Роль родителей в развитии ребенка раннего возраста
Елена Анцибор
Роль родителей в развитии детей раннего возраста
В раннем возрасте существует очень сильная привязанность к родителям, особенно к маме. И беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет. Если мать по характеру тревожная и властная, то она непроизвольно привязывает к себе ребенка до такой степени, что создает у него болезненную зависимость от себя. Ребенок может чувствовать себя в безопасности только в присутствии мамы, и он не стремится общаться с другими взрослыми и сверстниками. Подобная невротическая привязанность делает ребенка инфантильным, несамостоятельным, неуверенным в своих силах и возможностях. К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, который предъявляет очень высокие требования к ребенку, требует беспрекословного подчинения и наказывает при малейшем непослушании. Почти всегда в таких семьях существует конфликт по поводу воспитания. Мать, в противовес отцу, во всем уступает ребенку и окружает его избыточной заботой. Такие дети очень капризны, возбудимы и у них неустойчивое настроение.
Очень важно, чтобы мама по отношению к ребенку была эмоционально- отзывчива. Потому что, если мама недостаточно общается с ребенком, если она не эмоциональна, то ребенок восполняет этот пробел тем, что часто приходит в возбужденное состояние, кричит, плачет. Просто ребенок боится, что про него забудут, не выслушают, не поймут, не приласкают. Тем не менее, подобное поведение расценивается как капризы, истерики, упрямство.
Бывают случаи, когда мама стремится двигаться вверх по карьерной лестнице, а ребенок становится обузой, мешая ее социальному продвижению. Из-за того, что ребенку не хватает материнской ласки, у него поздно формируется речь и навыки общения с другими взрослыми. Т. е. такой ребенок остается инфантильным на всю жизнь.
Если мама полностью посвящает себя ребенку, не дает ему проявить самостоятельность, таким образом, она формирует в ребенке безответственность и беспомощность. Мама зависит от капризов ребенка, поскольку она все делает за него. Отец в таком союзе двоих лишается собственно отцовских функций и становится лишним в семье. Поскольку у ребенка нет опыта соперничества, нет опыта компромиссных решений, то когда ребенок подрастет, его не будут принимать в дворовую компанию и останется капризным придатком матери. Чаще всего такую тесную связь создают одинокие мамы. Такое поведение приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков. Такому ребенку будет легче общаться с маленькими детьми, он может воображать себя девочкой, к нему прилипнет кличка «маменькин сынок».
Мы привыкли думать, что мамино участие в жизни ребенка – явление важное и само собой разумеющееся. Другое дело – папа. Ему “на роду написано” добывать средства к существованию и появляться дома только под вечер, уставшим и голодным. В роли воспитателя он многими не воспринимается, а уж в роли близкого друга – и подавно. Часто контакты папы с ребенком ограничиваются воспитательно-назидательными монологами, содержащими указания, что можно делать, а чего нельзя. А некоторые мамы просто используют папу вместо пугала, чтобы “приструнить”малыша: “Вот придет папа, он тебя накажет!”
Если в семье растет мальчик, то вырасти из мальчика в мужчину – задача непростая, и справиться с ней в одиночку ребенок не в состоянии. Мальчику нужен образец для подражания, пример, которому он будет следовать. Это скажется потом на его отношениях с женщинами, на благополучии его будущей семьи.
Степень эмоциональной близости в раннем детстве с отцом во многом определяет будущую успешность взрослого человека. Часто приходится наблюдать, как мужчине не удается создать нормальные отношения с начальством, продвинуться в карьере, добиться успеха. Иногда это и есть следствием давнего конфликта отца и сына.
Бунт против общества или норм, предписанных законом,- тоже своеобразная попытка разрешить застарелый конфликт, попытка болезненная и часто безуспешная.
Необходимо создать в доме такую атмосферу, в которой и папе и сыну захочется проводить время вместе. И не важно,что именно они при этом будут делать: с азартом смотреть футбол, что-то мастерить или просто играть и дурачиться, главное, чтобы сын в эти минуты чувствовал, что он нужен папе, что папа его любит.
