Роль родителей в развитии здорового ребенка

Короткова Светлана
Роль родителей в формировании здорового образа жизни детей

Короткова Светлана Александровна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №22»

г. Балахна

В статье представлено состояние проблемы здоровья детей, воспитывающихся в ДОУ. Описан опыт работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей младшего дошкольного возраста в ДОУ; предлагается комплекс мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, раскрыто их значение. Статья адресована воспитателям, организаторам оздоровительных мероприятий.

Роль родителей в формировании здорового образа жизни детей

Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны.

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми [4]. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.

Проанализировав состояние здоровье детей, приходящих в наш детский сад, было отмечено, что большинство детей уже имеют целый букет заболеваний,таких как: бронхиальная астма, аллергический дерматит, неврологические заболевания.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни.

Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило – «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»

Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными – туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовывать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков.

Необходимо сделать все возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе. Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скакалке, кеглях и др. Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр.

Для того чтобы помочь детям сохранить и укрепить здоровье детей, воспи-тать у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознатель-ного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отноше-ния к своему здоровью была разработана программа «Малышок – крепышок». Эта программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста, посещающих детский сад, целью, которой является создание условий для укрепления здоровья детей на основе активного использования закаливания.

Особое место в программе отведено взаимодействию с родителями. Уже на первом родительском собрании провожу анкетирование «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости» [2], которое помогает выяснить состояние здоровья детей, а также сделать заключение об отношении к здоровому образу жизни каждой семьи. Знакомлю с программой, ее целью и задачами, информация должна быть доведена до каждого родителя. Самое главное, родители должны иметь представление о том, каких результатов следует ожидать от реализации программы[1]. В наглядной форме через оформление различного рода стендов осуществляю пропаганду здорового образа жизни. Совместно с родителями были оформлены фотовыставки: «С солнцем, воздухом, водой крепко дружим всей семьей», «В здоровом теле – здоровый дух». Систематически провожу родительские собрания, консуль-тации, индивидуальные и групповые педагогические беседы, на которых даю советы по профилактике простудных заболеваний, по закаливанию детского организма.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада приносит большую пользу воспитателям и самим родителям. Родителям предоставляется возможность посещать детский сад в любое время, они могут видеть, как живут дети в детском саду.

Родители стали активными участниками жизни группы. Они действительно становятся единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.

Для физической активности на участке с помощью родителейоборудован мини-стадион: спилы деревьев приспособили для турника; в землю вертикально и горизонтально вкопали машинные шины; сделали корзину и мишени для бросания мяча; для развития равновесия вкопали бревно. Родители принимают участие в создании благоприятного для здоровья климата в группе: это ремонт и озеленение, ведь растения не только радуют глаз, но и помогают поддерживать необходимый уровень влажности; приобретение бактерицидной лампы. Эффективным средством пропаганды здорового образа жизни является посещение родителями открытых физкультурных развлечений, а также участие в них. Стало традицией проведение физкультурных развлечений для родителей и детей: «Ярмарка», «Путешествие в лес», к 23 февраля – «Веселые старты». Подготовка к таким развлечениям начинается заранее. В приемной вывешивается красочное объявление, плакаты с пословицами и поговорками о здоровье, о пользе закаливания организма. Родителям вручаются пригласительные билеты. Каждый раз после таких мероприятий, дети и родители получают большой эмоциональный заряд, и с большим нетерпением ждут следующих встреч.

Читайте также:  Показатели развития ребенка значимые для выявления отклонений в развитии

Здоровый образ жизни в настоящем – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в будущем.

Приложения:

№ 1

План работы с родителями по формированию у детей

здорового образа жизни

Дата Название мероприятия

Цель мероприятия

Сентябрь 1. Анкетирование

«Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»

2. Беседа «Что такое ЗОЖ?

3. Фотовыставка «С солнцем, воз-духом, водой крепко дружим всей семьей».

4. Пополнение центра природы комнатными цветами.

Ознакомление родителей с формирова-нием культуры здоровья детей.

Октябрь 1. Индивидуальные беседы с ро-дителями о необходимости про-водить вакцинацию против грип-па.

2.Индивидуальные беседы с ро-дителями: «Спортивная обувь для занятий физкультурой».

