Роль родительской компетентности в развитие ребенка

Роль родительской компетентности в развитие ребенка thumbnail

Роль родителей в развитии

у ребёнка социальной компетентности

Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с собой, с социумом, с внешним миром. Если точно следовать этимологии выражения «социальная неуверенность», то нужно говорить только о дисгармоничном взаимодействии ребёнка с социумом.Чаще всего это описывается как некоммуникабельность, т. е. как гипоактивность. Проявлением неуверенности может быть и гиперактивность в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей.

Одна из важнейших задач родителей – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.Для нормального развития каждый ребёнок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребёнок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. И если он недополучает её по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т. е. то, что мы называем социальной неуверенностью.

Если ребёнок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, что он не может быть сильным как психически, так и физически.

Компоненты социально компетентного поведения:

– умение сказать «нет»;

– умение выражать желания и требования;

– владение навыками эффективного общения, умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор;

– выражать как позитивные, так и негативные чувства.

Социально компетентное поведение характеризуют следующие факты:

1. Умение проявить волю, принять собственное решение. Прогнозирование всех последствий ситуаций как проявление рефлексии.

2. Выбор рационально обоснованного поведения: понимать и правильно принимать социальный сигнал; распознавать принципы механизмов социального управления; контролировать своё состояние и освободиться от социального страха в общении с другими.

3. Умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев), переформировать их в продуктивную форму поведения, вычленять затрудняющие поведение факторы и устранять их.

4. Проявлять самоутверждающее поведение и реализовать его без агрессивного самоутверждения за счёт других. Представлять другому возможность сформировать свои представления и аргументы.

5. Адекватно воспринимать и интерпретировать похвалу. В общении с другими не занижать и не завышать самооценку.

Итак, основными факторами, способствующими выработке социальной уверенности у ребёнка являются: пример родителей общения с другими людьми; искренний интерес к ребёнку и его проблемам; оказание ребёнку психологической поддержки.

С расширением круга общения, посещением разнообразных кружков ребёнок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое – хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов – бранные слова. Услышав от своего ребёнка такое «новшество», взрослые часто теряются и не знают, как себя вести в таких ситуациях. Оправившись от шока, родители выбирают один из следующих вариантов.

Вариант 1. Ругаем.

«И в кого только он пошёл?..» – удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения. Ведь часто случается так, что, не замечая своих особенностей поведения, мы отслеживаем их в поведении своих детей. Задумайтесь, является характерной для вас несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя».

Вариант 2. Оставляем без внимания («Ничего не произошло!»)

Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акцентировать внимание, что ребёнок сам их забудет, родители от части правы. Но какая гарантия, что, однажды забыв эти выражения, ребёнок не вспомнит их в самый неподходящий момент?.. Также взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыслив, малыш, скорее всего, придёт к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.

Вариант 3. Запугиваем («Будешь ругаться – язык отрежут!»)

Очень эффективный способ, особенно при необходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом всё труднее будет найти действенный персонаж запугивания, а во-вторых, в случае ненормированного использования этот метод может спровоцировать появление и развитие невротических состояний. Особенно «популярны» у родителей медицинские процедуры: уколы, хирургическиеоперации и т. д. в этом случае не стоит удивляться тому, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребёнка начнётся истерика.

Вариант 4. Объясняем.

Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и чёткой последовательной тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребёнок включает в свою речь нецензурную лексику, сразу объясните малышу твёрдым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребёнку возможность сделать свой выбор!

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка в дошкольном детстве

Одна из причин, по которой дети начинают ругаться, – это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокирования взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребёнок будет пускать его в ход всё чаще и чаще. Необходимо показать малышу, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое как вашем, так и вашего ребёнка. Будьте здоровы!

Педагог-психолог Е.П.Загвозкина

Источник

Консультация для родителей

Родительская компетентность: ее составляющие и способы формирования.

Цель: Определение выраженности родительской компетенции, способы ее формирования и значения в области воспитания ребенка.

Задачи: определить составляющие родительской компетенции; дать представление о способах ее формирования; показать связь между отношением к ребенку и родительской компетенцией; пробудить интерес и желание к распространению своего опыта среди родителей группы.

Концепция модернизации российского образования до 2020 года подчеркивает особую роль семьи в решении задач воспитания детей. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Влияния семьи и семейных отношений на развитие личности, высокий уровень компетентности родителей поможет избежать ошибок в воспитании детей.

Формирование педагогической компетентности родителей является основой гармоничного психологического развития ребенка в семье. Именно в семье происходит первичная социализация личности ребенка. По словам А. Бандуры: «Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества». Неполноценность первичной социализации в семье создает проблему нарушенного, неадаптивного и неадекватного социального функционирования ребенка сначала в детском саду, далее в школе, а затем и в обществе в целом.

