Роль развития речевого аппарата в формировании речи ребенка

Роль  развития речевого аппарата

________в развитии речи ребёнка.  

       Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

      Воспитание речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, включает умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности.

      Для развития звуковой стороны речи огромное значение имеет  развитие подвижных мышц артикуляционной моторики. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями. Основным средством для развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика.

       Артикуляционная гимнастика – это система упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционный отдел состоит из языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, увули (нёбного язычка), зубов, альвеол и твердого неба.          

        Развитие артикуляционной моторики у дошкольников – это сложный педагогический процесс, так как он осуществляется за счет специальных многократно повторяемых упражнений. Для точного восприятия, понимания и усвоение каждого упражнения необходима достаточность, сформирован-ность зрительного и слухового восприятия, внимание, память, способность концентрации воли, усидчивость, хорошо развитая работоспособность.

       В логопедической практике существуют различные подходы к классификации артикуляционной гимнастики.

       Первый подход классифицирует артикуляционную гимнастику по активности ребенка при ее выполнении:

        а) Пассивная артикуляционная гимнастика.

Данный вид гимнастики предполагает, что активизирует артикуляционные подвижные органы артикуляции не сам ребенок, а педагог. Пассивная гимнастика применяется при детском церебральном параличе, дизартрии, моторной алалии, моторной афазии, т.к. при данных нарушения артикуляционные мышцы имеют ограниченные возможности для произвольных движений. Цель данной гимнастики – стимулирование кинестетических ощущений от движений активных органов артикуляции.

        б) Пассивно-активная артикуляционная гимнастика осуществляется на безусловно-рефлекторной основе.

Активные движения подвижных органов артикуляции вызываются пищевым раздражителем.

       в) Активная артикуляционная гимнастика.

Цель гимнастики – это выработка полноценных, точных, плавных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения и сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Упражнения выполняются самим ребенком по образцу.

        Второй подход классифицирует артикуляционную гимнастику по направленности на различные группы мышц: упражнения для мышц плечевого пояса; упражнения для мышц шеи; гимнастика жевательно-артикуляционных мышц; упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти; гимнастика мышц зева и глотки; упражнения для активизации мышц мягкого неба; упражнения для языка; гимнастика для губ и щек.

       Третий подход классифицирует артикуляционную гимнастику по направленности на формирование артикуляционных укладов различных фонетических групп (звуков позднего онтогенеза): для свистящих звуков; для сонорных звуков «л» и «ль»; для сонорных звуков «р» и «рь».

        Методика проведения артикуляционной гимнастики.

        Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются простые статические движения органов артикуляции. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма. Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.

       На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Её можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течении 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений. Речевую гимнастику можно проводить с подгруппами и индивидуально.

 При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику нужно более эмоционально, в игровой форме.

       Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем доводить количество повторений до 15-20, а при условии коротких перерывов – и более.

Читайте также:  Щит для развития ребенка

       Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы – ярко окрашены.

       Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. В зависимости от вида нарушения, от задач и целей занятий, педагог выбирает упражнения, необходимые для работы.

                      Работа организуется следующим образом.

  1. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые  

приемы.

 2. Педагог показывает выполнение упражнения.

 3. Выполнение  упражнений детьми перед зеркалом.

 4. Проверка правильности выполнения упражнений, указание на ошибки.

 5.Выполнение упражнений без зеркала (если это возможно).

       В начале работы может быть напряжённость движений речевых органов. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными.

       Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональ-ный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнить упражнения.

        Поддержать интерес детей помогает использование  различных игровых  логопедических придумок, например  Сказка о Весёлом Язычке (рассказать и показать сказку, раздать буклеты с текстом сказки).  