4. Спортивное развлечение для детей и родителей «Ярмарка».

Пропагандировать ЗОЖ, познакомить с мерами профилактики плоскостопия, нарушения осанки, напомнить о необхо-димости приобретения спортивной обу-ви.

Ноябрь 1. Папка-передвижка

«Предупреждение простудных заболеваний».

2.Индивидуальные консульта-ции: «Одежда детей в группе».

3. Родительское собрание.Тема: «Профилактика простудных за-болеваний через проведение за-каливающих мероприятий»

Познакомить родителей с пользой вита-минов для укрепления здоровья детей.

Напомнить, что температурный режиме в группе благоприятно влияет на само-чувствие детей.

Декабрь 1. Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данно-го заболевания».

2. Фотовыставка «В здоровом те-ле – здоровый дух».

Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укрепле-нию и сохранению здоровья детей в до-машних условиях и условиях д/с.

Январь 1. Консультация для родителей «Воспитание основ здорового об-раза жизни у детей дошкольного возраста».

2. Консультация «Как приучить ребенка чистить зубы».

3. Папка-передвижка «Полезные советы родителям»

Повышение педагогической культуры родителей по ЗОЖ.

Февраль 1. Папка-передвижка «Игры, ко-торые лечат».

2. Развлечение «Веселые старты».

3. Памятка «Занятия зимними ви-дами спорта и здоровье детей».

Вызывать интерес к зимним видам спор-та на свежем воздухе, играм и развлече-ниям, потребность в физических упраж-нениях и играх.

Март 1. Совместное изготовление до-рожек здоровья.

2. Родительское собрание: «Что-бы ребенок ос здоровым»

Объединение усилий педагогов и роди-телей по формированию ЗОЖ у детей.

Апрель 1. Оздоровительный досуг

«Путешествие в лес».

2. Оборудование мини-стадиона на участке.

3. Папка-передвижка «Берегите зрение детей».

Воспитывать интерес к русским народ-ным подвижным играм, потешкам, при-бауткам.

Повышение педагогической культуры родителей по ЗОЖ.

Май 1. Мониторинг заболеваемости воспитанников группы, сопо-ставление с предыдущим учеб-ным годом.

2. Родительское собрание «Итоги года».

№ 2

Анкета для родителей

«Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»

1. Часто ли болеет ваш ребенок?

– часто;

– нет;

– иногда.

2.Причин болезни:

– недостаточное физическое воспитание в детском саду;

– недостаточное физическое воспитание в семье;

– наследственность, предрасположенность.

3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правиль-ным развитием вашего ребенка?

– да;

– нет;

– частично.

4. На что, на Ваш взгляд, должны семья и дет. сад обращать внимание, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?

– соблюдение режима;

– рациональное, калорийное питание;

– полноценный сон;

– достаточное пребывание на воздухе;

здоровая гигиеническая обстановка;

– наличие спортивных и детских площадок;

– физкультурные занятия;

– закаливающие мероприятия.

5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка?

– облегченная одежда в группе;

– обливание ног водой контрастной температуры;

– хождение босиком;

– прогулка в любую погоду;

– полоскание горла водой комнатной температуры;

– умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры;

– систематическое проветривание группы.

6. Знаете ли Вы как укреплять здоровье ребенка?

– да;

– нет;

– частично.

7. Нужна ли Вам помощь дет. сада?

– да;

– нет;

– частично.

Источник

Консультация

Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни

          Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, весёлыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создавать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям.    Здоровье ребёнка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьёй.

         Формы могут быть разными – туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях. Нередко у ребёнка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые упражнения, например, ездить на самокате, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребёнку ограничиться только такой двигательной активностью. С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику. Кроме того, важны ежедневная двигательная активность и активный отдых, поэтому родители должны знать подвижные игры, их содержание и правила. В тёплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе. Это ходьба между деревьями, по бревну или доске (мостик через речку), перешагивание через корни, бревно, перелезание через бревно, подлезание под сучья; прыжки с возвышения (пень, бревно); подъём в гору и спуск с горы; перепрыгивание препятствий с места и разбега. С целью повышения выносливости детей рекомендуется проводить бег в медленном темпе до двух минут. Используется и бег с высоким подниманием бедра, на прямых ногах (не сгибая в коленях), приставным шагом боком и другие. Все виды движений проводить в игровой форме, что улучшает качество их выполнения и поддерживает положительные эмоции у детей. Зимой возможностей немало: катание на санках с горки, на коньках, лыжах, спортивные игры (элементы баскетбола, футбола, настольного тенниса, плавания) в помещении. Пешеходные и лыжные прогулки являются одной из наиболее эффективных форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.

