Роль самовоспитания ребенка в процессе развития личности
С развитием теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия: субъект и объект управления. В авторитарных педагогических системах свойством субъектности однозначно наделялся педагог, а воспитаннику отводилась роль (позиция) объекта, т.е. испытывающего педагогические влияния и пассивно перестраивающего свою деятельность в соответствии с требованиями извне. В традициях гуманистической педагогики, как уже отмечалось, в педагогическом процессе функционируют равнозаинтересованные субъекты — педагоги и воспитанники.
Субъект — это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая. А.Н.Леонтьев отмечал, что формирование личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Если на первых порах формирование личности обусловлено ее связями с окружающей действительностью, широтой ее практической деятельности, ее знаниями и усвоенными нормами поведения, то дальнейшее развитие личности определяется тем, что она становится не только объектом, но и субъектом воспитания.
Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побуждает воспитанников к определенной деятельности или предотвращает нежелательные действия. Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, это влияние (внешний стимул) должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение, желание, осознание необходимости, интерес и др.). В процессе воспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Опосредование внешних воздействий через внутренние условия (С.Л.Рубинштейн) происходит в процессе непосредственных или опосредованных взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений.
Человек с момента рождения становится социальным существом. Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отношением окружающих людей, их примером, их идеологией, опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития. Именно поэтому важно знать совокупное действие всех факторов, определяющих развитие личности на разных возрастных этапах. Не менее важно проникнуть в глубинные механизмы этого процесса и понять, каким образом производственный, моральный и научный опыт, накопленный в обществе, становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности. Здесь речь должна идти о специально организованной встречной активности личности, получившей название самовоспитания.
При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании, хотя дошкольник сам задумывает свою игру и сам играет, отражая в ней свое понимание воспринятой им действительности.
В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности ребенка в сторону внутренней мотивации. Она является основой для перестройки деятельности на основе постановки им задач преодоления своих слабостей и формирования у себя лучших человеческих качеств.
Работа над собой — самовоспитание — начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.
Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.
Итак, самовоспитание — систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание — составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.
Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.
Источник
Инфоурок
›
Директору, завучу
›Презентации›Презентация .”Роль самовоспитания в процессе развития школьника”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема. «Роль самовоспитания в процессе развития школьника»
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
“Век живи – век учись”, значит и воспитывай себя целый век. Рассмотрев, какое значение имело и имеет самовоспитание в жизни людей, мы пришли к выводу, что самовоспитание является одной из самых важных проблем сегодня и требует своего решения.
4 слайд
Описание слайда:
Нравственный идеал и самовоспитание. В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности школьника, который должен соответствовать следующим показателям: · трудолюбие; · творческое отношение к труду; · высокая культура поведения.
5 слайд
Описание слайда:
Высокий уровень развития самосознания школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию.
6 слайд
Описание слайда:
Однако самовоспитание старших школьников сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия. Наиболее типичные из них: 1.Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания, который рекомендуют взрослые; 2.Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить»); 3.Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном; 4.Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление детской непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.
7 слайд
Описание слайда:
От воспитания к самовоспитанию. В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” говорится, что в младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности – учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий. А.И.Кочетов предлагает правила способствующие самовоспитанию: Пять “надо”: 1. Всегда помогать родителям. 2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно. 3. Быть честным. 4. Подчинять личные интересы коллективным. 5. Всегда и всюду проявлять добросовестность. Пять “можно”: 1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”. 2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам. 3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится ! 4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся. 5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
8 слайд
Описание слайда:
Это нужно тебе самому! 1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его – ложь. 2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу. 3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься. 4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту. 5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте. Этого делать нельзя! 1. Учиться без старания, лениво и безответственно. 2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших. 3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей. 4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям. 5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.
9 слайд
Описание слайда:
Пять “хорошо”: 1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам) 2. Планировать каждый свой день. 3. Оценивать свои поступки. 4. Сначала думать, а потом делать. 5. Браться вначале за самые трудные дела. Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок приучается жить в соответствии с пятью “надо”. Это означает, что к нему предъявляются повышенные требования при выполнении именно данных правил. Одновременно указывается, что нельзя делать и почему. Через некоторое время можно подключать пять “хорошо”, поскольку они значительно сложнее для понимания и приучения.
10 слайд
Описание слайда:
Исследование . Интервью с классными руководителями Классным руководителям были заданы следующие вопросы: 1. Ведется ли Вами систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании? 2. Стараетесь ли Вы привить учащимся нормы морали? Что для этого делается? 3. Проводятся ли в Вашем классе беседы, диспуты, вечера, встречи, экскурсии и другие мероприятия, повышающие нравственный уровень учащихся и дающие ярко- выраженную установку на самовоспитание? 4. Проводите ли Вы индивидуальные беседы с учащимися? 5. Существуют ли у Вас собственные программы по формированию у детей потребности в самовоспитании?
