Роль семьи в развитии ребенка раннего возраста

Осипова  Н.М., воспитатель

                                                                                             ГБДОУ детский  сад  № 49  Колпинского  района

Санкт-Петербурга                                                                                                                                                  

Роль семьи  в  воспитании  детей  раннего  возраста  (из  опыта  работы)

Воспитание ребенка начинается с его рождения. Каким он вырастет, в значительной степени зависит от его родителей.

Для  маленького ребёнка семья – это целый мир, в  котором он живет. Он действует,  делает  открытия, учится  любить, ненавидеть,  радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые  могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное   влияние. Вследствие этого ребёнок растёт  либо доброжелательным,  общительным,  – либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Живя  в  семье, по  словам В.А.Сухомлинского,  ребенок  должен  быть,  уверен, что  его,  кто-то  очень, очень  любит, и он тоже  кого-то любит  безгранично. Такая любовь  создает чувство  защищенности, душевного   комфорта.  При этом человек  активнее  постигает мир, легко  овладевает  знаниями. У  него  свободнее  раскрывается  дарования,  он увереннее  определяет свою  дорогу  в  жизни, выбирает  друзей.  Истинная  родительская  любовь  учит  человека  культуре  чувств, пониманию  добра, формирует чувство  долга, отзывчивости, помогает   понять  главный  моральный  принцип: человек  человеку  друг и брат.

Поэтому членам семьи стоит задумываться не  только о  выборе стратегии  воспитания, но и о том, чтобы этой стратегии придерживались  все  взрослые,  ведь  одновременное  воздействие разных  воспитательных  стратегий ухудшает  итоговый  результат.  Не  менее  важно и то, что видит ребенок  внутри  семьи. Независимо  от того, насколько  правильные  слова  используются  в  процессе воспитания, ребенок в  первую очередь будет копировать действия и модели  поведения  родителей  или  других значимых  взрослых.

Роль  семьи в воспитании   детей  заключается  также  в  формировании  ощущения   безопасности  со  стороны  окружающего мира.  В неблагоприятных  условиях, наоборот,  формируется  чувство недоверия к  людям. В будущем  оно  может привести  к возникновению  сложностей в  общении, взаимодействии, отношениях. Мир  будет  восприниматься, как  враждебный объект.

В семье формируется жизненный опыт детей. Он зависит от разнообразия переживаемых ситуаций, которые учат справляться с трудностями. Дети с богатым жизненным опытом, как правило, в будущем способны идти на компромиссы, радоваться, находить общий язык с людьми, прощать. Такие дети быстрее других учатся приспосабливаться к незнакомой обстановке. Они способны адекватно реагировать на те перемены, которые могут происходить в жизни.   Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Семейное  воспитание  играет  очень  большую  роль  в  формировании  личности  ребёнка  и  его  всестороннем  развитии. Семья, без  сомненья, главенствует  в  вопросах  воспитания  подрастающего  поколения.

Успешное воспитание ребенка может происходить только в гармоничном взаимодействии материнского и отцовского начал, ибо истинное родительство выражается в соуправлении отца и матери процессом воспитания созидательной самостоятельности своего ребенка.

В нашем ДОУ созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Воспитательно-образовательный процесс обеспечивают множество педагогических работников (воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель,  педагог-психолог, логопед), совместная работа которых обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей равноответственными  участниками  воспитательно-образовательного процесса. Главным  в  нашей  работе  является   содружество коллектива детского сада с родителями, действующего на демократических и гуманистических принципах; мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В  работе по  вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс в нашем ДОУ, как и в любом другом дошкольном учреждении, в том или ином виде используются традиционные и нетрадиционные формы. Это  различные виды наглядной агитации, разнообразные культурно-досуговые  мероприятия-праздники, вечера  досуга – («В гостях  у  игрушек»,  «Весёлые  зверята – котята  и  мышата»,  «В  гости  доктор  к  нам  пришёл», «Мы  выросли») и.т.д.

Чтобы правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, в  нашем  ДОУ проводятся  опросы, анкетирование, личные  беседы, консультации, посещение семьи и.т.д.  Проанализировав, мы  делаем выводы: о  взглядах  родителей  на  вопросы воспитания детей в семье; о стиле общения  между взрослыми  и детьми; о запросах  и  потребностях родителей  в  психолого-педагогической информации.  В  нашем  саду  проводятся тематические выставки и фотовыставки: «Что нам  осень  подарила», «Мои любимые игрушки», «Любимец нашей семьи», «Новогодняя  игрушка» и др.
Использование   разнообразных форм работы дало положительные результаты: родители стали проявлять  интерес  к  жизни группы, стали активными участниками мероприятий, полученные знания стали применять в своей семье.

