Роль речевого окружения и речевого общения в развитии речи ребенка

Роль речевого окружения и речевого общения в развитии речи ребенка thumbnail

Слайд 1

«Роль речевого окружения и речевого общения в развитии речи ребенка». Кабанова Светлана Анатольевна Психолого-педагогический факультет Логопедия

Слайд 2

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию , которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, – можно передать только с помощью речи. Но речь, не только средство общения, – это главный инструмент мышления.

Слайд 3

Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию. Самым первым и главным является создание правильной речевой среды в семье, а самое важное здесь – благоприятная эмоциональная обстановка.

Слайд 4

Речь ребенка начинает развиваться до его рождения на свет и что крайне важно уже в этот прекрасный период вынашивания малыша, общаться с ним, что-то ему рассказывать, делиться положительными впечатлениями и создавать уже тогда тёплую эмоциональную атмосферу.

Слайд 5

Если родители: – часто общаются с ребенком; – играют с ним; – читают ему книги ; – учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Слайд 6

Очень важно, чтобы взрослые в разговоре с ребенком : – следили за своим произношением; – говорили с ним не торопясь ; – четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Неряшливая , торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он может также не внимательно относиться к своему высказыванию, не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем.

Слайд 7

Чем раньше родители научат ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе

Слайд 8

Отрицательно сказывается на речи ребенка : – частое употребление взрослым слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; произнесение недоступных для понимания слов ; – слов сложных в звуко – слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться, или, наоборот хвалить его за такие успехи. В то же время нельзя требовать правильного произношения в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Слайд 9

Родители (законные представители) должны знать, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных жизненных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи.

Слайд 10

Родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха ребенка. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий. При заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Слайд 11

Немаловажная задача, стоящая перед родителями – научить ребенка управлять речевым дыханием. Следующая важная задача, которая стоит перед родителями – научить ребенка управлять своим голосом.

Слайд 12

Общение со взрослыми обогащает ребенка, доставляет ему много радости. Свое ощущение, радость от увиденного и познанного ребенок выражает в рисунке, в стихотворении.

Слайд 13

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи ребенка родителям нужно учесть следующие моменты: Следует реально оценить состояние здоровья своего ребенка (в последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь). Если родителей (законных представителей) что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. Здесь надо отметить важность и необходимость пропедевтической работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста .

Слайд 14

Таким образом важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребенка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности , поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления , речевого общения , планирование и организации деятельности его поведения , формирование социальных связей . Спасибо за внимание!

Источник

Сообщение на тему:

Читайте также:  Уровень актуального развития ребенка что это

«Роль речевого общения в развитии речи ребенка»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду для групп общеразвивающего вида является развитие речи, речевого общения -это воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепления и активизации словаря, совершенствование грамматической правильности речи, формирование разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте; а для детей с нарушением слуха – коррекционно-педагогическая работа направленная на формирование речи, в том числе самостоятельной речи, как средства общения и развитие ее различных форм и сторон. Условия формирования речи у детей с недостатками слуха оказываются иными в сравнении со слышащими детьми.

В детском саду дошкольники овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — понимание речи и активная речь — развивается постепенно. Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения для групп общеразвивающего вида. Подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не насыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности. Общение со сверстниками существенно отличается у детей от общения с взрослыми. Если взрослый дает ребенку нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества.

В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого ребенка. Поэтому беседы между сверстниками не получается, дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. Общаясь же со взрослым, дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить сам.

У глухих детей дошкольного возраста без обучения речь не формируется. У них отмечаются различные голосовые реакции, неотнесенный лепет, звукосочетания. Без обучения число голосовых реакций с возрастом сокращается. Они становятся более однообразными, иногда к пяти-шести годам исчезают совсем. Некоторые необученные старшие дошкольники начинают осознавать свои речевые проблемы, очень неохотно идут на общение с новыми людьми, уходят от контактов со взрослыми и слышащими детьми.