11 слайд
Описание слайда:
После проведения интервью, мною были сделаны следующие выводы: Некоторые классные руководители недостаточно подготовлены по вопросам теории и методики руководства самовоспитанием учащихся, слабо ведется систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании и привитию соответствующих навыков поведения. Для руководства самовоспитанием, по моему мнению, учителю необходимо представлять структуру компонентов этого процесса, мотивы, которые побуждают подростка работать над собой, важно помочь найти такую деятельность, в которой воспитанник занимал бы активную позицию, что выявляло бы недостаток каких-либо важных качеств и, тем самым, побуждало бы к работе над собой. Классные руководители, работающие в школе много лет имеют свои программы по руководству процессом самовоспитания.
12 слайд
Описание слайда:
Так, например я как классный руководитель ставлю перед собой следующие задачи: 1. Стимулировать у учащихся интерес к собственному внутреннему миру, желание совершенствовать себя как личность. 2. Вооружить школьников системой знаний по вопросам самовоспитания. 3. Вооружить учащихся методикой самовоспитания. Целенаправленная работа в данном плане позволила выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием: I этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств. II этап – оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей жизни, познание своих положительных качеств и недостатков (при условии, что у учащихся есть желание стать лучше). III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в себе и от чего избавиться). IV этап – Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт характера, качеств личности. V этап – самоконтроль.
13 слайд
Описание слайда:
Вывод Самостоятельное планирование работы над собой – процесс трудный, требующий определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное педагогическое руководство. Классный руководитель должен помочь детям решить, каких результатов необходимо добиться, какие недостатки исправить. Когда осознана необходимость самовоспитания, определены ее цели, задачи и составлена программа работы над собой, необходима организация упражнений для развития определенных качеств личности. Работа над собой идет успешно, если учащиеся овладевают специальными приемами самовоспитания.
14 слайд
Описание слайда:
Заключение Итак, самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попыталась выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания. Во–первых это осознание учениками своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе классный руководитель помогает учащимся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих недостатков. Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха. В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает. В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием. В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания. Таким образом, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-036430
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Нами уже подчеркивалась мысль о том, что внешние факторы, воспитание оказывают влияние на формирование личности, на становление её субъектности только через стимулирование ее внутренней активности, саморазвития, самосовершенствования. Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, внешний стимул (то или иное влияние среды, педагогов, родителей и т.д.) должен быть ими осознан, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.).
Иначе говоря, в процессе воспитания, происходит внутренняя переработка личностью внешних воздействий, то есть опосредование внешних воздействий внутренними условиями (С.Л. Рубинштейн). Важно, чтобы в результате этой переработки возникла встречная активность воспитанника, направленная на достижение тех целей и задач, которые ставит воспитатель. Вот почему одной из главных задач воспитания, образования в целом выступает формирование способности растущей личности к самовоспитанию.
Работа над собой – самовоспитание – начинается с осознания и принятия объективной цели как мотива своей деятельности. Постановка определенной цели поведения или другой деятельности порождает сознательное напряжение воли по преодолению объективных и субъективных препятствий, возникающих в процессе достижения поставленной цели.
Иначе говоря, в действие вступает фактор самовоспитания. Самовоспитание – сознательная и систематическая деятельность индивида, направленная на саморазвитие и формирование у себя тех или иных свойств и качеств, своей базовой культуры в целом.
Способность ребенка к самовоспитанию развивается по мере развития его сознания до уровня самосознания, когда ему становится доступным самопознание. Вспомним эти понятия, опираясь на знания по психологии.
Сознание – высшая (свойственная только человеку) форма отражения действительности. Это единство психических процессов, посредством которых человек осмысливает и переживает объективный мир, других людей и самого себя. В последнем случае идет речь о самосознании. Самосознание – это, во-первых, сознание себя как активного начала, субъекта деятельности (уже в два-три года ребенок говорит «Я сам»); во-вторых, сознание своих психических свойств, своего отношения к окружающему миру (это предполагает достаточно развитое абстрактное мышление); в-третьих, социально-нравственная самооценка. (Вспомните, как в психологии определяются понятия «бессознательное», «подсознание», «сверхсознание».)
Сознание, как известно, включает акты познания и осознания. Познание – процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний. Если предметом познания выступает сам человек, то речь идет о самопознании. Человек обладает способностью к рефлексии. Рефлексия– это обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические состояния и качества. Можно сказать, самосознание и самопознание основаны на механизме рефлексии.
