Роль семьи в развитии креативности ребенка

Роль семьи в развитии креативности ребенка thumbnail
  1. Роль семьи в развитии творческих способностей детей

В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию   устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать   развитию  его творческих способностей.  

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и танцевать, узнавать мелодии. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским «Конструктором».

Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых рукоделием – к рукоделию, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности и т.д..
         Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду.   Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Не надо говорить «придет время – будет трудиться», не будет, если мы с вами не научим и не приучим его к труду.

Способности, в том числе и творческие, формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность самовыразиться в какой-либо деятельности. Не подавляйте в ребенке самостоятельность, стараясь все сделать за него, и  не отмахивайтесь от него, ссылаясь на свою занятость, а проявляйте свой интерес к творчеству ребенка, постоянно хвалите и подбадривайте его.

Развитие   творческих способностей  детей  следует признать одной из самых   важных задач в воспитании личности.  От этого зависит его будущее, его место в социуме.

 С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную творческую деятельность, его интересы и способности.

Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя должны помочь ребенку развить и закрепить его творческие возможности. 

         Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель и родители должны подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.
        Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям.   Наоборот, Не надо внушать способному ребенку, что он   исключительный человек, так как зачастую такие дети не могут адекватно  переживать свои поражения и неудачи.  

        Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.
              Первейшая цель каждого педагога — создать условия для выявления  и последовательного развития уникального потенциала каждого воспитанника. При этом нужно чётко осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему  школа и  учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие  социальные институты не заменят ребёнку семью. Поэтому только в содружестве и общими усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.
 Уважаемые родители, я обращаюсь к вам!    Занимайтесь со своими детьми: вяжите, плетите, вышивайте, стряпайте, вырезайте, чеканьте.  Учите их тому, что вы умеете или закрепляйте те умения, которые они получили в школе. Не  жалейте на это время. Долг родителей — создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками в творчестве будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; на их социализацию, на их место в жизни.  

  1. Роль семьи в развитии творческой личности ребенка

Ни у кого не вызывает сомнения,  что прогресс цивилизации зависит от исключительно одарённых людей.  Несмотря на то,  что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связанны именно с творчески мыслящими молодыми людьми,  в детстве им,  как правило,  не дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.  Тем не менее это не всегда трагично ни для отдельного человека,  ни для общества в целом.  Черты характера,  способствующие творческой продуктивности можно обнаружить достаточно рано.  Родителям следует обратить внимание на их развитие.

 Творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей.  Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребёнка,  тем более вероятно,  что родители и другие члены семьи будут его одёргивать и ограничивать.

 Торренс,  создатель системы измерения творческих способностей,  сообщает,  что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности.  В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер,  зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе.  Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка ещё в дошкольном возрасте.  Задача родителей в этой ситуации – воспринять как – будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие,  хотя порой и утомительные.  Если же родители склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребёнка как повод для раздражения,  они рискуют подавить,  а не развить творческие наклонности ребёнка.  

 Обществу необходимы люди,  которые способны активно,  творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире.  Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию,  живое воображение.  Творчество по природе своей основано на желании сделать что – то,  что до тебя ещё никем не было сделано,  или хотя бы то,  что до тебя существовало,  сделать по-новому,  по-своему,  лучше.  Иначе говоря,  творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд,  к лучшему,  к прогрессу,  к совершенству и,  конечно,  к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

 С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому,  что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны,  у них есть огромное желание познавать окружающий мир.  И родители,  поощряя любознательность,  сообщая детям знания,  вовлекая их в различные виды деятельности,  способствуют расширению детского опыта.  А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.  Кроме того,  мышление дошкольников более свободно,  чем мышление более взрослых детей.  Оно ещё не задавленно догмами и стереотипами,  оно более независимо.  А это качество необходимо всячески развивать.  Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.  Из всего выше сказанного можно сделать вывод,  что дошкольный возраст,  даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.  И от того,  насколько были использованы эти возможности,  во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

 До сих пор отводится решающая роль специальной микросреде,  в которой формируется ребенок,  и,  в первую очередь,  влияние семейных отношений.  Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

 1)  гармоничность – негармоничность отношений между родителями,  а также между родителями и детьми;

 2)  творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации;

 3)  общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;

 4)  ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости».

