Роль самооценки в развитии ребенка
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Усть-Лабинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Роль самооценки в формировании личности ребенка»
Разработала
социальный педагог Л.А.Писанова
Усть-Лабинск
2017г
Тема: «РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
Цель:
*формирование понимания роли адекватной самооценки в деятельности ребенка
Задачи:
*ознакомить с причинами формирования неадекватной самооценки ребенка;
*обратить внимание на последствия неадекватно высокой и низкой самооценки;
*рассказать о приемах, позволяющих педагогу повысить самооценку ребенка
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1.Подготовительный этап
Сегодня мы поговорим о том, какова же «Роль самооценки в формировании личности ребенка». Нам предстоит:
- Обсудить реальные возможности, которые будут способствовать формированию личности воспитанников, умеющей жить достойно во благо себе и окружающим его людям.
- Поговорить о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов.
- Выявить последствия заниженной и завышенной самооценки.
2.Проведение педагогического всеобуча
Нам нужно помочь воспитанникам, когда это необходимо, самоопределиться и иметь собственную самооценку.
В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка. Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют послушания, учат подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают от трудностей. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим и ценен.
Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
Если родители любят, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.
В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в себе. Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
В подростковом возрасте, в таком, как наши дети, все несколько усложняется: появляется потребность самоутвердиться, стремление найти свое место в жизни, утвердиться в обществе. В результате именно под влиянием оценки окружающих у подростка складывается собственное отношение к себе, самооценка своей личности.
На верхней ступени находятся самые удачливые люди. Они красивы, талантливы, уверены в себе, у них все получается хорошо, быстро. Их любят окружающие, ими восхищаются, на них равняются.
На самой нижней ступени – неудачники. Они неуверенны в себе, не обладают определенным талантом. Их сторонятся окружающие.
Все остальные находятся на других ступенях: одни выше, другие ниже.
– Чувство неполноценности может проявиться непредсказуемым образом. Например, это снижает эффективность учебы. Не вызывает сомнения тот факт, что оценки и качество работы зависят от того, уверенно или неуверенно чувствует ребенок себя. Если он все время недоволен собой, постоянно ругает себя, то, естественно, ему не хватает сил и энергии для разрешения встающих перед ним задач.
Низкая самооценка влияет на выбор друзей. Это зачастую люди, критикующие, осуждающие. Почему? Потому что человек с низкой самооценкой видит себя именно таким: ни на что не способным. Не ставят перед собой труднодостижимых целей, критичен к себе.
Подросток утверждается в собственной значимости и у него появляются ложные друзья.
– На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка может возникнуть неверное представление о себе, идеализированный образ своей личности и своих возможностей. Подростки с завышенной самооценкой часто игнорируют неудачи ради сохранения привычно высокой самооценки. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится эмоциональным, чаще всего неадекватным. В результате справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка – как заниженная. Неудача – происки врагов или сложившиеся обстоятельства. Он не признает своих ошибок, что негативно сказывается на дальнейших взаимоотношениях с окружающими людьми.
– Понаблюдайте за ребенком. Если поведение меняется со сложившейся ситуацией, самооценка высокая при удаче и низкая при неудаче, то есть перспектива развития позитивной самооценки.
Ребенок взрослеет, вместе с физическим взрослением наступает его умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал. От того насколько семья, окружение воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень социального взросления.
Чем мы можем помочь?
Необходимо беседовать с ребенком, говорить с ним о ближайших планах.
Рассказывать ему о своих победах и неудачах. Поддерживать здоровое честолюбие (честолюбивый- стремящийся добиться высокого, почетного положения, желающий известности, славы) своего ребенка. Не иронизировать по поводу несбыточных планов, стимулировать желание доказать себе и другим возможность достичь большего. Быть примером ребенку.
А также:
- Отвечать на все вопросы и высказывания ребенка.