Самосознание человека работает путем постоянного сравнения его реального поведения с его «Я-концепцией», тем самым оно регулирует поведение человека. Следовательно, «Я-концепция» личности играет важную роль в её самовоспитании и воспитании. Психолог
Р. Бернс определил «Я-концепцию» как совокупность: всех представлений человека о себе (Я-образ), его самооценку, принятие себя, а также потенциальную поведенческую реакцию (действия, которые могут быть образом “Я” и самооценкой). Забегая вперед, скажем, что положительная «Я-концепция» является основой самовоспитания в подростковом возрасте.
Самопознание включает в первую очередь познание своей «Я-концепции». Для этого
индивид наблюдает за собой, анализирует свои состояния: какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают переживание, недовольство собой и т.д. В результате он осознает рассогласование между идеальной «Я-концепцией», собственными представлениями о себе и реальными чертами характера, проявляющимися в реальном поведении. (Черты характера определяются в психологии как устойчивые формы поведения и соответствующие им мотивы поведения.). Кроме того, индивид познает свои потребности и их субъективные выражения (влечения, желания, интересы и т.д.), а также мотивы своих поступков, поведения в целом.
Таким образом, результатами самопознания могут быть: объяснение своего поведения и деятельности, их мотивов; знание потребностей, которые удовлетворяются в деятельности и поведении; знание своих черт характера и т.п. Иначе говоря, результаты самопознания – знания о себе реальном. Эти знания обогащают «Я-концепцию», изменяют её в сторону адекватности реальному “Я”/
Как организовать самопознание и самовоспитание? Каковы средства и методы самопознания и самовоспитания?
Самопознание – это своеобразное размышление о себе, о своей деятельности, о своих взаимоотношениях с окружающими людьми, обществом. Источником информации о нас самих является отношение к нам со стороны других людей, их поведение по отношению к вам. Наблюдение поведения других помогает узнать и самих себя. Недаром говорят, познавая других, познаем самих себя.
Процесс самопознания индивида опирается на имеющиеся у него определенные психологические знания. К средствам самопознания можно отнести также литературу (научную, художественную и др.), искусство. Основное же средство самопознания – деятельность субъекта познания. Результаты наблюдений за собой в различных видах деятельности, анализ этих результатов полезно фиксировать письменно, например, в дневниках. Запись и размышления над пережитым опытом не только способствуют самопознанию, но и имеют психотерапевтический эффект. Человек находит причины произошедшего и принимает программу действий, позволяющих в будущем избежать подобных неудач и переживаний.
Самопознание – первый шаг к самовоспитанию, его психологическая основа. Об этом философ Н.А Бердяев писал так: «Моя личность не есть готовая реальность, я созидаю свою личность… тогда, когда познаю себя». Многие философы рассматривали самопознание как путь познания мира. Поэтому и учитель, желающий узнать своих учеников, должен идти к этому через собственное самопознание.
Достаточно высокого уровня самосознания человек достигает обычно в подростковом и юношеском возрасте. Именно с этого возраста самовоспитание в полном смысле этого слова и становится возможным. Более того, воспитание в этом возрасте вообще невозможно без самовоспитания. Вместе с тем, воспитывать у ребенка потребность, стремление и умения самовоспитания необходимо с самого раннего детства. Так, простейшая программа самовоспитания «составляется» ребенком еще в детском саду или даже раньше: «буду делать хорошо и не буду плохо».
Мотивами самовоспитания могут быть: стремление достичь поставленной цели, желание не отстать от других, чей-либо пример, желание стать похожим на авторитетного человека, литературного героя и т.п.
Процесс самовоспитания условно можно разбить на несколько этапов:
1 этап – осознание необходимости работать над собой. Это этап самопознания. Применяются следующие методы самопознания (самовоспитания): самонаблюдение, сравнение себя с другими, самоанализ, самоконтроль, самооценка. Эти методы позволяют человеку дать объективную характеристику себе. Роль педагога на этом этапе состоит в том, чтобы помочь воспитаннику осуществлять самонаблюдение и самооценку. Важно подготовить учащихся к самопознанию, предоставив им необходимые психологические знания, для чего проводятся специальные беседы, дискуссии, тренинги и т.п.
2 этап – выработка программы работы над собой на основе поставленных целей. Такая программа предполагает определение возможных изменений в личности, ведущих к формированию необходимых для нее качеств и свойств. После составления программы следует перейти к планированию самовоспитания, то есть определению конкретных задач, содержания, средств, методов решения поставленных задач.
3 этап –реализация программы самовоспитания. Педагог помогает воспитаннику осуществлять деятельность, в которой и происходит становление необходимых свойств личности. Важно, чтобы он давал педагогическую оценку усилий воспитанника.
