Роль родного языка в развитии речи ребенка
Татьяна Коленкова
Роль родного языка и речи в развитии ребенка
Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением.
Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства. То есть в промежутке от 1 года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме. Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.
Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошколенка сложно переоценить. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление. С научной точки зрения этот процесс и его закономерности изучаются даже отдельной лингвистической дисциплиной — онтолингвистикой.
Свой первый опыт воспроизведения человеческой речи ребенок черпает из своего ближайшего окружения, слушая и запоминая речь взрослых, которую слышит вокруг себя. Особенности детской психологии предполагают подражательное поведение как одно из основных для маленького ребенка. Психологами и социологами установлено, что дети, проведшие первые несколько лет жизни в социальной изоляции, впоследствии так и не могут окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Этот факт доказан на примере так называемых диких детей — детей, по каким-то причинам оказавшихся лишенными контакта с людьми в возрасте до 6 лет. Истории о таких детях, повторяющих судьбу героя сказки Киплинга, Маугли, периодически находят документальное подтверждение. Только, в отличие от Маугли, адаптироваться к нормальной жизни ребенок, в раннем возрасте оказавшийся изолированным от человеческого общества, не может. Такие дети с трудом осваивают основы человеческой речи и страдают серьезным отставанием в развитии.
Из этого можно сделать вывод, что ранний период развития речи — один из важнейших в общем развитии ребенка, и со стороны родителей этому процессу стоит уделять самое пристальное внимание. Овладение речью является для детей-дошкольников ключевым показателем их общего умственного развития.
Любая свободная минута: будь то дорога в детский сад или время приготовления пищи, поездка в автомобиле или время перед сном может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми по развитию их речи. Вот некоторые примеры игр и упражнений на развитие у детей речевого и слухового внимания, фонематического восприятия, обогащение словаря детей эмоциональной лексикой. Эти игры могут использоваться вами в повседневной жизни.
Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы можете параллельно выполнять какое дело. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.
Упражнение «Повтори»
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
Мак – бак – так; Ток – тук – так; Бык – бак – бок; Дам – дом – дым;
Ком – дом – гном; Тыква – будка – буква; Моток – каток – поток.
Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:
Па – па – па; То – та – ту; Ты – та – то; Па – ба; По – бо; Пу – бу.
Упражнение «Скажи»
Предложить ребенку повторить предложение типа от лица ежика с различной интонацией (грусти, радости, Испуга, злости, удивления). Предложить повторить предложение типа «Мама пришла» с разными эмоциональными оттенками. Предложить составить небольшие рассказы с прилагательными, называющими различные эмоции.
Упражнение «Я скажу, а ты продолжи»
Предложить ребенку закончить начатое вами предложение (с эмоциональными словами). Например: Радостный зайчик бежит по … (дорожке). Грустный ослик гуляет по (полянке).
Упражнение «Скажи наоборот»
Хороший день – плохой день;
Невкусный обед – вкусный обед;
Неинтересный фильм — …
Солёный – сладкий
Чистый мальчик – грязный мальчик
Упражнение «Скажи ласково»
дом – домик; огурец – огурчик; вкусный – вкусненький; сухой – сухонький и другие.
Упражнение «Мама, папа, детёныш»
Это упражнение можно делать в постели с ребёнком. Ребенка мама говорит: «Ты мой котёнок!» Малыш говорит: «ТЫ моя мама-кошка, а папа –кот». Мама: «Ты мой цыплёнок!» Ребёнок: «Ты моя мама курица, а папа – петух» и т. д.
Источник
Доклад: «Роль родного языка в развитии речи ребенка.
I раздел:
Роль родного языка в развитии речи ребенка.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С.Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь.Опираясь на исследования психолингвистов, психологов, педагогов, дадим краткую характеристику этих функций. И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле).Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека.
В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство:
1) общения как формы социального взаимодействия;
2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации;
3) приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).
Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми.
Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.
Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство:
4) номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности;
5) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека;
6) опосредствования высших психических функций человека;
7) развития познавательных интересов;
8) удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).
Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.
Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства:
9) осознания человеком собственного «Я» и
10) рефлексии, самовыражения и саморегуляции.
Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе. Представим специфику проявления названных характеристик при овладении родным языком в обобщенном виде, в таблице.
