Роль семьи в развитии ребенка с нарушениями речи

Роль семьи в развитии ребенка с нарушениями речи thumbnail

РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Становление личности ребенка это сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию. Особенность семейного воспитания заключается в его эмоциональном характере, основанных на родственных чувствах, выражающийся в глубокой любви к детям и ответном чувстве детей к родителям.

Воспитательная значимость семьи неизбежно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития. В большинстве случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными и задаются вопросом: «Почему именно мой ребенок такой?» Неадекватное отношение родителей к ребенку возникает следствие непонимания причины речевого нарушения. Основная задача учителя-логопеда, как специалиста, хорошо знающего специфику дефекта и пути его преодоления – ориентироваться на ребенка, его интересы; помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка.

Совместная работа учителя-логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и существенно влияет на  успешность коррекционно-воспитательной работы. Опыт работы показывает, что полная реализация целей коррекционно-образовательного процесса  достигается через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и гармонизацию детско-родительских отношений.

Л. С. Выготский говорил о том, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением  в семье. Правильная организация семейного воспитания позволяет создать адекватные психолого-педагогические условия для преодоления недостатков речи и общего развития детей. Для семей, в которых есть дети с нарушениями речи, характерны как общие черты детско-родительских отношений (стили семейного воспитания и типы родительского отношения), так и специфические, связанные с развитием речи у ребенка. В целом для разных родителей, воспитывающих ребенка с нарушением речи,  характерны следующие типы поведения в отношениях с ребенком:

– родители растеряны;

– жалуются или отрицают состояние ребенка с нарушениями речи;

– ищут пути решения проблем.

Семейное воспитание оказывает большое влияние на развитие речи ребенка. Особое значение при этом имеют особенности межличностных отношений в семье. Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены следующие родительские установки и соответствующие им типы отношения родителей к детям с отклонениями в речевом развитии: «принятие и любовь»; «явное отвержение»; «излишняя требовательность»; «чрезмерная опека», а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» вызывает у детей задержку развития речи и социальных навыков, ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

В. И. Гарбузов с соавторами выделили три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями.

Воспитание потипу А  — неприятие индивидуальных особенностей ребенка. Наряду с жестким контролем воспитания тип А может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством.

Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) возникает на почве мнительности родителей в отношении здоровья, способностей, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе. Проявляется в чрезмерной опеке, болезненном восприятии его неудач, стремлении самолично решать его проблемы. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе.

Воспитание по типу В (эгоцентрическое) — «кумир семьи», «маленький», «единственный», «смысл жизни» — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи. Ребенку предъявляются завышенные требования, не соответствующие реальным его возможностям. Родители могут требовать от ребенка говорить правильно, писать без ошибок, не учитывая его психофизические особенности и ограничения, наличие у ребенка реальных трудностей речевого и языкового развития. Всю ответственность за выход из сложившейся ситуации родители возлагают на ребенка. Такой тип воспитания приводит к дезориентации ребенка, формированию у него невротических реакций.

Таким образом, наличие неадекватных родительских установок и типов семейного воспитания является одним из факторов риска речевых нарушений у детей. Исходя из этого, основной целью учителя-логопеда в работе с родителями, воспитывающими детей с нарушениями речи, является оптимизация и коррекция детско-родительских отношений.

Основные задачи:

  1. Оказать квалифицированную поддержку родителям;

  2. Помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

  3. Создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

  4. Формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Формы совместной работы учителя-логопеда с родителями:

В начале учебного года учитель-логопед обследует речь детей.

В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Учитель-логопед должен познакомиться с родителями детей, которые будут у него заниматься. Из первой беседы выясняются условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Учитель-логопед интересуется жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для специалиста, так и для родителей. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Нужно настроить и привлечь родителей к совместной работе, объяснить какую помощь от них ждет учитель-логопед в воспитании и обучении, в целях достижения успеха коррекционной работы.

Проведение открытых логопедических занятий, индивидуальных занятий с родителями. Во время занятий используется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком. Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы: демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком; конспектирование родителями занятий; выполнение домашних заданий со своим ребёнком; самостоятельное чтение родителями литературы, специально подобранной для решения конкретного вопроса.

Проведение консультаций. Положительным результатом  консультаций считаю ситуации, когда родители, прислушавшись к рекомендациям и почувствовав возможность получения реальной поддержки, самостоятельно возвращаются на повторную консультацию, где прослеживается динамика психофизического развития ребёнка, а также эффективность предложенных рекомендаций.

Лекционно-просветительская работа – проводится  для получения необходимых теоретических знаний родителей по различным вопросам воспитания и обучения детей. Посещая эти занятия, родители приобретают не только знания, но и поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, это придает родителям спокойствие, снимает напряжение.

К лекционно-просветительской работе относится и проведение тематических родительских собраний.  Необходимо знакомить родителей с требованиями, приемами и содержанием работы учителя-логопеда, ведь зачастую, они не имеют представления о том, какую огромную работу проводит учитель-логопед, какие задачи воспитательного и образовательного процесса он решает.