Папа должен хвалить ребенка за каждый маленький успех. Не считайте лишним телесный контакт, для маленького мальчика он более красноречив, чем дежурное “молодец”; погладьте его по голове, дружески похлопайте по плечу. Папино одобрение ему очень важно, ведь папа – мужчина, и похвалой он как бы принимает сына в свой “мужской клуб”. Именно это и развивает в мальчике мужские качества.
Отец ни в коем случае не должен кричать на ребенка, когда тот плачет, стыдить его. Сын должен чувствовать,что папа им гордиться и радуется его успехам: удивиться сооружением из кубиков, восхититься рисунком, умением танцевать, рассказать стихотворение
Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать напряжение в его обществе. Такой ребенок скорее всего потянется к матери и воспримет ее интересы.
Не секрет, что формирование женских черт у девочки начинается с процесса идентификации, то есть сравнения себя с мамой и копирования ее модели поведения. Казалось бы, тут мамы может быть достаточно. А какова роль отца в процессе взросления девочки?
Не имея возможности наблюдать нормальные отношения полов, девочка не приобретает представления о том, какими они могут быть, и не создает своего образа идеального мужчины. Эти представления будут необходимы ей в жизни для построения гармоничных отношений с мужчинами (нужно ли говорить, насколько это важно, учитывая, что мужчины – это полчеловечества). Это и муж, в конце концов, которого нужно выбрать, создать с ним крепкую семью и жить счастливо. Именно по причине отсутствия образа мужчины и отношений между полами многие дочери повторяют неудачный сценарий жизни своих матерей – выбор “не того” мужчины, неумение жить мирно, развод.
Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Подчеркнутая самостоятельность, напористость, стремление выйти из сферы женских занятий и утвердить свое равноправие с мужчинами часто являются последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать ему, что она достойна его любви.
Отец, который каждый день проводит хотя бы полчасика со своей дочуркой, закладывает основу ее будущего благополучия во всех отношениях. Сидя на коленях у папы, девочка получает не только поучительные знания о том, что он расскажет. Она получает также “закодированную” информацию о своей правильности, нужности и даже привлекательности. И пусть вам не кажется, что это неуместно в таком нежном возрасте. Способность быть женщиной формируется именно с участием папы, который внимателен к маме и ласков с дочерью. Многие взрослые женские неблагополучия, в том числе и со здоровьем, берут свое начало в раннем безотцовском детстве. Правда, не лучшую службу сослужит и отстраненный, жесткий, эмоционально холодный, редко появляющийся отец.
Самооценка девочки напрямую связана с наличием или отсутствием хорошего папы. Бывает, что мама формирует у девочки резко отрицательный образ мужчины, перенося его на всех мужчин без разбору,и навязывая решение: “раз они негодяи, нечего с ними иметь дело!”. Как это отразится на дальнейшей жизни девочки, нетрудно представить.
Хороший папа в детстве девочки – это ее счастливое замужество во взрослой жизни.
Психологами были получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Авторитарный отец оказывает положительное влияние на умственные характеристики детей, а авторитарная мать – отрицательное.
Список литературы:
1. Кон И. С. Материнство и отцовство// ж. Семья и школа. 1988
№ 2.
2. Целуйко В. М. Психология современной семьи. – М.: Владос, 2004. – 288с.
3. Целуйко В. М. Семейный конфликт и дети //ж. Психолог в детском саду. 2008 № 1, с. 54-67.