Читайте также:  Зрения в развитии личности ребенка

       Итак, двигательная активность играет важнейшую роль в укреплении здоровья ребёнка, в формировании систем организма, оказывает стабилизирующее воздействие на становление психических функций. Большое значение в укреплении здоровья имеют циклические, то есть длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование выносливости. Именно выносливость в сочетании с закаливанием обеспечивает надёжную защиту от острых респираторных заболеваний. Популярное циклическое упражнение – бег трусцой со скоростью 5-7 км/ч через один-два можно получить хороший оздоровительный и общеразвивающий эффект. Нагрузку следует увеличивать постепенно, причём не за счёт удлинения пробегаемой дистанции, а за счёт повторения. Постепенно при правильно организованной тренировке дети дошкольного возраста могут пробегать 1,5-2 км без напряжения.

        Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков. Необходимо сделать всё возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе.

       Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скакалках, кеглях и другом. Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр. Оздоровительный эффект от игры на свежем воздухе в парке, на прогулочной площадке, значительно выше, чем от игры в закрытом помещении, как бы хорошо оно ни проветривалось.

       Какой можно сделать вывод?

       Если мероприятия по укреплению здоровья детей, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у ребёнка развиваются индивидуальные склонности и интересы и отношение к здоровью становится ценностным.

 Например, ряд упражнений для выполнения дома вместе с родителями:

 1. «Кошечка» – развивать навык ползания, тренировать вестибулярный аппарат, укреплять мышцы туловища и конечностей;

2. «Качалка» – укреплять мышцы туловища и конечностей, развивать координацию движений, совершенствовать функцию вестибулярного аппарата;

 3. «Ласточка» – тренировать вестибулярный аппарат, развивать координацию движений, укреплять связочно- мышечный аппарат, туловище, руки, ноги;

4. «Крокодил» – укреплять связочно-мышечный аппарат, туловище, руки, ноги.

       И ряд подвижных игр: «Забей гол картошкой», «Мой весёлый звонкий мяч», «Лови мяч», «Бадминтон», «Весёлая скакалка» и другие. Играя с детьми, родители заботятся о здоровье, и это, неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. От чего же зависит здоровье человека? Оно зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Это значит, что в развитии у детей ценностного отношения к здоровью, важную роль играют родители, именно они формируют потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни.

Консультация для родителей

«Здоровый образ жизни»

      Для сохранения полноценного здоровья необходимо вести здоровый образ жизни. В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:

 • отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотических веществ);

 • оптимальный двигательный режим;

 • рациональное питание;

• закаливание;

 • личная гигиена;

• положительные эмоции.

Здоровый образ жизни человека несовместим с вредными привычками! «Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека» (Н.А. Агаджанян).

 «Если не бегать пока здоров, придётся бегать, когда заболеешь» (Гораций). «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (О. Бальзак).

Если вы хотите быть здоровыми, избегайте вредных привычек!

Полезные привычки:

* утро начинать с добрых мыслей и зарядки;

* чистить зубы после еды;

 * дышать носом;

 * мыть руки перед едой;

Читайте также:  Электронные книги для развития ребенка

 * желать окружающим здоровья

* осмысливать прочитанное, увиденное, услышанное Вредные привычки:

* курить;

* употреблять алкоголь;

* поздно ложиться спать;

 * принимать наркотики;

* завидовать.

Правильное питание – один из элементов здорового образа жизни. Основные правила питания:

1. Пищу принимать 4 – 5 раз в день в определенные часы.

 2. Пережевывать пищу медленно и тщательно.

3. Вечером не пить чай, кофе.

4. Сахар заменять медом, ягодами, фруктами.

