Роль семьи ребенка с отклонениями развития
МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
« Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков с отклонениями в развитии»
Подготовила
учитель-логопед
Середина Елена
Валерьевна
2018 год
Семья – своеобразный микросоциум , испытывающий на себе груз разнообразных внутренних и внешних влияний; общность нескольких человек в совместном, организуемом ими жизненном пространстве. Среди важных функций семьи особо выделяется функция социализации, направленная на развитие личности и социальное интегрирование, т.е. нахождение места семьи, ее членов в обществе, в трудовой сфере.
В конвенции ООН о правах ребенка, которая вступила в силу в 1990 году. Подчеркивается, что в семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должна быть представлена необходимая защита и содействие.
Для ребенка с отклонениями в развитии необходима длительная, постоянная, требующая особой подготовки помощь близких, их любовь, терпение и выдержка. Не стоит огорчаться и отчаиваться, если результаты их усилий сразу почти не заметны, они обязательно появятся, но при этом семье понадобится квалифицированная помощь и советы специалистов: врачей, педагогов, логопедов, психологов, социальных работников и др.
Для того, чтобы родители могли быть хорошими помощниками специалистам, важно, чтобы они не замыкались на своих проблемах, не культивировали в себе комплекс вины, оставались активными членами общества, находились в тесном контакте с сотрудниками специализированных учреждений, постоянно расширяли контакты ребенка с окружающим миром.
Семейное воспитание и обучение ребенка с отклонениями в развитии является коррекционным, т.е. направленным на преодоление уже имеющихся нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем. Невозможно переоценить роль родителей и других членов семьи в процессе становления и развития общения и речи детей.
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе. Недорозвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения ( замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь), приводит к снижению коммуникативного общения. Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность не обеспечивают процесс свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют овладению ими знаниями.
За короткий период раннего и дошкольного детства ребенок овладевает тремя типами общения:
эмоциональное общение – первое полугодие жизни;
общение на основе понимания – со второго полугодия жизни;
общение на основе речи – с 1,5 – 2 лет.
При правильном развитии речи ребенок раннего возраста быстро переходит к речевому типу общения. В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь как функция и средство мышления, как специфически родовое качество человека. Речь ребенка является главным орудием общения и обобщения опыта деятельности. В общении со взрослым ребенок учится ее воспринимать и понимать, овладевает активной речью. Речь рассматривается как мотивированная, целенаправленная деятельность, опосредованная знаками языка, главной функцией которой является коммуникативная – ее назначение быть средством общения Овладение речью выступает как «спонтанное» развитие в процессе общения и взаимодействия ребенка с окружающими людьми, при котором он проявляет природную активность в познании и «деятельности», освоении окружающего, а взрослый создает условия для этого. Взрослый выступает как образец и носитель тех свойств и способностей, которыми ребенку предстоит овладеть.
Обучать ребенка речи – значит помогать ему усваивать «материю языка», обеспечивать понимание смысла знаков языка – лексического и грамматического, учить умению оценивать реальность с помощью лексических и грамматических знаков, облегчать запоминание литературной нормы.
Речь усваивается детьми по подражанию, поэтому культура речи ребенка прямо зависит от культуры речи окружения. Речь родителей должна быть грамматически правильной, фонетически чистой, лексически богатой и образной. В семье необходимо создать условия для полноценного речевого общения детей, так как речь детей рассматривается как основное средство общения, выражения мыслей и чувств, установления взаимоотношений с окружающими, планирования и организации совместной деятельности.
Основой психического развития ребенка является его общение со взрослым, поэтому так важно, чтобы ребенок общался со взрослыми людьми, в первую очередь с родителями.
Родителями определяется атмосфера общения в семье. Контакты со взрослым решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка.
Первый год жизни – становление субъекта, сделавшего первый шаг на пути формирования личности. Познавательная деятельность ребенка направлена не только на внешний мир, но и на самого себя. Ребенок требует внимания и признание со стороны взрослого. В младенчестве ребенок относится к сверстнику как к очень интересному предмету: изучает и ощупывает его, не видит в нем человека.
От года до трех лет наступает новый этап в развитии личности ребенка – раннее детство. Деятельность ребенка со взрослым можно охарактеризовать как совместную. Малыш хочет, чтобы старшие с ним включались в его жизненное пространство, он требует от них участия в своих делах. К трем годам ребенок может уже самостоятельно есть, умываться, одеваться. У него возникает потребность к самостоятельности, стремлении действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать трудности. Это находит свое выражение в словах «Я сам». Возникновение стремления к самостоятельности означает появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желаниями взрослых, что подтверждается настойчивым «Я хочу». Противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоречивые эмоциональные переживания, ведущие к обострению кризиса 3 лет. Наличие кризиса свидетельствует о необходимости создания новых отношений ребенка и взрослого, новых форм общения.