- Поставить стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
- Предоставить ребенку комнату (или часть) в качестве его личного пространства.
- Показывать, что он любим таким, какой есть, а не за его достижения.
- Никогда не говорить ребенку, что он лучше или хуже других детей.
- Внимательно относиться к его индивидуальным потребностям.
- Поощрять участие ребенка в планировании коллективных дел.
- Учить ребенка общаться свободно с людьми любого возраста.
- Развивать в ребенке позитивное восприятие его способностей.
- Поощрять в ребенке независимость.
3.Вывод
-Вы со мной согласитесь, что каким бы ни был ребенок, он для близких должен быть самым лучшим. А наша задача им в этом помочь.
«Мой жизненный выбор»
Цель моей жизни – это___________________________________________
Мои родители знают, что моя цель жизни – это______________________
Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно____________
______________________________________________________________
Для реализации моих целей сегодня у меня получается_______________
______________________________________________________________
Сегодня у меня пока не получается________________________________
Поддержка в достижении моих жизненных целей____________________
______________________________________________________________
Препятствие в достижении моих жизненных целей___________________
______________________________________________________________
Для того, чтобы достичь цели, я должен____________________________
Для того, чтобы достичь цели я не должен__________________________
«Мой жизненный выбор»
Цель моей жизни – это___________________________________________
Мои родители знают, что моя цель жизни – это______________________
Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно____________
______________________________________________________________
Для реализации моих целей сегодня у меня получается_______________
______________________________________________________________
Сегодня у меня пока не получается________________________________
Поддержка в достижении моих жизненных целей____________________
______________________________________________________________
Препятствие в достижении моих жизненных целей___________________
______________________________________________________________
Для того, чтобы достичь цели, я должен____________________________
Для того, чтобы достичь цели я не должен__________________________
«Мой жизненный выбор»
Цель моей жизни – это___________________________________________
Мои родители знают, что моя цель жизни – это______________________
Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно____________
______________________________________________________________
Для реализации моих целей сегодня у меня получается_______________
______________________________________________________________
Сегодня у меня пока не получается________________________________
Поддержка в достижении моих жизненных целей____________________
______________________________________________________________
Препятствие в достижении моих жизненных целей___________________
______________________________________________________________
Для того, чтобы достичь цели, я должен____________________________
Для того, чтобы достичь цели я не должен__________________________
Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребенка
Я показываю, что он любим таким, какой есть, а не за его достижения.
Я внимательно отношусь к его индивидуальным потребностям.
Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ним наедине.
Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
Я поощряю в ребенке независимость.
Источник
Роль самооценки в формировании личности у детей
Самооценка. Что это?
В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, Качеств и места среди других людей».
От самооценки зависят взаимоотношения ребёнка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребёнка и на дальнейшее развитие его личности. Недаром великий знаток детской души и семейной жизни В.Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности.
Как и почему у детей формируется та или иная самооценка?
В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка.
Если родители любят ребёнка, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.
Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
Родители заведомо снижают самооценку ребёнка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют(!) от ребёнка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.
Что необходимо знать о далеко идущих последствиях низкой самооценки:
- Чувство неполноценности, возникающее у детей с заниженной самооценкой, снижает эффективность учебы. Не нужно доказывать тот факт, что отметки и качество работы напрямую зависят от того, насколько уверенно или неуверенно ребенок себя чувствует.
- Низкая самооценка не только искажает представления ребенка о себе, но и снижает способность любить и понимать других. Современные ученые пришли к выводу, что человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если ребенок сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?
- Если ощущение неполноценности терзает ребенка, он начинает подсознательно придумывать прикрытия, которые помогают спрятаться от мира. Прикрытиями могут стать сарказм и грубая речь, высокомерие. Прикрытием может служить и уход от реальности. Ребенок создает свой особый вымышленный мир, в котором нет проблем, и, следовательно, не нужно искать пути их решения.
Как определить уровень самооценки ребенка?
Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребенка.
Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов.
Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек. Дайте ребёнку такую инструкцию: «Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете: самые красивые, самые умные; у них всё получается быстро, хорошо, легко; их любят родители, их хвалят учителя, у них много друзей.
А на самой нижней ступеньке – те, кто прогуливает школу, плохо учится, не слушает родителей, с кем никто не хочет дружить, кого часто ругают родители, а мама и папа не очень любят.
Все остальные дети находятся на других ступеньках: одни выше, другие ниже. Подумай, где твоё место на этой лесенке в данный момент, и нарисуй себя на ступеньке».
Если ребёнок поместил себя на одной из трёх нижних ступенек – это тревожный симптом. Уважаемые родители, значит, настало время спросить себя: Когда и за что я последний раз говорил(а) своему ребёнку «ты у меня молодец!». Вероятно, необходимо что-то пересмотреть в отношениях с ребенком, а быть может, и в отношениях в семье. Очень важно не спешить уверять ребенка в том, что он самый лучший на свете, самый умный, самый добрый, самый красивый. Ребенок вряд ли поверит в это с первого слова – ведь, он укрепился в собственной никчемности. В такой ситуации вы должны быть тонкими психологами.
- Похвалите его за искренний ответ. Ведь ребенок продемонстрировал высокую критичность, честность.
- Скажите своему ребёнку, что вы принимаете его таким, какой он есть, со всеми успехами и неудачами, со всеми странностями.
- Принимая мнение ребенка о себе, попытайтесь сосредоточить его внимание на том хорошем, что в нем есть, на тех успехах, которые были. Необходимо быть искренними в беседе с ребенком. В беседе попытайтесь задать ненавязчивые вопросы, ответы на которые подведут ребенка к мысли, что он не так уж ничтожен, как ему кажется. Вопросы могут быть такого типа: Все учителя тебя ругают? А кто ругает меньше других? А может, кто-то совсем не ругает? А может, кто-то хвалит? За что? Постарайтесь узнать о каком-то достижении ребенка, о неожиданном качестве, акцентируя на этом его внимание, подчеркивая его значимость.
- Отмечайте его достижения, проявляйте заинтересованность к его делам, с уважением относитесь к его мнению. Если ребенок невысокого мнения о себе, он склонен считать, что и другим неинтересны его мысли и занятия. Ведь ребенок очень чутко улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения. Вы зевнули, когда ребенок рассказывал что-то, с его точки зрения, важное, перебили его или сменили тему – и ребенок безошибочно угадал, интересен он или нет.
- Вы должны быть готовы к тому, что ребенок будет совершать ошибки, принимать неверные решения, претерпевать неудачи. Ваша задача — научить ребенка делать выводы из ошибок.
Сравнивайте успехи ребёнка только с его собственными успехами, а не с результатами других детей. Возможность стать отличником должна завоевываться в соревновании с самим собой.
Источник
Самооценка дошкольника складывается в процессе его интеллектуального развития. Способность оценивать себя требует базовых знаний о мире людей, эмоционально-ценностного отношения к себе и умения посмотреть на себя со стороны. Безусловно, это очень сложная функция сознательной деятельности. В дошкольном возрасте ребенок делает только первые шаги в развитии самооценки.
Предпосылки формирования самооценки у дошкольников
Потребность в самооценивании появляется у ребенка после того, когда сложится система Я. Чтобы в чем-то оценить себя, нужно иметь представление о себе хотя бы в общих чертах.
Самосознание, другими словами осознание себя, формируется у ребенка постепенно с подачи взрослых, начиная с первых месяцев жизни. «Мое солнышко», — нежно произносит мама, ласково глядя на малыша, и тот в ответ улыбается, и каким-то десятым чувством улавливает, какой он замечательный.
До самооценки еще очень далеко. Сначала должен сформироваться образ себя, а он собирается в детстве по крупицам. Самооценка начинает проявляться с того момента, как ребенок обретет способность освобождаться от мнения взрослых о нем.
