Роль родителей в развитии ребенка подростка

Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района  Белгородской области

Роль  родителей в воспитании подростка.

                                                                                                            Подготовила

                                                                                                       Воспитатель Черкашина Н.А

Главное, в чем могут родители помочь своему ребенку в успешном преодолении всех трудностей подросткового периода, – это создание поддерживающей и психологически безопасной атмосферы в семье. Будьте не родителем, а другом.

Основные принципы воспитания подростка:

  • Проявления любви.
  • Справедливость.
  • Оказание поддержки.

Основные средства воспитания подростка:

  • Общение, разговор.
  • Контроль.
  • Совместные мероприятия.
  • Личный пример.

Воспитание подростка – очень сложная задача. В этом возрасте дети, с одной стороны, уже перестали быть зависимыми от вас малышами, а с другой – еще не превратились во взрослых молодых людей. Эта переходная фаза приносит проблемы, как родителям, так и самим подросткам. Тем не менее с помощью терпения и небольшого количества полезных советов, изложенных ниже, вы сможете преодолеть этот период жизни ребенка и превратить вашего подростка в уверенного молодого человека.Полезные советы, в воспитании подростка:

На этом этапе очень важно, чтобы ваш ребенок осознал, что вы любите его и заботитесь о нем. Вместо того чтобы делать выговоры за ошибки, продемонстрируйте подростку, что вы понимаете ситуацию и всегда готовы его поддержать. Это один из лучших советов о воспитании подростков, который вам стоит принять.

Уважайте личное пространство подростка.

Секреты составляют большую часть жизни подростка. Как родителю вам необходимо знать все тайны жизни вашего ребенка, но иногда ему необходимо предоставлять личное пространство и избегать вмешательства в его мир. Пусть ваш ребенок приходит к вам тогда, когда он/она действительно нуждается в вас.

Подготовьте себя к особенностям подросткового периода.

Подросток это уже не ребенок, поэтому нужно в определенной степени готовить себя к его воспитанию. Читайте книги или вспоминайте свои подростковые годы и то, как вы справлялись с переменами в вашей жизни. Чем больше вы узнаете, изучите , тем лучше сможете понять вашего подростка и его проблемы.

Дисциплинируйте, а не наказывайте.

Когда вы пытаетесь установить определенные стандарты поведения подростка, не будьте навязчивым. Обсудите с ребенком дисциплинарные моменты и примите во внимание его мнение. Объясните, почему необходимо установить правила дисциплины и какую пользу они принесут ему. Очень важно дать подростку возможность выразить свою точку зрения перед установлением любых дисциплинарных правил.

Прививайте чувство ответственности.

В некоторых культурах подросток считается уже взрослым. Это подходящее время, чтобы укрепить его чувство ответственности. Попробуйте возложить на подростка больше домашних обязанностей, а также предоставьте ему возможность самому справляться с ними. Это должно вселить в подростка чувство ответственности и уверенности в себе.

Найдите время для регулярного доверительного общения с подростком.

Подростки, как известно, народ крайне необщительный, поэтому родители просто обязаны обеспечить регулярное общение с ребенком. Независимо от напряженного рабочего графика и делового образа жизни, родители должны находить время свободно общаться со своими детьми и сопереживать их жизненным перипетиям. Это может быть любое время: во время завтрака, днем или вечером за ужином.

Учитесь анализировать и  прогнозировать развития событий.Ищите подходящее время, чтобы поговорить с вашим ребенком о важных для него вопросах, которые он часто не в состоянии задать или просто стесняется сделать это. Это может быть безобидный разговор о музыкальных предпочтениях или серьезное обсуждение таких тем, как период полового созревания или интимная жизнь. Старайтесь четко отвечать на вопросы подростка, не пытайтесь уклониться или давать расплывчатые ответы.Будьте сознательными и осторожными.

Необходимо предоставить подростку личное пространство, но в то же время важно взять за правило узнавать (незаметно узнавать) о тех местах, которые он посещает, и о его компании. Это не означает, что вы должны шпионить за подростком и подслушивать его разговоры. Вы должны быть открытым к общению, чтобы ребенок не боялся обращаться к вам.

Будьте сострадательными и сочувствующими.

Перед тем как сурово отчитать подростка, постарайтесь поставить себя на его место. Будьте благоразумными, придерживайтесь правил и дисциплины. Важно быть приветливым, терпеливым и понимающим. Пытаясь дисциплинировать подростка, никогда не применяйте силу и не наносите физический вред его здоровью. Исследования доказали, что злые и обиженные подростки, как правило, вырастают неполноценными и даже жестокими взрослыми.