 5. Белый хлеб есть как можно реже.

 6. Стараться обходиться без соли.

7. Воду пить небольшими порциями до 2л в день.

 8. Пищу принимать свежеприготовленную, в тёплом виде.

 Экология питания Экология питания заключается в изучении продуктов, произведенных в определенной экологической среде и содержащих те компоненты, которые присутствуют в данной среде. Мы знаем, что существуют экологически чистые продукты, а также продукты, содержащие нитраты, остатки пестицидов, антибиотиков, гормональных препаратов и множество других добавок неприродного происхождения. От того, какие продукты питания мы используем зависит наше здоровье, физическое развитие, сопротивляемость болезням, физическая и умственная способность. Поэтому культура питания, качество продуктов и организация рационального питания играют значительную роль в формировании здорового образа жизни. Каждый человек должен знать, сколько и какие продукты ему необходимы, где они произведены, какого качества и какие содержат добавки.

 Быть в движении – значит укреплять здоровье. Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, весёлым, хорошо физически развитым. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно- двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается лёгочная вентиляция. Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышаю деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, к снижению работоспособности организма. Имеет большое значение отношение родителей к физическим упражнениям. Их положительный пример существенно влияет на формирование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьёй. Формы здесь разные туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях «Всей семьёй – на старт». Роль взрослого – не дать ребёнку ограничиться, каким- то одним движением, чувство ритма, прыгучесть. Полезно объединять в играх и упражнениях активных и пассивных детей. Делать это надо тактично. Сильному предложить научить слабого, а ребёнок сам может выбрать, с кем ему позаниматься.

 Анкета для родителей.

 Уважаемые родители!

  • «Здоровый образ жизни» – как Вы это понимаете?
  •  Правильное питание
  • Соблюдение режима дня
  •  Благоприятные условия окружающей среды
  • Гармоничные отношения в семье
  •  Занятия физической культурой
  • Другое ___________________________________________________________________

2. Какие факторы, с Вашей точки зрения, в большей степени влияют на состояние здоровья человека?

  • Экологические загрязнения
  • Наследственные заболевания
  • Недостаточный уровень двигательной активности
  • Неправильное питание
  • Вредные привычки
  • Другое_______________________________________________________________________________

3. Оцените состояние здоровья Свое

 • Хорошее

• Плохое

• Затрудняюсь ответить Ребенка

• Хорошее

• Плохое

 • Затрудняюсь ответить

4. Часто ли болел Ваш ребенок в течение прошлого года?

• Да Сколько раз? _____________

•НетВ чем Вы видите причины заболеваний? _____________________________________________________ __________________________________________________________________________ 5. Изменилось ли здоровье Вашего ребенка за время посещения детского сада?

• Улучшилось

 • Осталось таким же

• Ухудшилось

6. На что, по Вашему мнению, должны обратить особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка? • Соблюдение режима • Рациональное питание • Полноценный сон • Достаточное пребывание на свежем воздухе • Здоровая гигиеническая среда • Благоприятная психологическая атмосфера • Закаливающие мероприятия • Другое _____________________________________________________________________________ 7. Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня? -Да -Нет Если «Да», укажите время основных его компонентов Будние дни Выходные дни • Прием пищи • Ночной сон • Дневной сон • Прогулка 8. Укажите виды деятельности Вашего ребенка дома Будние дни (вечер) Выходные дни • Занятия рисованием, лепкой, конструированием • Подвижные игры • Пешие прогулки вместе с родителями • Прослушивание рассказов, сказок • Просмотр детских телевизионных передач • Занятия физическими упражнениями • Другое 9. Какие меры Вы предпринимаете с целью укрепления здоровья Вашего ребенка? • Посещение врачей • Занятия физическими упражнениями • Закаливание • Дыхательная гимнастика • Массаж • Прогулки на свежем воздухе • Правильное питание • Другое _____________________________________________________________________________ 10. Как часто Вы уделяете внимание укреплению здоровья своего ребенка? • Регулярно • От случая к случаю • Не уделяю • Другое _______________________________________________________________________________ 11. Есть ли причины, мешающие уделять внимание здоровью ребенка? Если есть, то какие? •

Источник