Источник
Анцибор Елена Юрьевна
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В раннем возрасте существует очень сильная привязанность к родителям, особенно к маме. И беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет. Если мать по характеру тревожная и властная, то она непроизвольно привязывает к себе ребенка до такой степени, что создает у него болезненную зависимость от себя. Ребенок может чувствовать себя в безопасности только в присутствии мамы, и он не стремится общаться с другими взрослыми и сверстниками. Подобная невротическая привязанность делает ребенка инфантильным, несамостоятельным, неуверенным в своих силах и возможностях. К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, который предъявляет очень высокие требования к ребенку, требует беспрекословного подчинения и наказывает при малейшем непослушании. Почти всегда в таких семьях существует конфликт по поводу воспитания. Мать, в противовес отцу, во всем уступает ребенку и окружает его избыточной заботой. Такие дети очень капризны, возбудимы и у них неустойчивое настроение.
Очень важно, чтобы мама по отношению к ребенку была эмоционально- отзывчива. Потому что, если мама недостаточно общается с ребенком, если она не эмоциональна, то ребенок восполняет этот пробел тем, что часто приходит в возбужденное состояние, кричит, плачет. Просто ребенок боится, что про него забудут, не выслушают, не поймут, не приласкают. Тем не менее, подобное поведение расценивается как капризы, истерики, упрямство.
Бывают случаи, когда мама стремится двигаться вверх по карьерной лестнице, а ребенок становится обузой, мешая ее социальному продвижению. Из-за того, что ребенку не хватает материнской ласки, у него поздно формируется речь и навыки общения с другими взрослыми. Т.е. такой ребенок остается инфантильным на всю жизнь.
Если мама полностью посвящает себя ребенку, не дает ему проявить самостоятельность, таким образом, она формирует в ребенке безответственность и беспомощность. Мама зависит от капризов ребенка, поскольку она все делает за него. Отец в таком союзе двоих лишается собственно отцовских функций и становится лишним в семье. Поскольку у ребенка нет опыта соперничества, нет опыта компромиссных решений, то когда ребенок подрастет, его не будут принимать в дворовую компанию и останется капризным придатком матери. Чаще всего такую тесную связь создают одинокие мамы. Такое поведение приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков. Такому ребенку будет легче общаться с маленькими детьми, он может воображать себя девочкой, к нему прилипнет кличка «маменькин сынок».
Мы привыкли думать, что мамино участие в жизни ребенка – явление важное и само собой разумеющееся. Другое дело – папа. Ему “на роду написано” добывать средства к существованию и появляться дома только под вечер, уставшим и голодным. В роли воспитателя он многими не воспринимается, а уж в роли близкого друга – и подавно. Часто контакты папы с ребенком ограничиваются воспитательно-назидательными монологами, содержащими указания, что можно делать, а чего нельзя. А некоторые мамы просто используют папу вместо пугала, чтобы “приструнить” малыша: “Вот придет папа, он тебя накажет!”
Если в семье растет мальчик, то вырасти из мальчика в мужчину – задача непростая, и справиться с ней в одиночку ребенок не в состоянии. Мальчику нужен образец для подражания, пример, которому он будет следовать. Это скажется потом на его отношениях с женщинами, на благополучии его будущей семьи.
Степень эмоциональной близости в раннем детстве с отцом во многом определяет будущую успешность взрослого человека. Часто приходится наблюдать, как мужчине не удается создать нормальные отношения с начальством, продвинуться в карьере, добиться успеха. Иногда это и есть следствием давнего конфликта отца и сына.
Бунт против общества или норм, предписанных законом,- тоже своеобразная попытка разрешить застарелый конфликт, попытка болезненная и часто безуспешная.
Необходимо создать в доме такую атмосферу, в которой и папе и сыну захочется проводить время вместе. И не важно, что именно они при этом будут делать: с азартом смотреть футбол, что-то мастерить или просто играть и дурачиться, главное, чтобы сын в эти минуты чувствовал, что он нужен папе, что папа его любит.
Папа должен хвалить ребенка за каждый маленький успех. Не считайте лишним телесный контакт, для маленького мальчика он более красноречив, чем дежурное “молодец”; погладьте его по голове, дружески похлопайте по плечу. Папино одобрение ему очень важно, ведь папа – мужчина, и похвалой он как бы принимает сына в свой “мужской клуб”. Именно это и развивает в мальчике мужские качества.