 Особый интерес представляет изучение взаимоотношений творчески одарённого ребёнка с родителем противоположного пола.  Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребёнка.  Результаты их работ показывают,  что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек,  а матери – на творчество мальчиков.  У отцов,  проявляющих активный интерес к занятиям своих одарённых дочерей,  расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость,  гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями,  чем у тех,  кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях.

 Матери,  занятые деловой или творческой карьерой,  зачастую вне дома,  склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость.

 Традиционно отцы воспринимаются как кормильцы,  ответственные за принятие решений,  как носители высшего авторитета.  А матери,  напротив,  считаются источником внимания,  заботы и эмоциональной поддержки и часто своего рода буфером между отцом и ребенком.

 Те,  кто исследовал связь между отношениями родителей и детей с творческими способностями последних,  считают,  что когда отцы проявляют больше «женских»,  экспрессивных свойств,  а матери – больше «мужского»,  инструментального,  то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане.  Нежные,  любящие отцы,  много времени уделяющие детям,  и матери,  воспитывающие независимость,  любознательность и гибкость,  таким образом,  развивают в дочерях и сыновьях черты и мотивационные компоненты,  ведущие к высокопродуктивному творчеству.

 Интересно в этой связи отметить,  что матери,  весьма озабоченные развитием творческих способностей своих детей и уделяющие этому много сил и времени,  не добивались заметных успехов.  По всей видимости,  желательно проявлять не столь интенсивную заботу и не связывать ребенка слишком жесткими схемами.

 Огромную роль в развитии способностей детей играет роль семейно-родительских отношений:

 1. Большие шансы проявить творческие способности имеет,  как правило,  старший или единственный сын в семье.

 2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей,  которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот,  если ребёнок отождествляет себя с «идеальным героем»,  то шансов быть креативным у него больше.  Этот факт объясняется тем,  что у большинства детей родители «средние»,  нетворческие люди,  идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.

 3. Чаще творческие дети появляются в семьях,  где отец значительно старше матери.

 4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве.  Это событие характерно для жизни как крупных политиков,  выдающихся учёных,  так и преступников и психически больных.

 5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребёнка,  ситуация,  когда его талант становится организующим началом в семье.

 Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы,  благоприятствующей появлению идей и мнений.  Первая ситуация на пути создания такой атмосферы – развитие чувств психологической защищённости у детей.  Следует помнить,  что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения,  что их предложения неприемлемые или глупые,  – это самое верное средство подавить их творческие способности.  К мыслям,  высказываемым детьми,  родителям следует относится с уважением.  Более того,  родители должны поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи,  развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

 Восприятие и ценности творчески одарённого ребёнка значительно отличаются от тех,  что присущи социальной группе,  членом которой он является.  Такой ребёнок нуждается в понимании и поддержке родителей,  с тем чтобы сохранить творческие способности и не быть асоциальным.  Родители не могут устранить все препятствия на пути ребёнка,  но могут помочь ему преодолеть их и вырасти настоящей творческой личности.

Источник

Учускина Надежда Анатольевна

«РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ»

Подготовила

учитель-дефектолог КГБОУ ШИ 1:

Учускина Надежда Анатольевна

2017 год

Креативность — (созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу, “креативность” — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации необычным образом используя обстановку, предметы и обстоятельства. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы, причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна; и смелыми, нестандартными, что называется не штампованными подходами к решению проблемы, находящейся в нематериальной плоскости.

Большую роль в развитии креативности играет опыт, получаемый ребенком в семье. Актуальности приобретения такого опыта посвящены, как правило, зарубежные исследования. Согласно исследованиям П. Торренса, наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. Степень реализации творческих импульсов ребенка во многом зависит от влияния родителей и других взрослых дома, в детском саду и школе. Черты характера, способствующие творческой продуктивности, могут быть обнаружены достаточно рано. Именно поэтому педагогам, работающим с детьми, очень важно обратить внимание родителей на их развитие. Результаты развития творческих способностей ребенка могут быть наилучшими, когда семья и детский сад, школа работают в тесном контакте.

