Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка

Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка thumbnail

Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка
Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания. Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.
Роль общения для развития речи, личности ребенка имеет огромное значение. Речь формируется в процессе коммуникации, поэтому необходимо активизировать контактность ребенка; развивать эмоционально-волевую, психическую сферы, воображение.
Семья – первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность.
Стадии формирования речевой коммуникативности ребенка в семье:
• до момента рождения
• первый год жизни ребенка
•дошкольный возраст
Формирование речи начинается еще до рождения. Ребенок слышит нежное пение матери, ее ласковый голос, прекрасную, спокойную музыку. В период младенчества на первое место выходит общение, которое начинается с улыбок, взглядов родителей, близких родственников. На этом этапе развития ребенка очень важны такие характеристики голоса, как высота, сила и интонация. Малыш понимает язык переживаний, чувств. И чем он эмоциональнее, тем легче ребенку в дальнейшем будет контактировать, и общаться с другими людьми, так как круг общения ребенка постепенно расширяется. С момента начала общения ребенка со взрослым и со сверстниками меняется и само общение. Оно обогащается мимикой, жестикуляцией, эмоциональностью.
Пользуясь языком как средством общения, ребенок приобщается к человеческой культуре, человеческому слову. С помощью языка ребенок познает окружающий мир, свое место в нем, самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия с другими людьми.
         Речь малыша формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она во многом зависит от родителей, от их образования, культурного развития ребенка (речевого, интеллектуального, психического эмоционального и т.д.). Поэтому родители должны понимать, что ответственность за развитие речи ребенка в первые годы жизни малыша полностью должна возлагаться на них.
Родители детей, особенно с речевыми нарушениями должны обращать внимание на правильное и полноценное формирование всех сторон речевого развития – фонематическую, лексическую и грамматическую. Раннее обучение ребенка родному языку в дальнейшем облегчит пользование им. При этом необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и возможности каждого ребенка, уникальность и неповторимость его речи.
Одним из таких средств, помогающим решить различные проблемы в коммуникации, является искусство, которое воздействует на становление личности ребенка, его социализацию, формированию художественно-эстетического вкуса, мировоззрения. формирует положительное эмоциональное состояние, корректирует коммуникативные проблемы.

  • Необходимо отметить, что роль художественной силы в данном случае велика. С помощью искусства возможно расширить умственный кругозор ребенка. Обогатить его словарный запас, развить художественный вкус, включить его в творческую деятельность, эмоциональную сферу.
    Первые шаги в мире прекрасного ребенок делает в своей семье, опираясь на близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные ориентиры родителей. Огромное значение приобретают произведения народной культуры (былины, считалки, скороговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, сказки, стихи и т.д.). Дети очень легко воспринимают фольклорную поэзию, которая знакомит их с красотой и разнообразием родного языка. В обогащении духовного мира ребенка большую роль играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств ребенка, в отличие от телевидения. К сожалению, очень многие родители об этом позабыли, а ведь, слушая сказки с волшебными превращениями и поучительной моралью, ребенок начинает жить жизнью героев, сопереживая им. Проявляя с ними такие чувства как смелость, благородство, доброту, грусть и т.д. Но необходимо учитывать, что именно пересказ сказки, а не чтение усиливает ее эмоциональное воздействие на ребенка, так как во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. 
    Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов, может стать семейной традицией, ритуалом, которого ребенок очень ждет. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать отрицательное и положительное, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев, преломляя через собственный опыт. Сказка же является притягательной формой для ребенка, так как позволяет свободно фантазировать и мечтать, постигать мир переживаний и чувств. 
    Очень важно научить ребенка не только рассказывать, но и уметь слушать, не ограничивая и не перебивая собеседника. Этого же ребенок ждет и от самых близких людей (отца и матери). Научив ребенка ведению диалога, мы научим его общению, в котором между собеседниками возникает заинтересованность миром другого человека, обоюдное взаимодействие и доверие. Очень важны беседы с родителями. Именно в них формируется культура речи и мышления.  Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи, а значит и развития его коммуникативных навыков огромную роль играет семья. Создавать благоприятную речевую среду, расширить круг общения ребенка. Организовывать совместное времяпровождение.- основные задачи родителей.
    Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним и помогающие ребенку в развитии коммуникативной сферы , социализации.

    1. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения.