Под понятием родительской компетентности понимают:

– «знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности родителя», – писала Талызина Н.Ф.;

– «возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом», – писала Кормушина Н.Г.;

– «наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка», – писала Мизина Н.Н.:

— «Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться», – писала Овчарова Р.В.

Анализируя содержание дефиниции «родительская компетентность», рассматриваемый отечественными психологами М.О. Ермихиной, Р.В. Овчаро- вой и др. выделяют феномен «родительства» как интегральное психологическое образование личности.

По определению Р.В. Овчаровой, родительство – социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы родительство включает в себя родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания.

На основе анализа исследований Р.В. Овчаровой, Н.Г. Кормушиной, Н.И. Мизиной, М.О. Емихиной были определены следующие составляющие (структурные компоненты) родительской компетентности: когнитивную, эмоциональную, поведенческую.

Когнитивная составляющая включает в себя знания и представления о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, представления о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, знание родительских функций, образ ребенка.

Поведенческая составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.

Эмоциональная составляющая определяется переживаниями и чувствами человека, субъективное отношение к себе как родителю, родительские чувства и установки.

Родительская компетентность очень важная часть самореализации взрослого человека.

«Компетентность – это обладание основательными знаниями в какой-либо области», – писали Ожегов и Ушаков.

В современном обществе возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей. Данные тенденции нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требуют совершенствования содержания, форм и методов становлению родительской компетентности.

Особая роль отводится формированию следующих видов родительской компетентности:

Педагогической:

– знание и использование в повседневной жизни методов воспитательного воздействия, способствующих развитию личности ребёнка. Ориентация на поощрение желательных действий ребёнка и выстраивание границ дозволенного поведения в случае нежелательных действий ребёнка. Отказ от жестокого обращения с детьми. Скоординированность родительских действий по отношению к ребёнку.

Читайте также:  Занятия для ребенка 3 лет с задержкой развития речи

Психологической:

– понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, а также умение строить взаимоотношения с ним с учётом удовлетворения его базовых психологических потребностей: в безопасности, любви, уважении и принятии.

Здоровьесберегающей:

– компетентность, основанная на внимании к физическому здоровью ребёнка. Она включает в себя проведение необходимых профилактических мероприятий, обследование ребёнка у специалистов, направленное на выявление отклонений в здоровье ребёнка и своевременное их предупреждение или лечение.

Социальной:

– компетентность, которая проявляется в способности родителей сохранять старые социальные связи и предусматривает способность родителей устанавливать и поддерживать новые продуктивные социальные связи, способствующие интеграции семьи в социум.

Правовой:

– знание основных прав родителей и ребёнка, ориентация в нормативно-правовых документах и законодательстве РФ по вопросам семьи, а также умение применять на практике нормы законодательства..

Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательного учреждения, психолога и других специалистов. С целью повышения уровня компетентности родителей практикуются следующие формы работы с семьей:

Консультирование воспитателями, психологом, тифлопедагогом, логопедом.

Семинары и тренинги. На семинарах родители получают информацию, делятся опытом, задают специалистам интересующие вопросы.

Практические упражнения, выполняемые в ходе тренингов, активизируют творческие силы, способствуют изменению поведения родителей в определённых ситуациях.

Лектории. Одна из форм организации родительского всеобуча, просвещения по вопросам, связанным с воспитанием, развитием детей, охраной их здоровья.

Обучающие занятия. Направлены на овладение родителями практическими приёмами.

Родительские клубы. По сравнению с лекторием, родительский клуб имеет более камерный характер, ориентированный на личное общение и обсуждение, а также менее формальный.

Развитие социальной активности семьи. Участие в совместных мероприятиях сада, группы.

Неформальное общение семей, способствует налаживанию дополнительных социальных контактов семей.

Анкетирование, тестирование.Для дифференциации просветительской работы.

Работа с родителями на сайте. Размещение обучающих материалов: памяток, статей, размещение ссылок на полезные интернет-ресурсы. Различные варианты обратной связи с родителями: проведение онлайн-опросов, сбор вопросов или комментариев. Также на сайте можно дублировать информацию о мероприятиях для родителей.

Стенды для родителей. Наглядная информация для совместного ознакомления родителей с детьми.

Семейные праздники. Их основная задача – обеспечить семье опыт эмоционально позитивного взаимодействия. С точки зрения решения задач родительской компетентности, оптимальный формат семейного праздника – продуманная презентация заранее подготовленных проектов. Совместная деятельность всей семьи по подготовке к такому празднику имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал.

Семейный читательский клуб. Еще одна оригинальная форма работы, которая имеет свои положительные ресурсы- чтение становится объединяющей деятельностью.

