Роль семьи в развитии ребенка курсовая работа
Содержание
Введение
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании ребенка
1.1. Краткая характеристика понятий
1.2. Внутрисемейный климат
1.3. Методы и приемы воспитания
ГЛАВА 2. Семья и семейные отношения в воспитании ребенка
2.1. Роль семьи в воспитании детей
2.2. Влияние на воспитание ребенка братьев и сестер. Взаимоотношения между ними
2.3. Роль бабушек, дедушек в воспитательном процессе
2.4. Сущность современной семьи
Заключение
Список литературы
Введение
Традиционно основой воспитания ребенка является семья. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на развитие личности человека ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются фундаментальные основы личности ребенка.
Актуальность. В настоящее время остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании детей. Проблемы, особенности воспитания детей приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, общении, причины неудачи в воспитании заставляют задуматься о том, что главная роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, в большей степени принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.
Активное участие семьи в воспитании ребенка оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяется воспитанием в семье. Роль семьи является важным катализатором воспитания ребёнка.
Рассмотрением данной проблемы в разное время занимались такие учёные, как Я.А.Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин и др.
Целью нашего исследования является анализ роли семьи в воспитании ребенка.
Для достижения поставленной цели, в ходе выполнения курсовой работы решались следующие задачи:
- изучение научной литературы;
- рассмотрение теоретических аспектов влияния семьи и внутрисемейных взаимоотношений на воспитание ребенка;
Объектом исследования курсовой работы являются семья, семейные отношения.
Предметом исследования являются: роль семьи и выполнения ею функций в воспитании ребенка.
Гипотеза исследования: развитие ребёнка, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ, обобщение, систематизация.
Теоретическая значимость курсовой работы состоит в обобщении, осмыслении и оценке роли семьи в воспитании ребенка.
Заключение
Подводя итоги выполненной работы, мы убедились в том, что семья играет основополагающую роль в воспитании ребёнка. Развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.
Воспитание детей — это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.
Семья является ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал ребенка. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми.
Дружеское взаимодействие, оказание своевременной помощи ребёнку, устранение возникающих время проблем, семейный поиск путей и способов решения является наилучшим ресурсом в воспитании ребёнка.
Роль семьи и есть главный компонент, без которого невозможно движение вперёд.
Смысл семейного воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку возможность самому реализоваться, пробовать делать все самому. Взрослые должны относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
Таким образом, семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно. Семья выступает важнейшим звеном в воспитании ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима.
Список литературы
- Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003 – 478 с.
- Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
- Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 287 с
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003 – 528 с.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 512 с.
- Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003 – 536 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1-4. — М., 1978 (репринт изд. 1880—1884)
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с..
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого — М.: РПА, 1996. — 604с.
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
- Сластенин В. А. Педагогика :Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов/ В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.- М. : Академия,2002.-567с.-(Высшее образование)
- Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — Мн.: Харвест, 1998. — 800 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2008 – 256 с.
- Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004 – 432 с.
- Немов Р.С.. Психология. — М. 1995 – 529 с.
- Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006 – 394 с.
- Сатир В. «Как строить себя и свою семью.» М.: «Педагогика — Пресс», 1992 г – 190 с.
- Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2005 – 352 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004 – 200 с.
- Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. — М.: Академия, 2004 – 256 с.
- Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. . – М.: Академия, 2004. – 208 с.
Общий объем: 30 стр.
Год: 2010
Цена: 400 руб.
Источник
Содержание.
Введение
Актуальность:
главным институтом воспитания является
семья. То, что ребенок приобретает в детские
годы в семье, то сохраняет в течение всей
жизни. По длительности своего воздействия
наличность ни один из институтов не сравнится
с семьей. В ней закладываются основы личности
ребенка. По этому семья не может быть
заменена никакими другими социальными
учреждениями, так как именно здесь формируется
система ценностей, базовые структуры
личности ребенка, его отношение к себе
самому и к окружающему его миру.
По
выбранной работе мы попытаемся изучить
труды научных деятелей, посвященных
проблеме развития личности ребенка
в семьях. Теоретический анализ показал,
что большое количество научных
деятелей проводили крупные исследования
в этой области. Например, Мудрик А.
В., Кравченко И. А., Шилов И. Ю в своих работах
раскрыли такие понятия как «личность»,
«семья», «воспитание» и т.д.; В работах
Васильковой Ю. В. и Мардахаева Л. В. рассматривается
семья, как фактор, влияющий на становление
личности; работы Луняковой Л. Г., Дементьевой
В. Ф., Савинова Л. И. и Камышовой Е. В. рассматривается
вопрос воспитания детей в неполных семьях.
Проблема
исследования: какое влияние оказывает
семья на развитие личности своего ребенка.
Решение
данной проблемы является целью
исследования
Объектом
исследования является семья, как фактор
формирования личности.
Предмет
исследования: влияние семьи на формирование
личности
Задачи
исследования:
- сбор материала
по проблеме исследования; - структурирование
и систематизация данного материала; - раскрытие
основных понятий, необходимых для изучения
данной проблемы; - выделение
основных приемов и методов влияния семьи
на личность и рассмотрение эффекта этого
влияния.