4 этап – оценка результатов самовоспитания. Это, по сути, снова этап самопознания («чего я достиг?»), заканчивающийся постановкой новых задач самовоспитания.
Несомненно, методы и приемы самовоспитания – это творчество самой личности. Наиболее распространенными являются: самоубеждение, самопринуждение, самовнушение(применяется в процессе аутогенных упражнений, способствующих овладению собственным организмом и эмоциями), самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач саморазвития, решение воспитать у себя те или иные качества), осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач), самоконтроль (способность следить за своими поступками и действиями в процессе деятельности, фиксировать свое состояние с целью предотвращения нежелательных последствий), самоотчет (ретроспективный взгляд на события, произошедшие с личностью за определенное время). Большое значение имеет и самостимулирование: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
С процессом самовоспитания личности тесно переплетается ее самообучение. Самообучение – это процесс обучения, организуемый самой личностью. Личность сама определяет цели, задачи, содержание, методы, формы своего обучения, оценивает его результаты и вносит в случае необходимости коррективы. Самообучение – это активное учение, Это свободное приобщение человека к знанию, к которому он сам определяет свое отношение (Н.А. Бердяев). Как единый процесс самовоспитание и самообучение составляют процесс самообразования.
Итак, воспитание потребности и умений самообразования (самовоспитания, самообучения) – важнейшая педагогическая задача.
Резюме
Антропологический подход является одним из методологических в современной педагогике. Педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Развитие, социализация, формирование личности происходит в результате комплексного взаимодействия внутренних (наследственность, деятельность, общение, отношения личности) и внешних (среда, воспитание) факторов. Соотношения социального и биологического в формировании личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития и в разных жизненных ситуациях.
Воздействие различных факторов на развитие личности во многом обусловлено половозрастными и индивидуальными особенностями растущей личности. Педагогу необходимо учитывать в своей практической деятельности закономерную связь между возрастными, типологическими и индивидуальными психическими возможностями и особенностями ребенка и предлагаемыми содержанием, средствами и способами его образования.
Наиболее ярко проявляются индивидуальные особенности у детей с особыми образовательными потребностями. К ним относятся одаренные дети, трудновоспитуемые (в том числе социально и педагогически запущенные) дети, а также дети с особенностями психофизического развития. Всех они – так называемые «исключительные дети» (exceptional children), находящиеся выше или ниже нормы. К таким детям и подросткам нельзя подходить со средними мерками, использовать стандартные методы и технологии обучения.
В истории образования просматриваются две педагогические позиции в решении проблемы становления субъектности растущей личности в своем развитии и воспитании. Для первой свойственны признаки социетарной, знаниевой, педоцентристской парадигм, то есть взгляд
на человека как на объект педагогического процесса. Воспитание при этом трактуется как
влияние, воздействие, управление, и недостаточно учитывается фактор саморазвития личности.
Вторая позиция представлена культурологической, человекоориентированной, детоцентристской и собственно гуманистической образовательными парадигмами и рассматривает растущую личность в качестве субъекта педагогического процесса. Это приводит к пониманию процесса воспитания как создания условий для саморазвития, самореализации субъектов педагогического процесса.
Высшим уровнем проявления субъектности личности в воспитании является самовоспитание. Поэтому формирование способности и умений растущей личности к самовоспитанию и самообразованию – важнейшая задача педагога.
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Докажите, что современная теория развития личности является антропологическим базисом педагогики.
2.Какие концепции развития личности предложены в зарубежной и отечественной педагогике? Раскройте их содержание.
3.Каковы основные закономерности развития личности?
4.Раскройте значение наследственности, среды и воспитания в развитии и формировании личности. Приведите примеры.
5.Обоснуйте утверждение о том, что деятельность является важнейшим внутренним фактором развития личности. Какова структура деятельности?
6.Охарактеризуйте функции разных видов деятельности в развитии личности.
7.Почему важно организовать деятельность как выражение тех или иных отношений воспитанников к себе и окружающему миру? Какими путями и средствами этого можно достичь?
8.Опишите особенности воспитания и обучения детей разного возраста, опираясь на теорию возрастного развития личности.
9.Как современная теория и практика образования учитывают специфику развития человека, обусловленную его половой принадлежностью? Приведите примеры.
10.Каковы особенности обучения и воспитания одаренных детей?
11.Определите понятие «трудновоспитуемость». Раскройте сущность и основные причины этого явления.
12.Охарактеризуйте стадии развития социально-педагогической запущенности? Каковы пути её предупреждения?
13.Какие пути решения проблемы неуспевающих детей предлагает коррекционная педагогика?
14.Сформулируйте общие правила преодоления «сопротивления воспитанию».
15.Назовите и дайте краткую характеристику основных категорий детей, имеющих особенности физического, интеллектуального, психического развития.
16.Охаракт?