Роль семьи в развитии и воспитании ребенка с овз

Роль семьи в развитии и воспитании ребенка с овз thumbnail

    С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружа­ющим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка.

    Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.

Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях.

     Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности.

    Проживание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит прежде всего от самих родителей, от их установок, формирующихся в отношениях к нему других детей. От отношения к ребенку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или же регрессивные реакции с тяжелой нервозностью, способствующие неприязни и эмоциональным взрывам). 

     Родители должны постараться как можно скорее овладеть своими чувствами и смириться с ситуацией, иначе нарушения ребенка станут еще более выраженными, а благополучие и социальная адаптация семьи окажутся невозможными. Большинство родителей пытаются справиться со сложной ситуацией сами, без профессиональной помощи, но это опасно: могут пострадать и отношения с малышом, и покой семьи. В идеале эмоциональное и социальное взаимодействие родителей и ребенка складываются нормально, но ребенку необходима еще дополнительная помощь, чтобы преодолеть, насколько это возможно, свои нарушения.

      Работа с семьей — важная составная часть социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети черпают в своих близких силы для преодоления болезненных состояний, выполнения малоприятных медицинских процедур и манипуляций, необходимых для поддержания их самочувствия.

       Родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, дети приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям детей. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.

     Дети скорее страдают от осознания своей несостоятельности в чем-то, что является нормой для других. Они переживают из-за многочисленных запретов и непрерывных увещеваний со стороны взрослых. Публичная покорность и показное смирение таких детей может сменяться тяжелыми истериками и капризами, когда они остаются один на один с родными и близкими. Их грубые, порой агрессивные выходки в адрес родителей являются реакцией на их гиперопеку, озабоченность и страхи.

    Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить их от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети с ограниченными возможностями здоровья остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка. Малышу предстоит в дальнейшем не самая легкая жизнь, и чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.

     Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что ребенок серьезно болен, нельзя. Но и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание будет сконцентрировано на самом ребенке, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо. Помогите себе и своим детям почувствовать себя счастливыми!

При подготовке статьи использованы материалы интернет-ресурсов

Источник

Роль семьи в воспитании детей с ОВЗ.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации нацеливает педагогов на индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Большое значение по данному вопросу имеют правовые принципы, заложенные в Конвенции о правах ребенка, в Законе Российской Федерации «Об образовании»,  в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в  Российской Федерации», «Национальная доктрина образования в Российской федерации».

В России ежегодно увеличивается количество детей-инвалидов. Дети с ограниченными возможностями обучаются в общеобразовательных школах и при этом большая часть школьников  не готова соответствовать предъявляемым требованиям и быть успешными в образовательном процессе.

Л.С. Выготский  выдвигает положение о том, что «ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитый, чем его нормальные сверстники, но иначе развитый»

Специфика состояния психического здоровья у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется в первую очередь  недоразвитием высших корковых функций, инертностью психических процессов, недоразвитием познавательной деятельности при  дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения.

Ребенок начинает восприниматься, как носитель иных, не свойственных данной семье качеств («Он не такой, как все», «Он не похож на нас, значит, он чужой»)». Если ребёнок  умственно отсталый, то родители даже  боятся и стыдятся диагноза, поставленного их ребенку. В поведении родителей, воспитывающих проблемных детей, наблюдается ряд  типичных особенностей: не умеют производить совместную деятельность; неэмоциональный характер сотрудничества; неадекватность родительской позиции; неадекватный стиль воспитания; недостаточность общения с ребенком; низкая социальная активность.

Доминирующим стилем воспитания в семьях, в которых растут дети с ограниченными возможностями здоровья, является гиперопека. Этот тип взаимоотношений проявляется в чрезмерной родительской заботе о ребенке, в необычайной ему преданности.

Предметом особого беспокойства для родителей детей с ОВЗ является отсутствие самостоятельных навыков. Дети привыкают к тому, что им постоянно оказывают помощь в передвижении, они привыкают делать либо с помощью взрослого, либо вообще не делать. В связи с этим, у детей развиваются эгоистические черты, личностная незрелость, проявляется «эмоциональная глухота» к потребностям близких.

Детям с ОВЗ свойственна меньшая познавательная активность. Проблема социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей является определяющей в их реабилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения приводит к дезадаптации детей с ОВЗ, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе.