Влияние родителей – первейший фактор, оказывающий воздействие на формирование “Я – концепции” ребенка. Как пишет К. Тэкекс: «Существует немало систем поддержки помимо семьи, которые помогут в развитии ребенка. Но ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребенка, в создании его образа как заслуженно любимой личности, счастливой и целостной в своем окружении». Благодаря общению со взрослыми ребенок узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. Здесь родителям важно соблюдать баланс. Положительные сообщения поддержки и любви должны обязательно перевешивать негативные и критические. Благодаря общению со взрослыми у ребенка обязательно должно сформироваться “здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью”.

Дж.  Гетцельс и Ф. Джексон сопоставили условия, которые сопутствовали развитию высокой креативности и высокого интеллекта у детей. В ходе исследования было обнаружено, что уровень материального положения семьи не играет роли. Более существенное влияние оказывает профессия родителей, их социальный статус и позиции по отношению к детям. Родители креативных детей находили в своих детях меньше недостатков, чем родители интеллектуалов. Они показывали свое благоприятное расположение к индивидуальности ребенка и уверенность в его способности делать все правильно. Если родители интеллектуалов основное внимание обращали на внешние факторы, способствующие карьере, то родители креативов главное внимание уделяли внутренним качествам ребенка.

Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

1) гармоничность – негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;

2) творческая – нетворческая личность родителя как образец подражания и субъект идентификации;

3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;

4) ожидания родителей по отношению к ребенку – ожидание достижений или независимости.

Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. Результаты их работ показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери – на творчество мальчиков. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих дочерей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях. Матери, занятые деловой или творческой карьерой, зачастую вне дома, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость. Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель в этом случае – прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.

Интересно в этой связи заметить, что матери, весьма озабоченные развитием творческих способностей и уделяющие этому много сил и времени, не добивались заметных успехов. По всей видимости, как отмечает ряд ученых, желательно проявлять не толь интенсивную заботу и не связывать ребенка слишком жесткими схемами. Д. Льюисом был составлен для родителей список утверждений, с помощью которых родители могут оценить степень своего участия в занятиях ребенка. Несмотря на то, что этот список сформулирован на основе изучения обширной выборки семей одаренных детей, он достаточно удачно типизирует подход к стимулированию позитивного умственного развития ребенка.

Родителям, стремящимся развивать в ребенке творческие способности, полезно познакомиться с этими утверждениями. Если отец или мать соглашаются более чем с 30 из 40 утверждений, это означает, что они слишком сильно концентрируются на ребенке, которому стоит, вероятно, предоставить несколько больший простор для самостоятельных действий. Если родитель соглашается с 20 % из них, то, вероятно, над остальными ему следует еще подумать.

УТВЕРЖДЕНИЯ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ РОДИТЕЛИ МОГУТ ОЦЕНИТЬ СТЕПЕНЬ СВОЕГО УЧАСТИЯ В ЗАНЯТИЯХ РЕБЕНКА

1. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

2. Я никогда не наказываю ребенка унижением.

3. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

4. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.

5. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно

6. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

7. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.

8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.

9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.

10. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

11. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.

12. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.

13. Дома я выделил специальное место, где ребенок может демонстрировать свои работы.

14. Я поручаю ребенку посильные заботы.

15. Я помогаю ребенку находить книги и материалы для его любимых занятий.

16. Я стараюсь приучить ребенка мыслить самостоятельно.

17. Я регулярно читаю ребенку.

18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.

19. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.

20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям и интересам моего ребенка.

21. Я каждый день нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.

22. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.

23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.

24. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.

25. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

26. Я придумываю разные практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.

27. Я позволяю ребенку играть с ненужным хламом, если ему это интересно.

28. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.

29. В занятиях ребенка я всегда нахожу то, что достойно похвалы.

30. Я не хвалю его беспредметно и неискренне.

31. Я честен в оценке своих чувств к  ребенку.

32. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

33. Я действительно даю ребенку возможность принимать решения.

34. Я помогаю ребенку быть личностью.

35. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.

36. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

37. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею».

38. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

39. Я верю, в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

40. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном результате.

