Роль ручной работы в развитии ребенка

Наталия Иванова
Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст приносит детям новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребенка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитье, вышивание, работа с бросовым материалом, аппликация ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: гнев, обиду, радость, боль.

Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (долг, дружба и т. д.) Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается в группе из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что приводит к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости. Ручной труд тесно связан с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно- творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, дерева, ткани. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей. Это способствует воспитанию настойчивости, выдержки, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют близких и родных людей, создавая для них подарки.

Я считаю, что огромное значение в развитии мелкой моторики рук играет ручной труд. Он затрагивает все области развития ребенка: развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений рук и глаз, развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивает творческое воображение и художественный вкус.

Для себя определила несколько направлений в работе:

1. Направление – работа с бумагой. Этот вид деятельности доступен всем детям.Они знакомятся со свойствами бумаги: рвется, мнется, складывается, шуршит. Дети из бумаги делают комочки, составляют аппликации, поделки оригами.

2. Направление – развитиемелкой моторики рук через тренировку на игрушках и пособиях: пристёжки, застёжки, пуговички, молнии, шнуровки.Можно проводить пальчиковую гимнастику или массаж рук с использованием разных предметов и материалов: каштаны, шишки, косточки, различные упражнения с крупами, шарики, мячики, пробочки, крышечки и т. д.

3.Направление – работа с разными бросовыми материалами: опилки, стружка карандашей, вата, ватные диски, палочки, песок, испитый высушенный чай. Дети наматывают вату на карандаш, скатывают в шарики, украшают поделки, раскрашивают, рисуют разными материалами, выкладывают, обсыпают. Изготавливают разные поделки.

4. Направление – работа с нитками, тесьмой, флисовой тканью, и прочее. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движения рук и глаз. Наматывают нитки и тесьму на катушки, в клубочки. Плетут из тесьмы верёвочки, косички. В более старшем возрасте изготавливают объёмные поделки из ниток, осваивают технику изонить, вышивают на пяльцах.

5. Направление – работа с природным материалом, и пластиллинография. В этих работах, пластилин используют как основу, на которую наносится или рисунок, или крепится природный материал методом вдавливания. Эта работа так же требует от ребёнка усидчивости и терпения. Действия с семечками, крупой, сухими ягодами хорошо развивает мелкую моторику, согласованность работы рук и глаз, развивается память, воображение. А усилие, которое прилагает ребёнок, способствует развитию силы пальцев.

На занятиях ручного труда, дети учатся работать в коллективе, для этого создаются все условия, концентрируются благоприятные условия, царит лад, согласие, и доброжелательная обстановка. Дети охотно работают, помогают друг другу, осваивают новые приёмы, способы, навыки. Очень хорошо дети выполняют свои работы, делая подарки, сюрпризы, открытки, для родных и близких к праздникам, это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка.

Источник

«Ручная умелость и роль её в развитии детей дошкольного возраста»   

Л.А.Ефимцева (г.Гурьевск)

Н.А.Галинова (г.Гурьевск)

                                                                Истоки способностей и дарования

                                                            детей на кончиках  их пальцев.

                                                                                              В.А. Сухомлинский

          Мелкая моторика – это точные движения пальцев рук. От развития мелкой моторики зависит подготовка руки к письму, выполнять мелкие движения пальцами и руками. Происходит скоординированность  действий нервной, мышечной и костной системы. Систематические занятия по развитию мелкой моторики рук повышает работоспособность головного мозга, это  толчок ребенку к познавательной и творческой  активности.                Развитие мелких движений рук, также способствуют общему интеллектуальному развитию ребенка. В дальнейшем стимулирует успешному обучению в школе.

К  школе у ребенка, достаточно   должны быть развиты те системы и функции организма, которые  испытывают повышенную нагрузку во время обучения.

Согласно данным психологов, у ребенка дошкольника слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений несовершенна. Зрительные и двигательные анализаторы, которые участвуют в восприятии и воспроизведение  букв, цифр и их элементов, находятся на разной  стадии развития.

 Работа по развитию мелкой моторики должна начаться  задолго до поступления в школу. Подготовить ребенка к школе, умение писать, сложный навык, требует сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Работа заключается в привитии ребенку навыков, без которых первокласснику невозможно в школе . Длительная и кровопотливая это  работа. Одна из важных задач. С каждым годом становиться все актуальнее.