Методы
исследования: теоретический анализ
и систематизация литературы по проблеме
исследования, анализ понятийно-терминологического
аппарата исследования, индукция, дедукция,
цитирование.
Структура
курсовой работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
Глава
1. Семья как социальный и духовный
институты формирование личности.
1.1
Понятия семьи в историко-педагогической
ретроспективе
Чтобы
определить роль семьи в становлении
личности ребенка, первым шагом который
нужно сделать, определить, а что
же такое семья и в каком
контексте мы будем ее рассматривать.
Мудрик
А. В. считал, что семья: «…это основанная
на браке или кровном родстве
малая группа, члены которой связаны
общностью быта, взаимной моральной
ответственностью и взаимопомощью;
в ней вырабатываются совокупность
норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих
взаимодействие между супругами, родителями
и детьми, детей между собой» [22, C.50]
Определение
семьи по Кравченко И. А. звучит так:
«… основанная на браке, кровном родстве
или опекунстве малая группа, члены
которой связанны общностью быта, взаимной
помощью, моральной и правовой ответственностью».
[9, C.240]
По
мнению Харламова И. Ф. «… Семья – это
исторически конкретная система взаимоотношений
между супругами, родителями и детьми
как малая группа, члены которой связаны
брачными или родственными отношениями,
общностью быта, взаимной моральной ответственностью
и, социальная необходимость в которой
обусловлена потребностью общества в
физическом и духовном воспроизводстве
населения».[24, С.62]
В
контексте нашей научной работы
мы будем использовать определение И.
Ю. Шилова: «Семья – это тот институт, который
обеспечивает ребенка необходимым минимумом
общения, без которого он никогда не смог
бы стать человеком и личностью». [25, C.48]
/*На
основании вышеизложенного в нашем
исследовании семью мы будем рассматривать
как конкретную систему взаимоотношений
между супругами, родителями и детьми
как малая группа, которая обеспечивает
ребенка необходимым минимумом общения,
без которого он никогда не смог бы стать
человеком и личностью т.к. нам будет очень
важно показать именно отношения между
супругами и отношения детей со своими
родителями.*/
Семья
является важнейшим институтом социализации
подрастающих поколений. Она являет собой
персональную среду жизни и развития ребенка.
Семья создаёт понятие дома не как помещения,
где он живёт, а как чувства, ощущение места,
где его ждут, любят, ценят, понимают и
защищают.
Среди
изученных определений личности мы выделим
определение Мардахаева. «Личность –
это конкретный человек, наделенный сознанием,
индивидуальностью, сложившийся в процессе
социального развития» [14, C.50]. Именно его
я буду использовать в своей работе для
определения тех качеств, которые должна
привить своему ребенку семья.
Семья
– это та микросреда, в которой формируется
личность ребенка. В ней все сказывается
на развитии ребенка: микроклимат, взаимоотношения,
отношения членов семьи к ребенку, материальные
условия и др. Семья определяет своеобразие
ухода за ребенком, является примером
для подражания во всем, помогает в реализации
потребности в первичном социальном общении,
удовлетворении интереса и любознательности
и др.
Формирование
личности – процесс становления
человека как социального существа
под воздействием всех без исключения
факторов: экологических, социальных,
экономических, идеологических, психологических
и т. д.
Становление
личности в семье происходит в
процессе общения и наблюдения за
родителями, сестрами, бабушками и
дедушками и другими родственниками.
Ребенок с первых дней жизни, находясь
в семье, окружен заботой и теплом, родители
дают ему достаточно информации, которая,
по их мнению, уместна, обучают простейшим
вещам, дают некоторую работу и прививают
трудолюбие. Мать или отец, читая сказки,
делают первые шаги к литературному становлению
ребенка.
Значит
если учесть все факторы влияния семьи
на своего ребенка, то следует отметить,
что чем лучше семья влияет на воспитание
своего чада, то тем выше будет результат
всестороннего воспитания этой будущей
успешной личности.
Взаимоотношения
в семье зависят от традиций общения,
экономического и социального состояния
общества, зависимости семьи от общества,
участия супругов в ведении хозяйства,
в общественном производстве, от типа
семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует,
от личных качеств, характера родственников.
Отношения
в семье влияют также на то, как
ребенок в дальнейшем будет строить
свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье он получает первый
жизненный опыт, поэтому очень
важно в какой семье воспитывается
ребенок, какими ценностями обладают родители
и какие отношения скрадываются между
старшим и младшим поколением./* */
1.2
Семья и семейные отношения
в отечественной традиции
Семейная
педагогика – это наука о воспитании
детей в семье. Она изучает
специфику условий семейного
воспитания, их потенциальные возможности,
разрабатывает научно обоснованные рекомендации
родителям по формированию личности ребенка.
Семейная
педагогика вбирает в себя опыт предшествующих
поколений, проверенные веками нравственные
истины, подлинные духовные ценности,
укорененные в народном сознании и утверждающиеся
в религиозной жизни.