Д. Саймонтон, а затем и ряд других исследователей выдвинули гипотезу о том, что среда, благоприятная для развития креативности, должна подкреплять креативное поведение детей, предоставлять образцы творческого поведения для подражания. С его точки зрения максимальна благоприятна для развития креативности социально и политически нестабильная среда.

Сравнительное исследование особенностей семейного воспитания лауреатов Нобелевской премии по науке и литературы было проведено К. Бери. Почти все лауреаты происходили из семей интеллектуалов или бизнесменов, практически не было выходцев из низших слоев общества. Большинство из них родились в крупных городах. Родители Нобелевских лауреатов – ученых чаще всего также занимались наукой или работали в области образования. Выходцы из семей ученых и преподавателей крайне редко получали Нобелевские премии за литературу или борьбу за мир. Обстановка в семьях лауреатов – ученых была более стабильной, чем в семьях лауреатов – литераторов. Большинство ученых подчеркивали в интервью, что у них было счастливое детство и рано началась научная карьера, протекавшая без существенных срывов. Правда, как отмечает В.Н. Дружинин, нельзя сказать, способствует ли спокойная семейная среда развитию таланта или становлению личностных качеств, благоприятствующих карьере. Достаточно вспомнить нищее и безрадостное детство Кеплера и Фарадея. Известно, что маленького Ньютона бросила мать, воспитывался он бабушкой. Трагические события в жизни семей лауреатов Нобелевской премии по литературе – типичное явление: 30% лауреатов – литераторов в детстве потеряли одного из родителей, или их семьи разошлись.

Отмечая также, что важную роль в развитии творческих способностей детей играет их положение в семье, их статус по отношению к братьям и сестрам. Первенцы или те дети, которые по каким-либо причинам оказывались своеобразными лидерами в семье, как правило, характеризуются более выраженными творческими способностями. Иными словами, предоставление относительной самостоятельности, свободы, выраженное отношение к ребенку и отсутствие излишней требовательности к нему способствуют формированию у него творческих способностей.

Анализируя особенности родительского влияния на формирование креативности детей, К.Тэкэкс сформулировала некоторые рекомендации, способствующие пониманию и стимулированию детского творчества. По ее мнению, родителям необходимо внимательно прислушиваться к вопросам ребенка, отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься, следить за его естественными интересами. Нет ничего хуже родительской фразы: «Ты задаешь слишком много вопросов!» Важно развивать у ребенка самые различные интересы. Например, японские дошкольники  активно вовлекаются в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т.д. Это  наиболее вероятно соответствует теории о необходимости опыта как основы для построения взрослого механизма познания. Для родителей важно не делать излишнего акцента на учебных занятиях в детском саду и школе, так как учебные программы обращают более значительное внимание на конвергентное, а не на дивергентное мышление и скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Мышление же интуитивное, ассоциативное, более свойственное ребенку дошкольного возраста, может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.

Отечественные психологи и педагоги дают родителям, стремящимся развивать творческие способности у ребенка, также и другие рекомендации:

  1. чтобы добиться высоких результатов, необходимо начинать как можно раньше – с новорожденности;

  2. стремиться наполнять окружающее ребенка пространство самыми разнообразными, новыми для ребенка предметами и стимулами с целью развития предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

  3. набраться терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишать ребенка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие;

  4. заинтересовать ребенка творческой игрой, но не заставлять его играть;

  5. стараться не делать обидных замечаний, не обижать ребенка в игре;

  6. для маленьких детей надо оживить игру сказкой или рассказом;

  7. не сдерживать двигательную активность ребенка, чтобы он мог покувыркаться, попрыгать от восторга и т.д.

  8. обязательно начинать с задач посильных или с более простых их частей (успех в самом начале – наиважнейшее условие)!

Задача взрослых, стремящихся развивать в ребенке его творческий потенциал, реализовывать его творческие способности, достаточно трудна. И если родители с помощью  специалистов: педагогов – психологов, учителей – дефектологов и учителей – логопедов  постараются создать ребенку возможности для формирования креативного мышления, окажут необходимую помощь и эмоциональную поддержку, эта задача может быть решена достаточно успешно!

Источник