Семья с больным ребенком становится проблемной (в первую очередь для ребенка) в зависимости от отношения родителей к ребенку, имеющего дефект психологического или соматического характера. Выделяются несколько типов реакции родителей и соответствующих им стратегий поведения:

1. Принятие ребенка и его дефекта. Родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку. Такой тип поведения обеспечивает наиболее эффективную адаптацию ребенка во внешней среде.

2. Реакция отрицания. Отрицается, что у ребенка имеется дефект, что ребенок аномальный, что его дефект оказывает воздействие на эмоциональное состояние родителей. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности. У ребенка могут происходить срыв адаптации и истощение психоэмоциональных компенсаторных ресурсов.

3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки. Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех опасностей. Мать проявляет чрезмерную любовь. Ребёнок может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У него формируются пассивность, несамостоятельность, психическая и социальная незрелость.

4. Скрытое отречение. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение к ребенку скрываются за чрезмерно внешне заботливым, предупредительным, внимательным поведением. Эмоциональная холодность родителей травмирует ребенка, снижая его самооценку.

5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок с дефектом открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает свои враждебные чувства к нему. Следует отметить, что появление в семье больного всегда изменяет сложившуюся структуру семейных отношений.

 Структура проблемной семьи, имеющей ребенка с ОВЗ:

Супружеская модель: МУЖ-ЖЕНА; супружеские отношения  либо разрушаются, исчезают близость и любовь; либо остаются на уровне «отец-мать»;

Родительская модель: ОТЕЦ-МАТЬ; образуется модель отношений: мать – больной с ОВЗ; отец отдаляется и объединяется со здоровым ребёнком;

Детская система: ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК-БОЛЬНОЙ РЕБЁНОК; каждый родитель объединяется только с одним ребёнком, дети  друг с другом не контактируют, часто здоровый ребёнок стыдится больного  и не поддерживают никаких с ним отношений.

 Семья не является чем-то статичным, с течением времени она меняется. В семье происходят различные циклы жизненного развития. Только преодолевая трудности, семья может успешно развиваться дальше и становиться все более высокоорганизованной и  сплочённой.

Развитие  обычной семьи  разделяется на следующие циклы:  брак, рождение детей, поступление в школу, подростковый возраст, выход в жизнь подросших детей, постродительский период (стадия пустого гнезда),  старение.

Семья  с ребенком с ОВЗ имеет своё специфичное развитие.  Фаза «Негативизм»: в семье рождается ребёнок с ОВЗ и семья переживает состояние  растерянности и шока. Родители не могут принять случившийся факт. Возникает   чувство вины, собственной неполноценности, негативизм и отрицание поставленного диагноза.

Следующая фаза развития семьи: «Отрицание». Это неосознанное  стремление избавиться от эмоциональной подавленности и тревоги, иногда семья отказывается от необходимых обследований.  Третья фаза: «Хроническая печаль».Четвертая фаза: «Зрелая адаптация». Родители   реально оценивают   жизненную ситуацию, руководствуются  интересами самого ребенка, устанавливают   необходимые  контакты со специалистами.

Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Мужчина обеспечивает экономическую базу семьи. Его жизнь не  подвергается большим изменениям. Больше происходит воздействие стресса на женщину.  У матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Это испытание оказывает также деформирующее воздействие на взаимоотношения между родителями больного ребенка. Довольно часто это заканчивается разводом семьи. Неполные семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, составляют от 30 до 40%.

У детей с психофизическими нарушениями конституциональные особенности усиливаются  из-за  наличия дефекта.  У  детей  в личностном общении доминирует неуверенность, робость, тревога. Лишь у некоторых  детей формируются гармоничные и адекватные отношения с близкими лицами.

У всех детей с отклонениями в развитии наблюдаются девиации в личностном развитии, по причине  использования родителями  неправильные модели воспитания. Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка как бы помещают в тепличные условия. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограничивают возможности его развития. Противоречивое воспитание. Ребенок с особенностями  в развитии  вызывает  у членов семьи разногласия в  воспитании. Родители пытаются быть более строгими и требовательными,  а одновременно бабушка и дедушка   занимают  более мягкую позицию и  разрешают ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка нет адекватной оценки своего поведения, своих поступков,  возможностей и качеств. Ребёнок  учится  хитрить и  «лавировать» между взрослыми. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Это приводит  к постоянному перенапряжению у ребенка. Родители или  близкие постоянно возлагают на ребенка   обязанности и ответственность, с которой ребенку  трудно справиться. У ребенка возникает заниженная  самооценка. Авторитарная гиперсоциализация. Это проявляется, когда  родители  имеют высокий социальный статус. Они  переоценивают возможности своего ребенка. Воспитание в «культе» болезни. Родители  относятся  к ребенку как к больному. При таком отношении  у ребенка формируется мнительность, страх перед любым недугом, даже перед простой простудой.  Модель «симбиоз» развивает у родителей полное растворение в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такая материнская «слепая» любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате  формируется эгоистическая личность, неспособная к проявлению любви. Модель «маленький неудачник». Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Гипоопека. Это  встречается в семьях с низким социальным статусом (семьях наркоманов, алкоголиков).  Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен. Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом.