Отец ни в коем случае не должен кричать на ребенка, когда тот плачет, стыдить его. Сын должен чувствовать, что папа им гордиться и радуется его успехам: удивиться сооружением из кубиков, восхититься рисунком, умением танцевать, рассказать стихотворение
Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать напряжение в его обществе. Такой ребенок скорее всего потянется к матери и воспримет ее интересы.
Не секрет, что формирование женских черт у девочки начинается с процесса идентификации, то есть сравнения себя с мамой и копирования ее модели поведения. Казалось бы, тут мамы может быть достаточно. А какова роль отца в процессе взросления девочки?
Не имея возможности наблюдать нормальные отношения полов, девочка не приобретает представления о том, какими они могут быть, и не создает своего образа идеального мужчины. Эти представления будут необходимы ей в жизни для построения гармоничных отношений с мужчинами (нужно ли говорить, насколько это важно, учитывая, что мужчины – это полчеловечества). Это и муж, в конце концов, которого нужно выбрать, создать с ним крепкую семью и жить счастливо. Именно по причине отсутствия образа мужчины и отношений между полами многие дочери повторяют неудачный сценарий жизни своих матерей – выбор “не того” мужчины, неумение жить мирно, развод.
Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Подчеркнутая самостоятельность, напористость, стремление выйти из сферы женских занятий и утвердить свое равноправие с мужчинами часто являются последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать ему, что она достойна его любви.
Отец, который каждый день проводит хотя бы полчасика со своей дочуркой, закладывает основу ее будущего благополучия во всех отношениях. Сидя на коленях у папы, девочка получает не только поучительные знания о том, что он расскажет. Она получает также “закодированную” информацию о своей правильности, нужности и даже привлекательности. И пусть вам не кажется, что это неуместно в таком нежном возрасте. Способность быть женщиной формируется именно с участием папы, который внимателен к маме и ласков с дочерью. Многие взрослые женские неблагополучия, в том числе и со здоровьем, берут свое начало в раннем безотцовском детстве. Правда, не лучшую службу сослужит и отстраненный, жесткий, эмоционально холодный, редко появляющийся отец.
Самооценка девочки напрямую связана с наличием или отсутствием хорошего папы. Бывает, что мама формирует у девочки резко отрицательный образ мужчины, перенося его на всех мужчин без разбору, и навязывая решение: “раз они негодяи, нечего с ними иметь дело!”. Как это отразится на дальнейшей жизни девочки, нетрудно представить.
Хороший папа в детстве девочки – это ее счастливое замужество во взрослой жизни.
Психологами были получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Авторитарный отец оказывает положительное влияние на умственные характеристики детей, а авторитарная мать – отрицательное.
Список литературы:
- Кон И.С. Материнство и отцовство// ж. Семья и школа. 1988 № 2.
- Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: Владос, 2004. – 288с.
- Целуйко В.М. Семейный конфликт и дети //ж. Психолог в детском саду. 2008 № 1, с. 54-67.
Источник
Роль родителей в развитии ребенка раннего возраста.
Социализация детей раннего возраста.
Ранний возраст – это важный и ответственный этап развития человека. В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию:
- Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации);
- Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе
- Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой
Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации), однако в конкретной воспитательной работе всё-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе. В психолого-педагогических исследованиях выделяются основные формы развития ребёнка – стихийные и организованные виды активности. Они в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребёнка.
У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;
Дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения;
У детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.
В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка, в том числе в рамках ДОУ. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки направленных на благоприятную социализацию ребёнка.
Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребёнка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, складывается в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с семьей возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребёнка.
Адаптация ребенка к условиям ДОУ
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время. Еще Н. М. Аксарина, выделяя трудности адаптации ребенка к детскому саду в отдельную проблему, приводила пример с пересаженным деревом, требующим особого ухода и заботы садовника. Разлука с матерью, разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствие точек соприкосновения с привычной жизнью – все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации ребенка.