Читайте также:  Требования к среде развития ребенка по фгос доу

Организация «круглых столов», родительских конференций. Эти встречи проводятся в непринуждённой обстановке, дают родителям много полезной информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы.

Следует отметить, что изучение детско-родительских отношений в семьях, где воспитывается ребенок с нарушениями речи, – одна из актуальных тем на стыке психологии и логопедии. Благодаря использованию представленных форм работы с родителями, установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса отмечаются существенные позитивные изменения: в восприятии семейных отношений с ребенком; в осознании своего положения в семейном коллективе; в динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим. Успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения ребенка, но и решаются многие внутрисемейные конфликты и проблемы родителей, в семье создается благоприятный психоэмоциональный климат. Родители более адекватно и оптимистично оценивают состояние и перспективы своих детей.  

Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и взрослые люди – родители и педагоги, неся перед детьми нравственную, моральную, человеческую и гражданскую ответственность.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С.  Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс,  2000. – 1008 с.

  2. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. – СПб: Дельта, 1997. – 432 с.

  3. Иванова И.А. Особенности родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии. // Коррекционная педагогика.–2007.–7.

  4. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2001.

  5. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. – М., 1986

Источник

В настоящее время всё больше детей имеют нарушения речи. Многих родителей интересует, возможно, ли исправить недостатки речи, не прибегая к помощи специалиста? Мы попробуем помочь Вам!

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная (т.е. умение правильно произносить все звуки речи) сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых.

Речевые недостатки, закрепившиеся в детском возрасте, чаще не преодолеваются в последующие годы или же преодолеваются с большим трудом. Наличие у ребёнка выраженных нарушений речи обычно сказываются на всём его психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.

Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения со сверстниками (ребёнок в силу дефектов речи не способен объяснить собеседнику, что он хочет и так далее), а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки, передразнивания).

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ логопедические занятия дома?

Итак, Вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребёнком до того, как у Вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё необходимое:

– небольшое настольное зеркало для проведения артикуляционной гимнастики (только с зеркалом ребёнок сможет понимать Ваши инструкции и контролировать себя при выполнении упражнений);

– «лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель», «Дикие животные», «Одежда» и т.п.);

– для развития мелкой моторики приобретите или сделайте игры самостоятельно: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счётные палочки;

– также необходимо заняться с ребёнком развитием графических навыков. В настоящее время в канцелярских магазинах имеется огромное количество тетрадей для развития графических навыков и подготовки руки ребёнка к письму. Ребёнок с 5 лет должен учиться рисовать разные линии, геометрические фигуры и узоры.

– разрезные картинки из 4 и более частей;

– найдите в Интернете презентации (их сейчас много) на разные темы, например: нашли презентацию на тему «Дикие животные», сели с ребёнком у компьютера и начали показывать её, закрепить обобщающее слово: «дикие животные», объясните малышу, почему их называют дикими. Поиграйте в игру «Части тела животных», «Назови ласково» и так далее.

– тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий. Основная трудность для родителей – нежелание ребёнка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать его. Важно помнить, что основная деятельность дошкольника – игра. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно помочь котенку сделать то-то, отправиться в путешествие в Сказочное Королевство, исправить ошибки Незнайки (ведь он ничего не знает). Не переживайте, Ваши старания не пройдут даром и результат занятий обязательно проявится!

Рекомендации логопеда по проведению занятий:

  1. Для достижения результата необходимо заниматься ежедневно (это касается артикуляционной гимнастики, обогащения словаря ребёнка, формирование грамматически правильной речи – об этих разделах мы расскажем далее).
  2. Количество игр – 2-3 в день. Не перегружайте малыша! Начинайте занятия длительностью 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия и игры (например, на обогащение словаря и формирование грамматического строя речи) можно проводить по дороге домой. Если Вы видите, что взгляд ребёнка блуждает, что он уже совершенно не реагирует на Вашу речь, занятие необходимо прекратить или отложить на какое-то время.
  3. Пользуйтесь наглядным материалом (картинками). Дети не могут воспринимать речь, оторванную от изображения. Например, если Вы решили обогатить словарь ребёнка по теме «Фрукты» и закрепить названия фруктов, покажите их в натуральном виде или на картинках. Говорите чётко, повернитесь лицом к ребёнку, он должен видеть движения губ и запоминать их.
  4. Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Всё зависит от Вашей фантазии.
  5. При выполнении упражнений для развития мелкой моторики и графических навыков учите ребёнка правильно держать карандаш!!! (если Вы сами затрудняетесь в определении правильности объяснений, посмотрите в Интернете правильный захват карандаша).
  6. Учите ребёнка с самых первых занятий писать и рисовать сверху-вниз и слева-направо. Порядок должен быть во всём и если ребёнок рисует узоры и линии снизу, то и писать буквы он будет неправильно.
  7. Очень важно для ребёнка знать и владеть понятиями «лево» – «право». В течение нескольких дней, а иногда и недель учите ребёнка определять левые и правые части тела.
Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка воспитателя доу

Источник

Родительское собрание № 1.