В первой половине дошкольного детства 3-5 лет у ребенка наблюдается новая форма общения – общение со взрослым, которая характеризуется сотрудничеством ребенка и взрослого в познавательной деятельности. Развитие любознательности заставляет малыша ставить между собой все более сложные вопросы. Здесь важно серьезное отношение взрослого к вопросам детей. Отношение родителей к неуспеху и успеху ребенка способствует развитию у него самооценки. Переоценка или недооценка способностей ребенка родителями влияет на его отношения со сверстниками, на особенности его личности .
Общение со сверстниками становится все более привлекательным для ребенка, оформляется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками ( 4-5 лет). Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в этом периоде. В рамках ситуативно-делового общения ребенок стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей.
В возрасте 5-7 лет у детей наблюдается иная форма общения со взрослым – внеситуативно – личностная. Беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире, для дошкольника важно знать . «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми. Сквозь призму представлений взрослых ребенок воспринимает свои поступки и поступки окружающих людей. Родители и другие взрослые становятся для него образцом поведения. Такая позиция является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе.
К 6-7 годам ребенок начинает осознавать себя в качестве социального индивида и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно-значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это приводит к кризису 7 лет. Школьное обучение дает возможность разрешить кризис и реализовать это стремление к самоутверждению. Вместе с тем взрослым необходимо уловить момент появления новой черты в формировании личности ребенка, пересмотреть отношение к нему, всячески поощряя его самостоятельность.
В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно – деловую форму. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей и поступков и их последствий, что является необходимым условием для последующей учебной и трудовой деятельности.
К 6-7 годам старший дошкольник переходить к новому виду деятельности – к учебной. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического развития. Среди основных показателей психологической готовности к школьному обучению можно выделить:
1) готовность психических процессов , т.е. определенный уровень их развития;
2) эмоционально- мотивационная готовность;
3) наличие произвольности, волевого поведения;
4) сформированность общения.
Источник
Роль семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми,
имеющими нарушения в развитии
Середина Елена Валерьевна
Учитель-логопед МБУ «СРЦдН» Ивнянского района Белгородской области
Аннотация. Основной целью консультирования семей, имеющих детей с нарушениями речи является оказание учителем – логопедом коррекционно-педагогической помощи в ходе специально-организованной беседы, направленной на осознание родителями сути проблемы и способов ее решения. Семья обязана формировать здоровую, развитую личность, готовую к семейной и общественной жизни.
Ключевые слова: семья, коррекция, метод, обучение, консультирование, психологическое здоровье семьи, семейные отношения, развитие, речевые нарушения, дети с нарушениями в развитии.
Методы воспитания детей в семье имеют свою специфику. Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, стиля отношений в семье, родительской роли и т.д. Влияние на ребенка родителей индивидуальное, основано на конкретных поступках. Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них.
В основном все родители используют общие методы семейного воспитания: личный пример, поощрение, убеждение, наказание.
В некоторых семьях создаются и используются воспитывающие ситуации. Средства решения воспитательных задач в семье разнообразны: труд, учение, авторитет родителей, духовный и моральный климат семьи, национальные традиции, обычаи, слово, радио, телевидение и т.д.
Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий: 1) Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы; 2) Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: чем увлекаются, что читают, какие поручения выполняют, какие отношения с педагогами и одноклассниками, взрослыми, что ценят больше всего в людях и т.д;
3) Когда родители, отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно используются практические методы. Общение ребенка с родителями во время просмотра телепередач, совместного труда, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, что позволяет родителям лучше понять детей. 4) Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов и средств, форм воспитания. Следовательно, овладеть секретами педагогического воздействия и воспитания – практическая необходимость.
Основные задачи родителей в коррекционно-педагогическом процессе зависят от возраста детей.
В возрасте от 0 до 3 лет родители стимулируют психофизическое развитие ребенка с помощью эмоционально-теплового общения, тактильных, зрительных и слуховых стимулов. В игровой форме общения производится стимуляция двигательной, речевой активности, развитие пространственной ориентировки у ребенка. Мать организует охранительный режим для ребенка, ведет дневник наблюдений.
В возрасте 3-4 лет у детей развивают психические процессы: память, внимание, мышление; речь, общую и мелкую моторику рук, формируют навыки общения, самообслуживания и личной гигиены, организуют сюжетно-ролевые игры, расширяют представления ребенка об окружающем мире, организуют его отдых, выбирают дошкольное учреждение и участвуют в организации работы со специалистами. Родители организуют охранительный режим для ребенка, ведут дневник наблюдений.