Функциональные характеристики родного языка
Группа характеристик | |
-Средство общения, форма социального взаимодействия личности (общеобразовательное значение | |
интеллектуальные функции языка). | |
-Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию понятийного аппарата. 3. «Личностные» характеристики языка. | |
-Средство осознания собственного «Я», рефлексия |
В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.
В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.
II раздел.
Методические рекомендации родителям по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой.
Часто мы сталкиваемся с тем, что ребенок, подрастая, утрачивает любовь к чтению. Причина этого кроется в том, что в дошкольном возрасте родители мало читают детям художественную литературу.
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Оно зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. И если в дошкольном возрасте не привить ребенку любовь к художественной литературе, то в школьном возрасте сделать это будет сложнее.
Важно знать и помнить о том, что именно художественная литература оказывает огромное влияние на формирование нравственности, учит детей сопереживать вымышленным персонажам и героям сказок.
Детская художественная литература – дополнительный источник, из которого ребенок черпает знания и представления о разных сферах деятельности; о жизни и поведении взрослых и сверстников; о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах; об удивительном мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом.
Читать детям желательно каждый день. Если потребность ребенка в новых знаниях и впечатлениях не будет своевременно удовлетворяться, то свойственная этому возрасту активность побудит малыша сосредоточиться на каких-то нежелательных бытовых вещах – семейных неурядицах и пр.
«Детское чтение» – это не просто чтение.
Ведущая роль принадлежит чтецу, то есть, родителю. Ребенок выступает в роли слушателя.
Это дает возможность родителю:
– контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст, делая его более доступным;
– ярко и выразительно подавать материал;
– следить за реакцией детской аудитории.
Чтение – процесс творческий. Результат такого творчества зачастую не материален, но имеет огромную ценность. Текст требует не просто механически произносить, но и обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения. Это только на первый взгляд кажется легким. На самом деле, как показывает опыт некоторых родителей, буквально через страницу ребенка начинает одолевать сон, или, как минимум, зевота (ну, конечно, книжка-то детская), и бороться с ней практически невозможно. Правда, случается это преимущественно как еще одна назойливая и скучная обязанность. Значит, можно с уверенностью сказать: для того, чтобы чтение стало радостью, важен настрой не только ребенка, но и взрослого как чтеца.
Родитель должен быть готов реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий.
Когда ребенок прослушал сказку или рассказ, взрослый задает вопросы, чтобы выяснить, понятно ли ему содержание произведения. Затем дается установка на пересказ. С точки зрения ребенка пересказывать текст «просто так» не имеет смысла – поэтому в процессе подготовки к пересказу родитель должен обеспечить мотив к осуществлению данной деятельности ребенка (используя эмоциональное предвосхищение событий, введение игровых персонажей, создание воображаемой ситуации и т. д.). Умению пересказывать прослушанный (прочитанный) текст нужно учить.
Малыш очень любит слушать, когда ему читают! И если вы не будете жалеть времени и сил для общения с ребенком при помощи художественной литературы, он будет развиваться своевременно и разносторонне.
Читайте детям как можно больше и чаще! Это обогатит не только ребенка, но и вас.
Источник
Роль родного языка и речи в развитии ребенка
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей1.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С.Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»1.
Структурно – логическая схема 1. Роль языка в формировании личности (Стерликова В.В.).
Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь.Опираясь на исследования психолингвистов, психологов, педагогов, дадим краткую характеристику этих функций. И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка(в широком смысле).Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека.
В первую группувходят характеристики, согласно которым язык – средство:
1) общения как формы социального взаимодействия;
2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации;
3) приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).
Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми.
Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.
Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство:
4) номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности;
5) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека;
6) опосредствования высших психических функций человека;
7) развития познавательных интересов;
8) удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).
Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.
Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства:
9) осознания человеком собственного «Я» и
10) рефлексии, самовыражения и саморегуляции.
Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания.Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.Представим специфику проявления названных характеристик при овладении родным языком в обобщенном виде, в таблице.
Функциональные характеристики родного языка
В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.
В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.
1 Выготский Л.С. Умственное развитие в процессе обучения. М.; Л., 1935.
РБ – расширяющий блок
Источник