Как правило, психологи считают, что первые ростки самооценки пробиваются в период кризиса 3 лет, когда ребенок из раннего возрастного периода переходит в дошкольное детство.
К началу дошкольного возраста малыш еще очень мало знает о себе, но он многократно слышит от взрослых слова похвалы и положительные характеристики: добрый, ласковый, хороший, красивый, умный и т.д. Все эти качества ребенок приписывает себе, не имея представления, насколько они ему присущи. Так в центре образа самого себя накапливаются знания ребенка о себе как о личности, что является основой самооценки.
Составляющие самооценки
Выделяют два компонента, лежащих в основе психологического механизма самооценивания:
- когнитивный
- эмоциональный
Когнитивный компонент представляет базу знаний о том, каким может быть человек, какими качествами он может обладать в принципе. Сюда же входят и нравственные характеристики, и достижения в деятельности, и то, как человек проявляется в общении.
Например, дошкольник знает, что человек может быть добрым или злым. Он примеряет к себе обе характеристики и делает вывод, что он, конечно же, добрый.
Очевидно, что 3-летний карапуз имеет настолько малый опыт в познании людей, что его представления о человеке ограничиваются тем, что ему говорят близкие. Развитие познавательных процессов ребенка и расширение круга общения постепенно сослужат ему неоценимую службу в накоплении знаний о личности.
К тому времени, когда подойдет время поступления в школу, дошкольник уже будет всесторонне информирован о личностных качествах, и много знать о том, как может проявить себя он сам в той или иной ситуации.
Эмоциональный компонент самооценки (или аффективный) накапливается благодаря общению с окружающими. Расширяется социальный круг – обогащается аффективная составляющая образа себя. Мама называет «мое счастье», «красотуля», «ласковый котенок», а чужая тетя заявила: «Какой капризный ребенок». В сознании ребенка откладывается новая характеристика. Спустя некоторое время он начинает понимать, в каких ситуациях ведет себя капризно.
Оценочные высказывания взрослых содержат эмоциональные составляющие, направляют внимание дошкольника на его поведение, благодаря чему ребенок получает модель для формирования представлений о себе.
Развитие самооценки в дошкольном возрасте
Первичный пласт самооценки ребенка можно сравнить с пушистым облаком – эмоциональным и позитивным. Каждый малыш видит себя глазами любящих родителей.
Виды и критерии оценок дошкольник усваивает в общении со взрослыми. Ребенок слышит, как оценивают его поступки и деятельность, обращает внимание на оценивание других и применяет это к себе.
Дошкольник стремится соответствовать требованиям взрослых. Он чувствителен к замечаниям «это хорошо» и «так нельзя», «это плохо».
В продуктивной деятельности и в трудовых действиях дети открывают для себя собственные возможности, благодаря чему у них формируется самооценка своих достижений.
В самостоятельной деятельности самооценка проявляется как умение соотнести полученный результат с тем, который предполагался ребенком. Видя несоответствие результата начальному замыслу, одни дошкольники бросают свою затею. Но многие упорно пытаются переделать свою работу и добиться лучшего. В обоих случаях задействуется самооценивание. Хотя вера в свои способности и умения проявляется только во втором случае.
Самооценка дошкольника формируется под влиянием оценок значимых взрослых. Если ребенок слышит отрицательные высказывания о результатах своих стараний, то он также будет занижать свои способности. А это нисколько не способствует стремлению переделать работу и добиться лучшего результата. Укрепляет веру в себя и свою умелость общая положительная оценка взрослого с вкраплением точечных замечаний, где и что ребенок способен подправить.
Формирование самооценки у младших дошкольников
Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от взрослых признания своих достижений. Вылепил из пластилина колобок или застегнул пуговицы – не важно, насколько значителен результат, — малыш хочет услышать от окружающих слова восхищения. Он еще не может задать критерии успешности, или наоборот неуспешности, своих действий. Взрослые восторгаются и хвалят – вот ребенок и считает себя успешным.