Источник

 Роль развития речевого аппарата в развитии речи ребенка

Мышечные ощущения говорящего от движений его артикуляционных органов — это и есть «материя языка» в ее субъективном восприятии; в устной речи к мышечным ощущениям добавляются еще слуховые ощущения, которые присутствуют в виде представлений (образов) и при речи про себя (внутренней речи).
Ребенок, научившийся воспринимать тот или иной комплекс звуков как слово, т. е. понявший его как знак определенного явления действительности, запоминает-слуховые и мышечные ощущения от данного слова. Поскольку ребенок еще не умеет владеть своими артикуляционными органами, сначала он учится слышать слово (речь), а затем — произносить его. Однако слуховой образ слова и его «мышечный» образ у ребенка создаются одновременно; другое дело, что «мышечный» образ слова на первых порах бывает очень неточным.
Известно, что дети третьего и даже четвертого года жизни, не умеющие правильно произносить те или иные слова, тем не менее имеют их правильные слуховые образы и замечают, когда взрослые искажают эти слова. Обратимся к примерам.
Мальчик Коля (3 года) произносит свое имя как «Холя». Соседка часто встречает его насмешкой:
 — Ну, здравствуй, Холя!
Мальчик сердито хмурится, сжимает кулачки, пытается образумить непонятливую женщину:
 — Я не Холя, я — Хо … Холя!
Толя (3 года 2 месяца) называет помидоры — «апиндоры». Его тетка ведет по огороду и шутит с ним:
 — Толенька, сорвал бы ты себе и мне по апиндору.
 — Ну, кто так говорит, -сердится мальчик, -скажи апин…, апир… скажи, как надо!
Нина (2 года 10 месяцев) принесла соседке от своей мамы на блюдечке варенье. Протягивая блюдце, она говорит:
 — Ене!
Соседка притворяется, что не понимает, чем ее угощают:
 — Ты, Ниночка, говоришь «ене», я не могу взять: не знаю, что это такое.
 — Неть, не ене. Это ение, — убеждает Нина.
 — Ение? Не могу понять! Девочка расстроена:
 — Ени… ение, — она просто в отчаянии от непонятливости соседки, подозревает симуляцию и срывается на крик;
 — Па-ма-гай!
Следовательно, чувственная основа речи для каждого человека — это его ощущения: слуховые и мышечные (речедвигательные). По данным физиологов, именно речедвижения, «отдающиеся» в мозгу, заставляют работать мозг (определенные его участки) как орган речи.
Знание этого факта для воспитателя обязательно: ребенка надо учить артикулировать звуки речи, модулировать просодемы, т. е. надо помочь ему усвоить «материю языка», иначе он не сможет усвоить речь. Это закономерность.
Выше уже было сказано, что артикуляционные органы — это язык, губы, зубы, голосовые связки, легкие, а при освоении письменной речи — рука, пальцы пишущей руки. Но пальцы рук являются не только органом письменной речи, но и влияют на развитие речи устной. Оказывается, эта роль пальцев была известна (бессознательно понята) очень давно талантливым людям из народа, создавшим в незапамятные времена такие детские потешки, как «Ладушки», «Сорока» и др., в которых мать, няня заставляет работать пальцы ребенка («Этому дала, этому дала», — говорит она, начиная перебирать пальчики малыша).
Поставленные физиологами в последние годы эксперименты подтвердили роль пальцев ребенка как речедвигательного органа и объяснили причину этого явления.
 М. М. Кольцова описывает поставленный сотрудниками Лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в Институте физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР эксперимент с детьми в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев с задержанным речевым развитием. Исходя из положения, что в процессе речи большую роль играют мышечные ощущения от работы речевого аппарата, экспериментаторы предположили, что детям, у которых задержанное речевое развитие, можно помочь, если усилить тренировку их речевого аппарата. Для этого надо вызвать их на звукоподражание.
Экспериментаторам было известно, что ребенок младенческого возраста подражает звукам, производимым взрослыми, только в том случае, если видит мимику говорящего с ним человека (тогда ребенок начинает имитировать его артикуляции), а также то, что к семимесячному возрасту имитация мимики у детей ослабевает, и педагогически запущенные дети годовалого и более старшего возраста почти совсем не реагируют на мимику взрослых, заставить их «говорить» (т. е. произносить какие-то звуки) почти невозможно. Сотрудники, проводившие эксперимент (физиологи по специальности), опирались на то, что в головном мозгу двигательная речевая область является частью общей двигательной области; исходя из этого, они предположили, что стимулировать и развить артикуляции у детей можно, если развивать у них движения мускулов конечностей и всего тела.
Эксперимент состоял в том, что девяти (1-й группе) из 19 здоровых, но неговорящих детей (от года до 1 года 3 месяцев) в детском учреждении была предоставлена возможность свободно передвигаться по полу ежедневно в течение 20 минут; десять остальных (2-я группа) находились в обычных условиях: период бодрствования проводили в манеже вместе с другими детьми. В обеих группах с каждым ребенком ежедневно проводились двухминутные занятия: экспериментатор говорил с ребенком, стараясь вызвать его на подражание.