С возрастом моторные навыки становятся разнообразными и сложными. Но не у всех детей происходит само собой, многим детям сложно использовать мелкие предметы,  карандаши, ножницы, кисти, пальцы рук слабы, не ловкие.

Поэтому необходимо заранее позаботиться  о развитии рук и пальцев. Развитие  мелких движений рук также способствует  общему интеллектуальному развитию ребенка, в дальнейшем стимулирует успешному обучению в школе.

Подготовить ребенка к школе, умение писать, сложный навык, требует сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Работа заключается в привитии ребенку навыков, без которых первокласснику невозможно в школе .Очень длительная и кровопотливая работа. Одна из важных задач, с каждым годом становиться все актуальнее.

Развитие мелкой моторики у ребенка и подготовки его руки к письму в школе,  нужно много времени, разнообразных методов и приемов, материала, пособий применять в работе.

Создать условия, где ребенок мог развивать необходимые навыки, для формирования мелкой моторики и овладению письмом в школе.

Работу по развитию мелкой моторики можно осуществлять во время

непосредственной образовательной деятельности: во время  рисования, лепки, аппликации, конструировании, при этом  не мешая фантазировать ребенку. Обязательно следить , чтоб правильно держал карандаш, ручку, кисть, ножницы. Систематические занятия по развитию мелкой моторики пальцев рук, повышают работоспособность , толчок к познавательной и творческой  деятельности.

Также в  свободной деятельности.

Важно создать условия для развития навыков ручной умелости, с младшего возраста.

– пазлы крупного и среднего размера (в старшем возрасте помельче);

– пальчиковые игры;

– раскрашивание крупных рисунков с  младшего возраста, в старшем  возрасте рисунки мельче ;

– штриховка  предметов в разном направлении;

– игры вкладыши;

– шнуровка;

-игры со счетными  палочками;

– заучивание  стихов с движением  кисти рук, корпусом тела;

– завязывание и развязывание ленточек;

– застегивание и расстегивание пуговиц, завинчивание крышек и т.д.

– разбирать крупы по цвету и величине;

– игры с мелкими предметами, различный конструктор;

Развивая мелкую моторику у ребенка дошкольника, развиваем умение слушать голос взрослого, задание. Вырабатывается усидчивость, доводить начатое дело до конца, радоваться полученным  результатам. Все эти  упражнения приносят детям радость, но при этом не допускать переутомляемости.

В старшем возрасте детям предлагается выполнять более сложные задания. Интересно детям выполнять работу простыми , цветными карандашами, ручками.

Можно выделить основные направления по развитию мелкой моторики и координации движений  у детей дошкольного возраста.

1.Пальчиковый игротренинг.

-физкультурные  минутки, гимнастика в стихах, игры с пальчиками;

– самомассаж с предметами и без предметов;

2.Карандаш – развлекалка.

–  штриховка  (в разном направлении)

-задания в прописях, раскрасках;

– работа  с трафаретами, лекало

– соедини точки (раскрась, заштрихуй)

– дорисуй;

– волшебные узоры;

– обведи рисунок;

– лабиринты

3. Ловкие пальчики

– работа с пластилином

– лего – конструкторы;

– работа с бумагой, картоном ( вырезание ножницами , обрывание)

-шнуровка; («Веселый шнурок»)

– выкладывание фигур (из счетных палочек);

– игры на сенсорику.

4. Считаем – рисуем

– работа  в тетрадях клеточку, полоску;

– ориентировка  в пространстве на листе;

– графические диктанты;

– копирование по точкам;

-слуховой диктант;

Занимаясь подготовкой руки : учите ребенка держать правильно карандаш,  не торопите ребенка, пусть аккуратно выводит линии. Не забывайте хвалить ребенка. Превращая каждое занятие в интересную игру. Играй те искренно, не принужденно. Важно обращать внимание на  посадку ребенка за столом.

Системная работа по развитию мелкой моторики руки влияет на всестороннее развитие  ребенка и способствует  успешной подготовки к школе.

