. Консультация «Профилактика детского травматизма».

5. Консультация «Оздоровление детей в летнее время

Анализ динамики показал:

Родители стали активными участниками всех дел в группе, надежными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участником встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Установление доверительно-деловых отношений с родителями, отмечается активное проявление творческих способностей родителей и их активное участие при организации и проведении праздников.

Наблюдается повышение педагогической культуры родителей по вопросам физического развития детей.

Из сравнительного анализа анкет, бесед, результатов тестирования можно увидеть повышение уровня заинтересованности родителей проблемой физического развития и оздоровления детей: увеличилось количество семей которые соблюдают единый с детским садом режим дня, используют методы закаливания детей рекомендуемые медицинскими работниками в ДОУ и перекликающиеся с методами закаливания детей в группе.

В работе с детьми наблюдается: снижение уровня заболеваемости, повышение уровня формирования у детей двигательных навыков, развитие физических качеств, формирование у детей интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Читайте также:  Занятия с годовалым ребенком для развития

Вывод: Тема по самообразованию, выбранная мной я считаю актуальной на данное время, поскольку основным содержанием работы по теме семья лежит в основе формирования у детей социального опыта воспитания привязанности к близким людям. В результате проделанной работы, использования различных форм и методов общения с родителями повысился уровень психолого- педагогической грамотности, возрос уровень культуры межличностного общения детей. Работа в тесном взаимодействии с родителями дала позитивные результаты. я бы хотела в дальнейшем продолжать работу в данном направлении.

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад №44 муниципального образования Кореновский район

План работы по самообразованию

воспитателя Дробот Н.В.

на 2019-2020 уч. год

Тема: «Роль семьи в воспитании дошкольника»

2019-2020 уч. год

Актуальность темы:

Семья и семейное воспитание играет так же одну из главных ролей в процессе воспитания ребенка. Семья, одна из величайших ценностей, созданных человечеством. Родители являются творцами личности ребенка, а ребенок своего рода сосуд, который наполняется знаниями, передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому

За последние годы, как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Поэтому работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают. Отношения между родителями и детьми – решающий момент социализации.

Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.

Цель:

  • Повысить свой профессиональный уровень

  • Повышение роли семьи в воспитании своих детей

  • создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника,

  • повышение компетентности родителей в области воспитания.

Задачи:

  • совершенствовать сотрудничество с родителями

  • создавать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия

  • вовлечь родителей и воспитанников в разнообразные формы деятельности, в образовательный процесс

  • формирование ответственного отношения к здоровью, безопасности жизнедеятельности.

Ожидаемые результаты:

  • активизация родителей в решении воспитательных задач

  • укрепление дружеских и партнерских отношений между детьми, родителей ДОУ

  • повышение посещаемости родителями мероприятий ДОУ

Формы работы:

  • Анкетирование родителей

  • Беседы с родителями и детьми

  • Родительские собрания

  • Консультации, памятки для родителей

  • Детские праздники (в подготовке к праздникам родители принимают активное участие: готовят костюмы, поделки и т.д)

  • Проектная деятельность

  • Спортивные праздники

  • Участие в различных конкурсах

Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе

на 2019-2020 уч.год

Сентябрь

1.Анкетирование родителей: «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка»

2.Индивидуальные беседы на темы :режим дня, одежда по сезону и т.д

3.Выставка рисунков «Мой любимый детский сад»

4.Материал в уголок для родителей «Задачи воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе»

Октябрь

1.Родительское собрание «Возрастные особенности детей 6-7 лет»

2.Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка»

3.Совместная подготовка к выставке из природных материалов «Волшебный сундучок Осени»

4Праздничное мероприятие «Осень, Осень в гости просим»

Ноябрь

1.Консультации для родителей «Капризы и упрямства»

2.Беседы с родителями о здоровом образе жизни

3.Изготовление кормушек для зимующих птиц

4.Подготовка и проведение праздника, посвященному Дню Матери «Маму милую люблю»

5. Семейный проект «Я расту здоровым»

Декабрь

1.Собрание «Моя семья, что может быть дороже»

2.Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

3.Украшение группы к новогодним праздникам

4.Выставка совместных с родителями рисунков на тему «Зимние узоры»

5.Проведение новогоднего утренника «Новый год уж у ворот»

Январь

1.Анкетирование для родителей «Что умеет ваш ребенок»

2.Участие в акции «Поможем пернатым» (изготовление кормушек)

3.Фотовыставка «Новогодние праздники»

Февраль

1.Консультация для родителей «Как вырастить патриота»

2.Изготовление с детьми «Открытка для папы»

3.Беседа «Что значит быть хорошим отцом»

4.Папка передвижка к 23 февраля

Март

1.Изготовление фото газеты «Королева красоты» (с использованием фотографий мам)

2.Изготовление рисунков «Моя счастливая семья»

3.Подготовка и проведение утренника «Мамин день»

Апрель

1.Консультация для родителей «Одеваемся по погоде»

2.Папка-передвижка «Весна»

Май

1.Собрание «До свидания, детский сад. Подведение итогов»

Рекомендации для родителей «Что нужно знать ребенку, идущему в 1 класс»

2. Выпускной «До свидания, детский сад!»

Источник