В результате в 1-й группе дети попытались подражать экспериментатору уже на 7-й день занятий. Однако их «работа» не была удовлетворительной: взрослый говорил, например, «ав-ав», «га-га», «му-му», а ребенок тихо откликался только гласными «а-а» или «у-у»; попытки произнести и согласные появились к 20-му дню занятий. И все же это был какой-то успех, так как во 2-й группе такие же занятия имели еще более низкий результат: слабые попытки имитировать гласные появились вдвое позже — на 13-й день, а вызвать имитацию целых слогов не удалось и на 30-й день занятий.
Экспериментаторы-физиологи обратили внимание на то, что в головном мозгу большой участок двигательной области (почти треть всей площади) «заведует» движениями кисти рук и участок этот находится рядом с участком, «заведующим» движениями органов речи.
Эксперимент был продолжен следующим образом. В 3-й группе детей примерно того же возраста (от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев), кроме обычных упражнений, проводились 20-минутные тренировки пальцев в играх (нанизывание пуговиц на проволоку под наблюдением взрослого, складывание пирамид и т. д.).
«Результаты, полученные в 3-й группе, — пишет М. М. Кольцова, — были неожиданны для нас: голосовые реакции были получены уже на 3-й день; с 7-го дня в 41%, а с 15-го дня в 67,3% случаев это было уже более правильное звукоподражание!»
Ученые того же института (в основном Л. В. Фомина) обследовали более 500 детей в различных детских учреждениях и установили закономерность: уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Уровень развития общей моторики не имеет отношения к развитию речи: наблюдаются случаи, когда неговорящий ребенок имеет нормальное или даже выше нормы общее развитие моторики и, наоборот, хорошо говорящий ребенок имеет недостаточное развитие общей моторики. Однако степень развития пальцев и степень развития речи, по наблюдению Л. В. Фоминой, всегда совпадают. «Сейчас для определения уровня развития речи, — пишет М. М. Кольцова, — мы проводим с детьми первых лет жизни такой опыт: просим ребенка показать один пальчик, два пальчика и три («сделай так» — и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это — неговорящие дети».
Таким образом, опыт создателей народных потешек и подтверждающий его научный эксперимент говорят о том, что детей надо учить правильным речедвижениям, а стимулировать речедвижения помогает тренировка тонких движений пальцев рук. Это знание воспитатель должен использовать при выборе (или создании новых) приемов обучения детей речи.
Немаловажную роль для развития устной речи детей играет правильная постановка у них дыхания. Конечно, звуки речи, просодемы образуются при известном положении артикуляционных органов, но при непременном условии: через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания; значит, ребенок должен научиться одновременно и дышать, и говорить. В первые годы жизни это бывает не так просто, и тут должен прийти на помощь ребенку воспитатель, имеющий профессиональные знания. Воспитатель может организовать для малышей увлекательную игру (например, «Подуем на пушинку», «Посмеемся громко в лад»), которая незаметно для детей окажется серьезной учебной работой.
Упражнения речевого аппарата должны способствовать развитию навыков модуляции голоса для выражения различных эмоциональных состояний, и в конечном счете — навыков стилистической дифференциации речи.
Дети очень рано начинают понимать стилистические различия (эмоциональную окраску) звуковой стороны речи, хотя, конечно, даже в 7 лет они еще не знают самого термина «стиль».
Как мы уже говорили, обучение ребенка произносительному стилю речи одновременно является воспитанием у него этических норм поведения. Так, «Программа воспитания в детском саду» уже для детей третьего года жизни предусматривает «умение вежливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой». Все слова с указанным смыслом требуют произношения их с интонацией вежливости, которую ребенок должен слышать в речи взрослых и учиться имитировать ее осмысленно. Чувства симпатии, дружелюбия, доброжелательности могут развиться у детей к окружающим их взрослым людям, если они будут иметь возможность соотносить действия этих людей с интонациями их речи и подражать их поступкам и интонации. Разумеется, «положительные» интонации станут понятны детям после сравнения их с «отрицательными».
Интонации, выражающие отрицательные чувства или свойства характера, воспитатель должен показать малышам, например, инсценируя какой-нибудь сказочный сюжет, где действуют представители «злых сил»: в их речи может слышаться грубость, злобность, жадность и т. д. — все, что дети оценят как «плохое» и чему не захотят подражать.

