Роль речи в развитии внимания у ребенка

Роль речи в развитии внимания у ребенка thumbnail

Слово является не только орудием познания, но и средством регуляции высших психических процессов. Оно является обобщенным сигналом, может сигнализировать и заменить любой непосредственный раздражитель.

Формирование психической деятельности человека совершается всегда в условиях живого общения с окружающими, в процессе которого ребенок усваивает от взрослого опыт многих поколений. Слово взрослого становится мощным фактором, формирующим психику ребенка, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти, воображения, мышления.

А.Р.Лурия, Л.С. Выготский, Ф.Н.Гоноболин в своих работах отмечали, что первоначальное внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных механизмов, а дальнейшее его развитие связано с ростом способности ребенка к образованию условных рефлексов. Первые условные двигательные реакции детей формируются на голос матери, на интонацию и мимику говорящего человека. А.Р.Лурия отмечал, что слова матери, показывающей ребенку те или иные предметы и называющей их определенным словом, способствуют тому, что ребенок выделяет предмет, внимательно смотрит на него. Воздействующее на ребенка слово углубляет и обогащает его восприятие, способствует возникновению зачатков произвольности. На первых порах речь взрослого, называющего предмет, привлекает внимание ребенка, если название предмета совпадает с его непосредственным восприятием. Отсутствие называемого предмета вызывает лишь общую ориентировочную реакцию.

К концу первого и к началу второго года жизни называние предмета и речевой приказ получает свое регулирующее влияние, ребенок направляет взгляд на названный предмет, выделяя его из остальных, или ищет его, если предмета нет перед ним.

Но на этом этапе влияние речи взрослого, направляющее внимание ребенка, еще неустойчиво, и вызванная ею ориентировочная реакция быстро уступает место непосредственной ориентировочной реакции на более яркий или новый для ребенка предмет.

Только в середине второго года жизни речевая инструкция взрослого приобретает прочную способность организовать внимание ребенка; однако, и на этом этапе она теряет свое регулирующее значение.

В процессе дальнейшего развития в течение второго и третьего года жизни речевая инструкция взрослого, заполненная в дальнейшем участием собственной речи ребенка, становится фактором, устойчиво направляющим его внимание. Когда ребенок научается мысленно представлять не только предметы, а и действия с ними, речь становится для него средством познания окружающей действительности, а также регулятором его поведения. Ребенок должен не только выслушать речевую инструкцию взрослого, но и сам практически выделить нужные признаки, закрепив их в своем практическом действии.

Развитие внимания проходит ряд этапов, на каждом из которых речь занимает особое место.

Истоками произвольного внимания является общение ребенка со взрослыми, причем ребенок сначала должен подчиниться речевой инструкции взрослого, а затем превращает эту “интерпсихологическую” деятельность в собственный, внутренний процесс саморегуляции. Таким образом, развитие произвольного внимания ребенка начинается с практического действия, которое ребенок производит по указанию взрослого; на следующем этапе он начинает пользоваться своей собственной речью, сначала сопровождающей действие, а затем опережающей его; на дальнейшей стадии развития эта внешняя речь ребенка “интериоризуется”, становится внутренней речью, которая принимает функцию регуляции поведения и направления внимания.

В.И. Лубовский выделил пять форм или ступеней в развитии речевой регуляции: непосредственное побуждение к действию; подкрепление; речевое обозначение непосредственного условного раздражителя; обобщение собственных действий, связи реакции со стимулом, подкреплением и их вербализация; планирование (с помощью внутренней или внешней речи) предстоящих действий. Отсюда видно, что первые три ступени – это внешняя регуляция, осуществляемая с помощью взрослого или самим ребенком, две последние – саморегуляция.

Таким образом, речь, являясь основным средством общения, становится вместе с тем и средством углубленного анализа и синтеза действительности и высшим регулятором поведения и развития психических процессов.

Источник

Елизавета Костылева
Консультация «Роль внимания в преодолении недостатков развития речи у детей дошкольного возраста»

В настоящее время количество детей, испытывающих сложности в формировании речи непрерывно увеличивается.

Ранний период развития ребенка выделяется в онтогенезе человека как наиболее значимый этап процесса становления основных нервно-психических функций. Анализ речевого развития ребенка показывает глубокую взаимосвязь речи и формирования высших психических функций (А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович).

Исследования Л. С. Выготского и А. Р. Лурия показали, что в самом начале развития ребенка все сложные психические процессы формируются на базе более простых, элементарных функций. Так, например, развитие речибазируется на четырех процессах: внимании, восприятии различной модальности, памяти и мышлении. Именно сформированность этих процессов является первичной базой для развития речи. Поэтому нарушение внимания, восприятия, памяти или мышления могут непосредственно вызвать какую-либо речевую патологию или усугубить ее.

Многие причины недоразвития речи, ее дефекты у детей кроются в особенностях развития данной психической функции на более ранних этапах. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах, поэтому при анализе речевой патологии необходимо изучать не только структуру речевого дефекта, но и психические особенности ребенка.

Выдающиеся педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. Монтессори, Д. Б. Эльконин и др.) показали важность сензитивных периодов целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т. е. те периоды, когда определенная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.

Внимание является составляющей всех психических функций (на данной позиции стояли Ф. Н. Гоноболин, А. А. Люблинская, В. И. Селиверстов и др.). Именно внимание является компонентов любого другого психического процесса, в том числе и речи.