Роль  семьи  в  воспитании  детей  огромно!  В семье ребёнок находится большую часть своей жизни, что человеку семья привьёт в детские годы, останется с ним на всю последующую жизнь. То есть основы личности человека закладываются именно в семье. Именно поэтому в младенческом возрасте важнее всего давать малышу максимум заботы и любви, не жалеть времени и внимания для занятий с ним. В результате из него вырастет полноценная и гармоничная личность. 
Необходимо, чтобы  детский  сад и семья стали  открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка
               

  Литература: 

1.Найденова, Е.А. Роль семьи в воспитании дошкольника  / Е.А. Найденова и др. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 49.
2. Воспитание  малыша  в  семье  от  рождения  до  трёх  лет. .О.Смирнова,Н.Н.Авдеева,Л.Н.Галигузова,А.О.Дробинская,Т.В.Ермолаева,С.Ю.Мещерякова- М.:АРКТИ,2004.
3.Воспитание  двухлетнего  ребёнка. Цвейбэк  М.:РОСМЭН,1998
4.Комарова, Л.В. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в ДОУ  / Л.В. Комарова, О.А. Зайцева, А.О. Чубенко // Молодой ученый. 2016. №12. С. 73-77.

Источник

1.1 Роль семьи в воспитании и развитии ребенка раннего возраста

развитие ребенок родитель семейный

Семья – особая интимная группа, социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.[28]

Семейное воспитание – часть общественного воспитания, уникальность которого состоит в том, что:

·  Семья дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем;

·  Семейное воспитание весьма результативно, т.к. осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности. [28]

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте , базового доверия к миру и привязанности. [38]

Педагогическое и психологическое образование современного общества высоко. Родители знают, что хорошо и плохо с научной точки зрения, их разговоры о воспитании детей наполнены научными терминами и аргументами. Это прекрасно. Но они, как, впрочем, и некоторые педагоги, в подобных беседах часто забывают, что разговор идет о живом, мыслящем и чувствующем ребенке, а не о дрессировке персидского кота… Однако этот существенный недостаток в оценке происходящего не мешает возникновению потока советов по воспитанию детей знатоков родителям. Эти советы варьируют от научно обосновываемых рекомендаций до стопроцентных воспитательных средств, которые вы слышите, проходя с ребенком от бабушки, сидящей на скамейке. [19]

К сожалению, не существует универсальной технологии воспитания детей, и вы не можете получить совета на все случаи жизни даже от человека, обладающего полными научными знаниями о семье. Например, известно, что для эффективного воспитания родители должны придерживаться в семье демократического стиля или, что недостаточное внимание является причиной множества психологических проблем ребенка.[19]

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться. [25]

Большое значение в становлении самооценки ребенка имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Если мы хотим сформировать у ребенка четкую жизненную позицию, мы должны приобщать его к семейным и общественным проблемам — разумеется, в соответствии с возрастом ребенка. Так вырабатываются черты характера, утверждается шкала моральных ценностей. Все, что происходит в семье, так или иначе влияет на нравственное становление личности.[19]

Сравнительная характеристика стилей воспитания.

Название стиля

ПоложительноеОтрицательное
Авторитарный – жесткий стиль управления, пресечения инициативы, отсутствие обсуждения принимаемых решений Внимание к контролю;

Оперативное принятие решения в экстренной ситуации;

Планирование;

Выполнение всех дел в соответствии со сроками.

Формальность отношений;

Большая социальная дистанция;

Решения не обсуждаются.

Демократический – совместное обсуждение проблем, поощрение инициативы членов группы, активный обмен информацией, принятие решений совместно.

Удовлетворенность своей деятельностью и положением среди членов семьи;

Благоприятный психологический климат;

Обмен информацией и адекватное принятие решений.

Контроль;

Медленное принятие решений;

Родители должны обладать терпимостью по отношению к ребенку.

Либеральный – добровольный отказ от руководства воспитанием ребенкаОриентация членов семьи на самостоятельностьОтсутствие контроля и руководства.

В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, мы используем свой личный опыт. [25]

Н. Башкирова выделяет пять тактик семейного воспитания:

1.  Диктат. Вполне естественные требования, которые мы предъявляем ребенку, вдруг превращаются в приказы и насилие. Происходит подавление самостоятельности и инициативы ребенка, унижение его чувства собственного достоинства.

2.  Опека. Чрезмерная опека ребенка с ограждением его от всяческих трудностей и отстранение от всех вопросов, встающих перед семьей. Дети перестают стремиться к самостоятельности, у них отсутствует инициатива творческое мышление.