В тесной связи с развитием отношения к предметному миру находится развитие отношения ребенка к взрослому. Главная особенность коммуникации со взрослым у детей раннего возраста состоит в том, что общение протекает на фоне их практического взаимодействия.
Складывающаяся под влиянием взрослого предметная деятельность детей начинает менять форму их общения, сложившуюся ранее. Выдвижение на передний план действий с предметами и игры приводит к усложнению потребности детей в общении со взрослым. Эмоциональные контакты с близки людьми, составляющие основное содержание общения младенца, перестают удовлетворять ребенка. Все возрастающий интерес к предметному миру оказывает существенное влияние на их отношения. Помимо потребности во внимании и доброжелательности, ребенок раннего возраста испытывает потребность еще и в сотрудничестве со взрослым.
Следует иметь в виду, что сотрудничество не сводится к прямой помощи, которую взрослый оказывает ребенку в действиях с предметами. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ним, выполнение одного дела. Только такое сотрудничество обеспечивает малышу достижение практического результата при тех ограниченных возможностях, которыми он еще располагает. В ходе подобного сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его доброжелательность, и соучастие в практических действиях. Сочетание этих трех моментов характеризует сущность, возникающей в раннем возрасте новой потребности в общении.
Теперь взрослый начинает выступать для малыша не только как источник тепла и заботы, но и как образец для построения действий с предметами. Именно взрослый открывает ребенку культурную функцию предмета, общественный способ его употребления. Он ставит перед ребенком задачу овладения определенным действием, с помощь слова или показа определяет значение каждого предмета и способы действия с ним. Сначала действия выполняется ребенком в сотрудничестве со взрослым. Постепенно, по мере овладения ребенком значением вещей и формированием умений в обращении с ними взрослые предают ему весь процесс осуществления действия, и оно становится самостоятельным. При этом взрослый, с одной стороны, является образцом для подражания, а с другой – главным ценителем успехов ребенка. Общаясь с другими людьми, ребенок получает возможность познавать своего партнера, а через его реакции, выражаемое им отношение – и самого себя, как бы смотрясь в партнера по общению как в зеркало.
Что же именно ребенок о себе узнает, вступая в общение со взрослым? Прежде всего, нечто самое общее и важное: нужен он или не нужен другим, любят его или нет. Для психического развития ребенка очень важно переживание своей значимости для других. Отношение младенца к себе отражает отношение к нему родных и близких людей. Родные, прежде всего мать, называя ребенка по имени, ласково, нежно разговаривая с ним, выражают свою любовь. В общении с малышом близкие люди, как бы авансом наделяют его личность уникальной значимостью, особой ценностью. Именно такие проявления взрослых, адресованные малышу, способствуют формированию его положительного самоощущения, помогают пережить свою значимость для других. Положительное эмоциональное самоощущение ребенка составляет основу его образа себя базальный компонент самосознания, становится фундаментом его открытого доверчивого отношения к миру, другим людям, себе самому.
Малыш просит взрослого почитать книжку, починить сломанную машинку, достать с полки карандаши, завернуть куклу и т. п. подобные требования и просьбы ребенка указывают на стремление оказать влияние на взрослых. Дети не стали бы ничего требовать от родителей и близких, если бы не были уверены в том, что те могут их послушаться. Таким образом, можно полагать, что дети “знают” о своей способности влиять на поведение других людей.
В настоящее время используется термин “взаимодействие” детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Интернет способствует более плотному общению воспитателей и родителей, предоставляя возможность проконсультировать родителей по интересующим их вопросам не лично, что часто бывает невозможно при ребенке, а удаленно. Воспитатель, в свою очередь, может лучше узнать и понять семью своего воспитанника.
Список использованной литературы:
1. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: Владос, 2004
2. Белкина Л. В. Адатация детей раннего возраста в условиям ДОУ, Воронеж, ТЦ Учитель, 2006
3. Русаков А. С. Адаптация ребенка к д.с. Советы педагогам. СПб, Речь, 2010
Источник