Роль семьи в развитии поисково исследовательской активности ребенка

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

(В.А Сухомлинский)

Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как проба, опыт.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Этот метод даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, накапливаются умственные умения, развивается речь.

Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Никому ни секрет, что для ребёнка родители – самые главные в мире люди, и родительские слова становятся руководством к действию. Поэтому нужно привлекать родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием поисково-исследовательской активности дошкольников. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить условия для развития поисково-исследовательской деятельности; во-вторых, создать атмосферу для развития поисково-исследовательской деятельности; во-вторых, создать атмосферу общности интересов, направленных на развитие познавательной активности детей; в-третьих, активизировать и обогатить воспитательские умения родителей по данной теме.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этих задач, является метод проектной деятельности, позволяющий скоординировать действия в триаде «педагог – родители – дети», т.е. организовать совместное сотрудничество, направленное на развитие познавательных способностей воспитанников. На начальном этапе нужно привлекать родителей к работе по поиску информации и иллюстративного материала, создать познавательно-развивающую среду в группе. С помощью родителей создать мини лабораторию, в которой дошкольник, в процессе экспериментирования, будет иметь возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Дети будут с интересом экспериментировать, родители принимать в этом активное участие, это будет способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Родители будут поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Работа в данном направлении совместно с родителями осуществляется в различных формах: наблюдение, опыты, прогулки, путешествия, походы, экскурсии и пр., что способствует значительному продвижению в развитии познавательных интересов.

В ходе экспериментирования дети будут уметь анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводить опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создавать условия для проведения исследований, опытов, наблюдений. У детей возрастёт познавательная активность, интерес к миру.

Вся деятельность по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс делает плодотворным и интересным.

Правы те родители, которые строят своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, деятельности. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Советы для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей:

· Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

· Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

· Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

· Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

· Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

· Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

· Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

· Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

· Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

· С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

· Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Источник

ГБОУ «Школа № 1056»

дошкольное отделение № 2

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста»

Воспитатель: Терёшкина Т.В.

г. Москва 2016 г.

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста

Воспитатель: Терёшкина Т.В.

г. Москва ГБОУ «Школа № 1056» дошкольное отделение № 2

Ральф у. Эмерсон:

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере дошкольного образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. На первое место выходит развитие любознательной, активной, творческой личности, способной к принятию собственных решений, саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели невозможно при несформированности у детей познавательной активности, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир. Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве и представляет собой, экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшее распределение предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны.

Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – постоянное стремление к эксперименту, их любознательность, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Открыть, изучить, исследовать, – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей пробовать, думать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Немаловажную роль в развитии исследовательской деятельности детей играет семья. Традиционно многие родители воспринимают дошкольный возраст, как возраст подготовки ребёнка к школьному обучению. Поэтому на первом плане у родителей стоит развитие познавательных ценностей. С этой целью большинство родителей используют занятия с ребёнком в домашних условиях в форме уроков, водя его на разного рода курсы подготовки к школе.

Такой подход, как правило, приводит к негативным последствиям: ребёнок с неохотой занимается, теряется познавательная и учебная мотивация, в результате замедляется его развитие.

Взаимодействию с детьми родителей необходимо учить. Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между ними, даёт возможность выработать новые формы и нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью. Добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников познавательных интересов и любознательности можно только во взаимодействии с родителями. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Ведь даже в создании уголков экспериментирования большое место занимают родители, без их помощи мы выглядели бы очень бедно.

При этом зачастую у родителей возникает вопрос: «А зачем? Зачем нам заниматься этой деятельностью?» На помощь приходят индивидуальные беседы, наглядная агитация, выставки книг, идет планомерное убеждение родителей в том, что необходимо поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Следуя мудрому совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Мы стремимся к тому, чтобы поддерживать в детях этот интерес, привлекая к этому и родителей.