Результаты не заставят вас долго ждать:

– совершенствуются двигательные навыки у детей, моторика, координация, пространственные представления;

-развивается ловкость, подвижность;

– знакомиться  с техникой лепки, рисования, со свойствами бумаги, различными видами аппликации (вырезание, обрывание);

– массаж положительно влияет на самочувствие ребенка;

– овладеет приемами работы с разными инструментами;

-творчески будет применять материал в художественной деятельности;

– овладеет нормами поведения;

– почувствует свою успешность, будет талантливым,  уравновешенным, рассудительным;

Ребенок дошкольник будет хорошо подготовлен к школе,  то школьные занятия не будут для него скучными, утомительными,  а интересными.

 Работа  по мелкой моторики должна начаться с младшего возраста в детском саду, продолжаться  до  подготовительной группы.

Литература

  1. Гаврилова С.Е, Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. [Текст] / Гаврилова С.Е, –   Ярославль: Академия развития,  – 2009г.
  2. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. [Текст] /  Лыкова И.А. – Изд. « Карапуз»  – 2005г
  3. Новиковская О.А,. [Текст] / АСТ; СПб. ; Сова – 2007г.
  4. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для  развития дошкольника» [Текст] /  Савина Л. П., Москва АСТ – 2004г.
  5. Сахарова О.М. Готовим руку к письму. [Текст] /  Сахарова О.М. – Москва. РОСМЭН. – 2008г.
  6. Н. Рымчук « Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» [Текст] /  Н. Рымчук – Ростов  н/Д: Владис: РИПОЛ классик, – 2008г.

Источник

Статья

О роли ручного труда в развитии воображения и творческих способностей детей

Творчество ученые рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира – природного и социального. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек – форма и способ его мышления, личностные качества. Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. С этой позиции говорить о творчестве детей, казалось бы, не имеет смысла, поскольку дети не могут создавать ничего объективно и принципиально нового. И, тем не менее, доказано: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому – множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций. Новизна открытий и продукта субъективна, и это первая важная особенность детского творчества.

Процесс создания продукта для дошкольника при этом имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем достижения результата. И это вторая особенность детского творчества.

Ребенок с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную (порой бессмысленную) деятельность. Постепенно деятельность становится более целенаправленной, и часто путем экспериментирования ребенок приходит к положительным результатам. И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя, особенно со второй.

Формировать творчество дошкольника необходимо такими средствами, которые способствуют, прежде всего, развитию воображения.

Анализ типов решения задач на воображение выделяет два способа действия при построении воображаемых образов. Речь идет об:        

1) «опредмечивании», когда в некоторой незавершенной фигуре усматривается определенный объект и в соответствии с этим дорисовывается фигура;

2) «включении», когда заданная на рисунке фигура превращается во второстепенный элемент образа, что и обеспечивает оригинальность и продуктивность решений.

Ручной труд крайне полезное для общего развития ребенка занятие: формируется общая умелость руки, в т.ч. мелкая моторика – важный показатель физического и нервно-психического развития. Кроме того, при выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больше запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления – наглядно- образному – и будет оперировать уже не предметами, а их образами.

При обращении к нетрадиционным видам художественно-творческой деятельности, а также при соблюдении соответствующей организации деятельности, использовании соответствующих средств обеспечения в результате усилий ребенка можно получить качественный, привлекательный, а, следовательно, ценный в глазах окружающих продукт.

Все задачи, традиционно связываемые с занятиями ручным трудом, решаются на ходу. Речь идет о сенсорных эталонах формы, величины и цвета; о развитии у детей тактильной чувствительности, мелкой ручной моторики, эстетического вкуса, о воспитании аккуратности; формировании умения доводить начатое дело до конца: совершенствовании коммуникативных навыков; об умении самостоятельно ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); о предварительном планировании хода работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты); контролировать свою работу (определять правильность действий и результаты, оценивать качество готовых изделий).

Технология охарактеризовывается так: исходное условие ее разработки – требование процессуальной и материальной доступности. Чтобы изготовить поделку, не требуются ни трудоемкие, ни технически сложные действия, ни дорогие материалы. Практически всю работу дети выполняют самостоятельно. Полученный при этом результат всегда эстетически и эмоционально привлекателен. Но при этом будем помнить: дошкольнику непросто заниматься целенаправленной трудовой деятельностью, тем более доводить начатое дело до конца.

В связи с этим на занятиях встает важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. С этой точки зрения значимы как конечный результат, эмоционально и эстетически привлекательный для ребенка, так и посильный процесс изготовления. Методически это означает: все этапы работы должны быть настолько продуманы, подготовлены, чтобы у детей не возникали технические проблемы.

Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.

“Каждое дитя в известной степени гений, а каждый гений до некоторой степени дитя”. Эта знаменитая цитата из Шопенгауэра нуждается в разъяснении. В чем гениальность ребенка? И где эта естественная детская гениальность проявляет себя? Главное качество гения – видеть вещи и события дальше их обыденного и общепризнанного значения, видеть вопреки мнению и предрассудкам. Именно в этом смысле каждый ребенок – гений. Над ним еще не довлеет общепринятое, оно еще не стало (но очень скоро станет) застить весь мир. Но детская гениальность, увы, ограничена. Ей не под силу увидеть, невидимые другим, законы мира. Ребенку не хватает знаний о свойствах вещей и явлений. Утрата детской гениальности является ценой за эти знания, за вековой опыт человечества, позволявший выжить. Несмотря на трагическую необратимость этого процесса, каждому родителю под силу сохранить каплю гениальности в своем ребенке. Для этого достаточно дать возможность проявиться и утвердиться детской творческости, признать ее как уникальное, требующее уважения явление. Ребенок, чье творчество признают в детстве, на всю жизнь приобретет силу мыслить самостоятельно и оригинально.

Способов проявления детской творческой энергии, свободных от образцов и родительских мнений, не много. Бросовый материал один из них. Известные американские родители Рут и Стив Баннет рекомендуют сохранять множество ненужных вещей: пробки от бутылок, пластмассовые колпачки, старые ручки, стаканчики из под йогурта и даже пакеты из-под сока. Если малыш не проявляет инициативу, не догадываясь, как играть с такими вещами, его надо научить. Родителям ничего другого не остается, как начать творить самостоятельно. Можно вспомнить собственные детские поделки из спичек, коробков, катушек. Наверняка такие были.
1. Спичечные коробки. Паровоз из нескольких коробков, люлька – еще коробочка, подвешенная на нитках, стол с выдвижными ящиками из 6 коробков и т.д. 2. Грецкий орех. Вспомните: из ореховой скорлупы получается яхта, колыбелька для Дюймовочки, черепашка или божья коровка (нужен пластилин). 3. Аппликации и постройки из кусочков березовой коры, мха, сухих листьев. 4. На пляже из двух бутылок из-под газировки можно сделать песочные часы, срезав у пробки верх и скрепив ею горлышки бутылок, предварительно насыпав в одну из них сухого песка.

Родительский азарт, способен заразить самого пассивного ребенка, а честное участие в процессе изобретательства, сделает взрослого менее критичным к выдумкам малыша. Если ваш юный коллега продолжает с интересом наблюдать за вами, ничего не предлагая сам, попробуйте показать ему простую поделку и тут же спрячьте ее. Пусть попробует повторить. Наверняка он сделает что-нибудь по-своему, включить фантазию придется, – это неотъемлемое свойство бросового материала.

Почему выбран для работы именно бросовый материал?

Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т.к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное этот материал можно всегда найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование «бытового мусора» приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Т. к. материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляются определенные требования:

– должен быть безопасен для детей (не токсичным, не вызывать аллергию)

– тщательно промытым и высушенным

– доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.д.)

 Если работа планируется с детьми в группе, необходимо учитывать возрастные особенности детей:

– правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом

– продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений

– процесс труда должен вызывать у детей только положите6льные эмоции

– ребенок должен быть уверен в помощи педагога, если у него возникают какие-нибудь трудности с выполнением работы

Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнил взрослый.

Работа по изготовлению игрушек из бросового материала – это вид деятельности, основным содержанием которого является созидание. Сколько вкладывется в нее выдумки и фантазии, сколько терпения и души.

У современных детей сегодня существует богатый выбор различных красочно оформленных игр и игрушек фабричного изготовления. Но, как видно из практики нашей работы, дети очень любят играть с игрушками, созданными своими руками и руками взрослого.

Тяжелая и легкая промышленности производят множество различных товаров потребления, которые выпускаются на потребительский рынок в красочных контейнерах, в таре различной формы.

 В результате остается множество мусора: коробки, пластиковые капсулы, контейнеры, бутылочки, баночки, крышки, катушки. Этому бросовому материалу можно подарить «вторую жизнь». Не спешите выбрасывать мусор в ведро: ненужная на первый взгляд вещь может оказаться незаменимым элементом в создаваемой вами игрушке.

Источник