В возрасте 5-6 лет родители организуют режим дня ребенка, совместно со специалистами готовят ребенка к школе. Родители формируют у детей самостоятельность и трудовые навыки, развивают творческие способности и интересы, ведут дневник наблюдений.
Таким образом, основными задачами родителей, являются:
- Родителям необходимо знать особенности развития ребенка, создать спокойную домашнюю атмосферу с режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
- Постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдений;
- Овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по коррекционному развитию и воспитанию, обучению своих детей;
- Обеспечение своевременного приема медикаментозных средств детьми с нарушениями в развитии, наблюдения за их действием и информировании врача;
- Овладение основами правовых знаний, касающихся детей с ОВЗ и детей группы риска по отклонениям в развитиях;
- Участие в деятельности реабилитационных центров, обучающих семинарах, школах для родителей детей с нарушениями в развитии;
- Родителям необходимо сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к нарушению в развитии, дефекту речи, включать в жизнь ребенка посильную игровую деятельность.
Самым важным условием психологического комфорта для ребенка является единство и
понятность требований, которые предъявляют к нему взрослые.
Особое внимание родители и педагоги должны уделять развитию речи детей. Для развития у детей всех сторон устной речи: правильного звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи родителям необходимо – оказать посильную помощь своему ребенку в постановке звуков, учитывая рекомендации логопеда и педагогов. Воспитателю и специалистам в детском учреждении организовать в течении года целенаправленную работу с детьми по профилактике и коррекции звукопроизношения и развитию других сторон речи.
Для развития звуковой стороны речи родителям необходимо по рекомендациям логопеда или другого педагога проводить со своим ребенком специальные игровые упражнения, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении. Проводить игровые упражнения по развитию фонематического слуха, речевого внимания. Для развития мелкой моторики рук проводить игровые упражнения («Белка», «Пальчик-мальчик» и др.). Родители могут давать детям в домашних условиях под контролем вырезать ножницами, собирать мозаику, конструктор, лепить из пластилина и т.д. Педагоги проводят в течение года фронтальные и индивидуальные занятия по развитию звуковой культуры речи. Систематически проводят артикуляционную гимнастику, игры и игровые упражнения для развития речевого внимания, фонематического слуха (определять на слух наличие звука в слове), речевого дыхания, мелкой моторики рук, используя специальные упражнения и занятия по видам детской деятельности предусмотренных образовательной программой.
В целях обогащения и формирования словарного запаса у детей родители могут читать детскую и художественную литературу, беседовать с детьми, обращать особое внимание на то, из чего сделаны предметы, какой они формы, цвета, размера, расширять обобщающие понятия: игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, дикие и домашние животные, транспорт и т.д. Педагоги формируют и развивают словарь детей в процессе всех видов детской деятельности на занятиях, прогулках, режимных моментах и т.п. Проводят игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры на закрепление обобщающих слов, осмысленное употребление антонимов. Учат детей осуществлять подбор действий к предмету, объекту, вырабатывают понимание значений обобщающих слов.
Для формирования грамматического строя речи педагоги упражняют детей в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения, в образовании имен существительных во множественном числе, родительном падеже множественного числа, учат пользоваться глаголами. Проводят речевые игры и специальные упражнения по ознакомлению детей с некоторыми способами словообразования. Родители стремятся, чтобы речь всех взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка.
Развитию связной речи способствует обмен впечатлениями родителей с детьми после просмотра мультфильма, прочтения сказки, стихотворения и т.п. Логопед и воспитатели обучают ребенка составлению и распространению простых предложений, знакомят с видами простых предложений, различных по цели высказывания, упражняют в умении интонационно отражать цель высказывания. Знакомят детей с правилами ведения диалога, используя театрально игровую деятельность. Дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинам, сериям картин, по представлению.
Важно знать!!! Роль родителей и педагогов в развитии ребенка очень велика.
Родителям и педагогам для речевого развития детей необходимо создать в окружении ребенка культурную, богатую речевую среду и всячески способствовать активизации детской речи.
Список литературы:
- Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст] / Г.М.Бреслав. – М., 1990.
- Михнева, Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Б.Михнева. – М., 1990.
- Никулина. В.Д. Рекомендации по психо-коррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка[Текст] / В.Д.Никулина // Воспитание и обучение ребенка с нарушениями в развитии. – 2002.-№4.
- Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева.-М.:Эксмо, 2015.-288с.:ил.
Источник