Главные задачи во взаимодействии с родителями:

• во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

• во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

• в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Вот те немудреные советы, которые помогают в совместной работе родителей и педагога. Несмотря на занятость, ссылку на недостаток свободного времени – и еще масса всяких отговорок, многие родители откликаются на советы и предложение и проделывают дома различные эксперименты.

Итак, какие же советы:

• никогда не отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. ;

• не следует отмахиваться от желаний ребенка, ведь в основе этого «любопытства» лежит любознательность, в результате которой появляется потребность в исследовании;

• нельзя запрещать исследовательскую деятельность, т. к. это сковывает активность и самостоятельность ;

• нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей неуспешности гасит интерес к этому виду деятельности. Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку деятельности.

Организация новой формы сотрудничества с семьёй требует предварительной подготовки, просвещения родителей.

Первый этап – организационно-подготовительный. На этом этапе проводится диагностическая и просветительская деятельность с родителями и детьми.

Родительские собрания. Проводятся с целью: знакомство родителей с экспериментально-исследовательской деятельностью, как формой сотрудничества с детьми, направленной на познание окружающего мира;

Консультации на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;

Анкетирование родителей, позволяющее выявить степень их интереса к данной форме работы;

Рекомендации: «Проводите с детьми дома».

Второй этап – основной (организация взаимодействия родителей и детей). На основном этапе происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности. Взрослый может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путём.

Хочется отметить, что не очень многие родители сами понимают, что такое поисково-исследовательская деятельность, принимая такое явление, как состояние воды жидкое, твердое, газообразное, как само собой разумеющееся, т. е. это есть и точка. Или на некоторые анкеты ответы даны в таком виде: «Любит лепить, рисовать, создавать». Не спорим, это тоже исследовательская деятельность, но не та, о которой говорим мы. И поэтому родители с детьми получали задание на исследовательскую деятельность дома.

В этом месяце дети и родители получили конкретные задания «Опыты на кухне». Родители с удовольствием откликнулись на этот прием и принесли описание результатов проведенных совместно с детьми исследований.

Вывод:

Практика показывает, что метод экспериментирования позволяет:

– Достаточно чётко прослеживать момент самореализации ребёнка (получение новых знаний об объекте, получение наглядных результатов своей деятельности).

– Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает

максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Ожидаемый результат:

Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать

и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы).

Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу.

Несмотря на большую занятость, в выполнении конкретного задания отказа не будет.

В детском саду вместе с детьми мы занимаемся разными видами деятельности.

Очень хочется, чтобы родители не были сторонними наблюдателями. Задача дошкольных педагогов – помочь стать родителям активными участниками образовательного процесса.

Окружающий нас мир богат и разнообразен. Одним из способов познания мира является экспериментирование.

Я предложила родителям организовать опыты и эксперименты с детьми дома.

Многие родители выразили желание и проявили заинтересованность заниматься экспериментированием вместе с детьми.

Приведу некоторые примеры работ:

Очень интересный опыт «Извержение вулкана» провела вместе с родителями Настя Симакова.

Эксперимент красочный, яркий и очень эффектный!

Ефремова Аня – очень любознательная девочка, провела целых два занимательных опыта!

1. Опыт : реактивная сила (как трубочка ездит по натянутой нитке за счёт воздуха в шарике)

2. Опыт с водой, маслом и солью.

Монахова Ира вместе с мамой провели очень интересные опыты:

1.Резиновое яйцо.

2. Снег

.

Лунёва Ксюша с мамой провели опыт с молоком, пищевыми красителями и мылом.

А в заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

В своей работе буду продолжать развивать у детей способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит им в дальнейшем моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Совместная работа с родителями позволит им стать заинтересованными лицами в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

(для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию).

*Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

*Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

*Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

*Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

*Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

*Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

*Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

*Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

*Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

*С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

*Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Анкета для родителей

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ

1. ФИО ребенка ____________________________________________________________

2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)

б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.

3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)

4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома?

Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда), и какие

5. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):

– проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

– оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

– сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

-другие методы (какие именно?)

6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)

8. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями?

Источник