Детско-родительские мероприятия. Ставят своей задачей показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Но не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей, чтобы понять место своего ребенка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери.

Основной целью взаимодействия с родителями является повышение педагогической компетентности родителей посредством организации совместной деятельности педагога и семьи. Они ведут к следующим результатам:

– адаптация родителей к родительской роли;

– организация взаимодействия «мать-ребёнок», «семья-ребёнок» ;

-социально-психологическое взаимодействие матери и ребёнка;

– социально-психологическое взаимодействие ребёнка и других членов семьи;

– активное вовлечение семьи в реализацию социально-педагогической програм;

– обучение членов семьи навыкам взаимодействия с ребёнком; встраивание обучения ребёнка в повседневную жизнь семьи.

– повышается уровень знаний и компетентности родителей.

– улучшается качество жизни семьи.

· создаются условия для благоприятного климата в семье с целью её укрепления и конструктивного влияния на ребёнка.

– повышается социальная активность родителей.

· повышается уровень информированности и профессиональной компетентности.

Источник

Роль родителей в развитии

у ребёнка социальной компетентности

Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с собой, с социумом, с внешним миром. Если точно следовать этимологии выражения «социальная неуверенность», то нужно говорить только о дисгармоничном взаимодействии ребёнка с социумом.

Чаще всего это описывается как некоммуникабельность, т. е. как гипоактивность. Проявлением неуверенности может быть и гиперактивность в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей.

Одна из важнейших задач родителей – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.Для нормального развития каждый ребёнок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребёнок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. И если он недополучает её по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т. е. то, что мы называем социальной неуверенностью.

Читайте также:  Семья призвана создать условия развития ребенка

Если ребёнок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, что он не может быть сильным как психически, так и физически.

Компоненты социально компетентного поведения:

– умение сказать «нет»;

– умение выражать желания и требования;

– владение навыками эффективного общения, умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор;

– выражать как позитивные, так и негативные чувства.

Социально компетентное поведение характеризуют следующие факты:

1. Умение проявить волю, принять собственное решение. Прогнозирование всех последствий ситуаций как проявление рефлексии.

2. Выбор рационально обоснованного поведения: понимать и правильно принимать социальный сигнал; распознавать принципы механизмов социального управления; контролировать своё состояние и освободиться от социального страха в общении с другими.

3. Умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев), переформировать их в продуктивную форму поведения, вычленять затрудняющие поведение факторы и устранять их.

4. Проявлять самоутверждающее поведение и реализовать его без агрессивного самоутверждения за счёт других. Представлять другому возможность сформировать свои представления и аргументы.

5. Адекватно воспринимать и интерпретировать похвалу. В общении с другими не занижать и не завышать самооценку.

Итак, основными факторами, способствующими выработке социальной уверенности у ребёнка являются: пример родителей общения с другими людьми; искренний интерес к ребёнку и его проблемам; оказание ребёнку психологической поддержки.

С расширением круга общения, посещением разнообразных кружков ребёнок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое – хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов – бранные слова. Услышав от своего ребёнка такое «новшество», взрослые часто теряются и не знают, как себя вести в таких ситуациях. Оправившись от шока, родители выбирают один из следующих вариантов.

Вариант 1. Ругаем.

«И в кого только он пошёл?..» – удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения. Ведь часто случается так, что, не замечая своих особенностей поведения, мы отслеживаем их в поведении своих детей. Задумайтесь, является характерной для вас несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя».

Вариант 2. Оставляем без внимания («Ничего не произошло!»)

Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акцентировать внимание, что ребёнок сам их забудет, родители от части правы. Но какая гарантия, что, однажды забыв эти выражения, ребёнок не вспомнит их в самый неподходящий момент?.. Также взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыслив, малыш, скорее всего, придёт к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.

Вариант 3. Запугиваем («Будешь ругаться – язык отрежут!»)

Очень эффективный способ, особенно при необходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом всё труднее будет найти действенный персонаж запугивания, а во-вторых, в случае ненормированного использования этот метод может спровоцировать появление и развитие невротических состояний. Особенно «популярны» у родителей медицинские процедуры: уколы, хирургическиеоперации и т. д. в этом случае не стоит удивляться тому, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребёнка начнётся истерика.

Вариант 4. Объясняем.

Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и чёткой последовательной тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребёнок включает в свою речь нецензурную лексику, сразу объясните малышу твёрдым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребёнку возможность сделать свой выбор!

Одна из причин, по которой дети начинают ругаться, – это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокирования взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребёнок будет пускать его в ход всё чаще и чаще. Необходимо показать малышу, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое как вашем, так и вашего ребёнка.

Будьте здоровы!

Источник