Роль семьи в развитии ребенка с нарушением речи

Роль семьи в развитии ребенка с нарушением речи thumbnail

РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Становление личности ребенка это сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию. Особенность семейного воспитания заключается в его эмоциональном характере, основанных на родственных чувствах, выражающийся в глубокой любви к детям и ответном чувстве детей к родителям.

Воспитательная значимость семьи неизбежно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития. В большинстве случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными и задаются вопросом: «Почему именно мой ребенок такой?» Неадекватное отношение родителей к ребенку возникает следствие непонимания причины речевого нарушения. Основная задача учителя-логопеда, как специалиста, хорошо знающего специфику дефекта и пути его преодоления – ориентироваться на ребенка, его интересы; помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка.

Совместная работа учителя-логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и существенно влияет на  успешность коррекционно-воспитательной работы. Опыт работы показывает, что полная реализация целей коррекционно-образовательного процесса  достигается через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и гармонизацию детско-родительских отношений.

Л. С. Выготский говорил о том, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением  в семье. Правильная организация семейного воспитания позволяет создать адекватные психолого-педагогические условия для преодоления недостатков речи и общего развития детей. Для семей, в которых есть дети с нарушениями речи, характерны как общие черты детско-родительских отношений (стили семейного воспитания и типы родительского отношения), так и специфические, связанные с развитием речи у ребенка. В целом для разных родителей, воспитывающих ребенка с нарушением речи,  характерны следующие типы поведения в отношениях с ребенком:

– родители растеряны;

– жалуются или отрицают состояние ребенка с нарушениями речи;

– ищут пути решения проблем.

Семейное воспитание оказывает большое влияние на развитие речи ребенка. Особое значение при этом имеют особенности межличностных отношений в семье. Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены следующие родительские установки и соответствующие им типы отношения родителей к детям с отклонениями в речевом развитии: «принятие и любовь»; «явное отвержение»; «излишняя требовательность»; «чрезмерная опека», а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» вызывает у детей задержку развития речи и социальных навыков, ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

В. И. Гарбузов с соавторами выделили три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями.

Воспитание потипу А  — неприятие индивидуальных особенностей ребенка. Наряду с жестким контролем воспитания тип А может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством.

Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) возникает на почве мнительности родителей в отношении здоровья, способностей, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе. Проявляется в чрезмерной опеке, болезненном восприятии его неудач, стремлении самолично решать его проблемы. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе.

Воспитание по типу В (эгоцентрическое) — «кумир семьи», «маленький», «единственный», «смысл жизни» — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи. Ребенку предъявляются завышенные требования, не соответствующие реальным его возможностям. Родители могут требовать от ребенка говорить правильно, писать без ошибок, не учитывая его психофизические особенности и ограничения, наличие у ребенка реальных трудностей речевого и языкового развития. Всю ответственность за выход из сложившейся ситуации родители возлагают на ребенка. Такой тип воспитания приводит к дезориентации ребенка, формированию у него невротических реакций.

Таким образом, наличие неадекватных родительских установок и типов семейного воспитания является одним из факторов риска речевых нарушений у детей. Исходя из этого, основной целью учителя-логопеда в работе с родителями, воспитывающими детей с нарушениями речи, является оптимизация и коррекция детско-родительских отношений.

Основные задачи:

  1. Оказать квалифицированную поддержку родителям;

  2. Помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

  3. Создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

  4. Формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Формы совместной работы учителя-логопеда с родителями:

В начале учебного года учитель-логопед обследует речь детей.

В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Учитель-логопед должен познакомиться с родителями детей, которые будут у него заниматься. Из первой беседы выясняются условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Учитель-логопед интересуется жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для специалиста, так и для родителей. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Нужно настроить и привлечь родителей к совместной работе, объяснить какую помощь от них ждет учитель-логопед в воспитании и обучении, в целях достижения успеха коррекционной работы.

Читайте также:  Развитие ребенка при легком аутизме

Проведение открытых логопедических занятий, индивидуальных занятий с родителями. Во время занятий используется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком. Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы: демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком; конспектирование родителями занятий; выполнение домашних заданий со своим ребёнком; самостоятельное чтение родителями литературы, специально подобранной для решения конкретного вопроса.

Проведение консультаций. Положительным результатом  консультаций считаю ситуации, когда родители, прислушавшись к рекомендациям и почувствовав возможность получения реальной поддержки, самостоятельно возвращаются на повторную консультацию, где прослеживается динамика психофизического развития ребёнка, а также эффективность предложенных рекомендаций.

Лекционно-просветительская работа – проводится  для получения необходимых теоретических знаний родителей по различным вопросам воспитания и обучения детей. Посещая эти занятия, родители приобретают не только знания, но и поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, это придает родителям спокойствие, снимает напряжение.

К лекционно-просветительской работе относится и проведение тематических родительских собраний.  Необходимо знакомить родителей с требованиями, приемами и содержанием работы учителя-логопеда, ведь зачастую, они не имеют представления о том, какую огромную работу проводит учитель-логопед, какие задачи воспитательного и образовательного процесса он решает.

Организация «круглых столов», родительских конференций. Эти встречи проводятся в непринуждённой обстановке, дают родителям много полезной информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы.

Следует отметить, что изучение детско-родительских отношений в семьях, где воспитывается ребенок с нарушениями речи, – одна из актуальных тем на стыке психологии и логопедии. Благодаря использованию представленных форм работы с родителями, установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса отмечаются существенные позитивные изменения: в восприятии семейных отношений с ребенком; в осознании своего положения в семейном коллективе; в динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим. Успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения ребенка, но и решаются многие внутрисемейные конфликты и проблемы родителей, в семье создается благоприятный психоэмоциональный климат. Родители более адекватно и оптимистично оценивают состояние и перспективы своих детей.  

Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и взрослые люди – родители и педагоги, неся перед детьми нравственную, моральную, человеческую и гражданскую ответственность.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С.  Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс,  2000. – 1008 с.

  2. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. – СПб: Дельта, 1997. – 432 с.

  3. Иванова И.А. Особенности родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии. // Коррекционная педагогика.–2007.–7.

  4. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2001.

  5. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. – М., 1986

Источник

В настоящее время всё больше детей имеют нарушения речи. Многих родителей интересует, возможно, ли исправить недостатки речи, не прибегая к помощи специалиста? Мы попробуем помочь Вам!

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная (т.е. умение правильно произносить все звуки речи) сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых.

Речевые недостатки, закрепившиеся в детском возрасте, чаще не преодолеваются в последующие годы или же преодолеваются с большим трудом. Наличие у ребёнка выраженных нарушений речи обычно сказываются на всём его психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.

Читайте также:  Карты развития ребенка нежнова

Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения со сверстниками (ребёнок в силу дефектов речи не способен объяснить собеседнику, что он хочет и так далее), а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки, передразнивания).

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ логопедические занятия дома?

Итак, Вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребёнком до того, как у Вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё необходимое:

– небольшое настольное зеркало для проведения артикуляционной гимнастики (только с зеркалом ребёнок сможет понимать Ваши инструкции и контролировать себя при выполнении упражнений);

– «лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель», «Дикие животные», «Одежда» и т.п.);

– для развития мелкой моторики приобретите или сделайте игры самостоятельно: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счётные палочки;

– также необходимо заняться с ребёнком развитием графических навыков. В настоящее время в канцелярских магазинах имеется огромное количество тетрадей для развития графических навыков и подготовки руки ребёнка к письму. Ребёнок с 5 лет должен учиться рисовать разные линии, геометрические фигуры и узоры.

– разрезные картинки из 4 и более частей;

– найдите в Интернете презентации (их сейчас много) на разные темы, например: нашли презентацию на тему «Дикие животные», сели с ребёнком у компьютера и начали показывать её, закрепить обобщающее слово: «дикие животные», объясните малышу, почему их называют дикими. Поиграйте в игру «Части тела животных», «Назови ласково» и так далее.

– тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий. Основная трудность для родителей – нежелание ребёнка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать его. Важно помнить, что основная деятельность дошкольника – игра. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно помочь котенку сделать то-то, отправиться в путешествие в Сказочное Королевство, исправить ошибки Незнайки (ведь он ничего не знает). Не переживайте, Ваши старания не пройдут даром и результат занятий обязательно проявится!

Рекомендации логопеда по проведению занятий:

  1. Для достижения результата необходимо заниматься ежедневно (это касается артикуляционной гимнастики, обогащения словаря ребёнка, формирование грамматически правильной речи – об этих разделах мы расскажем далее).
  2. Количество игр – 2-3 в день. Не перегружайте малыша! Начинайте занятия длительностью 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия и игры (например, на обогащение словаря и формирование грамматического строя речи) можно проводить по дороге домой. Если Вы видите, что взгляд ребёнка блуждает, что он уже совершенно не реагирует на Вашу речь, занятие необходимо прекратить или отложить на какое-то время.
  3. Пользуйтесь наглядным материалом (картинками). Дети не могут воспринимать речь, оторванную от изображения. Например, если Вы решили обогатить словарь ребёнка по теме «Фрукты» и закрепить названия фруктов, покажите их в натуральном виде или на картинках. Говорите чётко, повернитесь лицом к ребёнку, он должен видеть движения губ и запоминать их.
  4. Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Всё зависит от Вашей фантазии.
  5. При выполнении упражнений для развития мелкой моторики и графических навыков учите ребёнка правильно держать карандаш!!! (если Вы сами затрудняетесь в определении правильности объяснений, посмотрите в Интернете правильный захват карандаша).
  6. Учите ребёнка с самых первых занятий писать и рисовать сверху-вниз и слева-направо. Порядок должен быть во всём и если ребёнок рисует узоры и линии снизу, то и писать буквы он будет неправильно.
  7. Очень важно для ребёнка знать и владеть понятиями «лево» – «право». В течение нескольких дней, а иногда и недель учите ребёнка определять левые и правые части тела.

Источник

РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

             «Особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье».    

Л. С. Выготский 

      Становление личности ребенка это сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию. Воспитательная значимость семьи неизбежно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития.  В большинстве случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными и задаются вопросом: «Почему именно мой ребенок такой?» Неадекватное отношение родителей к ребенку возникает в следствии непонимания причины речевого нарушения.

Читайте также:  Центр развития ребенка в выборге

      В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. Основная задача учителя-логопеда – ориентироваться на ребенка, его интересы; помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка. Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

      Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

      Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:

– в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

– в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.

       Задачи, которые ставит педагогический коллектив и логопед, работая с родителями в течение учебного года:

– обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;

– проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;

– повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье;

– выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;

– определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;

– целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;

– учитывать пожелания родителей, их предложения;

– познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.

      В работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы и методы:

– групповые собрания;

– индивидуальные беседы;

– консультации;

– анкетирование;

– наглядная агитация;

– открытые занятия с детьми;

– День открытых дверей;

– приглашение родителей на праздники;

– совместные мероприятия;

– закрытые ящики и информационные корзины.

      Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому необходимо привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо познакомить родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду). Это вполне достижимо, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации у логопеда. Участие родителей в коррекционном процессе очень полезно как для ребенка, так и для самих родителей.

Источник