    “Как можно нас называть по – разному?” Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они – это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
    “Улыбка” – дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
    “Комплимент” – дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…”). Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Вместо похвалы можно просто сказать “вкусное”, “сладкое”, “молочное” слово.
    2. Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предлагают игры:
    “Угадай” – один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;
    “Походки” – один ребенок изображает походку кого – либо (человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;
    “Иностранец” – один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;
    “Расскажи стихи без слов”. “Изобрази пословицу”.
    3. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагают:
    изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;
    произнести знакомое четверостишие – шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.
    4. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используют аналогичное поведение известных им сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса – Барабаса, Бармалея и т. д.
    5. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:
    – участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);
    – сюжетные творческие игры, с повторением сцен – ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);
    – разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;
    – следующие упражнения, игры:
    •”Опиши друга” – двое детей становятся спиной к друг другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее;
    “Подари подарок другу” – при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;
    “Царевна – Несмеяна” – дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру…;
    “Сравнения” – дети сравнивают себя с какими – то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;

“Волшебный магазин” – взрослый предлагает детям купить что – нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.
6. Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагают им такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.
Речь сопровождает каждую деятельность ребенка. Она развивается сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями.
В результате совместной работы с родителями дети лучше ориентируются в человеческих отношениях, понимают эмоциональное состояние людей.  чувствовать настроение взрослого и сверстника, проявлять сопереживание, отзывчивость, сдерживать желания и эмоции в разных ситуациях, уступать сверстнику, отстаивать свою точку зрения, обращаться с просьбой, отказываться и предлагать помощь.
В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоят прежде всего – родители.

Источник

РОЛЬ СЕМЬИ В КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Приоритетным направлени­ем в образовании на данном этапе является семейное воспита­ние, которое играет большую роль в формировании коммуникативной сферы ребенка, не только в семье, но и в окружающем мире. Роль об­щения для развития речи, личности ребенка имеет огромное значение. Речь формируется в процессе ком­муникации, поэтому необходимо ак­тивизировать контактность ребенка; развивать эмоционально-волевую, психическую сферы, воображение.

Важнейшая функция семьи пси­хологическая. Она создает условия для взаимной открытости, снимает необходимость в психологической защите, обеспечивает открытое са­мовыражение и взаимное сопережи­вание.

Семья – важнейший институт вос­питания, социализации ребенка, так как именно семейное воспитание дает ребенку широчайший круг пред­ставлений о жизни. Семья – первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средст­вом, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как гармонично раз­витую личность.

С момента рождения малыша ок­ружает мир людей, природы, вещей. Но особое значение отводится кругу общения. В него, несомненно, входят родители, близкие люди, привнося­щие в жизнь малыша чувство защи­щенности, любви и ласки.

Момент приобщения к миру пре­красного у ребенка начинается еще до рождения. Ребенок слышит нежное пение матери, ее ласковый го­лос, прекрасную, спокойную музыку. В период младенчества на первое место выходит общение, которое начинается с улыбок, взглядов родителей, близких родственников. На этом этапе развития ребенка очень важны такие характеристики голоса, как высота, сила и интонация. Ма­лыш понимает язык переживаний, чувств. И чем он эмоциональнее, тем легче ребенку в дальнейшем будет контактировать, и общаться с дру­гими людьми, так как круг общения ребенка постепенно расширяется. С момента начала общения ребенка со взрослым и со сверстниками меня­ется и само общение. Оно обогаща­ется мимикой, жестикуляцией, эмо­циональностью. Благодаря процессу общения ребенок усваивает ценно­сти, определяющие его дальнейшее развитие.

Пользуясь языком как средством общения, ребенок приобщается к со­кровищнице человеческой культуры, человеческому слову. С помощью языка ребенок познает окружающий мир, свое место в нем, самого себя, усваивает нормы социального взаи­модействия с другими людьми.

Речь малыша формируется в об­щении с окружающими. Таким обра­зом, необходимо, чтобы речь взрос­лых была образцом для детей. Она во многом зависит от родителей, от их образования, культурного развития ребенка (речевого, интеллектуаль­ного, психического эмоционального и т.д.). Поэтому родители должны по­нимать, что ответственность за раз­витие речи ребенка в первые годы жизни малыша полностью должна возлагаться на них.

Родители детей, особенно с ре­чевыми нарушениями должны об­ращать внимание на правильное и полноценное формирование всех сторон речевого развития – фоне­матическую, лексическую и грамматическую. Раннее обучение ре­бенка родному языку в дальнейшем облегчит пользование им. При этом необходимо учитывать индивидуаль­но-личностные особенности и воз­можности каждого ребенка, уникаль­ность и неповторимость его речи.