Основное  направление, которого должен придерживаться педагог в процессе взаимодействия – это побуждать развитие структуры семьи, искать разные  соответствующие способы воздействия.

Прежде всего самое лучшее, что возможно в данном случае – это сотрудничество педагога с родителями и всей семьёй. Побуждать родителей на восстановление супружеских отношений, на психологическое «возвращение» дистанцированного отца  и менять позицию коалиции «мать – больной ребенок» как симбиотического слияния на дружеское взаимодействие.

Нужно стремиться привлекать семью в жизнь группы, в общение с другими членами коллектива группы, детского сада. В процессе общения  будет происходить  обмен мнений, информаций, родительским опытом. Родители, принимая участие в различных мероприятиях, видят положительный опыт  успешной интеграции других детей в социум, их умение свободно и безбоязненно передвигаться в пространстве. Всё это будет побуждать стремиться в воспитании их детей применять успешный опыт и приёмы по воспитанию  самостоятельности и ответственности детей.

Библиографический список:

1. Семья ребёнка с отклонениями в развитии. Диагностика и консультирование. (В. В. Ткачёва, 2008)

Источник

Значение семьи в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Для любого ребенка важное место в жизни занимает семья, особенно, если он имеет ограниченные возможности здоровья. Семья с ребенком с ограниченными возможностями здоровья – это семья, имеющая особый статус, в которой на первом месте стоит не только воспитание ребенка, но и решение его проблем, среди которых закрытость от общества, общая эмоциональная обстановка в семье.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.

Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности.

Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями значительными отклонениями развития, можно дифференцировать на четыре группы:

– выраженным расширением сферы родительских чувств;

– родители со снижением эмоциональных контактов с ребёнком;

– родители со стилем сотрудничества;

– репрессивный стиль семейного общения.

В течение учебного года родители (законные представители) обращаются к специалистам психолого-медико-педагогической консультации не только в период специально организованных для них мероприятий, но и в индивидуальном порядке с целью решения волнующих их вопросов по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальные консультации родителей (законных представителей) детей с ОВЗ фиксируются в «Журнале индивидуального консультирования родителей (законных представителей).

Работа с семьей — важная составная часть специалистов психолого-медико-педагогической консультации при социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, и чтобы работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья была продуктивной ее необходимо строить с учетом взаимоотношений в семьях по следующим направлениям:

1. Оптимизация оказания комплекса психолого-педагогической помощи и поддержки детям с особыми возможностями здоровья и их родителям:

– анкетирования родителей (законных представителей) с целью оптимизации дальнейшего сотрудничества с родителями (законными представителями);

– повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: групповые консультация для родителей детей, направленных на обследование в центральную психолого-медико-педагогическую консультацию с целью определения формы и места обучения (кабинет ПМПК). Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья при поступлении в школу;

– практическая помощь при организации занятий дома: «Особый ребенок: помощь или приговор?» Взаимодействие педагогов и родителей при формировании у детей речевой компетентности «От пальчиков к голове. Развиваем мелкую моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья Возможности песочной терапии при коррекционной терапии с детьми с задержкой психического развития».

2. Активизация просветительской деятельности с родителями детей с нарушениями психофизического развития:

– групповая консультация для родителей «Социально-психологическая готовность детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе» с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению;

– групповая консультация для родителей детей, направленных в ПМПК «Готовимся к прохождению обследования в ПМПК» с целью формирования понятия о необходимости своевременного выявления и решения психофизиологических проблем в развитии ребенка;

– выступление на родительском собрании для родителей (законных представителей) детей, обучающихся в специальных классах для детей с задержкой психического развития «Особый ребенок: помощь или приговор?» с целью предоставления актуальной информации, связанной с воспитанием и обучением «особенных» детей.

Психолого-медико-педагогическая консультация осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса, ведь только при совместной работе возможно успешное формирование личностной готовности ребенка с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Источник