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Цель: сформировать у родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием  игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.

Задачи:

•        активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;

•        сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;

•        обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции;

•        познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;

•        формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

•        расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Содержание.

1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов и в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

2. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
  • совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
  • развитие связной речи, подразумевающее  умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
  • совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на групповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

3. Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач.

На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи?
Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи II – III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.

4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

– не ругать ребенка за неправильную речь;

– ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

– не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

– осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

5. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедические занятия? 

Это:

– коррекция звукопроизношения;

– формирование грамотной, выразительной речи;

– обучение чтению и письму в подготовительной группе;

– развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

– подготовка к школе за счет  занятий по обучению грамоте;

– индивидуальный подход к ребенку;

– совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и нашего центра осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей.

6. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».

Логопед: Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Читайте также:  Стадия развития ребенка при беремен

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза.

Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Вы можете заниматься с ребенком и когда его речевое развитие соответствует норме и в том случае, если он посещает логопедическую группу.

Ни в коем случае не принуждайте малыша к занятиям. Убедитесь в том, что он хорошо чувствует себя, спокоен и готов поиграть с вами.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

•        Упражнения артикуляционной гимнастики необходимо выполнять совместно с ребенком перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать положение органов артикуляции.

•        Следите за тем, чтобы ребенок правильно сидел во время выполнения  упражнений. Его спина должна быть прямой, ноги – стоять на полу, а руки – лежать на коленях.

•        После каждого выполнения предоставьте ребенку возможность для отдыха. Пусть расслабится и сглотнет слюну.

•        Не стоит выполнять каждое упражнение больше, чем 3 – 5 раз, и стремиться к тому, чтобы ребенок сделал сразу все упражнения.

•        Желательно заниматься по 10 – 12 минут ежедневно.

Логопед: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети. Каждому из вас выданы описания артикуляционных упражнений, которые вы будете выполнять с ребенком дома. Сейчас мы попробуем их выполнить. (Далее логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение на слайде).

Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту.

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.

В ходе выполнения артикуляционной гимнастики вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, – это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения: «Видишь, твой язычок  уже научился быть широким!» Подбодрите: «Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху». В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

Желаем вам успеха!

Список литературы:

1. Бардышева Т. Ю. «Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет» [Текст] / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. –  Изд. : Карапуз, 2003 г. – 16 с.

2. Костыгина В. Н.  «Бу-Бу-Бу». Артикуляционная гимнастика (2-4 года) [Текст]  /  В. Н. Костыгина. – Изд. : Карапуз,  2008г.  – 19 с.

3. Нищева Н. В. «Веселая артикуляционная гимнастика» [Текст] / Н. В. Нищева. – Изд. : Детство-Пресс, 2012 г. – 32 с.

4. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика» [Текст] : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей…/  Е. А. Пожиленко. –  Изд. : КАРО,  2007г.  – 92 с.

СОВЕТЫ

ЛОГОПЕДА

ЖЕЛАЕМ

ВАМ

УСПЕХОВ!

Рекомендации по проведению

упражнений артикуляционной

гимнастики:

  • Упражнения артикуляционной гимнастики необходимо выполнять совместно с ребенком перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать положение органов артикуляции.
  • Следите за тем, чтобы ребенок правильно сидел во время выполнения  упражнений. Его спина должна быть прямой, ноги – стоять на полу, а руки – лежать на коленях.
  • После каждого выполнения предоставьте ребенку возможность для отдыха. Пусть расслабится и сглотнет слюну.
  • Не стоит выполнять каждое упражнение больше, чем 3 – 5 раз, и стремиться к тому, чтобы ребенок сделал сразу все упражнения.
  • Желательно заниматься по 10 – 12 минут ежедневно.

Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.    
Котенок улыбается,      
Он,  как и ты старается.

Учимся делать упражнение «Маятник».    (Открываем рот, растягиваем губы в

в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем             его, касаемся острым кончиком языка

то левого, то правого уголков губ)

Хоботок слоненок тянет,                    

Он вот-вот банан достанет.                

Губки в трубочку сложи                    

И слоненку покажи.    

Учимся делать упражнение «Хоботок».

Вытягиваем губы вперед и держим

в таком положении 3 – 5 секунд.

Возвращаем губы в спокойное положение.

Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.  
Мы надуем щечки тоже,                       Хомячку сейчас поможем.  

Учимся делать упражнение «Хомячок»
(Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3 – 5 секунд)

Устала собачка и дышит устало.  
И даже за кошкою бегать не стала.        Широкий язык отдохнет, полежит,      
И снова собачка за кошкой бежит.      

Учимся делать упражнение «Лопата».
(Широко открываем рот. Кладем мягкий, спокойный язычок на      нижнюю губу. Задерживаем на 3 – 5 секунд.)

ПРИМЕРЫ  УПРАЖНЕНИЙ    АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ

Бегемотик рот открыл.

Подержал. Потом закрыл.

Учимся делать упражнение «Бегемотик»

(Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот)

Источник