К примеру, услышав от мамы «Как красиво ты нарисовал!», ребенок без сомнений посчитает и свой рисунок хорошим, и себя умелым в рисовании. А став свидетелем похвалы других детей, — «Какой же Дима молодец! Все игрушки сложил!» — дошкольник пытается проявить себя в каком-то деле, чтобы тоже стать «молодцом».
Чувство гордости за свои достижения является психологическим новообразованием младшего дошкольного возраста и составляет прочный фундамент в формировании самооценки.
В 4 года дети связывают самооценку не со своим успешным или неудачным опытом. Они полностью ориентируются на оценочные высказывания окружающих.
К 5-ти годам дошкольники считают себя хорошим, указывая на свои положительные качества: делюсь игрушками, слушаюсь маму и пр. В этом возрасте дети оценивают себя, сравнивая со сверстниками.
Самооценка старшего дошкольника
С каждым годом у дошкольника расширяются представления о своих личностных качествах и возможностях. Несколько лет ребенок учился смотреть на себя и свою деятельность глазами взрослого. Мнение о себе у старшего дошкольника также напрямую зависит от того, как его оценивает взрослый. Но в 6-7 лет ребенок ждет от старших опытных людей адекватной оценки своих поступков и результатов деятельности.
В этом возрасте у детей может проявляться как завышенная, так и заниженная самооценка.
Завышенная самооценка, несмотря на искажение представлений дошкольника о своих возможностях, приносит больше пользы. Ребенок не боится новой для него деятельности, не смущается в общении, с энтузиазмом первым включается в различные игры и занятия, проявляет инициативу.
Заниженная самооценка порождает неуверенность ребенка. Он сомневается в том, что сможет быть успешным. В зависимости от типа темперамента такой ребенок может быть либо слишком робким, либо хулиганистым, чтобы скрыть свой страх неуспешности.
Поскольку развитие самооценки дошкольников в буквальном смысле направляют значимые взрослые, они должны знать, что самый большой вред наносят предвосхищающие негативные оценки. «Не возьму тебя в магазин, ты там опять истерику закатишь!», «Зачем тебе новые пазлы? Ты же их только раскидываешь, а картинки не собираешь», — вынося подобные вердикты, взрослые ошибочно думают, что они стимулируют ребенка исправиться. В действительности, они внушают ребенку, что он не способен к одобряемым положительным действиям.
Неверна и современная тенденция, когда родители, взглянув на работу своего дитя, заявляют: «Ты можешь лучше!». Эта холодная фраза не только не укрепляет веру ребенка в свои силы, но и подавляет стремление что-либо исправлять.
Дошкольник ждет в первую очередь эмоциональной поддержки и положительного оценивания своего труда. Получив желанное подкрепление, старший дошкольник проявит настойчивость, чтобы добиться лучшего результата. Тем более что у него уже есть представление о том, на что он способен.
В старшем дошкольном возрасте дети отделяют самооценку от оценки других людей. Если мнение постороннего не совпадает с тем, что думает о себе ребенок, то он чаще всего протестует. И остается при своем мнении.
Не стоит ждать от дошкольника адекватной самооценки. Сколько бы ни было лет ребенку, он видит в себе те качества, которые являются социально значимыми и одобряемыми с нравственной точки зрения. Это абсолютно нормальная позиция. Приписывая себе положительные качества, дошкольник видит модель, каким он должен быть.
Достижением к концу дошкольного возраста является то, что ребенок отделяет общую положительную самооценку от оценивания конкретного результата («Вообще я многое умею, только рисовать людей у меня не получается»). Это происходит благодаря внеситуативно-личностной форме общения со взрослым. Именно такое дифференцирование приводит в последствии к формированию адекватной самооценки.
Источник