Общение глухих детей дошкольного возраста с окружающими взрослыми (чаще всего с родителями) осуществляется с помощью предметных действий, естественных жестов, мимики и других неречевых средств в сочетании с голосовыми реакциями, неотнесенным лепетом. Количество средств неречевого общения с возрастом у глухих дошкольников расширяется: становится больше естественных жестов, некоторые из них дети придумывают сами или заимствуют у взрослых. Развиваются разнообразные взгляды, наблюдательность, внимание к мимике взрослых. В общении слабослышащие дети также широко пользуются указаниями на предметы и предметными действиями, естественными жестами, мимическими средствами. Однако они в большей степени (по сравнению с глухими) сочетаются с использованием речи.

Развитие речи детей является одним из элементов формирования личности, тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием. Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения, в которых педагог ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, создаются условия для совершенствования понимания речи.

Источник

РОЛЬ РЕЧЕВОГО ОКРУЖЕНИЯ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА Подготови...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

РОЛЬ РЕЧЕВОГО ОКРУЖЕНИЯ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА Подготови

Описание слайда:

РОЛЬ РЕЧЕВОГО ОКРУЖЕНИЯ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА Подготовила: Сальникова О.М

2 слайд

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благода

Описание слайда:

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, – можно передать только с помощью речи. Но речь, не только средство общения, – это главный инструмент мышления.

Читайте также:  Центр развития ребенка солнышко турунтаево

3 слайд

Все психические процессы у ребенка — воспитание, память, внимание, воображени

Описание слайда:

Все психические процессы у ребенка — воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются с прямым участием речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.). У ребенка с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития. В силу дефекта речи он мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.

4 слайд

Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с его физ

Описание слайда:

Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с его физическим и умственным развитием и служит общим показателем развития. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большей степени зависит от речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания, которое начинаются с первых дней его жизни.

5 слайд

Предпосылки нормального речевого развития ребенка: Биологические: Социальные:

Описание слайда:

Предпосылки нормального речевого развития ребенка: Биологические: Социальные: отсутствие наследственной отягощенности; нормальное течение внутриутробного развития и родов; отсутствие хронических соматических и инфекционных заболеваний в первые 3 года жизни; нормативное функционирование всех анализаторных систем; полноценное развитие ЦНС целостность и сохранность переферического речевого аппарата. правильное воспитание ребенка; отсутствие шумового окружения ребенка; целенаправленное, планомерное развитие речи ребенка; потребность эмоционального контакта ребенка с близкими; отсутствие психотравмирующих ситуаций в семье; отсутствие билингвизма в семье; благоприятное речевое окружение.

6 слайд

Условия нормального речевого онтогенеза Для нормального развития речи, ребено

Описание слайда:

Условия нормального речевого онтогенеза Для нормального развития речи, ребенок должен быть: психически и соматически здоровым; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; иметь потребность в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение.

7 слайд

Процесс формирования речевой деятельности, в концепции А.А. Леонтьева, подраз

Описание слайда:

Процесс формирования речевой деятельности, в концепции А.А. Леонтьева, подразделяется на ряд последовательных стадий, или периодов: Подготовительный (с момента рождения до 1 года); Преддошкольный (от 1 года до 3 лет); Дошкольный (от 3 до 7 лет); Дошкольный (от 3 до 7 лет);

8 слайд

Важную роль М.Е. Хватцев отводил социально-психологическим причинам, понимая

Описание слайда:

Важную роль М.Е. Хватцев отводил социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды. Л.С. Выготский, подчеркивая связь психического развития с воздействием окружающей среды, ввел понятие социальной ситуации развития. Она представляет собой сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфичными для каждого возрастного этапа.

9 слайд

Роль речевого окружения и речевого общения очень велика и их недостаточность

Описание слайда:

Роль речевого окружения и речевого общения очень велика и их недостаточность может быть одной из основных причин, нарушающих формирование речи. Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением, отстают в развитии речи.

10 слайд

Для нормального речевого развития ребенка, общение должно быть значимым, прох

Описание слайда:

Для нормального речевого развития ребенка, общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать ребенка к ответу. Детям недостаточно просто слышать звуки (радио, магнитофон, телевизор), необходимо прежде всего прямое общение со взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности.