Бесспорна ключевая роль внимания как регулятора психических процессов и познавательной деятельности, которая проявляется на всех этапах индивидуального развития. Внимание обеспечивает селективность и более высокую эффективность психической деятельности за счет облегчения процессов, существенных для текущей деятельности и подавления несущественных процессов. Когнитивная сфера, формируемая на основе восприятия информации, определяет содержание внимания и длительность его поддержания.

Принципы системного строения психических функций и динамической системной локализации применительно к речевым процессам и их нарушениям были разработаны Л. С. Выготским, который одним из первых высказал мысль о том, что речь играет решающую роль в формировании психических процессов и что основным путем анализа психических фукнций является исследование той перестройки психических процессов, которые совершаются под влиянием речи. Основой для всего психического развития ребенка служит формирование активной речи, особенно для детей преддошкольного возраста.

Недостатки в развитии речи ограничивают возможности ребенка общаться с окружающими и препятствуют всестороннему влиянию последних при помощи речи, тем самым отрицательно сказываются на всем психическом развитии ребенка. Имеется много исследований, которые показали, что психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская и др.).

Исследования показывают, что у детей с недостатками развития речи существуют и особенности развития основных психических функций и процессов.

Так, говоря о состоянии внимания, памяти, мышления, можно отметить следующее своеобразие их развития: для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса; внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, периодичностью колебания, неравномерной работоспособностью. Трудно сконцентрировать внимание детей и удерживать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются, также наблюдается и проявление инертности. Поэтому ребенок с трудом переключается с одного задания на другое, у таких детей замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма и пространственных ориентировок.

Принимая во внимание тот факт, что речь у некоторых детей нарушена «вторично», и тяжесть нарушения находится в прямой зависимости от степени нарушения более элементарных функций, коррекционную работу следует начинать с восстановления психологической базы речи, а не с корригирования языковых и речевых средств (З. А. Репина).

Поскольку такая психическая функция как внимание является составляющей всех психических функций, в том числе и речи (данной позиции придерживались Ф. Н. Гоноболин, А. А. Люблинская, В. И. Селиверстов и др., необходимо брать за основу формирование внимания и тем самым опосредованно влиять на развитие психики ребенка. По мнению В. И. Селиверстова, все психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление) и действия с организующей помощью внимания становятся более отчетливыми, полными, сильными, осознанными, продуктивными и могут качественно меняться.

Под вниманием понимается сенсорное внимание, т. е. чувственная основа, моторное внимание – двигательная сфера, интеллектуальное внимание – познавательная деятельность.

В коррекционной работе реализуется деятельностный подход, предполагающий включение детей разные виды игровой деятельности, различные по содержанию, сложности, степени социального опосредования. Содержание работы по развитию внимания предполагает несколько этапов. Построение поэтапного хода осуществляется по спирали, на каждом следующем этапе задачи усложняются.

Целью первого этапа является развитие механизмов межанализаторных связей как основы адекватной реакции, формирование двигательного, сенсорного и интеллектуального внимания.

Следующий этап решает задачи: формирование сенсорного внимания через уточнение и обогащение поступающих сигналов ощущений, расширение диапазонов эмоциональной реакции, расширение рамок сенсорного восприятия, выработку языковых навыков и сенсомоторных эталонов; формирование двигательного внимания через выполнение соотносящих действий в дидактических играх, развитие точности, согласованности движений рук, развитие зрительно-моторной координации; формирование интеллектуального внимания через развитие целенаправленности, последовательности действий.

Следующий этап решает задачи по совершенствованию умений, полученных на предыдущем этапе, т. к. только наличия зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук и артикуляционной моторики, формирования зрительно-пространственного анализа и синтеза и сенсорно-перцептивной деятельности недостаточно для того, чтобы формирование речевой деятельности у детей происходило спонтанно.

Вводятся приемы, обеспечивающие возможность передачи детям в доступной форме систематизированных знаний на более сложном языковом материале.

На последующем этапе продолжается расширение сенсорного опыта детей, создается основа для развития произвольной регуляции деятельности. Устанавливается соответствие между звучанием и артикуляцией, упрочивается связь между слуховыми впечатлениями и моторной активностью. Происходит упорядочение лексического материала, практически закрепляются грамматические конструкции, которыми дети овладели на предыдущих этапах. Все это, с одной стороны, способствует формированию различных видов внимания, с другой стороны – формирующаяся способность к произвольному сосредоточению способствует повышению качества осваиваемых умений и навыков.

Последний этап связан с реализацией знаний и приобретенных умений и навыков в речевой деятельности.

Таким образом, работа по формированию интеллектуального внимания позволяет и прямо, и косвенно осуществлять коррекцию психологической базы речи.

Формирование моторного (двигательного) внимания позволяет активизировать механизм самокоррекции, в результате чего ребенок способен к элементарному контролю за собственными кинестетическими и кинетическими ощущениями.

Формирование сенсорного внимания позволяет повысить уровень и качество зрительного, слухового и осязательного сосредоточения, что обеспечивает более качественное восприятие и переработку получаемой информации.

Источник

МБДОУ «ЦРР – детский сад №194»

РОЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Говорить умеют почти все, но говорят правильно далеко не все из нас. Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевых возможностей весьма сложно. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.

Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:

  • формирование звуковой культуры, фонематического слуха;
  • развитие лексики;
  • формирование грамматики речи;
  • развитие связной речи дошкольников;
  • обучение детей общению и речевому этикету;
  • знакомство с различными жанрами детской литературы.

(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Новые потребности общения и ведущей игровой

 деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его

 словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь

становится более связной. (Д. Б. Эльконин).

Воспитатель Шуткина Н.А.

Источник