3.  Конфронтация. Это тактика воспитания, при которой все члены семьи встают в позицию вражды. Взрослые и дети живут своей жизнью, подмечая все недостатки друг друга и демонстративно выражая недовольство ими.

4.  Мирное сосуществование. Можно сохранять внешнюю гармонию и быть при этом совершенно чужими друг другу. Мирное сосуществование доходящее до невмешательства и полного отсутствия интереса членов семьи друг к другу. Обособленность родителей от ребенка в таких семьях считают мудрым педагогическим принципом, который способствует самостоятельности маленького человека.

5.  Сотрудничество. Семья – это маленький коллектив с общими устремлениями. При этом каждый член семьи – личность со своим характером и своими целями в жизни. Если каждый стремиться помочь и поддержать друг друга, и все вместе строят и совершенствуют свой семейный очаг, это называется сотрудничеством. Такая семейная тактика – самая плодотворная.[4]

Дефицит общения взрослого с ребенком ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других – к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях – даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза. Например, явление госпитализма, возникающее в закрытых детских учреждениях из – за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться со взрослыми и сверстниками, то он ни стал бы культурно и нравственно развитым человеком, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживым, лишь внешне, анатомо – физиологически напоминающим человека. [37]

Но, не смотря на это, ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом [37]. Взаимодействие родителей и ребенка – это процесс взаимного приспособления, в котором ответы партнеров взаимообусловлены и ритмически организованы [37].

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Успешное воспитание ребенка может происходить только в гармоничном взаимодействии материнского и отцовского начал, ибо истинное родительство выражается в соуправлении отца и матери процессом воспитания созидательной самостоятельности своего ребенка.[23]

Мать – это человек, с которым малыш связан еще до своего рождения и непосредственно после рождения. Мать ухаживает за ним, кормит, воспитывает. Поэтому еще до рождения малыша возникает сообщество мама-ребенок. [39]

Папа — это сложные умственные процессы, тонкая душевная организация и свои тараканы. С папой ребенок иначе общается и другими средствами добивается своего. Если маме достаточно увидеть дрожащий подбородок и наворачивающиеся слезы своего крохи, то на папу приходится воздействовать порой силовыми методами.[41]

Роль папы менее заметна (особенно, когда ребенок слишком маленький, до 2 – 2,5 лет), но не менее важна. Если в семье нет отца – ребенок не видит модели семьи, и в дальнейшем ему самому будет труднее строить отношения в своей собственной семье. Хорошо, когда отношения в семье теплые, не выясняйте отношения на глазах у ребенка, это травмирует его психику.

Некоторые папы говорят: “Я буду заниматься с ребенком, когда он вырастет, то есть когда ему будет лет 10-12”. Но может возникнуть такая ситуация, что ребенок, недополучив Вашего внимания в детстве, просто не захочет с Вами общаться в этом возрасте.

Также если мама для ребенка- фактор всепрощающий и всеразрешающий (маме, как женщине по своей природе, тяжело быть жесткой), строгость папы уравновешивает дисбаланс в воспитании.

Мы привычно считаем, что знаем о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головною мозга уже завершено на 70-80% .[15]

Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное – введение нового опыта “вовремя”. Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это “вовремя”.[15]

Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один -дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.[15]

Как и Масару Ибука, Глен Доман пришел к выводам, что стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман сделал уникальное открытие: мозг развивается лишь в том случае, если он работает. Чем будет интенсивнее нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект.[11]

Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.[11]

Подводя итог данной главы, можно отметить, что основным условием развития ребенка раннего возраста является его общение с близким взрослым. Именно в общении со взрослыми происходит развитие высших психических функций, ребенок усваивает нормы и образцы поведения. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 83135
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

… Исследование особенностей адаптации детей раннего возраста к детскому саду   2.1 Программа исследования Цель: Исследование эффективных форм психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. Задачи исследования. 1.         На основе теоретического анализа литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей раннего …

… с этим изучение речевого развития детей охватывало все стороны речи. В основу проведения экспериментального исследования были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей раннего возраста: выявление уровня восприятия речи и понимания речи взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, обследование произносительной стороны речи (произношение гласных и …

… уровень развития. Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведения формирующего этапа эксперимента в соответствии с предложенной гипотезой. 2.2 Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, …

… ; –           изучение эмоциональной восприимчивости детей дошкольного возраста. Объект исследования: эмоциональная компетентность родителей и детей дошкольного возраста Предмет исследования: взаимосвязь эмоциональной компетентности родителей с эмоционально-поведенческими особенностями детей дошкольного возраста. Общая гипотеза: эмоционально компетентные родители способствуют более …

Источник