Если взрослый очень мало го­ворит с младенцем или пока с не разговаривающим малышом, то этот ребенок может не получить со­ответствующего опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научить­ся ей самому. Ребенку не будет хва­тать услышанных слов. Он не будет знать, какое удовольствие доставля­ет общение со взрослым. Иногда на развитии детской речи отражаются реакции ребенка на значительные перемены в его жизни. Не стоит ис­кать причины. Лучше начать какую-либо практическую работу с малы­шом, прибегая при этом к различным средствам. Одним из таких средств, помогающим решить различные про­блемы, является искусство, которое воздействует на становление лично­сти ребенка, его социализацию, фор­мированию художественно-эстети­ческого вкуса, мировоззрения. Оно «очищает» от всех отрицательных эмоций, формирует положительное эмоциональное состояние, коррек­тирует коммуникативные проблемы. Для того чтобы речевое, умствен­ное, психическое, эмоциональное развитие ребенка значительно воз­росло, необходимо предоставить де­тям свободу выбора занятий, партне­ров по деятельности, общению и т.д. Это позволит раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивиду­альные особенности и возможности. Необходимо отметить, что роль ху­дожественной силы в данном случае велика. С помощью искусства воз­можно расширить умственный круго­зор ребенка. Обогатить его словарный запас, развить художественный вкус, включить его в творческую деятель­ность, эмоциональную сферу.

Первые шаги в мире прекрасного ребенок делает в своей семье, опи­раясь на близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные ориен­тиры родителей. Огромное значение приобретают произведения народ­ной культуры (былины, считалки, скороговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, сказки, стихи и т.д.). Дети очень легко восприни­мают фольклорную поэзию, которая знакомит их с красотой и разнообра­зием родного языка. В дальнейшем это перерастет в любовь к литера­туре и искусству. Они же будут со­провождать человека на протяжении всей жизни.

В обогащении духовного мира ребенка большую роль играет лите­ратура. Родители с раннего возраста должны прививать ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и ог­ромным желанием слушал, а в стар­шем возрасте читал, сопереживал героям, анализировал их поступки и действия.

Книга является кладовой для развития речи, мышления, вообра­жения, чувств ребенка, в отличие от телевидения. К сожалению, очень многие родители об этом позабыли, а ведь, слушая сказки с волшебны­ми превращениями и поучительной моралью, ребенок начинает жить жизнью героев, сопереживая им. Проявляя с ними такие чувства как смелость, благородство, доброту, грусть и т.д. Но необходимо учиты­вать, что именно пересказ сказки, а не чтение усиливает ее эмоциональ­ное воздействие на ребенка, так как во время пересказа идет прямой контакт с ребенком.

Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов, должно стать се­мейной традицией, ритуалом, кото­рого ребенок очень ждет. Ребенка необходимо привлекать к обсужде­нию прочитанного, учить различать отрицательное и положительное, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсу­ждать поступки героев, преломляя через собственный опыт.

Должны постоянно иметь место беседы с родителями. Именно в них формируется культура речи и мыш­ления. Но надо учитывать, что офи­циальный тон в общении с ребенком недопустим. Сказка же является при­тягательной формой для ребенка, так как позволяет свободно фанта­зировать и мечтать, постигать мир переживаний и чувств.

Дети, родители которых сами творят, вовлекая в процесс всю семью: читают вслух, лепят, устраива­ют концерты, сочиняют сказки, поют хором, получают больше шансов для развития полноценного общения. Таким детям будет легче общаться с другими детьми в дальнейшем.

Очень важно научить ребенка не только рассказывать, но и уметь слушать, не ограничивая и не перебивая собеседника. Этого же ребенок ждет и от самых близких людей (отца и матери). Научив ребенка ведение диалога, мы научим его общению, в котором между собеседни­ками возникает заинтересованность миром другого человека, обоюдное взаи­модействие и доверие.

Речь сопровождает каждую дея­тельность ребенка. Она развивается сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и инте­ресными делами, событиями, меро­приятиями. В дошкольном возрасте дети начинают посещать театры, концертные залы, музеи, экскурсии, выставки.

Задачи родителей – расширить круг общения ребенка. При совме­стном времяпровождении ребенок должен получить радость от общения с близкими людьми, которые должны принимать активное участие в куль­турной жизни ребенка.

Очень важно, чтобы в момент ста­новления речи ребенка рядом с ним были любящие, пони­мающие, заботливые родители, умею­щие и желаю­щие общаться с ним. Для обо­гащения и совер­шенствования дет­ской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и сформи­ровать конкретные речевые умения и навыки, которые по­могут ребенку в развитии комму­никативной сферы при дальнейшей социализации.

Литература Логопед в детском саду №2(17), 2007 год. Михнева Е.Б.,учитель-логопед я/с № 1623, г. Москва

Источник