11 слайд

Неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, равно как и их невнимани

Описание слайда:

Неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, равно как и их невнимание к его речи — частые причины нарушений речи. Если ребёнок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки, то он и следует этому образцу за неимением другого.

12 слайд

Безразличное отношения со стороны взрослых к речи ребёнка, отрицательно сказы

Описание слайда:

Безразличное отношения со стороны взрослых к речи ребёнка, отрицательно сказывается на формировании не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. В таких случаях приходится говорить о педагогической запущенности. С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку здесь также отсутствует образец правильного произношения звуков речи.

13 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Роль речевого окружения и речевого общения в развитии речи ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Роль речевого окружения и речевого общения в развитии речи ребенка

Курс повышения квалификации

Роль речевого окружения и речевого общения в развитии речи ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-596249

Вам будут интересны эти курсы:

Читайте также:  Предмет теории физического воспитания и развития ребенка его специфика

Оставьте свой комментарий

Источник

Роль речевого окружения и речевого общения в развитии речи ребенка  

Роль речевого окружения и речевого общения в развитии речи ребенка  

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи. Но речь, не только средство общения, - это главный инструмент мышления.

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, – можно передать только с помощью речи. Но речь, не только средство общения, – это главный инструмент мышления.

Психологи утверждают: какова речь, таково и мышление. Это подтверждается исследованиями: во время интенсивной умственной работы повышается напряжение голосовых связок. Нет слова без значения. Какое-либо слово мы не взяли, оно о чем-то говорит.

Психологи утверждают: какова речь, таково и мышление. Это подтверждается исследованиями: во время интенсивной умственной работы повышается напряжение голосовых связок. Нет слова без значения. Какое-либо слово мы не взяли, оно о чем-то говорит.

Слово – отражение единства речи и мышления. И основной элемент фундамента успешного обучения в школе. Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.

Слово – отражение единства речи и мышления. И основной элемент фундамента успешного обучения в школе.

Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.

Следующий компонент – это лексика, т.е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи. Усваивая слова, ребенок узнает их лексическое значение, учится обобщать.

Следующий компонент – это лексика, т.е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи. Усваивая слова, ребенок узнает их лексическое значение, учится обобщать.

В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как дает понимание словосочетаний, предложений. Например: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова - “ребенок”, “сидеть”.

В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как дает понимание словосочетаний, предложений. Например: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова – “ребенок”, “сидеть”.

Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомится с приемами выразительности, образности речи.

Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомится с приемами выразительности, образности речи.

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

Факторы успешного речевого развития ребенка: 1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.  Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.

Факторы успешного речевого развития ребенка:

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.

В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь.

В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Факторы успешного речевого развития ребенка: 2. Общение ребёнка со сверстниками.  Чтобы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной.

Факторы успешного

речевого развития ребенка:

2. Общение ребёнка со сверстниками.

Чтобы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной.

3. Строение артикуляционного аппарата.  От того как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок в основном должен правильно произносить все звуки, т.к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду. Чем раньше будет исправлен дефект, тем лучше для ребёнка.

3. Строение артикуляционного аппарата.

От того как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок в основном должен правильно произносить все звуки, т.к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду. Чем раньше будет исправлен дефект, тем лучше для ребёнка.

4. Развитие мелкой моторики рук.  Развитие моторики напрямую связано с речью.

4. Развитие мелкой моторики рук.

Развитие моторики напрямую связано с речью.

5.Чтение детям художественной литературы.  Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в худ. лит-ре, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе.

5.Чтение детям художественной литературы.

Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в худ. лит-ре, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе.

6. Совместное пение с ребёнком.  Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.

6. Совместное пение с ребёнком.

Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.

7. Дыхательные упражнения.  Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Так же формируются умения пользоваться интонационной окраской высказываний (восклицательной, вопросительной, утвердительной, повествовательной, испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления, разочарования, нежност и).

7. Дыхательные упражнения.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Так же формируются умения пользоваться интонационной окраской высказываний (восклицательной, вопросительной, утвердительной, повествовательной, испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления, разочарования, нежност и).

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Источник