Читайте также:  Доу развитие общения ребенка со сверстниками

Литература:
 Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.

Источник

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

воспитатель Моисеева Светлана Сергеевна

Роль развития речевого аппарата в развитии речи ребенка.

  Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

  В моей работе на первом месте стоит  развитие речи ребенка.

Поэтому мною реализуются такие задачи:

-закрепление и автоматизация навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков;

-постановка отсутствующих звуков;

-развитие фонематической стороны речи, различение фонем русского языка, развивать фонематический  слух- учить различать слова начинающиеся на определенный звук;

-развитие подвижности и дифференцированности органов артикуляционного аппарата;

-работа над обогащением лексического материала;

-развитие навыков связной речи, внятной, четкой , неторопливой,

выразительной, интонационной

-совершенствовать диалогическую речь в беседе, отвечать полным ответом.

-развитие мелкой моторики.

    Для реализации этих задач я использую:(1 слайд)

  • Методики Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н. для индивидуальной работы с детьми среднего дошкольного возраста. В пособии предлагается система заданий по развитию речи детей среднего дошкольного возраста.
Читайте также:  Уровни развития и зона ближайшего развития ребенка

Задания включают игры, упражнения и тренинги,        необходимые     для формирования грамматического строя, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова,     развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей данного возраста: внимания, памяти, мышления.(2 слайд)

  • Для групповых занятий с детьми среднего дошкольного возраста я использую методику Цукановой С.П.,Бетц Л.Л. «Учим детей говорить и читать»- она включает в себя три       периода: с 4-5, с 5-6, 6-7 лет. Также в нее включены уже готовые альбомы с картинками и заданиями. В пособии «Учим ребенка говорить и читать» представлена система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Она содержит задачи коррекционного обучения, перспективное планирование содержания обучения, конспекты фронтальных занятий по формированию звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и по обучению грамоте.(3 слайд)
  • Для детей подготовительной группы я использую методику Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий» для преодоления недоразвития фонематической стороны речи. В пособии представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста как в случае речевой патологии, так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.

Дидактический материал (45 тем) построен в виде развернутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам чтения и письма.

     Книга великолепно проиллюстрирована и снабжена наглядным материалом что поможет более успешному усвоению детьми знаний.

В индивидуальной и групповой работе я использую :

1.Дыхательную гимнастику (4 слайд)

 Немаловажную роль для развития устной речи детей играет правильная постановка у них дыхания. Конечно, звуки речи, просодемы образуются при известном положении артикуляционных органов, но при непременном условии: через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из легких.

   Для этого специально разработана картотека дыхательной гимнастики . Каждое занятие начинается с дыхательной гимнастики. Для этого я использую сделанные мною атрибуты, чтобы детям было интересно (снежинки, яблочки, грибочки- листики, вата).

2.Артикуляционную гимнастику(5 слайд)

 Большую часть моей индивидуальной работы занимает артикуляционная гимнастика для развития подвижности органов артикуляционного аппарата.  Мною используются готовые карточки  Крупенчук  О. И. для автоматизации и постановки звуков, которые я даю на выходные родителям для домашней работы.

3.Пальчиковую гимнастику(6 слайд)

Также для развития речи я использую пальчиковую гимнастику, как один из способов развития речи.  (7 слайд)

4.Для  письменной работы  с подготовительной группой  я использую   методику  «Я буду писать правильно» О. С. Гомзяк (альбом упражнений по предупреждению  нарушений письма у детей подготовительной группы)

   Правильно организованная работа с детьми  дошкольного возраста, страдающими ОНР , предполагает работу по профилактике дисграфии. Чем раньше ее начать , тем более эффективной она  будет, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения  состояния ребенка и компенсации дефекта уменьшаются.

    Выполняя задания по данному альбому ,  ребенок  познакомиться  с буквами и их написанием , подготовит руку к письму, научится ориентироваться на листе бумаги, сможет совершенствовать свои пространственные  представления. А упражнения на восстановление букв , дописывание недостающих элементов . сравнение и выбор буквы будут способствовать предупреждению нарушений устной и письменной речи.

   Чтобы выработать нужный нажим , нужно соблюдать следующие правила : писать буквы и продолжать написание узоров  необходимо простым карандашом, а обводить рисунки по контуру и раскрашивать их – цветными карандашами. Систематические занятия по данному альбому принесут положительный эффект  и подготовят ребенка к школе.(8 слайд)

5.Работа со схемами , проговаривание чистоговорок,

дидактические игры.

Таким  образом развитие речевого аппарата играет важную роль в развитии речи ребенка.

Литература:

1.Бардышева Т. Ю.  , Моносова Е. Н.  «Тетрадь логопедических заданий».

2. Цукановой С.П.,Бетц Л.Л. «Учим детей говорить и читать».

3. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий»

4. Крупенчук  О. И. «Логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика».

5.Гомзяк О. С.  «Я буду писать правильно»

Источник