В
этом значении, семейная педагогика,
как средоточие народной, житейской
мудрости и практического следования
традиционному духовно-нравственному
вероучению становится непреходящей ценностью,
одной из основ уклада русского мира, условием
сохранения и духовного приумножения
традиций народной жизни [1, C.8-10].
Семейная
педагогика, как единственно возможное
средство установления духовного
единства детей и родителей, возвращения
семье ее подлинного смысла и назначения,
утверждения детей в нравственных ценностях
и удовлетворения их духовных потребностей,
должна быть признана национальным достоянием.
Однако нельзя не отметить
тот положительный вклад, который
внесли в теорию и практику
семейного воспитания советского периода
Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
Известные
педагоги – П.П. Блонский, С.Т. Шацкий
и другие – считали необходимым
опереться на положительные традиции
семьи, чтобы воспитать энергичного,
делового человека, адаптированного к
социальным и экономическим условиям
новой жизни. По их мнению, в воспитательных
целях необходимо использовать теплоту
и сердечность семейных взаимоотношений,
трудолюбие детей, умение преодолевать
трудности, обогатив детей новыми социалистическими
ценностями. Они считали, что процесс социализации
детей будет более эффективным в том случае,
если советская школа и семья взаимодополнят
друг друга, чтобы помочь развитию ребенка,
сформировать у него гуманистические
ценности.
Большое
значение педагогическому просвещению
родителей придавала Н.К. Крупская.
Она обращала внимание на необходимость
популярного изложения вопросов
педагогики в литературе для родителей,
на связь конкретных проблем семейного
воспитания с общими социальными проблемами.
Н.К. Крупская говорила о роли педагогических
консультаций. [3, C.195-197]
Важные
вопросы семейной педагогики поднимал
А.С. Макаренко: об организации жизни
семьи, о единстве требований к детям
со стороны взрослых, создании определенного
тона и стиля семейной жизни и семейного
воспитания как одной из важнейших сторон
этой жизни. А.С. Макаренко считал, что
«необходимо формировать у родителей
критическое отношение к себе, они должны
уметь контролировать свое поведение»,
что «нет готовых рецептов в воспитании,
поскольку все случаи сугубо индивидуальны».
Родителям, допустившим ряд серьезных
ошибок, нужно заново начинать всю воспитательную
работу, многое пересмотреть, и прежде
всего, «самого себя положить под микроскоп».
А.С. Макаренко дает родителям совет –
искать причины неудач воспитания в самих
себе, советует оглянуться назад, приступить
к «ревизии собственного поведения».[3,
C.238-239]
Большой
вклад в семейное воспитание внес
В.А. Сухомлинский. В семье В.А. Сухомлинского
росли собственные дети, и повседневные
наблюдения за ними, участие вместе с женой
Анной Ивановной в воспитании их дало
немало пищи для размышлений «над теми
тайниками человеческой души, которые
трудно поддаются воспитанию, о которых
воспитатели нередко забывают». [3, C. 232]
Роль
семьи в жизни ребенка неизмеримо
велика и по своей важности, и
по тому месту, которое она занимает
в его душе. В семье должна проходить
вся жизнь ребенка. Очень важно,
чтобы семья развивалась в
соответствии с изменением окружающего
мира, но и о издревле заложившихся нормах
и принципах забывать тоже нельзя. /* обобщить
*/
1.3
Характеристика современной семьи,
тенденции ее развития
В
настоящее время нет общепринятой
классификации функций семьи. Исследователи
единодушны в определении таких
функций, как репродуктивная, хозяйственная,
восстановительная, воспитательная. Между
функциями существует тесная связь, взаимозависимость,
взаимодополняемость, поэтому какие-либо
нарушения в одной из них сказываются
и на выполнении другой.
Репродуктивная
функция – это биологическое воспроизводство
и сохранение потомства, продолжение человеческого
рода. Заложенный от природы инстинкт
продолжения рода преобразуется у человека
в потребность иметь детей, заботиться
о них, воспитывать.
Репродуктивная
функция семьи привлекает пристальное
внимание специалистов многих областей
знаний: педагогов, демографов, психологов,
юристов, социологов, экономистов, медиков
и т.д. Дело заключается в том, что для поступательного
развития человечества важно и количественное,
и качественное воспроизводство населения.
От семьи непосредственно зависит, возрастет
ли численность живущих на Земле людей
и каков будет ее качественный вклад в
население, что принесут ее дети окружающему
миру.
В
последние годы растет число супружеских
пар, которые сознательно отказываются
от рождения детей. Чаще всего это так
называемые «карьеристы», не желающие
усложнять свою жизнь «детскими» проблемами.
Некоторые супруги откладывают рождение
детей на неопределенный срок, объясняя
это жилищными, материальными и иными
трудностями. На фоне таких семейных пар
особо отчетливо высвечивается трагедия
бесплодных супружеских пар. По статистическим
данным, в России значительная часть женщин
детородного возраста не могут иметь детей
по медицинским показателям (чаще всего
это последствие аборта). Резко прогрессирует
в последние годы рост мужского бесплодия,
на долю которого приходится 40% бездетных
браков. [11, C.18-19]
Источник