Будьте достойны подражания.

Даже в подростковом возрасте дети подражают родителям, просто потому, что родители – это единственная константа в их изменяющемся мире. Если существует разрыв между тем, что вы говорите, и тем, что вы делаете, подросток легко определит фальшь. Поэтому всегда старайтесь быть примером для подражания – тем, кого подросток с радостью копирует.

Воспитание подростка требует больше заботы, чем любой другой период воспитания. Кто угодно может предоставить подростку пищу и кров, но только заботливый и понимающий родитель способен указать ему верный путь.

 Поэтому будьте предельно осторожны и бережны при воспитании подростка, очень скоро он станет взрослым, и у вас начнутся лучшие времена!

Источник

Роль семьи в воспитании подростка.

Семья – особая социальная группа и культурная общность, сфера самоактуализации личности. В процессе близких взаимоотношений с имеющими членами семьи, другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца.

Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям,  неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.

Особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства ко взрослости.  Для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, выраженная эмоциональная  неустойчивость с резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Свои умственные качества подростки обычно направляют на такие виды деятельности, которые их больше интересуют. Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет.  Кризис подросткового возраста, переживаемый в период от 13 до 15 лет, – один из самых болезненных и острых.         Подростки переживают мощную эндокринную перестройку организма. Работоспособность падает, обучение затрудняется, интересы угасают, негативизм по отношению к старшим не знает границ. Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта с родителями могут быть самыми различными. Но во всех подобных случаях жизни инициативу в их предупреждения и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители. Они же в уже возникшей конфликтной ситуации, будучи более разумными и опытными людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и осмысленно.

Вызывающее общественное поведение подростка, нарушающее нормы и правила поведения, принятые среди взрослых, неприятные поведенческие симптомы чаще всего являются психологическим следствием или отражением общего подросткового кризиса и, как правило, сами собой исчезают тогда, когда подросток становится взрослым и у него меняется сознание.

Главные мотивационные линии этого возрастного периода, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших сверстников  и взрослых, причем такое желание становится  настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время, он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Самый легкий способ достичь цели “быть как взрослый” состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения.

Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше), копируют поведения взрослых, которые пользуются авторитетом в их среде. Сюда входят мода, одежда, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения. Тенденции походить на сверстников более старшего возраста, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается это является важнейшей особенностью подростков. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться со своими проблемами, и в основном этими другими оказываются такие же подростки, как и они сами. Круг ровесников играет главную роль в развитии социальных навыков подростка. Развитие социальной компетентности базируется, частично, на способности подростка к сравнениям. Эти сравнения дают ему возможность сформировать свою идентичность, а также выявить и оценить характерные черты других. На основании этих оценок подростки выбирают друзей и определяют свое отношение к различным группам и компаниям, составляющим часть окружения сверстников. В это время подростки сосредотачивают свое внимание на том, как они выглядят, и на свойствах личности, делающих их популярными, например, чувстве юмора или дружелюбии. Этот процесс влечет за собой появление широкого круга знакомств. По мере углубления и упрочнения дружеских отношений подростки все чаще обращаются по самым разным вопросам к близким друзьям, а не к родителям. Семья очень сильно влияет на подростка, даже если прежние хорошие отношения могут становиться в ряде случаев натянутыми.. Большинство конфликтов в семье возникает по таким заурядным проблемам, как работа по дому, учеба, внешний вид и поведение в школе. Семьям важно понимать, что если они смогут сохранить коммуникацию и общие взгляды с детьми на протяжении отрочества, они успешно преодолеют трудности этого периода.

Поведение подростка регулируется также его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Однако  недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям,  отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствует быстрому изменению отношения подростка ко взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они и  утрачивают возможность оказывать на него влияние. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это – характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении.

Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей,

подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми. Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой “нормы”, чтобы у него было “как у всех”, “как у других.

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название “подросткового комплекса”. Он  включает перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно – без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами  с обожествлением случайных кумиров. Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса.  Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Реакция эмансипации – специфически – подростковая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля. Покровительства старших -родных, учителей, вообще старшего поколения. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребёнку. Одна из крайних форм проявления такой реакции – побеги из дома и бродяжничество, обусловленное желанием “пожить свободной жизнью”.

        Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка. Отсюда стремление к “внешней зрелости”, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотических веществ. Следует учесть, что повышенное внимание подростка к своей внешности связанно с вполне определёнными особенностями психического развития ребёнка в этот период, со сменой ориентации подростков с взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде. У подростков наблюдается стремление более углублённо понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. В межличностных отношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга. А родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье.

Источник

Все родители желают своему чаду только лучшего. Однако наступает момент, когда мы перестаём узнавать своих ласковых, послушных малышей, а видим перед собой совершенно незнакомую личность в облике любимого сына или крошки дочки.

Поверьте, наши дети находятся тоже в такой же растерянности, как и мы. Источник фото: https://clck.ru/SLkng

Здравствуйте читатели моего канала. В представленной статье хочу обсудить проблемы переходного возраста.

Повзрослевшие дети пытаются найти ответы доступными для них способами и зачастую источником информации и психологического комфорта для них становятся компании сверстников, а не наше с вами общество. Давайте вместе обсудим, как помочь нашим повзрослевшим деткам найти себя в этом непростом мире.

Переходный возраст у подростка является сложным этапом его жизненного пути. Задача родителей помочь ему принять себя как личность, определить поведенческие ориентиры и ценности.

Желательно, создать вокруг своего взрослеющего ребёнка такую атмосферу, в которой он смог бы развивать чувство собственного достоинства, научить его ставить перед собой конкретные цели и определять пути их достижения.

Создание благоприятной среды, зачастую становится для нас нелегким делом. Не стоит ругать себя за возможные срывы по отношению к подростку. Главное вовремя признать свою ошибку и извиниться. Родительская корона с нас не упадёт, а наши дети почувствуют справедливое отношение к себе.


Особенности переходного возраста

Ребёнку в семье, чтобы заслужить одобрение и любовь родителей, приходится подстраиваться под конкретные правила устанавливаемые ими.

Особенностью подросткового возраста становится отрицание заведенного порядка, оспаривание мнения родителей, снижение успеваемости, постоянное противоречие и конфликт с окружающими.

Главной целью подростка в переходном возрасте является достижение определённого авторитета среди сверстников. Их точка зрения и взгляды являются непреложной истинной, родители теряют значимость в глазах своего дитя.


Роль родителей в жизни подростка

Чтобы не потерять контакт, с взрослеющим ребёнком, желательно создать благоприятную атмосферу в семье и помочь своему чаду осознать себя полноценной личностью. Родители подростка должны оставаться такими же любящими и внимательными, как и прежде.

Установка допустимых границ поможет взрослым не потерять взаимосвязь с ребёнком. Для этого необходимо позволить подростку принимать самостоятельные решения, объяснить ему последствия неверного выбора. Не стоит провоцировать конфликты в семье. Давайте будем мудрее, и внимательнее отнесёмся к их проблемам.

Намного грамотнее с нашей стороны будет обсудить с ребёнком в спокойной обстановке, что он сделал неправильно и как можно исправить ошибку. Никогда не стоит критиковать его как личность: оскорблять, высмеивать, сравнивать с другими. Ведь наши дети, несмотря ни на что, самые лучшие.

Позвольте подростку сделать свой осознанный выбор. Родителям обязательно нужно разговаривать со своим ребёнком, совместно анализировать дальнейшие перспективы его развития.

Интересуйтесь жизнью подростка, гордитесь его достижениями, но не навязывайте своё видение сложившейся ситуации. Постарайтесь донести до него, что не стоит бояться возможных неудач, дайте уверенность в том, что на вашу поддержку можно всегда рассчитывать.

Приведя подходящие примеры из собственной жизни, мы можем показать нашим детям, что взрослые не безгрешны и тоже ошибаются, но проанализировав ситуацию, ищут пути решения проблем. Обсуждайте с подростком возникающие в семье трудности, спрашивайте его мнение по конкретной ситуации и как он видит её решение, желательно выслушать все аргументы.

Наши дети воспринимают окружающую действительность не так как мы, и зачастую предложенные ими варианты бывают более правильными. Дайте понять своему ребёнку, что его мнение в семье также учитывается в принятии важных решений.

А как вы выстраиваете гармоничные отношения со своим подростком? Сохранились ли у вас с ним тёплые, доверительные отношения? Как находите компромиссы? Мне очень интересно ваше мнение.

Источник